Мордва

Свадебные традиции мордвы

Даже в наше время мордовский народ придерживается старинных обычаев. Одним из самых главных событий в жизни человека является свадьба. Ещё пару веков назад бракосочетание совершалось разными способами: уходом или самокруткой, сватовством.

Первый вариант подходил для представителей низших социальных слоёв, бедняков, что не могли позволить себя расходы на праздник. Второй вариант у мордвы был более распространён. Он предполагал проведение важных обрядов, отправление сватов, предварительные переговоры между будущими родственниками.

Девичья баня – свадебный обряд мордвы / Laurence Griffiths

Накануне свадьбы невеста должна была пройти ритуал очищения. Называли его “девичьей баней”. Для мордвы особую священную силу имела вода, почитание которой сохранилось с языческих времён до нашего дня. Перед бракосочетанием невеста должна была очиститься от грехов и недобрых сил, что могли подойти к ней.

Не менее важным обрядом было “причитание над кашей”. Он заключался в подношении родственницами каши (иногда её заменяли лепёшками). Получая их, невеста благодарила и начинала жаловаться на свою судьбу. Да, это было обязательным аспектом подготовки, даже если девушка с нетерпением ждала праздничного дня и была влюблена в своего жениха.

В старину такие причитания могли продолжаться около недели, а позднее сократились до нескольких дней. Сегодня подобной традиции мордвы практически нельзя увидеть, однако путешественники рассказывают, что в отдалённых селениях ещё сохранился однодневный обряд жалоб и плача. По его завершению невеста дарит своей лучшей подруге кольцо или гребень, перевязанный лентой. Такой подарок символизирует прощание с девичеством.

Финальной и самой торжественной частью свадьбы является забирание невесты. В этом обряде участвуют крёстные мать и отец жениха и уредев (человек, который должен охранять повозку). Интересно, что свадьба у мордвы представляет собой сложную структуру, где есть даже свои “чины”.

Свадебная традиция мордвы – забирание невесты / penza-press.ru

Мордва древнее славян

 

Мордовское языческое капище божества Пурьгинепаза

Несмотря на то, что мордва-небольшой народ, который не гремел на исторической арене последние тысячу лет, их история более древняя, чем у славян.

Впервые мордва упоминается у готского историка Иордана, в перечислении завоеванных народов империи Германариха, вместе с другим финно-угорским народом «меря», дословно Merens и Mordens

История названия «мордва» довольно запутана, наиболее вероятно, что оно имеет иранские корни и является внешним названием, которое дали соседи — сарматы и скифы.
С иранских языков «мордва» переводится как «людоед» или «смертный муж», что дало повод отождествлять мордву с андрофагами-людоедами Геродота.
В любом случае, этноним «мордва» куда древнее первых упоминаний о славянах.

Откуда произошла мордва?

Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника

Мордва, по крайней мере мокшане — коренные аборигены Восточной Европы.Они прямые потомки кроманьонского населения, сохранившие его тип подвергшийся процессам бореализации.Изначально это был очень крупный и рослый, светолопигментированный тип, который в условиях холодного климата Восточной Европы изменился в сторону укорачивания конечностей, расширения лица, склонности к быстрому накоплению жира в организме.Из-за чего мордва имеет более низкий рост, чем русские или украинцы, при этом сложение массивное и крупное у обоих полов.Ширококостность сочетается со склонностью к набору массы, жир откладывается в верхней части туловища и на лице у обоих полов, что определяет специфику их внешнего облика: круглое и широкое лицо, относительно короткие ноги и длинное туловище, широкие плечи.Также на облик мокши повлияли контакты с тюркскими народами и даже сибирскими аборигенами, что придает им легкую монголоидность.

Атланто-балтийский тип (сверху)

Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский. Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия. Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.

Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров

Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.

История мордвы

Как считают археологи, зарождение и формирование мордвы как народности приходится на времена Городецкой культуры, что относится к VII веку до нашей эры – II веку нашей эры. Изначально становление племён происходило на территории центра современной России, части Чувашии и Мордовии.

В этот период земли были захвачены скифскими кочевыми племенами, принадлежавшим к иранской группе народов. Нельзя исключать, что именно они стали прародителями новых народностей, таких как мокша и эрзя. Появление новых племён было результатом постоянного взаимодействия кочевников со славянскими, персидскими, тюркскими народами.

Семья мордвинов, 1901 год

Времена принудительной христианизации оказались непростыми для мордвы. Многие представители народа не хотели отказываться от древних верований, которых придерживались многие поколения. Именно поэтому мордвины начали уходить в отдалённые уральские регионы, где никто не стал бы им мешать соблюдать свои ритуалы и исповедовать давнюю религию.

Несмотря на то, что многие восстания мордовцев были подавлены, народу удалось отстоять свои права. Сегодня у мокшан и эрзян наблюдается возрождение национальных традиций, повышается интерес к их культуре.

Еврейки

В крови многих красавиц течет именно еврейская кровь. Причем фамилии этих представителей российской эстрады у всех на слуху.

Анжелика Варум (настоящее имя Мария Юрьевна Варум)

Отец Юрий Игнатьевич (Ицхакович) Варум вспоминает: «Фамилия моего деда Робак, он родом из Варшавы, где родился и мой отец. Когда началась Вторая мировая война, его братья и сестры, вынужденные бежать из Польши, решили взять себе редкую фамилию «Варум», чтобы после войны легче было найти друг друга. Застрявший в Варшаве мой дед Юдка погиб в гетто вместе со всей семьей. Человек глубоко религиозный, он пользовался большим авторитетом, к нему, словно к ребе, приходили за советом, решением спорных вопросов«.

Лариса Александровна Долина (Лариса Александровна Кудельман)

Лариса Долина родилась в Баку в еврейской семье строителя Александра Марковича Кудельмана и машинистки Галины Израилевны Кудельман (урожденной Долиной).

Жасмин

Певица Жасмин родилась в семье горских евреев. Ее прабабушка сейчас живет в Израиле.

Лолита Марковна Милявская (Лолита Марковна Горелик)

Ее родители  — Марк Львович Горелик и Алла Дмитриевна Никифорова. В 1972 году родители развелись, а через два года отец эмигрировал за границу в Израиль.

Кстати, по мнению опрошенных в „Комсомольской правде“ в 1999 году, самой красивой еврейкой России в конце века была признана советская и российская актриса, народная артистка СССР Элина Быстрицкая. Она родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье.

Название и характер народа

Есть предположение, что происхождение слова “мордва” восходит к древнеиранскому наречию, означает “человек, мужчина”. Мне не раз приходилось встречать народы, значение названий было бы подобным, а потому и эту версию можно считать вполне обоснованной.

О предках современных представителей мордовского народа, писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечали мордву как два племени, что логично, учитывая особенности этого народа.

В книге Гийома де Рубрика “Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика”, вышедшей в середине XIII века, рассказывается следующее:

Мордовский народ оставил яркий отпечаток в истории, причём не столько великими свершениями, сколько своим нравом и выдающимися личностями, являвшимися представителями этого этноса. До сих пор существуют поговорки “упрямый как мордвин”, “мордовский гвоздь — сучок” и т.п.

Классики русской литературы, в частности, Максим Горький, нередко упоминали о мордве, отмечая добродушие, мудрость и особенный подход к делам у этого народа. Сегодня изучением мокшан и эрзян занимаются этнопсихологи, а один из них, В.Г.Крысько, отмечает следующее:

Современный костюм мордвин

В последние десятилетия в Мордовии идёт возрождение народного костюма. Его надевают на проведение обрядов, национальные праздники, концерты, некоторые официальные мероприятия. Один из матчей Чемпионата мира по футболу-2018 ознаменовался в Саранске карнавальным шествием, где были задействованы горожане в традиционной мордовской одежде.

Студенты Саранского художественного училища, вдохновлённые национальными мотивами декоративно-прикладного творчества, пропагандируют их включение в повседневные или праздничные наряды. В своих курсовых и дипломных работах они используют элементы кроя и вышивки старинных костюмов, создавая современную одежду в этно-стиле. Получаются очень удачные и свежие образы.

История

Финно-угорские племена занимали территорию русской равнины уже с середины I тыс. до н.э. Первое письменное упоминание о народе Mordens (от древнеиранского — человек) встречается в записях Иордана, датируемых VI в н.э. К X в. несколько письменных источников упоминают о жившем на континента народе Arisu и стране Arsa. Этноним мокша появляется в XIII в. в записях фламандских путешественников как Moxel, При этом наравне с ним также упоминается еще один народ Merdas (Merdunis) и страна Мордия. Дальнейшие упоминания в документах свидетельствуют, что уже в I тыс. н.э. существовало разделение народов на мокшу и эрзю, а название мордва чаще всего применялось к более северным племенам эрзян.

После X века упоминания о мордовских народах появляются в древнерусских летописях. В XI в. обширные мордовские земли платили дань русским князьям медом. Распространение славян на территории занимаемые мордвой вызывало множество конфликтов и к XII в. их взаимоотношения достигли пика напряженности. Разногласия прекратились лишь во время татаро-монгольского нашествия. Мордва была насильно включена в состав орды. Тяжелый гнет заставил финно-угорские племена объединиться с русскими и дальнейшая борьба с захватчиками была совместной.

Окончательное вхождение мордвы в состав Руси произошло в результате казанского похода Ивана Грозного. Сближение народов повлияло на смешение культур и вызвало ассимиляцию той части мордовского населения, которая больше всего контактировала с русскими и татарами. Начавшееся в XVII – XVIII вв. движение по христианизации мокши и эрзян, а также заселение принадлежавшей им ранее территории, заставило многих представителей этой национальности покинуть родные земли и двинуться на северо-восток.

В ходе территориального деления в начале XX в. часть мордовских земель стала именоваться одноименным округом, затем областью, и лишь в 1934 г. республикой. При этом значительная часть территории, исконно принадлежавшей этносу, а также самих мокшан и эрзян осталась за пределами новой территориальной единицы. По оценкам этнографов лишь 1/3 от общей численности мордвы проживает в республике.

История

Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.

В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.

Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.

Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.

Окончательно Мордовия вошла в состав Древней Руси в процессе казанского похода Ивана Грозного. Начиная с семнадцатого века, запускается движение по христианизации мокши и эрзян. Территории, где проживало мордовское население, начали активно осваиваться славянами. Всё это заставило представителей многочисленной нации покинуть насиженные земли и отправиться на северо-восток.

В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны.

Национальная одежда

Национальные костюмы отличают мордву от других представителей народов Центральной России. Особенно большое разнообразие вариантов наблюдается в женских костюмах. Существенные отличия можно отметить и внутри самого этноса. Наряды у представительниц народа эрзя и мокша также разные.

Например, часто мокшанка носит штаны и рубашку. При этом, рубашка у нее поддерживается веревкой у пояса, а не как у эрзянки — до пят. Поверх рубашки эрзянка носит национальный кафтан, который называют шушпаном. А на голове круглый кокошник. У мокшанки головной убор вовсе часто заменяют шалью или полотенцем, которые накручивают, как чалму.

Славянки

К этой большой этноязычной группе относятся русские, белорусы, сербы и т.д. Проживают славяне на достаточно обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и вплоть до Дальнего Востока России. Многих иностранцев, которые приезжают в Россию или на Украину, привлекают именно славянки. Всё дело в том, что такой тип женского лица очень миловиден из-за правильных пропорций, светлой кожи и голубых глаз. Правда, сейчас народности уже все перемешались и найти чистокровную славянку очень сложно.

Сейчас самая известная певица-славянка в России — Полина Гагарина.

Красоту славянок не раз отмечали на конкурсах красоты. Первой российской девушкой, победившей на престижном конкурсе «Мисс мира» стала Юлия Курочкина в 1992 году.

Многие славянки добивались успеха на поприще конкурсов красоты: Оксана Федорова из Санкт-Петербурга, Светлана Королева, София Никитчук из Екатеринбурга, Елена Рогожина из Самары и т.д.

Одной из самых красивых русских актрис считается Ирина Алферова, которая играла в таких фильмах как «Хождение по мукам», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Василий Буслаев».

Авторы Гайдпарка

  • Александр Головенко

    А вы бы пошли на экскурсии по моргам ковидариев?

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Падение или рост населения. Кризис или благо?

    Читать полностью

  • Михаил Салтыков-Щедрин

    В «Роскосмосе» опровергли перенос пуска ракеты «Союз» с Куру

    Читать полностью

  • Виктор Душнев

    Закон суров

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Кто не хвастается своим счастьем?

    Читать полностью

  • kirass Ronaho

    Имеет ли значение мясоедение? Веганство помогает вашей карме?

    Читать полностью

  • igor..s

    Под Самарой офицер выстрелил в солдата-срочника из ружья

    Читать полностью

  • Анатолий Иванушкин

    Президент приказал правительству выдать семьям погибших шахтёров «гробовые»

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Синоптики прогнали через мощный компьютер народные приметы – они работают не хуже метеорологов

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    Как вы думаете

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Пир и чума

    Читать полностью

  • Uhu Ido КарлаГустава

    Почему в Финляндии нет массовой коррупции — 5 причин

    Читать полностью

Религия и обычаи

До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие

В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью

Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной.

Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок.

Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д.

Две составляющих мордвы

Относительно принадлежности мокшан и эрзян к мордве есть немало противоречивых мнений. Само происхождение этнонима “мордва” является загадкой. Как утверждают представители Финно-угорской организации Эстонии, мнение советских учёных о том, что мокша и эрзя — лишь субэтносы одной народности, в корне неверно.

Поразительно, но ни те, ни другие себя мордвой не называют. Более того, у каждого из этих племён свой литературный язык, свои особенности менталитета и культуры. Казалось бы, не может возникнуть и мысли об объединении этих народностей в одну. Однако есть немало оснований в пользу единства двух таких несхожих племён.

Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год

Официально термин “мордва” стал использоваться с начала прошлого века. По сути, чаще всего его употребляли русские, а не представители данного народа. Это и стало аргументом при создании названия для округа. В 1928 году его решено было именовать Мордовским, поскольку этнонимы “мокша” и “эрзя” были известны далеко не всем, а вот “мордва” уже стало весьма используемым словом.

Если же взглянуть на исторические документы, сохранившиеся до наших дней, то и вовсе появляется интересное предположение о происхождении мокшан и эрзян. Дело в том, что впервые термин “мордва” встречается у историка Иордана.

Позднее, уже в древнерусских летописях, можно увидеть этот этноним, что появляется с IX века. А вот с XII столетия упоминается и об эрзя. Не исключено, что мокша и эрзяне стали ответвлениями одного мордовского народа, а потому не стоит разделять их на отдельные народности.

В. Е. Маковский «Крестьянка» (1897). Этюд к картине мордовская свадьба

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.

Мордовки

Мордовки относятся к финно-угорской группе народов и считаются одной из самых привлекательных наций, благодаря своей белоснежной коже лица и светлым глазам.

Среди самых красивых мордовок — спортсменки. Одна из них — Ольга Каниськина — легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России.

Ещё одна красавица — Светлана Хоркина — российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы.

К самым прекрасным представительницам Мордовии относятся певица Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова.

Надежда Кадышева

Наталья Водянова

Мордва -два разных народа, имеющих разные имена

Традиционные ритуалы мордвы

Мордва — вообще не самоназвание и сами его носители не употребляют.
Этот народ состоит из двух частей: луговая и горная мордва, соответственно мокша и эрзя, которые резко контрастируют по языку и внешнему облику.
Русские просто обозначили общим названием комплекс местных народов, чтобы упростить их классификацию.Мокша и эрзя друг друга отличают, до 20 века они старались не вступать в смешанные браки, имеют разные языки, национальные костюмы и обычаи.
Антропология показывает, что эрзя и мокша произошли от разных предков!

Мордва-мокша
 

Мокшане — приземистые, широколицые, преимущественно балтидного антропологического типа, с признаками смешения с тюркскими народами.

Мордва-эрзя

Эрзя — рослые, стройные, узколицые, по многим параметрам схожие с ранними славянами и даже восточными германцами ( длинное узкое лицо,прямой нос, светлая пигментация глаз и кожи). Некоторые исследователи всерьез пытались обосновать происхождение эрзя от каких-то славянских групп, или даже готов Германариха.
При всем сказанном выше, обе ветви мордвы светловолосые и светлоглазые, с белой кожей и умеренно рослые, что часто делает их неотличимыми от белорусов или русских.
Но в составе обоих народов есть существенный процент людей имеющих темные глаза и волосы, черты туранидных типов — это следы контактов с тюрками и хазарами, которые принесли неевропейские компоненты в генофонд.
Кроме них, существуют еще мордва-шокша и мордва-каратаи, куда менее многочисленные.

Историческая справка

В XVI веке Иван Грозный, направляясь военным походом на Казань, подчинил себе мордвин. Знатные роды присягнули на верность Московскому государю. Царь Иван Васильевич раздал земли мокшан и эрзян боярам и монастырям.

Шло насильственное обращение местного населения в православие. Многие мордовцы в то время с семьями и скарбом подались в бега, сплавляясь по Волге в её низовья, туда, куда власть царя не распространялась. Население, оставшееся на своей исконной территории, вместе с обращением в веру подверглось обрусению. Ассимилировали и сбежавшие, но процесс шёл медленнее.

Важно! В 1867 году русский прозаик Мельников-Печерский, описывая быт мокши и эрзя, отмечал, что только в некоторых деревнях сохранился женский мордовский костюм, а с течением времени он встречается всё меньше

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте мы сейчас вспомним, как называется страна, в которой мы с вами живем?

Дети: Страна, в которой мы живем, называется – Россия!

Воспитатель: А как называется наша республика?

Дети: Наша республика называется – Мордовия!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно, потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, поздороваемся с ними!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как нарядно я одета. Как вы думаете, какой костюм на мне?

Дети: Это мордовский костюм.

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята! А какие национальные костюмы вы еще знаете?

Дети: Татарский, русский.

Воспитатель: Хорошо ребята, молодцы! А как вы догадались, что на мне мордовский костюм?

Воспитатель: Правильно, ребята! Мордовский костюм очень красивый. Он яркий, разноцветный, с разными украшениями.

Воспитатель: Вот о мордовском национальном костюме мы сегодня и поговорим. А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение.

Есть край наш мордовский –

Он самый красивый.

Среди необъятных просторов России,

Среди неоглядных российских широт,

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель: Ребята, какое красивое стихотворение, правда? А как вы думаете, о чём оно?

Дети: Это стихотворение о нашей республике Мордовия.

Воспитатель: Как вы думаете, почему наша республика называется – Мордовия?

Дети: Потому, что здесь живет народ – мордва.

Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?

Дети: Это – русские, татары, чуваши.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?

Дети: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм, в который одеваются в праздничные дни. И вот сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?

Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.

Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов

Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха по-мордовски – панар, рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по мордовски – икельга паця. А так же набедренное украшение – пулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты,которые украшали: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевали шапочку – венок по-мордовски – паця-коня.

Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.

Рубаха – Панар.

Передник – Икельга паця.

Набедренное украшение – Пулай.

Нагрудное украшение – Сюлгамо.

Шапочка-венок – Паця-коня.

Воспитатель: Ребята, мордва – народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию. (Танец под мордовкую мелодию).

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами? Игра называется «Клубочек». Я бросаю клубок и называю предмет мордовской одежды по-мордовски, а вы, возвращая мне клубок, называете его по-русски. (Игра «Клубочек»).

Воспитатель: Ну, что же ребята, молодцы! Мы с куклой Машей очень вами довольны. Вы многое узнали сегодня, и о мордовском национальном костюме, и о мордовских развлечениях, песнях, танцах, играх. А гостям мы скажем до свидания.

Дети: До свидания!

Религия

До начала христианизации населения мордвы исповедовали язычество и поклонялись природным силам. Материального изображения идолов не было. У нации имелось основное божество, ряд второстепенных богов и многочисленные духи.

Среди магических существ особое значение имело женское начало. Например, покровителя земли, леса, огня, ветра, воды и дома почтительно именовали матерью. Согласно документальным источникам, в те времена имело место многоженство. Тем не менее у мордовского народа женщина и мужчина обладали одинаковыми правами.

После крещения некоторые языческие традиции сохранились и перемешались с новыми обычаями. Наиболее ярко это прослеживается при праздновании Светлой Пасхи и Рождества. Ряд старинных ритуалов четко выделяется при проведении свадебного торжества или на похоронах.

В древности религия Мордвы предполагала тесное сплетение мира мертвых и живых. При выборе нового погоста первого человека хоронили в вертикальном положении, вручая в руки посох. С этого момента он носил статус старейшины кладбища.

Центр «Стерх»

«Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, – говорит Анна Исаева. – А раньше все писались мордвой». Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.

Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой № 11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина

Он уделяет большое внимание диаспорам в регионах

В поселке Скалистый Троицкого района проходил областной праздник национальной культуры, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»).- Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды, – рассказывает А. Исаева. – «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», – сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.

Так и вышло. Костюм Анны Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходит городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь по бренчанию украшений, — с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, — и только потом увидишь».

В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов – забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector