Национальный мужской казахский костюм. казахский национальный костюм

ВВЕДЕНИЕ

События, изменения в жизни народа находят свои отражения в такой сфере быта, как одежда. Одежда является зеркалом обычаев и культурных традиций народа вообще и казахского народа в частности. Изучая одежду, ее изменения в процессе времени и ее совершенствование можно воссоздать интересные картины из истории жизни народа. Казахский фольклор донес до нас следующие выражения, связанные с предметами одежды и быта: «Девушка, одетая в каркату», «Женщина в касабе» (вид женской одежды). Иногда казахи, чтобы сказать о своем старшинстве говорят: «Я раньше тебя состарил несколько иткойлек (рубашек-распашонок)» или «Кто надел кебенек — вернется, кого завернули в кебин (саван) — не вернется никогда».

С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадии развития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, и на ней время оставляет свои следы. Однако не стоит думать, что национальная казахская одежда — это только осколок культуры, прошлое народа. Сегодня национальная одежда и украшения казахов представляют большой интерес для дизайнеров, которые с большим успехом используют их элементы в моделировании высокой профессиональной моды. Да и вообще отношение самих казахов к своей национальной одежде изменилось. Если в 1980-х годах национальный свадебный костюм оценивался ими как «из ряда вон выходящее событие», как нечто необычное и даже можно сказать эпатажное, в 1990-х стал желательной нормой, а в 2000-х — обязательной нормой для тех, кто активно позиционирует в обществе свою этническую принадлежность.

Сегодня можно утверждать, что изменяясь под воздействием новых политических и экономических условий жизни народа, одежда стойко сохраняет ряд древних черт в формах, деталях покроя и украшений, выявление которых представляет материал для изучения конкретной истории народа и его культуры. Все это свидетельствует о том, что обращение к теме национального костюма казахов актуально на сегодняшний день.

Степень разработанности темы. Наиболее ранние описания одежды казахов относятся к середине и второй половине XVIII в. Гладышева и Муравина (40-е годы), П.С. Паласса, И.Г. Георги, капитана И.Г. Андреева. Во второй половине XIX в. количество русской литературы по Казахстану возрастает, но одежде в ней уделяется мало внимания. Более полноценная информация содержится в работах М. Красовского, В. Потто, Б.Даулбаева, Х. Кустанаева. Содержательную характеристику одежды казахов начала XX в. мы встречаем в книге немецкого ученого Р. Карутца. Изучение собственно казахских этнографических коллекций в фондах западносибирских музеев началось со второй половины XX в. В 1964 г. в свет вышла монография И. В. Захаровой и Р. Д. Ходжаевой «Казахская национальная одежда» , где впервые в научный оборот было введено значительное количество предметов казахской одежды из коллекций омского краевого музея. В 1995 и 2006 гг. омскими этнографами и музееведами были подготовлены этнографические каталоги по казахской культуре, позволившие ввести в научный оборот широкий круг источников .

В Казахстане большинство изданий касающихся традиционной казахской одежды — альбомного характера. Наиболее известные — работы А.Х. Маргулана , У. Джанибекова , Книга «Национальная одежда казахского народа» .

Сегодня появляется много статей о казахской национальной одежде, но все они в основной своей массе рассматривают национальный костюм, как основу для проектирования современной одежды в этническом стиле.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что нами сделана попытка объединить разнообразный материал о национальном казахском костюме, представленный отрывочными текстовыми блоками, которые посвящены отдельным элементам костюма.

Цель работы — дать описание национального казахского костюма.

  1. Описать национальный казахский головной убор
  2. Описать повседневный казахский костюм: мужской и женский
  3. Дать описание традиционной казахской обуви
  4. Описать детскую национальную одежду
  5. Описать традиционный свадебный наряд казахской невесты

Национальные костюмы названия. Национальные костюмы народов мира

Национальные костюмы каждого народа приносят понимание о его традициях и устоях. Каждая национальность имеет свою ассоциацию. Одежда определенного народа создает неповторимый образ, который откладывается в памяти человека. При этом не существует каких-нибудь «блеклых» нарядов, которые не имеют своей «изюминки».

Предлагаем краткий обзор национальных костюмов нескольких народностей всего мира.

Япония.

Кимоно является национальным костюмом страны восходящего солнца.Кимоно стало известным в середине 19 века. Особенностью кимоно является то, что этот наряд выделяет талию и плечи. При этом, все остальные недостатки фигуры можно успешно скрыть. Японская красота заключается в ровности и плоскости фигуры, без особенных «выпуклостей». «Утонченная красота тела и чистая душа» – так японцы говорят о тех, кто заслуживает право носить этот костюм. В прочем, кимоно является обыденной одеждой для гейш.

Кимоно привыкли ассоциировать лишь с одним типом одежды, однако, в Древней Японии этим словом называли всю одежду без исключений.

Азербайджан.

Философия восточного наряда Азербайджана богатство отделки наряда. Одежда этой страны имела довольно простой крой. Женский наряд состоит из национальной рубахи и юбки. Юбка, которая одевалась поверх, является символом женственности. «Архалыг» — жилет из плотного материала, одевали поверх рубахи.Также наряд мог отличаться в зависимости от семейного положения женщины. Наряды не были ограничены одними и теми же цветами. Оттенки и цвета наряда могли также отличатся по возрастной категории женщины. Голову женщины укрывал шелковый платок.

Китай.

Китайская одежда – ханьфу, пришла в глубокой древности, и долгое время являлась основным нарядом в этой стране. С годами ханьфу изменялось. Первое пришествие ханьфу состоялось в 1 веке до н.э. Второе – в 14 веке н.э.

Также в истории Китая фигурирует слово «Ципао». Этот наряд был исключительно императорской прихотью. Ципао напоминает длинное платье, украшенное рисунками. С 20-го века ципао стало обыденной одеждой китаянок, а в наши дни, осовремененное  ципао можно увидеть на модных показах Китая.

Килт является одной из самых интересных элементов национального костюма Шотландии.

Турция.

Национальный костюм турецкого народа содержит одинаковые элементы, как у мужчин, так и у женщин.Такой наряд содержит рубаху, жилет и шаровары. Мужчины заправляли свою рубаху в шаровары. Девушки немного меняли свои наряды за счет длинного платья, одетого поверх всего остального, которое напоминало кафтан. Также они украшали свое платье длинным поясом (4 метра). На шароварах обязательно наносили, какой-нибудь замысловатый рисунок.Турецкая женская одежда обязательно включала в себя шелк, бархат и парчу.

Грузия.

Национальные одежды этой страны пропитаны грациозностью и элегантностью. Бедные и богатые грузинские сословия объединялись в схожих чертах национального наряда. Отличался только материал. Естественно, что богатые сословия использовали более дорогую ткань.

«Картули» — длинные приталенные платья, придавали грузинским девушкам особую привлекательность и утонченность. Платье было украшено бисером и драгоценными камнями. Длинная юбка полностью закрывала ступни женщины. Пояс, изготовленный из шелка, был украшен жемчугом.

Грузинский мужской костюм – это образ война – всадника. Шаровары, рубахи и кафтаны – это основные составляющие одежды грузинского мужчины. Черкеска (вид распашной одежды) – обязательный элемент костюма. Черкеска плотно перетягивалась поясом с металлическим набором. Также зимой были распространены бурки, тулупы и войлочные шапки.

Голландия.

Женский голландский костюм выделялся усиленной пестротой и нарядностью. Рубашки были украшены узорами, а сверху надевались яркие корсеты всевозможных цветов. Корсет был очень важным элементом, который передавался через поколения. Пышные юбки и полосаты фартук – обязательный элемент одежды женского костюма. Головной убор, напоминающий лодку, как правило, был белого цвета.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных – полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау – длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Свадебный женский костюм

Свадебный женский наряд – это неповторимый эталон роскоши и изящности. Для изготовления платья невесты использовались только самые лучшие и дорогие ткани, декоративные элементы, ювелирные украшения. Основные особенности свадебного костюма невесты:

  • представлял собой приталенное платье с роскошной, пышной юбкой;м
  • для пошива использовалась органза, шелк или атлас;
  • поверх платья надевался камзол, расшитый золотыми нитями;
  • голову невесты украшал саукеле – убор конусоподобной формы;
  • цвет мог быть алым, белоснежным, розовым, молочным или синим.

Свадебное платье алого оттенка символизировало собой роскошь молодости и радость жизни. Синий цвет наряда выбирали девушки, стремящиеся подчеркнуть свою чистоту, невинность и нежность. Саукеле богато украшался перьями, меховыми оторочками, драгоценностями, фатой или платком из органзы, парчи. Многие современные модницы задаются вопросом относительно того, как сшить саукеле самостоятельно в домашних условиях. Но столь сложную и кропотливую работу лучше всего доверить рукам профессиональных мастериц, так как свадебный головной убор является настоящим произведением искусства.

Во многих состоятельных семьях именно роскошный саукеле являлся наиболее дорогой частью приданого невесты.

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.

  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.
  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» — неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Особенности национального костюма казахов

Во все времена одежда казахов отличалась обилием декоративных элементов, вышивок, каемок. Все это неспроста, ведь они считали, что узоры защищают тело и разум от злых духов.

Из каких материалов его шьют?

В древности казахи для шитья одежды использовали в основном кожу и меха лисицы, верблюда, енота или бобра. Когда народ стал развивать кочевое скотоводство, в ход пошли войлок и сукно — ткани из шерсти овцы или верблюда. Их народ изготавливал самостоятельно на домашних станках, и они были доступны для всех людей.

Знаменитый «Шелковый путь» проходил по территории современно Казахстана, поэтому жители стали снабжаться шелками, бархатом, парчовыми и атласными тканями. Однако купить у зарубежных торговцев такие материалы имели возможность только крупные феодалы. Поэтому по виду ткани модно было судить о финансовом положении владельца костюма.

В 12 — 13 веках костюмы изготавливаются из:

  • тонких хлопчатобумажных тканей типа ситца, бязи или коленкора;
  • среднеазиатских тканей: бекасаб, мата, адрас;
  • бархата;
  • шелка или парчи;
  • атласа.

Традиционные цвета в костюме

Одна из главных особенностей казахского костюма — сочность и яркость цветов. О богатстве семьи свидетельствует одежда следующих цветов:

  • красного;
  • зеленого;
  • синего;
  • золотого.

Причем оттенки этих цветов могут отличаться и используются как для изготовления костюмов и для женщин, и для мужчин.

Цвета и оттенки

Цвета казахского костюма традиционно были и остаются яркиеми и сочными. Они свидетельствуют о богатстве, достатке, роскоши. Это все оттенки зелёного, синего, золотого, красного, которые можно увидеть и в женских, и мужских нарядах. Элементы национальной одежды используются и современными казахскими дизайнерами при создании традиционной одежды. В них отдается дань старине, поэтому наряды выходят как раньше яркими и броскими. Особенно украшают богатые орнаменты.

Ткани национального костюма казахов зависят от степени богатства владельца. О достатке говорит парча, тонкий шёлк, мягкий бархат, ценные меха. Ими оторачивалась верхняя одежда, края головных уборов. Широко применялись шерстяные и хлопчатобумажные ткани.

И мужская, и женская одежда всегда была приталенного кроя. Изделия по традиции расширяются к низу. Также халаты могут быть прямыми, рукава длинные. У мужчин традиционной одеждой являются широкие шаровары. Крой платьев для девушек и незамужних женщин длинный, приталенный, украшен оборками и воланами. Головные уборы имеют конусообразную форму.

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Особенности

Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.

Краткое описание особенностей традиционного наряда:

  • широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
  • штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
  • верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.

Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.

Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.

Свадебный наряд

Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.

Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.

Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.

Характерные черты казахского костюма

Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:

  • одежда имеет приталенный крой;

  • верхняя одежда, наоборот, довольно широкая и распашная, причём запахивается она всегда только на левую сторону;
  • высокие шапки носят и мужчины, и женщины. Для всех они по возможности украшаются драгоценностями, узорной вышивкой и даже перьями;
  • вышивка на костюме — это национальный элемент, выполненный в технике тканого вышивания.

О мужском костюме

Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из лёгкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат — это обычно одежда более бедных слоёв населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.

О женском костюме

Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом — распашной широкой юбкой. Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешённой юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с тёплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без неё.

Свадебный национальный костюм

Свадебный образ казахской девушки — это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьётся из атласа, органзы или шёлка. Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:

  • красное платье выбирали девушки, которые верили в свадьбу как символ молодости и расцвет жизни;

  • синий наряд являются символом непорочности, чистоты и бесконечного семейного тепла.

Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.

Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет её головной убор — саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.

Это великолепие начинали изготавливать задолго до свадебной церемонии, потому что оно являлось часть приданного и показателем богатства и состоятельности.

Материалы

Казахский национальный костюм, история которого нас сегодня заинтересовала, традиционно шился из таких материалов, как кожа, мех, сукно и тонкий войлок. Все перечисленные ткани казахи изготавливали самостоятельно. Что касается привозных материалов – шелка, парчи и бархата, то использование их в одежде считалось доказательством высокого уровня дохода. Широкое применение получили также хлопчатобумажные ткани.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха – шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы – кара тулки тон, из верблюжонка – бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Общая характеристикам

Впервые элементы казахской национальной одежды начали появляться примерно 600 лет тому назад. Основные особенности традиционного костюма жителей Казахстана:

  • привлекательный приталенный силуэт;
  • зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще всего распашного типа;
  • шубы и другие зимние изделия мужчин и женщин всегда запахивались на левую сторону;
  • повседневные и праздничные костюмы щедро украшались вышивкой и красивыми орнаментами;
  • для декорирования одежды использовались меха, лебединый пух, перья птиц, золотые, серебристые и люрексовые нити;
  • наряды для наиболее торжественных мероприятий богато декорировались бусинами, драгоценными камнями и ювелирными украшениями.

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги – легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис – кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Туркменистан

До начала XX столетия туркменки носили одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но и часть лица.

Молодые девушки надевали мягкие шапочки типа тюбетейки. Однако после замужества большинство женщин меняли их на головные уборы с закрывающими нижнюю часть лица занавесками.

О. Челекен: туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021

«Эта традиция связана со старинным обычаем избегания женщиной родни мужа по мужской линии», – отмечает кандидат исторических наук Анна Морозова в своей работе «Традиционная народная одежда туркмен».

Яшмаком (вуалью) для части туркменок служили концы платков или полотнищ, из которых наматывался тюрбан. Концы платков пускали под подбородком, выкладывая на грудь складками. При встрече с мужчиной женщина закрывала ими нижнюю часть лица.

Также были и специальные занавески, входившие в состав головного убора: эсги, дастар и лечек.

Туркменки. Фото: Макс Пенсон

«Они делались из отрезов ткани или специально вытканных шарфов длиною от 1,5 до 3 м, в ширину самой ткани. Концы ткани сшивались, образуя большую петлю или муфту. Молодые женщины делали эсги и дастар из красных шелковых и полушелковых тканей, женщины среднего возраста – из желтой ткани, старые – из белой», – отмечает Анна Морозова.

При выходе из дома поверх головных уборов женщины набрасывали на голову халат-накидку. Это могла быть обычная верхняя одежда или же специальный наголовный халат с деформированными, очень узкими и длинными рукавами, сшитыми сзади.

К специальным халатам-накидкам туркменок относятся пуренджек и чырпы.

Открытка. О. Челекен: женщина-туркменка. Начало XX в. МАЭ РАН 2021

Пуренджек шили из тонкого зеленого или красного шелка. В отличие от других халатов-накидок он не имел подкладки. Его не вышивали, а украшали серебряными пластинками.

Чырпы обычно шили из желтого, зеленого или белого шелка. Он был на подкладке и украшен вышивкой.

Наголовные халаты туркменок чем-то напоминают паранджу, которую носили узбечки и часть таджичек. Однако в отличие от паранджи к ним не надевали чачван – сетку из конского волоса, которая полностью закрывала лицо и грудь женщины.

Туркменки также носили борик – высокую массивную шапку, которая могла быть разных форм. «Основу борика составлял твердый каркас, который изготовлялся из разнообразных материалов (крашеного холста, бумаги, сшивался из тонкого соломенного жгута, толстых бумажных шнуров)», – пишет Морозова.

Туркменка в борике. Фото: Макс Пенсон

Каркас борика драпировали платками. «Один конец платка свисал на спину, другой, называемый яшмак, проходил свободно под подбородком и прикреплялся с левой стороны головного убора. При встрече с мужчиной женщина, придерживая яшмак зубами, прикрывала им нижнюю часть лица», – продолжает Анна Морозова.

В Туркменистане после прихода советской власти борьба велась как раз против ношения борика. Кампания называлась «Долой борик» и была массовой: карикатуры в журналах, медицинские статьи о том, что головной убор тяжелый и поэтому вредит осанке/спине, здоровью в целом, сатирические песни по радио. Проводили эту кампанию в 60-е годы. Существовали и административные наказания. У того, кто состоял в Коммунистической партии или занимал хотя бы и малозначительный пост, не могло быть жены в борике.

Туркменки во время занятии по ликвидации неграмотности. 1928 год

Финальный аккорд случился в 70-х годах, когда колхозники начали получать паспорта. Для фото на паспорт надо было фотографироваться без головного убора. Желание получить паспорт было сильнее, чем стремление покрывать голову. Процесс отказа от борика пошел быстрее и легче. В те времена в Туркменистане ходила шутка, что для правила фотографироваться на паспорт с непокрытой головой были сделаны два исключения: для папы римского для посещения СССР и Махмуда Эсамбаева (чеченского актера балета, который всегда носил папаху).

В отличие от головных уборов яшмак остался. Но и здесь правила смягчились. Молодые женщины прикрывали рот платком только перед мужской родней мужа. Эта традиция соблюдается и теперь. Но яшмак не распространен везде. Например, на востоке страны в районах реки Амударья или на юго-западе он встречается редко.

Материал сайта «Настоящее Время». Оригинал можно посмотреть здесь.

Характерные черты казахского костюма

Мужской и женский костюмы имеют как сходства, так и отличия. Что касается общего, то:

  • одежда имеет приталенный крой;
  • верхняя одежда, наоборот, довольно широкая и распашная, причем запахивается она всегда только на левую сторону;
  • высокие шапки носят и мужчины, и женщины. Для всех они по возможности украшаются драгоценностями, узорной вышивкой и даже перьями;
  • вышивка на костюме — это национальный элемент, выполненный в технике тканого вышивания.

О мужском костюме

Если обратиться к комплекту традиционной мужской одежды, то обычно он состоит из легкой рубахи, штанов-шароваров, халата на поясе, сапог и обязательно головного убора. Халат — это обычно одежда более бедных слоев населения. Зажиточные люди предпочитали камзолы из богатых тканей.

О женском костюме

Женский традиционный костюм поначалу отличался только низом — распашной широкой юбкой. Дело в том, что раньше женщины так же, как и мужчины, ездили верхом. Со временем костюм видоизменился, и его основой стало приталенное платье с расклешенной юбкой. В холодное время года в образ добавлялся халат с теплой шерстяной подкладкой или шубка. От тюрков казахским женщинам передался головной убор с меховой опушкой или без нее.

Детские костюмы для мальчиков

Одежда мальчиков состояла из нешироких шароваров, легкой рубахи и жилета или сюртука на поясе. Головной убор также являлся обязательным элементом и мог быть похож либо на тюбетейку, либо взрослый колпак.

Свадебный национальный костюм

Свадебный образ казахской девушки — это образец использования лучших тканей и материалов, самых богатых украшений и аксессуаров. Платье имеет приталенный силуэт, но особо пышную юбку и шьется из атласа, органзы или шелка. Что касается цвета платья, то он выбирался не просто так:

  • красное платье выбирали девушки, которые верили в свадьбу как символ молодости и расцвет жизни;
  • синий наряд являются символом непорочности, чистоты и бесконечного семейного тепла.

Поверх халата надевался расшитый великолепными узорами камзол или халат в тон основного платья. Позже эта традиция себя исчерпала, но некоторые девушки до сих пор на свадьбу надевают его.

Сердцем всего свадебного костюмы невесты являет ее головной убор — саукеле. Он представляет собой конусообразную шапочку, которая декорирована драгоценными камнями, мехом, узорами, возможно фатой.

Мужской казахский национальный костюм

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги – легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис – кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты

Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом

Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector