Индийские украшения для тюрбана (эгрет, джига, калги, сарпатти, сарпеш, тура, сехра)
Содержание:
- Туркменистан
- Азербайджан
- Что это за головной убор?
- Головные уборы
- Перуанское чульо
- Источники
- Выбор по сезону
- Кратко о культуре одежды в Индии
- Значение цветовой гаммы
- Головные уборы
- Виды
- В подарок от предков — наследие, хранимое веками
- История и особенности шапки
- Зимние варианты
- Особенности головного убора
- Женские одеяния
- Андская монтера
- Индийский тюрбан — многослойная мудрость бытия
- История появления
- Значение цвета тюрбанов сикхов
Туркменистан
До начала XX столетия туркменки носили одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но и часть лица.
Молодые девушки надевали мягкие шапочки типа тюбетейки. Однако после замужества большинство женщин меняли их на головные уборы с закрывающими нижнюю часть лица занавесками.
О. Челекен: туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021
«Эта традиция связана со старинным обычаем избегания женщиной родни мужа по мужской линии», – отмечает кандидат исторических наук Анна Морозова в своей работе «Традиционная народная одежда туркмен».
Яшмаком (вуалью) для части туркменок служили концы платков или полотнищ, из которых наматывался тюрбан. Концы платков пускали под подбородком, выкладывая на грудь складками. При встрече с мужчиной женщина закрывала ими нижнюю часть лица.
Также были и специальные занавески, входившие в состав головного убора: эсги, дастар и лечек.
Туркменки. Фото: Макс Пенсон
«Они делались из отрезов ткани или специально вытканных шарфов длиною от 1,5 до 3 м, в ширину самой ткани. Концы ткани сшивались, образуя большую петлю или муфту. Молодые женщины делали эсги и дастар из красных шелковых и полушелковых тканей, женщины среднего возраста – из желтой ткани, старые – из белой», – отмечает Анна Морозова.
При выходе из дома поверх головных уборов женщины набрасывали на голову халат-накидку. Это могла быть обычная верхняя одежда или же специальный наголовный халат с деформированными, очень узкими и длинными рукавами, сшитыми сзади.
К специальным халатам-накидкам туркменок относятся пуренджек и чырпы.
Открытка. О. Челекен: женщина-туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021
Пуренджек шили из тонкого зеленого или красного шелка. В отличие от других халатов-накидок он не имел подкладки. Его не вышивали, а украшали серебряными пластинками.
Чырпы обычно шили из желтого, зеленого или белого шелка. Он был на подкладке и украшен вышивкой.
Наголовные халаты туркменок чем-то напоминают паранджу, которую носили узбечки и часть таджичек. Однако в отличие от паранджи к ним не надевали чачван – сетку из конского волоса, которая полностью закрывала лицо и грудь женщины.
Туркменки также носили борик – высокую массивную шапку, которая могла быть разных форм. «Основу борика составлял твердый каркас, который изготовлялся из разнообразных материалов (крашеного холста, бумаги, сшивался из тонкого соломенного жгута, толстых бумажных шнуров)», – пишет Морозова.
Туркменка в борике. Фото: Макс Пенсон
Каркас борика драпировали платками. «Один конец платка свисал на спину, другой, называемый яшмак, проходил свободно под подбородком и прикреплялся с левой стороны головного убора. При встрече с мужчиной женщина, придерживая яшмак зубами, прикрывала им нижнюю часть лица», – продолжает Анна Морозова.
В Туркменистане после прихода советской власти борьба велась как раз против ношения борика. Кампания называлась «Долой борик» и была массовой: карикатуры в журналах, медицинские статьи о том, что головной убор тяжелый и поэтому вредит осанке/спине, здоровью в целом, сатирические песни по радио. Проводили эту кампанию в 60-е годы. Существовали и административные наказания. У того, кто состоял в Коммунистической партии или занимал хотя бы и малозначительный пост, не могло быть жены в борике.
Туркменки во время занятии по ликвидации неграмотности. 1928 год
Финальный аккорд случился в 70-х годах, когда колхозники начали получать паспорта. Для фото на паспорт надо было фотографироваться без головного убора. Желание получить паспорт было сильнее, чем стремление покрывать голову. Процесс отказа от борика пошел быстрее и легче. В те времена в Туркменистане ходила шутка, что для правила фотографироваться на паспорт с непокрытой головой были сделаны два исключения: для папы римского для посещения СССР и Махмуда Эсамбаева (чеченского актера балета, который всегда носил папаху).
В отличие от головных уборов яшмак остался. Но и здесь правила смягчились. Молодые женщины прикрывали рот платком только перед мужской родней мужа. Эта традиция соблюдается и теперь. Но яшмак не распространен везде. Например, на востоке страны в районах реки Амударья или на юго-западе он встречается редко.
Материал сайта «Настоящее Время». Оригинал можно посмотреть здесь.
Азербайджан
До начала 30-х годов XX столетия часть азербайджанок носила одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но иногда и лицо.
В городах женщины при выходе из дома надевали чадру – большое покрывало, закрывающее всю фигуру. Чадра у азербайджанок могла быть самых разных цветов. Лицо при этом прикрывали платком или кружевной сеткой. Такая одежда была характерна для Баку, Бакинского уезда, Нахчывани, Ордубада, Гянджи и Шамахи.
Фото: Александр Соломонович Роинов, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»
Деревенские жительницы чадру надевали редко, лишь при выезде из родного села. Обычно ограничивались перекрыванием рта и носа частью головного платка (яшмаг).
«Чадру шили из гладкой материи черного и темно-синего цвета, а женщины из богатых семей покупали нарядные шелковые покрывала ярких тонов. В Баку чадру изготовляли чаще всего из легких атласных, шелковых или муслиновых тканей. Легкие и мягкие ткани позволяли делать более изысканные и красивые драпировки. Женщины победнее довольствовались чадрой из сатина и ситца. На выход в гости, на свадьбу надевали чадру белого цвета из шелковой ткани в клеточку», – отмечает доктор философии Измира Кулиева в статье «Женские головные уборы как атрибут азербайджанского национального костюма».
«Выходя из дома, наряду с чадрой женщины закрывали лицо полотняным платком (рубенд), в котором перед глазами находятся два сетчатых отверстия, пропускающие лишь слабый свет», – продолжает Кулиева.
Портрет женщины в национальном костюме. Баку. Вторая половина XIX в. МАЭ РАН 2021
Одним из элементов женского головного убора была повязка – чутгу, сшитая в виде узкого чехла. Чутгу повязывали вокруг головы, прикрывая лоб, собирали в нее волосы и закладывали на спину. Поверх чутгу носили платки (шелковый кялагаи, крепдешиновый орпек), шали или чадру. Вместо чутгу как нижний головной убор могли использовать косынку – лячек.
Борьба с чадрой среди азербайджанцев началась в 1908 году с протестов либеральной буржуазии. Однако духовенству удалось подавить сопротивление. Была достигнута договоренность, что протесты прекратят взамен на то, что представительниц буржуазии, одетых в европейском стиле, не будут преследовать.
После прихода советской власти началась кампания за «освобождение женщин Востока» – худжум (наступление). Для азербайджанцев она запомнилась кампанией по снятию чадры, которую, как и центральноазиатскую паранджу, считали символом угнетения женщин.
Фото: Дмитрий Иванович Ермаков, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»
В течение 1929 года от чадры отказались около 270 тысяч азербайджанок. Одной из первых это публично сделала азербайджанская киноактриса, впоследствии известный химик Иззет Мирза Ага кызы Оруджева и четыре ее сестры. Они прилюдно сбросили чадру прямо на бакинской улице, которая тогда так и называлась – Чадровая (сейчас это улица Мирза Ага Алиева, имени отца девушек).
Однако кампания против чадры сталкивалась с сильным сопротивлением. Некоторых женщин, отказавшихся от чадры, родственники выгоняли из дома. В 1930 году отец убил свою дочь Сару Халилову, которая сбросила чадру и пошла работать на фабрику. Ее убийство спровоцировало демонстрации по всей республике.
В 1960 году в Баку поставили памятник освобожденной женщине, это фигура женщины, снимающей чадру. Автор памятника Фуад Абдурахман был вдохновлен персонажем Севиль из пьесы Джафара Джаббарлы «Севиль». Главная героиня проходит путь от затворницы, которую муж выгнал из дома, до сбросившей чадру образованной женщины. В 1929 году по мотивам пьесы был снят фильм. Роль Севиль в нем сыграла Иззет Мирза Ага кызы Оруджева.
Что это за головной убор?
Чалма – предмет гардероба, представляющий собой длинный кусок ткани прямоугольной формы, который следует обматывать вокруг головы. Полотно укладывается в определенной последовательности, благодаря чему создается полноценный головной убор.
Кто носит чалму?
Это изделие первоначально являлась мужским головным убором. Его носили и продолжают исполнять эту традицию сегодня в Азии и Африке, в государствах Аравийского полуострова, в Индии, а также в тех странах, где официальной религией является ислам. Со временем традицию носить данный головной убор переняли и женщины. Сегодня чалма позволяет представительнице прекрасного пола выглядеть стильно и изысканно. А ведь так было не всегда…
Историческая справка
Первое упоминание об этом головном уборе относится к VII в. Рассказ о чалме, помогающей мусульманину стать благочестивым, верным и порядочным человеком содержится в древних Хадисах. В источниках о деяниях и высказываниях пророка Мухаммеда говорится, что именно он заповедовал носить ее всем представителям ислама. Мухаммеду и его сподвижникам этот предмет был необходим для участия в богослужениях.
В XIII веке, во времена существования Арабского Халифата, чалма стала обязательной для всех мужчин. Ее размер зависел от социального статуса человека, а цвет от национальности и вероисповедания. А если человек внезапно умирал, то его головной убор использовали для оборачивания тела усопшего.
В Османской империи XV–XVI столетий чалму максимального размера носил султан. Ее высота подчас достигала более 70 сантиметров. Размер этого головного убора уменьшался в зависимости от положения на карьерной лестнице. А тех, кто надевал изделие, не соответствующее своему социальному статусу, получал общественное презрение и удары палками в качестве наказания за высокомерность.
Цветком царствующей династии в Турции и Иране был тюльпан. Монархи часто носили его в складках чалмы для его украшения. У тюркских народов тюльпан произносится как тюрбан. Именно с этой территории название головного убора попало в Европу, а затем и в Россию.
Чем отличается от тюрбана или хиджаба?
Как и чалма, тюрбан и хиджаб пришли к нам из восточных стран. Люди часто не видят разницы между этими предметами гардероба, но они, безусловно, есть. Тюрбан – головной убор, подходящий как женщинам, так и мужчинам представляющий собой ткань, которой обматывают голову. С персидского языка это слово обозначает «ткань из крапивы».
Хиджаб – женский платок для мусульманок, прикрывающий волосы, шею, губы и нос. Открытыми у женщины остаются только глаза.
Головные уборы
В большинстве индийских штатов мужчины носят тюрбаны, которые заметно изменяются в зависимости от главенствующих в них культуры и обычаев. Головной убор у современных индусов предназначен для различных объединений и обществ, с их помощью можно понять, какую идеологию поддерживает тот или иной человек.
Дастар
Тюрбан, который носят сикхи, называется дастар или пагри. Для них он значит очень многое, прежде всего – это знак доблести и высокой духовности. Сикхи закрывают тюрбаном свои волосы, которые они никогда не стригут.
Пхета
В штате Махараштра тюрбан называют «пхета», так он звучит на языке маратхи. Его носят в торжественных случаях. Раньше эта одежда была обязательной, но с течением времени пхета изменил внешний вид, появились другие варианты.
Майсур-пета
Этот головной убор носили мужчины в городе Майсуре, чаще всего во время официальных встреч с иностранцами или на праздниках. Теперь Майсур-пета служит символом национальных традиций, даже местный университет заменил на них классические академические шапочки.
Раджастхани-пагари
В штате Раджастхан тюрбаны называют пагари. Индиец, взглянув на их обладателей, может сразу определить район проживания и касту
Особое внимание уделено цвету. Белый, как и во многих случаях, означает траур, шафрановый — доблесть
Ганди
Еще во время освободительного движения лидер Махатма Ганди сделал этот тип головного убора популярным. Его цвет – белый. Раньше его носили преимущественно политические деятели, но в настоящее время никаких ограничений не существует.
Перуанское чульо
Чульо — традиционная вязаная шапка народов Перу. Этот головной убор вяжут из шерсти альпаки: он не только защищает местных жителей от горных холодных ветров, но и выглядит достаточно стильно, наверное поэтому их производят на экспорт в другие страны. Помимо удобства и стиля, с этой шапкой связаны некоторые перуанские традиции.
Так, например, с помощью шапки невеста может многое узнать о женихе. Традиционно чульо шьют только мужчины, так вот, если перуанец трудолюбивый, то сквозь его шапку вода будет сочиться медленно, а если лентяй — то быстро вытечет, так как шерсть уложена недостаточно плотно. При этом чульо перуанских священнослужителей украшены вышивкой священных животных: например, верблюдов или кондоров.
Источники
- Textiles, Costumes, and Ornaments of the Western Himalaya. O. C. Handa, New Delhi, 1998.
- The Foundation Of The Composite Culture in India. Malik Mohamed, 2007.
- Индия: Драгоценности покорившие мир. Музеи Московского Кремля, 2014 г.
- Хождение за три моря Афанасия Никитина / Предисл., подгот. текста, пер. и коммент. Н. И. Прокофьева; М.: Советская Россия, 1980
индия#церемониальные регалии#эмаль#
- ← Изумрудные пасхальные яйца Фаберже
- Индийские украшения для волос →
Индийские изумрудные украшения периода империи Великих Моголов
19 марта 2019
Статьи
С самого раннего известного периода Индия была той страной, где ювелирные украшения являлись необходимой…
Выбор по сезону
Правильно подобранная чалма поможет произвести впечатление на окружающих.
Лето
Летом ее надевают даже с купальником. Такой предмет одежды защитит от солнца и добавит образу кокетливость и игривость. Этот роскошный аксессуар должен быть выполнен из легких тканей.
Зима
В зимние холода чалма особенно актуальна. Красивая вязка и использование меховых вставок не только согреют в холодный сезон, но и создадут неповторимый образ.
Демисезон
Модели в межсезонье сочетаются с пальто, куртками и пуховиками. Могут быть выполнены из разных материалов, главное, чтобы в них не было холодно или жарко.
Кратко о культуре одежды в Индии
Сейчас проводится множество споров по поводу того, какой же изначально была индийская одежда. Некоторые утверждают, что изначально, вне зависимости от пола, и мужчины, и женщины носили дхоти. А уже с XIV века пришла и женская традиционная одежда – невероятно красивые сари, которое способно очаровать любого.
Одна из версий того, как могли выглядеть наряды в Древней Индии
Также ведется множество споров по поводу того, как одевались женщины: многие говорят о том, что ранее, когда индийская национальная одежда включала только дхоти, женщины ходили с открытой грудью. Но после времен колонизации появились первые чоли, а также юбки, которые стали одеваться под сари.
Отдельная легенда сопровождает появление сари. Говорят, что древний царь, проиграв все имущество в азартной игре, в попытке отыграться поставил в качестве ставки свою молодую жену. Но, это ему не помогло, и он снова проиграл. Победитель хотел опозорить царя еще больше и решил раздеть его жену прилюдно. Однако Кришна не оставил молодую красавицу в беде и сколько бы победитель царя не разматывал ее сари, он не смог найти его конца. Так у женщин Индии появилось длинное сари, которое олицетворяло их целомудрие и кротость.
Современные сари такие же красивые, как и эта легенда
Значение цветовой гаммы
Цветовая гамма, рисунки, которыми украшены концы тканей на сари и других одеяниях, узоры играют важную роль в создании образа как мужчин, так и женщин. Каждый цвет означает что-то определенное.
Например, красный является наиболее торжественным. Он присутствует и на одеяниях невесты, и на многочисленных украшениях в храмах, и даже цвет специй в Индии – оранжево-красный. Чистый оранжевый цвет символизирует огонь, а также чистоту, которая обретается после испытания огнем. У мужчины это символ отказа от мирских утех, а у женщин – вечная молодость, женственность и уют домашней обители.
Образ индийской невесты
Синий цвет символизирует расцвет силы, мужественности и власти. Многие божества имели костюм или кожу синего цвета. Хотя в некоторых областях этот цвет говорит о том, что его владелец этого одеяния – человек из низшей касты. Это связано в первую очередь с тем, что добыванием синего красителя занимались только бедные люди.
Как бы то ни было, синие наряды выглядят прекрасно
Индийская одежда белого цвета сочетает в себе смешение всех цветов. Этот цвет можно встретить на сари у женщин, которые только овдовели: он олицетворяет их верность и аскетизм. Также белый цвет говорит о чистоте, мире и святости.
Традиционный мужской костюм белого цвета
Особое значение несут в себе узоры и рисунки. Самыми распространенными изображениями на одеждах являются рисунки животных: слона, манго и рыбы. Рыба олицетворяет изобилие, слон – власть, а манго – плодородие.
Головные уборы
Женщины не носили головные уборы, а предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты либо надевали декоративные обручи. А вот для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных видов:
- датар;
- пхета;
- ганди;
- май-сур-пета;
- раджастхани-пагари.
Для индусов считалось очень важным защищать свои волосы от сглаза, так как они олицетворяли их мужество. По виду тюрбана можно было судить к какой касте или штату относится этот человек. В наше же время их надевают только по случаю особенного мероприятия, так, выпускникам университетов вместо привычной нам четырехугольной шапочки «бонет» вручают майсур-пету.
Виды
Индийские ткани славятся необычайно ярким подбором цветов, выразительностью орнаментов, разнообразными техниками. Издавна бенаресский шелк и парчу скупали торговцы. И в настоящее время для тканей, произведенных в Бенаресе, характерны сложные узоры и сияние золотого шитья. Всем известная парча или кинхаб — лучшее творение местных ткачей. Один из ее вариантов — химру, парча из шелка и хлопка.
Тканые рисунки в технике икат и двойной икат украшают ткани, созданные в штатах Гуджарат, Орисса, а также в Андхра Прадеш. Украшенный орнаментом-купоном шелк канчипуран изготавливают на юге Индии. Он отличается особой плотностью и цветовыми переливами. Местный шелк тассар, муга, энди получают не от шелковичных червей.
В подарок от предков — наследие, хранимое веками
Современные последователи сикхских учений получили индийский тюрбан, который бережно пронесли через многие столетия своей уникальной истории. Тюрбан имеет весьма серьезное значение для сегодняшних членов хальсы, которые обязаны всегда иметь при себе настоящие признаки собственной принадлежности. Первый признак — это кэш, то есть волосы, усы, а также и борода, к которым никогда не касались ножницы. Мужчины всегда берегут свои волосы в полном порядке, тщательно ухаживают за ними, а повседневной жизни закалывают в высокую прическу, которая и накрывается тюрбаном, чтобы оберегать и хранить их.
Мальчики могут попросту собрать свой кэш в высокий хвост, но мужчине, у которого уже есть борода или усы, а тем более женатому, появление на людях без тюрбана — настоящий позор. Чаще всего современные тюрбаны имеют длину 3–7 метров, но все индивидуально и зависит от личных желаний, да еще от степени посвящения.
История и особенности шапки
Шапка-чалма – головной убор, присущий представителям Азии, Северной Африки, Индии и Аравийского полуострова. Аксессуар часто называют тюрбаном, так как он имеет визуальное сходство с последним. Как правило, – это ткань, намотанная вокруг головы, в отличие от тюрбана чалма имеет меньшие размеры.
Объем шапки и цвет носил у народностей свой определенный смысл, разграничивающий ранги и статус обладателей. В современном мире такие модели имеют ритуальное или декоративное значение.
Вязаная шапка-чалма, декорированная брошью, отлично выглядит в сочетании с шубой. Вписывается как в повседневный, так и в вечерний образы.
Шапка-чалма белого цвета создаст стильный образ с пиджаком черного тона с белой отделкой на широком воротнике. Хорошо смотрится в деловом луке.
Элегантная шапка-чалма в ретро-стиле составит гармоничный ансамбль с тонким пальто, декорированным мехом. Подойдет для тематических винтажных образов.
Высокая вязаная шапка-чалма, украшенная брошью, станет главным акцентом образа. Отлично сочетается с одеждой в вечернем стиле.
Оригинальная шапка-чалма приглушенного темно-желтого цвета дополнит жакет черного оттенка. Великолепно смотрится на брюнетках с теплым тоном кожи.
Шапка-чалма темно-зеленого цвета гармонирует с блузой розового оттенка с короткими рукавами и округлым вырезом в области декольте и юбкой зеленого тона расклешенного покроя.
Существует огромное количество способов завязывания чалмы. Возникновение данного головного убора стала необходимостью, так как он защищал от палящего солнца пустынь, спускающийся край обеспечивал спасение от пыли, закрывая лицо. Во многих случаях чалма визуально увеличивала рост.
Пришедшая с Востока мода на чалму, прочно закрепилась в Европе после крестовых походов. Изделие носили как кавалеры, так и дамы. Особый пик популярности аксессуара приходится на период истории, связанный с походом Наполеона в Египет.
Шапка-чалма черного цвета хорошо смотрится с костюмом с шахматным принтом, состоящим из жакета с баской, с объемными укороченными рукавами и юбки прямого фасона, длиной ниже колен. Завершат образ круглая сумка и туфли черной расцветки на высоком каблуке.
Шапка-чалма черного цвета будет отлично выглядеть с укороченным топом, юбкой расклешенного силуэта, длиной ниже колен, прямым жакетом черного тона, сумкой розового оттенка и ботильонами черной расцветки на платформе.
Шапка-чалма черного цвета создаст стильный образ с блузкой с объемными длинными рукавами, короткими шортами с завышенной талией, объемной сумкой и туфлями черной расцветки на высоком каблуке.
Шапка-чалма темно-синего цвета составит гармоничный ансамбль с платьем белого оттенка, свободного покроя, длиной выше колен и туфлями бежевой расцветки на высокой платформе.
В Средней Азии чалму не имели права надевать поденщики и бедные горожане. Головной убор мог быть домашним и праздничным. Он легко трансформировался в пояс-кушак.
В современной моде исчезло основное предназначение данного головного убора, как показателя статуса и защиты от неблагоприятных природных условий. Чалма стала стильным аксессуаром, подчеркивающим индивидуальность. Дизайнеры обильно декорируют свои изделия и создают новые фасоны.
Шапка-чалма зеленого цвета сочетается с топом черного тона, юбкой желтого оттенка с орнаментом, расклешенного фасона, длиной выше колен, клатчем и босоножками на плоской подошве.
Шапка-чалма серого цвета дополнит платье розового оттенка, прямого силуэта, длиной до колен, с короткими рукавами, плащ с принтом, объемную сумку и босоножки белой расцветки на высоком каблуке.
Зимние варианты
Зимой большинство дам предпочитают вязаные шапки, которые нередко изготавливают своими руками. Если вы хотите связать тюрбан, но не уверенны в своих творческих способностях, используйте готовое описание шапки-чалмы. Самая простая модель представляет собой шарф, сложенный и сшитый определенным образом, с такой задачей справится даже ребенок. Украсить головной убор можно брошью собственного изготовления или купить готовый декор в магазине бижутерии.
Для зимнего варианта важно правильно выбрать пряжу, чтобы тюрбан держал форму, был теплым и приятным на ощупь. Чаще всего вязальщицы используют смесовую пряжу, в составе которой присутствуют как натуральные, так и синтетические волокна
Обращайте внимание на состав ткани – если преобладают натуральные волокна, шапка будет теплой, если искусственные – простой в уходе и долговечной. Не стоит использовать пряжу с ангорой – на ней быстро образуются катышки, она плохо переносит стирку
Лучше искать в составе мохер, альпака или гипоаллергенную верблюжью шерсть. Из искусственных волокон не вызывают сомнений акрил и полиэстер, в небольших количествах может быть добавлен нейлон или лайкра – эти волокна повышают эластичность изделия и не дают ему деформироваться при стирке.
Для многих женщин вязаная шапка-чалма до сих пор является чем-то этническим и неуместным в повседневной жизни. Но дизайнеры думают иначе и предлагают интересные модели тюрбанов для холодного времени года. Чаще всего тюрбаны вяжут простой вязкой по типу резинки – вся изюминка заключается в переплетениях полона. Также немаловажную роль играет декор, в качестве которого используются сверкающие броши.
Не обошли вниманием модельеры и другие материалы – на подиумах были представлены зимние варианты из фетра, бархата и даже натурального меха. В 2021 году шапка-чалма покорила многих звезд: Ксения Собчак, Сара Джессика Паркер, Кайли Миноуг, Сальма Хайек, Ульяна Сергеенко, Джениффер Лопес и другие знаменитости облюбовали этот фасон головного убора
На фото – вязаная шапка-чалма в сочетании с роскошным объемным полушубком, такой комплект смотрится солидно и статусно:
Сверкающая брошь на шапке может быть главным и единственным ювелирным украшением в вашем образе или быть дополнена крупными серьгами. Отлично сочетается вязаная чалма с прямым пальто и платьем-футляром, приталенным пальто или плащом. Попробуйте надеть тюрбан с пуховиком – идеально подойдут модные модели оверсайз, пуховик-одеяло, пуховик-платье.
Замечательно тюрбаны сочетаются с шалями и пончо, которые можно надеть поверх тонкого пальто или плаща. Кожаные куртки, жакеты и пуховики стойко выдерживают соседство с вязаной чалмой. Если классическая бини заметно упрощает образ, то оригинальная чалма делает наряд изысканным и модным.
Особенности головного убора
Кепками принято называть мягкие головные уборы с козырьком. Эта деталь выполняет важную функцию – защищает глаза от прямых солнечных лучей, не ограничивая при этом боковой обзор. Первоначально подобные головные уборы были распространены в армии. Во Франции в начале XIX века они пришли на смену высоким цилиндрическим киверам, у которых имелся козырек. Военный атрибут называли кепи (képi). В России «шапки нового образца» использовали с 1862 года. В этот же период они появляются на другом континенте, в Америке. Головной убор был комфортен, практически ничего не весил, а при необходимости легко сворачивался, занимая немного места в солдатской сумке.
В Англии кепки существовали с XVI века. Чтобы стимулировать потребление шерсти, британским парламентом в 1571 году был принят закон, по которому мужчин неблагородного происхождения подвергали штрафу за хождение в выходные дни с непокрытой головой. Кепка оказалась недорогим и удобным решением этой проблемы. Ее популярность в среде рабочих сохранялась до середины прошлого столетия. Головной убор отлично подходил для езды в автомобиле, работы в мастерской, на строительной площадке. Плоские кепки у многих до сих пор ассоциируются с рабочей униформой.
С ростом популярности американского футбола появилась бейсболка. Понадобилось почти сто лет, чтобы усовершенствовать и закрепить единый стандарт спортивного атрибута. Он отличается от классического варианта высокой круглой тульей и увеличенным козырьком.
Женские одеяния
Как мужская, так и женская одежда в этой стране имеет свои правила и традиции ношения. Самыми распространенными одеяниями являются сари, хагра-чоли, шальвар-камиз, чуридар-курта, патту-павадай и мекхела-чадор.
Сари – это традиционная национальная женская одежда. Ее носят как молодые, так и более зрелые дамы из разных сословий. Еще один костюм, который так любят индианки, особенно незамужние, это Хагра и чоли.
Хагра – это не что иное, как длинная юбка, а чоли – короткая блузка. С уверенностью можно сказать, что такие наряды каждый видел в красочных индийских фильмах. И если ранее этот наряд был доступен только женщинам с высших сословий, то сейчас он популярен на всей планете.
Шальвары – это невероятно удобные шаровары, которые собираются манжетом на лодыжке. Носятся они обычно вместе с камиз, которая представляет собой приталенную рубашку с разрезами по бокам.
В Индии некоторые девушки добавляют третий компонент к этому костюму – вуаль, которая ниспадает с головы и плеч. Некоторые утверждают, что это не чисто костюм с индийскими корнями, а скорее монгольский.
Традиционный женский образ Индии
Андская монтера
Эта практически плоская широкополая шляпа чёрного цвета была украшена красной лентой и иногда красными помпонами, свисающими по краям головного убора. Раньше существовало огромное количество разновидностей таких шляп, но к концу 20-го века прочно утвердился базовый фасон плоской дискообразной монтеры.
Монтеры украшают красивыми узорами, чаще всего — крестом на макушке. По традициям народов Анд, если мужчина или женщина украшают монтеру цветами, то это значит, что они находятся в поиске пары, если на шляпе цветов нет — значит состоят в браке. Своеобразный вид монтеры у испанских матадоров: она представляет собой шерстяную треуголку, которую традиционно надевают на бой с быком.
Индийский тюрбан — многослойная мудрость бытия
Само слово тюрбан имеет персидское происхождение, и означало оно попросту достаточно длинный отрез ткани, который и предназначался для обматывания вокруг головы специальным способом. На санскрите тюрбан назван паком, а вот на севере Индии, в штате Пенджаб, где и живут пресловутые хранители древних знаний, каста сикхов, этот головной убор называют пагри или попросту паг. В уважительном варианте название будет звучать, как дастаар.
В древности, еще до того, как были придуманы короны, знатные люди носили тюрбаны из тонкой, муслиновой ткани, которые служили знаком того, что перед вами человек умный, наделенный мудростью, высокой духовностью и властью. Именно в складках своих тюрбанов, которые порой достигали веса в 25–30 килограмм, аристократы хранили драгоценные камни и золото, печати и тайные документы. Кроме того, ношение на голове тюрбана полностью перекрывало возможность злоумышленнику взять контроль над Аджна-чакрой, то есть главным энергетическим потоком, потому ткань должны была быть исключительно натуральной, самой дорогой и высококачественной.
История появления
Чалма — древний головной убор, ее носят во многих странах Востока, начиная от Египта и заканчивая Индией. Чалма необходимый элемент одежды любого мусульманина. Исследователи утверждают, что известно около тысячи вариантов завязывания этого головного убора, обязательное требование — открытый лоб.
В арабско-мусульманских странах чалма тесно связана с религией. Пророк Мухаммад велел мусульманам носить чалму. Регламентирована длина, она составляет семь локтей, что примерно равно 2,5–3 метрам.
Во время существования Багдадского Халифата VII-IX вв. черный цвет этого головного убора стал самым распространенным. По ее форме, цвету и размеру можно было получить информацию о человеке. Так, начиная с XIII века, голубая чалма предназначалась для христиан, красная – для огнепоклонников, желтая – для евреев.
В XV-XVI веках в Египте особое внимание уделялось размерам и украшению. Так, султан носил самую большую и дорогую чалму
Если кто-либо начинал носить чалму, не соответствовавшую его положению в обществе, жестоко наказывали.
Традиции, связанные с чалмой
Способы ношения, подвязывания и цвет у представителей разных стран отличаются. У мусульман Индии после завязывания, один из концов должен был оставаться на груди. В арабских странах право на ношение зеленой, черной чалмы имели прямые потомки Пророка. В Египте между складками ткани головного убора прячут деньги. Жители Сахары использую чалму для спасения от песка, солнца. Поэтому они закрывают тканью практически всю голову, оставляя на лице открытыми только глаза. В Судане распространена белая чалма. В Ираке по цвету головного убора определяют, из какого племени владелец. Чалма со временем стала предметом, который носят женщины и мужчины разных вероисповеданий, сословий, национальностей.
Распространение в Европе
Чалма была завезена в Европу в XVII веке. В первое время ее носили, как элемент восточного наряда на маскарадах. Ее дорого украшали, чтобы подчеркнуть знатность владельца. В конце XVIII начале XIX века, когда увеличились торговые связи с Индией чалма постепенно стала входить в моду. Мария Антуанетта, печально известная французская королева, очень благосклонно относилась к этому новшеству.
Распространение чалмы в 20 веке
В XX веке распространение чалмы связано со стилем Арт-Деко, который стал модным в 20-е годы. Чалма стала одним из желанных предметов одежды женщин. Поль Пуаре — знаменитый модельер из Парижа, активно продвигал моду на этнические мотивы, в том числе и чалму. В это время было модно все восточное, в одежде и интерьере. Одной из первых одела этот головной убор известный французский дизайнер мадам Грэ, довольно скоро ее примеру проследовали и другие парижские модницы.
Первыми, кто стал появляться в чалме на экране стали актрисы немого кино. Позднее, знаменитости мирового кино — Марлен Дитрих, Софи Лорен, Элизабет Тейлор и Барбара Стрейзанд.
В начале 2000-х модельеры снова обратили внимание на чалму, она стала популярна на улицах многих городов. Чалма универсальна, ее можно использовать с верхней одеждой и вечерними нарядами
https://youtube.com/watch?v=qR-a9XK-Xzk
Значение цвета тюрбанов сикхов
Ослепительно-белый тюрбан могут носить только члены касты намдхари
. Характерной отличительной особенностью такого убора становиться прямая намотка, без угла надо лбом. Если же сикхи
из иных каст носят белый пагри
, это означает, что они в трауре.
Розоватые и бледно-оранжевые тюрбаны можно надеть на свадьбу, причем как на свою собственную, так и на торжество друзей или родственников, это праздничный дастаар
.
Ядовито-кислотный желтый цвет тюрбана или пага подойдет к весеннему празднику Байсакхи
.
Воины секты Акали ранее носили исключительно черные, словно вороново крыло, тюрбаны, но сейчас сменили их на стальные или темно-синие.
Красный, оранжевый, зеленый тюрбаны — это своего рода повседневная одежда, которую можно разнообразить по-своему.
Тюрбаны цвета хаки вошли в комплект военной формы сикхов
, которые служат в армии Индии.