Горькая дыня (карела)
Содержание:
- Калитки и сканцы
- Женские костюмы
- Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась
- Жизнь
- Покупка молодого попугая корелла
- История
- Особенности верхней одежды
- Карелы и их предки
- Карельские топонимы, которые удивляют
- Жизнь в пограничъе
- Что носили женщины
- Как одевались мужчины
- Пироги с рыбой
- Традиции
- Немного из истории вида
- Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов
- Авторы Гайдпарка
- Хозяйство
- Поведение и рацион
- Культура
Калитки и сканцы
Калитки — открытые пирожки — сейчас пекут и из пшеничной муки, а древний рецепт предусматривает только ржаную. Раньше в начинку для калиток шли каши — в первую очередь перловая. В наши дни эти пирожки готовят с картофелем, грибами, ягодами, творогом или брынзой.
Считается, что рецепт калиток карелы позаимствовали у вепсов — хлебосольных представителей одного из древнейших фино-угорских народов. Из кухни вепсов пришли и сканцы — фактически это основа будущих калиток, которые подают и отдельно, в виде тонких очень лепешек. Как говаривали карелы, хороший сканец — такой, на который если подуешь — он поднимется над столом.
Женские костюмы
К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.
Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?
Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть — холщевая — ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.
Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха. Но был и другой тип юбки — простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани. Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.
Другой вариант нарубашечной одежды — сарафан — первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался «круглый».
На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.
Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась
Наиболее высокий уровень развития и ускоренные темпы ассимиляции наблюдались у оседлых племен, которые обитали на территориях, прилегающих к крупным проходным рекам и озерам. Близость к этим главным транспортным артериям изначально способствовала контактам с более цивилизованными соседями.
Норвежский мореход Оттар из Холугаланда в IX веке добрался до устья Северной Двины и оставил свидетельства, которые приводит в своих хрониках конца IX века англо-саксонский король Альфред Великий. Согласно Оттару, уже в конце IX века обитатели устья Северной Двины жили в городе, торговали на ярмарках, промышляли судоходством и занимались земледелием.
Согласно археологическим данным, финно-угры строили укрепленные городки не только на территории нынешней Архангельской области, но и в Карелии, и на севере Вологодчины. Рядом с городищами находят железные и серебряные и позолоченные предметы обихода. Ряд ученых считают, что северная чудь с древних времен владела навыками обработки металлов, хотя до сих пор это вопрос спорный. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок.
Что касается внешности северных чудинов, то наверняка многим знакомо словосочетание «чудь белоглазая». И действительно, светло-серый оттенок глаз характерен для многих финно-угорских народностей. Нередко не привыкшим к активному солнцу чудинам также приписывают красный цвет кожи. Русские, нормандские и финно-угорские народные предания упоминают не только о своеобразной внешности чуди и их сверхъестественных способностях, но и о загадочном исчезновении этого племени.
В самом деле, русская пословица в словаре В. Даля «Чудь живьем закопалась» возникла не на пустом месте. О том, что вся чудь когда-то ушла под землю, гласят многочисленные финно-угорские легенды. Согласно северному преданию, однажды там, где испокон веков обитала чудь, вдруг стали расти белые березы, которых раньше здесь никогда не видели. Древнее пророчество указывало на то, что пришло время освободить чуди землю для белого народа и их царя, который придет сюда и установит свой порядок. Чудины выкопали большие и глубокие ямы, на их краях поставили стойки, удерживающие сруб, и навалили сверху тяжелые камни. Спустившись в свои могилы, они вырвали стойки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).
Созвучны с этим и предания коми-пермяков, которые гласят, что соседняя чудь не хотела принимать христианство и добровольно закапывала себя в землю. Таким образом, это племя якобы полностью исчезло, и его место заняли пермяки.
Картина Н.К. Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год
На самом деле вряд ли ритуальные самозакапывания чуди носили массовый и повсеместный характер. Чудские поселения в Заволочье были известны до XVI века, а отдельные группы коренных жителей севера дожили вплоть до XIX столетия. Все это время миссионеры активно проповедовали православие среди местных язычников в самых удаленных уголках Русского Севера, и далеко не все из аборигенов готовы были умирать за своих идолов. О том, что многие язычники обретали по доброй воле христианскую веру, свидетельствуют жития преподобных Кирилла Челмогорского, Варлаама Важского, Феодорита Кольского, а также упомянутых Герасима Вологодского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.
Монах против колдуна: кто кого? — Трудная история христианской проповеди на Русском Севере
Крещеная чудь легко ассимилировалась среди русских, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.
Другая часть заволоцкой чуди мигрировала на восток, смешиваясь с родственными пермяками, зырянами и югрой. Третья часть коренных жителей Заволочья отправилась на запад, в область нынешней Финляндии, где участвовала в формировании финского этноса вместе с братскими племенами суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, чудская емь), саамов (лопарей) и карел.
В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области.
5
Жизнь
Малочисленный карельский народ претерпел большие лишения. Из-за близкого расположения рядом с границами европейских государств население постоянно подвергалось нападениям, войнам. Сельские жители часто страдали от голода, налоговых поборов. Новгородское государство, а затем и Московское, облагали поселения высокими сборами. Затем, в начале 20 века это же стали делать большевики. В 1922 году произошло восстание карелов против произвола советской власти. После его подавления многие жители вынуждены были скрываться вдали от родины. Это вызвало падение численности коренного населения.
Основными занятиями карелов в мирное время были рыбная ловля и охота. Также они разводили лошадей, овец, коров, оленей. Благодаря этому население получало мясо, шерсть, молоко. Было развито как морское, так и речное рыболовство. Этому способствовало большое количество пресноводных озер и рек на территории Карелии, близость к морю. Рыбу ловили с помощью сетей и ловушек. В горных и лесных районах охотники добывали диких зверей и птиц. Для охоты использовали лук со стрелами, ружья. Из шкур животных шили одежду. У карелов имелись лыжи, сани для передвижения. Для рыбалки применялись плоты, лодки.
Карелы занимались и возделыванием земли. Они выращивали корнеплоды (морковь, свеклу, картофель), зерновые культуры. Были распространены рожь, ячмень, овес, также сажали горох. Для изготовления материала жители сеяли лен, коноплю. Сельчане пользовались дарами природы: ягодами, грибами, съедобными растениями. В лесу собирали смолу, заготавливали бревна для строительства домов. Добыча дикого меда позднее превратилась в домашнее пчеловодство. Карелы добывали железную и медную руду, знали ковку, литье. Они работали с бронзой, медью, серебром. Из металла делали оружие, предметы быта. Из ремесел были развиты:
- Кузнечное дело.
- Изготовление драгоценных украшений.
- Резьба по дереву.
- Скорняжное производство.
- Плетение из бересты.
- Пошив одежды.
- Изготовление посуды.
Покупка молодого попугая корелла
Кореллы очень популярны в качестве домашних питомцев. Купить симпатичного попугайчика совсем не трудно – этих пестрых птиц продают повсеместно. На удачный выбор попугая можно надеяться, если за покупкой вы пришли в специализированный питомник или к надежному, честному заводчику. В зоомагазине тоже есть возможность найти хорошую птицу, ведь туда попадают пернатые от тех же заводчиков.
Присматриваясь к предложенным на выбор особям, обращайте внимание на внешние приметы возраста: оперение, глаза, хохолок, клюв и лапы. У представителей мутационных окрасов важен цвет пера
Постоянную окраску эти кореллы приобретают по прошествии двух циклов линьки. Первый этап начинается в 3-4 месяца и длится около полугода. Вторая линька завершается к двум годам.
Взрослую птицу не следует покупать, так как она может оказаться неуживчивой, необщительной. Лучше всего брать птенца в возрасте 2-3 месяца, когда он уже умеет летать и самостоятельно питаться. Он обходится без родителей, познает мир, к тому же с гораздо интереснее.
История
Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях. Они относятся к 10-11 векам. Эти народы заселяли северо-запад реки Ладоги. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До 17 века главным городом карелов считался Корела, который в настоящее время называется Приозерском. Историки упоминают о Карельском княжестве, которое являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. Новгород способствовал укреплению этого района, так как он играл важную роль в обороне от шведов.
Многочисленные войны в этом регионе способствовали частой миграции населения и его территориальному разделению. В 16 веке часть Карелии отошла к шведам. При этом жителям захваченных земель пришлось сменить веру, и они обратились в католиков. Часть православного населения бежала в Тверскую область. После Северной войны (18 век), в которой Швеция потерпела поражение, Россия забрала свои территории. В 20 веке пертурбации продолжились. В соответствии с договором 1940 года, Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. В 1944 году советская армия вновь заняла многострадальный район, после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.
Особенности верхней одежды
Какой национальный костюм у карелов предназначался «для улицы»? В большинстве случаев такая одежда производилась из домотканого сукна, холста, использовался мех. Кафтан был практически одинаковым у представителей обоих полов. Спинка могла быть прямой или отрезной, часто обладала сборками по талии, на спине. Рукава в основном делались длинными.
Шубы карелами использовались чаще всего в длительных путешествиях. Модели разнообразием не отличались: тулупы или одежда «в талию». Для их создания бедные люди использовали овчину, богатые предпочитали мех зайцев, лис. Пуговиц могло быть две-три.
В холодное время года также применялись шерстяные шарфы, платки. Рукавицы делали из меха, кожи, популярностью пользовались и варежки, вязаные из овечьей шерсти.
Карелы и их предки
История Карелии поражает обилием событий, но, как ни странно, сами карелы — этнос достаточно молодой. Как считает большая часть учёных, сформировались они в Средние века. Предками этих племён стали этнические ветви, отсоединившиеся от народа весь (в дальнейшем они стали вепсами).
До появления прародителей карелов на Карельском перешейке проживали саамы, небольшое финно-угорское племя. Вероятно, прибывшие с юга завоеватели установили власть над землями, смешиваясь с саамскими общинами. Процесс ассимиляции породил совершенно новый этнос, что имел характерные черты ряда народностей, ставших его основой. Кроме того, непосредственно карельская группа разделяется на самих карелов, ливвиков и людиков.
Карельские дети. Повенецкий уезд, Олонецкая губерния. 1901 год / Фотограф И.А.Никольский / Из фондов Национального архива республики Карелия
В антропологическом плане эти племена не различаются, однако разговаривают на разных диалектах карельского языка. Также в карельском этносе можно выделить субэтнос лаппи, представители которого издавна проживают у Сегозера. Несмотря на то, что лаппи практически полностью смешались с карелами, они сохранили многие самобытные черты культуры, древние необычные обряды и верования.
Как видите, малочисленный народ является достаточно сложным в плане своей структуры, и это лишний раз доказывает особенности долгого процесса формирования, что и сегодня по-разному трактуется различными историками.
Карел-пастух. Повенецкий уезд, Олонецкая губерния. 1901 год / Фотограф И.А.Никольский / Из фондов Национального архива республики Карелия
Карельские топонимы, которые удивляют
Есть еще несколько туристических мест с интересными названиями и значениями. Расскажу о них в алфавитном порядке.
Ахвенкоски. С финского название водопадов переводится как «окунёвый порог». Рыба, действительно, нерестится в этих местах, но штурмовать водопады больше любят лососевые.
Воттоваара означает «гора победителей». Здесь находятся магические сейды и мощная каменная лестница.
Кивач – дословно «белая или снежная гора». Этот падун, и правда, похож на бурлящую пеной водяную гору.
Еще есть версия, что название водопада Кивач пошло от финского слова «kiivas», которое значит «стремительный или мощный» / фото Анны Пыльцыной
Про Куйтежу рассказывают смешную байку. Когда Петр I инспектировал олонецкую губернию, он спросил у жителей безымянной деревни: «Чем занимаетесь?» Местные ответили: «Куём!», на что царь рассмеялся: «Куйте же!» и повторил это несколько раз. Так название и закрепилось.
Кукковка образовалась не от русской кукушки. Местным жителям нравится идея происхождения топонима от финского kuk, icukkoi — «петух». Там даже памятник петуху стоит.
Соломенное. Я была уверена, что название этого района в Петрозаводске произошло от русского слова «солома». Вот и нет. Оно родилось из финского salmi — «пролив». Кстати, Петрозаводская губа раньше звалась Соломялахтой.
Сортавала переводят с финского как «рассекающий». Город, действительно, рассекает на две части залив.
Гостиница «Сеурахуоне» (1909 г.) находится в центре Сортавалы. Название переводится с финского как «общественный дом», то есть городской клуб / фото Анны Пыльцыной
Юканкоски. Водопад назвали в честь проживавшего неподалёку от него финна по имени Юкка. Крестьяне так и говорили: у Юккина порога.
Красивое озеро Янисъярви называют по-русски Заячьим озером. Зайцев тут нет, но полно любителей НЛО. Они рассказывают, что по ночам над водоемом летают огненные шары.
Жизнь в пограничъе
Первые сведения о предках современных карелов можно найти в русских летописях X-XI веков. Они проживали на территории к северо-западу от Ладоги, которая в то время входила в состав Новгородского государства. Историки упоминают о Карельском княжестве, которое являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. В эпоху викингов карелы были известны своей воинственностью. Известно, что они убили конунга Ивара Широкие Объятья, а карельское войско несколько раз захватывало городища шведов в Финляндии. При этом они грабили и убивали христианских священников. В 1187 году карелы даже захватили и сожгли древнюю столицу Швеции Сигтун. Они часто выступали как союзники или вассалы Новгорода и регулярно поставляли войска в княжескую дружину. Новгород играл важную роль в обороне от шведов. Вплоть до XVII века главным городом карел считался Корела (ныне Приозерск). Находясь на границе нескольких государств, этот регион постоянно попадал в зону боевых действий, результатом которых становилось территориальное разделение. Так, в XVI веке часть Карелии отошла к шведам, и некоторые местные жители приняли католичество. При этом часть православного населения бежала в Тверскую область. Однако в Северной войне в XVIII веке Швеция потерпела поражение, и Россия вернула свои территории. В XX веке миграции продолжились. В 1940 году Карельский перешеек вошёл в состав СССР, а спустя год вновь возвратился в Финляндию. Но ненадолго. Уже в 1944 году советская армия вновь захватила перешеек. Все эти годы местное население несколько раз переезжало из одной страны в другую, но на территории Карелии всё же сумело сохранить свою самобытность. Проживающие же в Финляндии карелы практически ассимилировались с местным населением. Несмотря на перенесённые лишения, миграции и неопределённость, карелы сумели сохранить присущий им оптимизм и народные традиции. Различные исследователи постоянно отмечали высокую нравственность и мягкий характер этого народа. Воровство чужой собственности представляло исключительное явление, а об убийствах рассказывали лишь древние предания. Если же учесть, что среди карел практически не было пьянства, то вполне понятно и отсутствие семейного самодурства и мужского деспотизма в семьях.
Что носили женщины
Как выглядит национальный костюм карелов, предназначенный для прекрасного пола? Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него. Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком — пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов. Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.
Немного иначе выглядел комплект, предназначенный для праздника. В этом случае передник имел завязки, расположенные на спине, и дополнялся яркой лентой. По ней можно было понять, замужем девушка или еще пребывает в поиске суженого. В первом случае этот кусок материала завязывался спереди, во втором – на боку.
При подготовке праздничного облачения повышенное внимание уделялось платку. Аксессуар создавался из дорогих материалов, украшался вышивкой, бахрома отсутствовала
Вещь набрасывалась на плечи, концы соединялись на груди.
Как одевались мужчины
Если сравнивать одежду представителей противоположных полов, мужской наряд проигрывал женскому в плане оригинальности. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото показывают, что они редко забывали дополнить его головным убором.
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка, изготовленная изо льна, наделенная стоячим узким воротником. Или длинный вариант, который надевался навыпуск, доставал до колен, изготавливался из домотканого холста. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками.
Пояса, которые являлись неизменной частью карельского костюма, в большинстве случаев производились из кожи, также могли быть вязаными. Подпоясывались мужчины традиционно в два оборота. Наряды детей ограничивались рубашками, первые штаны подростку полагались лишь после первого участка, лично им вспаханного.
Пироги с рыбой
Обычным способом, без душка, солили сигов, язей, щук и окуней, лещей и подлещиков, судаков, плотву, и главную рыбу — ряпушку. Летний улов также шел на сушку в печи.
Карельская кухня — это в первую очередь блюда из рыбы. Одно из знаменитых национальных блюд — рыбник. Этот закрытый пирог из теста с рыбой — старинное обрядовое блюдо Карелии. Принцип приготовления очень простой — выпотрошенную рыбу заворачивают в тонкую лепешку из теста — традиционно ржаного на закваске — и отправляют в печь. Крупную рыбу при этом режут на куски, а ту, что помельче, кладут целиком.
В рыбнике рыба запекается прямо с чешуей. Пироги могут быть самой разной формы — от круглых до треугольных, повторяющих силуэт запеченной рыбы. Изначально рыбники были не только едой, но и съедобной «посудой». В качестве хлеба использовали верхнюю корку, срезав ее с пропитанного соками пирога. Кстати, пшеничными рыбники стали только в ХХ веке.
Разновидность рыбников — «подорожник» с молоками и печенью налима: их отваривали, измельчали, добавляли мелко нарезанный репчатый лук. Пекли такие пирожки при богатом улове и, как следует из названия, брали в дорогу.
Традиции
За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Например, водным миром правили водяные, русалки. Если они были не в духе, то вредили людям, насылали на море непогоду, не давали ловиться рыбе. Повелителями ветров считались четверо братьев (по сторонам света). У каждого был свой характер, что влияло на воздушные массы. К примеру, южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Духа огня представляли, как мужчину с огромной рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих правила (сжечь посевы или дом). Также существовали различные мифические сущности — кикиморы, лешие и прочие.
Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.
У карелов существует древний обычай, называемый карсикко. Он распространен у многих финно-угорских племен. Термин происходит от финского кarsia, в переводе означающего «обрубка, отделение части от целого». Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от него отрубают ветки в определенном порядке. Оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или наоборот, очищают от них ствол, оставив 1-2 в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам:
- свадьба
- приход гостя
- смерть
- привлечение удачи на охоте, рыбалке.
Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.
Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:
- 1.Сажать растения можно только на растущую луну, чтобы они хорошо росли. Пропалывать — на убывающую.
- 2.Сеять рожь следует натощак и только ранним утром, когда солнце еще не взошло. Это нужно для того, чтобы дух земли сжалился над голодным человеком и послал хороший урожай.
- 3.После того, как земля засеяна, она считается беременной. Детям запрещают прыгать, качаться на качелях, чтобы не беспокоить матушку-землю.
- 4.После уборки зерна на поле оставляют неубранными колоски и склоняют их к земле, чтобы ее сила восстановилась.
Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.
Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.
Немного из истории вида
Родина корелл – Австралия. Анималист и орнитолог Джон Гульд предпринял в 1838 – 1840 годах зоологическую экспедицию на материк. Он вывез около восьмисот птиц и семидесяти животных. По возвращении в Великобританию ученый систематизировал свои труды, итогом которых стала книга «Птицы Австралии». В той части, которая посвящена попугаям, орнитолог рассказывает все о кореллах: их образе жизни, внешнем виде.
Европа впервые увидела корелл в сороковых годах девятнадцатого века. Из Парижа птицы усилиями частных заводчиков распространились по европейской части Евразии. После 1960 года Австралия ввела запрет на вывоз попугаев за пределы страны. Дальнейшее разведение и селекция происходили уже без участия диких представителей.
Рабочая и верхняя одежда в национальных костюмах карелов
Костюмы для труда карелы изготавливали из дешевого добротного домотканого полотна. Особых украшений не использовали. Подпоясывали кушаками, сделанными традиционно из кожи и сплетенными или связанными из шерсти или льна. Для тепла и от насекомых надевали не застегивающиеся куртки-фуфайки из шерсти или серого цвета кафтаны с длинными рукавами, которые застегивались на левую сторону. В очень холодную погоду надевали шубы или тулупы из овчины и теплые шапки из меха. Летом от москитов поверх обычной одежды надевали белого цвета холщовый балахон.
В качестве дополнения летом и осенью в лес или на реку, озеро карелы надевали специальную противомоскитную сетку из конского волоса. Зимою непременно использовали рабочие рукавицы из меха или связанные из собачьей шерсти. В другое время года их шили из холста или кожи.
Ремесленники подпоясывались длинным кожаным фартуком прямого кроя, а волосы подвязывали по лбу кожаным ремешком.
Авторы Гайдпарка
-
Александр Головенко
А вы бы пошли на экскурсии по моргам ковидариев?
Читать полностью
-
ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович
Падение или рост населения. Кризис или благо?
Читать полностью
-
Михаил Салтыков-Щедрин
В «Роскосмосе» опровергли перенос пуска ракеты «Союз» с Куру
Читать полностью
-
Виктор Душнев
Закон суров
Читать полностью
-
валерий рыженко
Кто не хвастается своим счастьем?
Читать полностью
-
kirass Ronaho
Имеет ли значение мясоедение? Веганство помогает вашей карме?
Читать полностью
-
igor..s
Под Самарой офицер выстрелил в солдата-срочника из ружья
Читать полностью
-
Анатолий Иванушкин
Президент приказал правительству выдать семьям погибших шахтёров «гробовые»
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Синоптики прогнали через мощный компьютер народные приметы – они работают не хуже метеорологов
Читать полностью
-
Витёк Razdolbaeff`f
Как вы думаете
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Пир и чума
Читать полностью
-
Uhu Ido КарлаГустава
Почему в Финляндии нет массовой коррупции — 5 причин
Читать полностью
Хозяйство
Традиционное занятие карел — земледелие, в особенности в южной части Карелии; но оно в прошлом имело карликовые размеры. В северной части края земледелие дополнялось лесными неземледельческими промыслами — охотой, рыболовством, лесорубной, лесосплавом и другими промыслами.
Земледельческая техника у карел ничем не отличалась от господствовавшей у северо-западного русского населения: та же соха, так называемой коловой формы, которая приспособлена для каменистой почвы, та же борона, те же орудия уборки. Система подсечного земледелия держалась до 50-х годов XIX в. и вышла из употребления в связи с запретительными мерами правительства, которое повело борьбу против этого старого способа хозяйства. Но борьба эта велась чисто административными методами и привела только к тому, что сильно пала урожайность, так как никаких мероприятий по подъему производительности почвы не проводилось; бедственное положение карельского крестьянства с тех пор еще ухудшилось.
Внутренность карельской избы. Печь с камельком (с. Тихт-озеро)
Что касается техники охотничьего и рыболовного промысла, то и здесь мы найдем мало отличного от охотничьей и рыболовной техники севернорусского населения.
Зато для карел довольно крупную роль играли кустарно-ремесленные производства, которыми славились карельские ремесленники далеко за пределами Карелии. Например, монополией карельских ремесленников было изготовление охотничьих ружей, которые они поставляли русским поморам и жителям не только Кольского полуострова, но и вплоть до Двины, Мезени и Печоры. Так было до второй половины XIX в. Другим очень важным ремесленным производством, развитым у карел, было судостроение. На побережье Белого моря карельские плотники делали суда для русских поморов.
Сейчас колхозное крестьянство Карельской АССР преодолело прежнюю отсталость хозяйства. Земледельческая культура охватывает все новые земли, прежде не знавшие плуга: осушаются огромные болота, посевы продвигаются дальше на север. Введена передовая агротехника. Акклиматизируются плодовые деревья и создается новая подсобная отрасль сельского хозяйства — садоводство.
Совершенно реконструировано лесное хозяйство, которое сейчас получило особенно важное общесоюзное значение, ибо Карелия — край неисчерпаемых лесных богатств. Рубка леса, вывозка, сплав — все это механизировано, и прежний тяжелый труд лесорубов весьма облегчился
Для них созданы и хорошие бытовые условия во время работы в лесу.
Созданы промысловые артели, выпускающие изделия из ценной карельской березы.
Важная отрасль хозяйства — разработка горных богатств — ломка мрамора, гранита и других ценных пород камня, которые идут на украшение зданий в больших городах, на облицовку станций метро и пр.
Поведение и рацион
На фото изображены серая и белая корелла
Кореллы любят наблюдать за действиями людей и легко вовлекаются в игры, они очень подвижны и любопытны. Однако чтобы поддерживать такую энергичность, птицам необходим правильный рацион.
В условиях дикой природы попугаи отдают предпочтение листьям эвкалиптовых деревьев и кустарников, сочным фруктам и травам. Также они любят нектар, семена, смолу и молодую кору многих древесных растений.
В домашних условиях они должны получать подобный рацион. В него нужно включать свежие овощи, фрукты, зелень и зерновые. Изредка необходимо добавлять в корм вареное яйцо и нежирный натуральный творог.
Культура
Ижорцы знамениты богатым песенным фольклором: исследователям удалось сохранить несколько тысяч песен-рун и плачей. На весь мир приобрела известность ижорская певица-сказительница, известная под псевдонимом Прасковья Никитина.
В конце XIX столетия за деньги она пела народные и собственные песни исследователям. После приобрела известность, давала концерты в Хельсинки и других финских городах. Необычную исполнительницу рисовали известные художники, слушал композитор Ян Сибелиус. В 1893г. опубликован сборник песен Прасковьи Никитиной, настоящее имя женщины — Ларин Параске.