Плетение на коклюшках
Содержание:
- Кружева ручной работы
- Оборудование для кружевоплетения
- Оборудование для кружевоплетения
- Еще немного о свойствах и секретах ришелье
- Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема
- Схема изготовления кружев
- Схема изготовления кружев
- Плетение на коклюшках: обучение азам
- Намотка нитей на коклюшки
- Фрагмент подзора свадебной простыни.
- Кружево ручной работы
- Кружевные хитросплетения в русской глубинке
- НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Кружева ручной работы
Что такое знаменитое вологодское кружево – это выразительный растительный орнамент в виде цветов, гребешков и вееров. Изготавливается из плотной нити и часто цветной.
Брюггское плетение многие сравнивают с вологодским. Его изготавливают крючком из толстой шерстяной или мохеровой нити.
Михайловское кружево – результат льняного рукоделия с отделкой цветным мулине. Рисунок состоит из фестонов, зубцов, веерных мотивов. Используется для украшения скатертей, полотенец, занавесок.
Вилочное плетение ведется крючком и вспомогательной вилкой или шпилькой. Ажурные работы получаются в фантазийном стиле.
Оборудование для кружевоплетения
Чтобы начать обучение плетению кружев на коклюшках, для начинающих важным шагом является тщательная подготовка. Несмотря на то что оборудование для этих работ очень простое, его необходимо подготовить заранее. Вот что понадобится для таких работ:
-
Коклюшки. Главный инструмент для кружевоплетения — это деревянные палочки цилиндрической формы с небольшим утолщением на конце. Под утолщением находится шейка для натягивания и намотки ниток. Этот инструмент всегда парный, поэтому в наборе должно быть чётное число коклюшек. Современные инструменты делают не только из дерева, но и из других материалов.
- Нитки. Для кружев используют разные нитки. Первое время обычно учатся на дешёвых хлопчатобумажных, а потом переходят на более прочные и более ценные. Очень популярны шёлковые и шерстяные кружева. Цвет, толщина и качество определяют по тому, что решают сплести.
- Валик. Или подушка для подложки на рабочем столе. Без этого оборудования невозможно нормально работать. Изготовляют такую подушку из плотного материала, в середину обычно зашивают твёрдую сердцевину, которую обматывают достаточным слоем поролона, чтобы булавки не доставали до сердцевины.
- Подставка. Приспособление в виде козлов для удержания валика в неподвижном состоянии. Роль такой подставки может выполнять простой фанерный ящик или другое приспособление, обеспечивающее надёжную устойчивость подушки.
- Булавки. Для плетения чаще всего используют декоративные булавки с цветными шариками на конце. Кто-то пользуется канцелярскими булавками. Однако их предварительно готовят для работ, заливая эпоксидной смолой или другим клеем верхние колечки, чтобы не цеплять нитку во время плетения.
- Крючок. Обыкновенный вязальный крючок нулевого номера используют при работах с коклюшками.
- Сколок. По сути, это рисунок будущего узора. Он выполняется на плотной бумаге в виде основных точек, где вставляют булавки для плетения кружева. Под него обычно подкладывают плотный картон. Чтобы сколок служил дольше, его некоторые запаивают в целлофан. Однако в век цифровых технологий легче всего распечатать новый сколок на принтере, чем думать о том, как сохранить старый рисунок для нового кружева.
Оборудование для кружевоплетения
Чтобы начать обучение плетению кружев на коклюшках, для начинающих важным шагом является тщательная подготовка. Несмотря на то что оборудование для этих работ очень простое, его необходимо подготовить заранее. Вот что понадобится для таких работ:
-
Коклюшки. Главный инструмент для кружевоплетения — это деревянные палочки цилиндрической формы с небольшим утолщением на конце. Под утолщением находится шейка для натягивания и намотки ниток. Этот инструмент всегда парный, поэтому в наборе должно быть чётное число коклюшек. Современные инструменты делают не только из дерева, но и из других материалов.
- Нитки. Для кружев используют разные нитки. Первое время обычно учатся на дешёвых хлопчатобумажных, а потом переходят на более прочные и более ценные. Очень популярны шёлковые и шерстяные кружева. Цвет, толщина и качество определяют по тому, что решают сплести.
- Валик. Или подушка для подложки на рабочем столе. Без этого оборудования невозможно нормально работать. Изготовляют такую подушку из плотного материала, в середину обычно зашивают твёрдую сердцевину, которую обматывают достаточным слоем поролона, чтобы булавки не доставали до сердцевины.
- Подставка. Приспособление в виде козлов для удержания валика в неподвижном состоянии. Роль такой подставки может выполнять простой фанерный ящик или другое приспособление, обеспечивающее надёжную устойчивость подушки.
- Булавки. Для плетения чаще всего используют декоративные булавки с цветными шариками на конце. Кто-то пользуется канцелярскими булавками. Однако их предварительно готовят для работ, заливая эпоксидной смолой или другим клеем верхние колечки, чтобы не цеплять нитку во время плетения.
- Крючок. Обыкновенный вязальный крючок нулевого номера используют при работах с коклюшками.
- Сколок. По сути, это рисунок будущего узора. Он выполняется на плотной бумаге в виде основных точек, где вставляют булавки для плетения кружева. Под него обычно подкладывают плотный картон. Чтобы сколок служил дольше, его некоторые запаивают в целлофан. Однако в век цифровых технологий легче всего распечатать новый сколок на принтере, чем думать о том, как сохранить старый рисунок для нового кружева.
Еще немного о свойствах и секретах ришелье
Бриды
Наверное, самой главной отличительной особенностью вышивки ришелье считаются бриды. Этот элемент выглядит как мостик между крупными частями узора кружева. Создаются бриты путем обметывания основной соединительной нити, делать это можно несколькими способами: обвивать рабочую нить, обрабатывать ее петельным или штопальным швом. Иногда, для придания изделию более праздничного, нарядного вида бриды делают с петельками или, как их иногда называют, «усиками», это усложненная технология, она требует особенной сноровки и опыта.
Прорези
Ришелье — это прорезная вышивка, что считается еще одной характерной особенностью. Такой необычный способ создания кружева довольно непрост, зато результат действительно завораживает. Чем-то процесс создания этой вышивки напоминает вырезание новогодних снежинок, технология действительно похожа: сначала создается определенный узор, потом он обшивается специальными швами, а после промежутки вырезаются. Существует несколько видов создания прорезей: вручную, с помощью прорезной глади, технологии, где сначала в ткани делается надрез крестом, а после его края как бы обшиваются изнутри, и посредством специального вещества, которое растворяет ткань.
Основные швы:
Гладьевой валик — это главный шов, используемый в вышивке ришелье. Выглядит этот шов как плотно прилегающие друг к другу стежки. Он может быть узким или широким, однако в ришелье преобладает первый тип. Белая гладь с настилом — тоже разновидность гладьевого шва, выполняется тонкими белыми нитками по белому фону. Шов вперед иголку — классический шов для любого вида вышивки, используется для того, чтобы обозначить контуры узора. Для этой же цели используется шов «назад иголку». Петельный шов накладывается на контур для придания рисунку объема, часто этим швом обрабатывают края готовых изделий. Также в вышивке ришелье широко используются декоративные швы. Например, шов «козлик», шов «шнурочек», тамбурный шов, французский узелок и так далее.
Это швы, которые накладываются вручную, но существуют также и машинные швы. Простая строчка — выполняет такую же функцию, как и шов «вперед иголку». Сновка — это то же самое, что и брид. Строчка для соединения орнамента, выполненная как бы на весу.Декоративные швы: зигзаг, насыпь, «чешуйки».
Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема
Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.
Ход работы:
- Сначала набирается девять воздушных петель.
- Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
- Делается для фестона пять воздушных петелек.
- После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.
Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая
Схема изготовления кружев
Для того чтобы выполнить простой узор, готовят сколок. Для этого необязательно пересматривать все схемы сколок для кружевоплетения на коклюшках, любой может просто начертить простейший узор на бумаге и приступить к вязанию. Сама схема выполнения работ однообразна для любого плетёного узора:
- Изготовить сколок. Вариантов много: купить готовый, найти подходящий вариант и распечатать, придумать и начертить самому.
- Прикрепить сколок к подушке. Здесь главное — ровная поверхность и надёжность крепления. Следят за тем, чтобы булавки не торчали из подушки по сторонам.
- Наматывают нити на коклюшки. Готовят нужное количество пар и наматывают на них нити нужного цвета и размера. Если нить заканчивается, её заранее добавляют.
- Крепят нити к булавкам на сколоке.
- Используя схему плетения или пользуясь подсказками мастер-класса из видеоурока, плетут узор. Здесь уже нужны только терпение и сноровка, которая приходит со временем.
- После завершения работ изделие отправляют в стирку. Затем протирают или моют все колышки, используемые в плетении.
Схема изготовления кружев
Для того чтобы выполнить простой узор, готовят сколок. Для этого необязательно пересматривать все схемы сколок для кружевоплетения на коклюшках, любой может просто начертить простейший узор на бумаге и приступить к вязанию. Сама схема выполнения работ однообразна для любого плетёного узора:
- Изготовить сколок. Вариантов много: купить готовый, найти подходящий вариант и распечатать, придумать и начертить самому.
- Прикрепить сколок к подушке. Здесь главное — ровная поверхность и надёжность крепления. Следят за тем, чтобы булавки не торчали из подушки по сторонам.
- Наматывают нити на коклюшки. Готовят нужное количество пар и наматывают на них нити нужного цвета и размера. Если нить заканчивается, её заранее добавляют.
- Крепят нити к булавкам на сколоке.
- Используя схему плетения или пользуясь подсказками мастер-класса из видеоурока, плетут узор. Здесь уже нужны только терпение и сноровка, которая приходит со временем.
- После завершения работ изделие отправляют в стирку. Затем протирают или моют все колышки, используемые в плетении.
Плетение на коклюшках: обучение азам
При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:
- Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
- Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.
Плетение на коклюшках бывает трёх видов:
- Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
- Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
- Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.
Намотка нитей на коклюшки
Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие — намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.
Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:
- Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить — левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
- Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
- После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
- Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.
Фрагмент подзора свадебной простыни.
Конец XVIII в. Вологодская губ. // Шангина И. И. Русские девушки . – СПб., 2007. – С. 312
Вологодское кружево конец 19 в.
В городе Михайлове Рязанской области
издавна плетут цветное кружево.
Рязанское кружево — одно из самых ярких явлений в русском кружевоплетении.
наиболее самобытным из всех видов рязанского кружева было кружево города Михайлова и Михайловского уезда.
Отличительной особенностью этого вида является как архаический узор, в котором никогда не присутствуют новомодные узнаваемые цветочные и растительные мотивы, так и его колорит, состоящий преимущественно из красных тонов с черным, коричневым, синими, темно-зелеными, охристыми, белыми и золото-серебряными акцентами.
Оригинальна и техника исполнения, согласно которой кружево выполняется из пухлой нити и дял дополнительного объема украшается вышивкой, которая располагается поверх плетения.
Плетение выполняется в наиболее архаичной численной многопарной манере.
Русское кружево отличается многообразием местных особенностей, неповторимостью изделий каждого центра.
Лучшие образцы русского кружева ручной работы отличаются богатством колорита, совершенством технических приемов и оригинальностью узоров.
Рисунки мастериц напоминают морозные узоры, а концы кружевных шалецй- крылья сказочных птиц…
«Для более или менее торжественных случаев самым подходящим слудет считать тонкие русские плетенные кружева, за которые за границей платят неслыханно высокие цены» — писал в 1915 году журнал «Модный свет».
С 1920-х годов в России уходит в небытие ручной труд мастериц кружевниц. На смену приходит машинное кружево…
————————
*****
О кружеве много написано книг.
Подобные можно найти в интернет-библиотеках даже за 19 век.
Так же как по поисковику посмотреть множество картинок на эту тему…
Моя статья лишь капля о той создаваемой красоты,изящества и богатства в разнообразии женскими руками на Руси…
****
————————
Читайте так же:
Кружево ручной работы
Кружева, производимые вручную, обычно классифицируют по технике исполнения или месту производства.
Коклюшечное кружево
Коклюшечное кружево
Еще царь Петр I, пытавшийся завести в патриархальной России иностранные порядки, ввел моду на кружевные воротнички и манжеты. Именно тогда коклюшечное плетение, которым издавна гордились русские кружевницы, получило широкое распространение.
Коклюшки – специальные деревянные палочки с накрученными на них нитками. Перебрасывая их с одной стороны полотна на другую, вязальщица создает причудливые воздушные узоры, которые имеют в каждой местности свои отличительные особенности.
Кружево на коклюшках изготавливают двумя способами – парным и сцепным. При парном получается длинная мерная полоса, которую потом разрезают на отрезки необходимой длины.
При сцепном методе выплетаются отдельные детали узора, которые в дальнейшем соединяются между собой при помощи крючка.
Плетение кружева на коклюшках – очень сложный вид рукоделия. Порой для создания особо причудливого узора мастерица использует одновременно до 1500 палочек.
Игольное кружево
Игольное кружево
Один из самых трудоемких методов изготовления кружева, включающий в себя несколько стадий.
Вначале придумывается узор и рисуется на тонкой бумаге. Она закрепляется на материи, толстой нитью делается контур, а затем постепенно стежок за стежком заполняют все внутреннее пространство.
Классический узор для игольного кружева – розы, хризантемы и другие цветы. Отдельно вывязанные кружевные кусочки-мотивы сшиваются в полотно необходимого размера. При этом мастера работают такой тонкой иглой, что обнаружить места соединения невооруженным глазом практически невозможно.
Хардангер
Хардангер
Эта технология ручного плетения пришла из холодной Норвегии. В качестве основы используется белое льняное полотно.
Вначале гладью вышиваются контуры рисунка, а затем специальными миниатюрными ножничками вырезаются отдельные фрагменты.
На образовавшейся сетке при помощи различных стежков формируют узоры. Чаще всего для хардангера используют белые льняные нитки. В последнее время некоторые мастерицы добавляют немного бежевых или коричневых.
Кружевом хардангер украшают не только одежду, но и домашний текстиль, в частности скатерти и постельные принадлежности.
Фриволите
Кружева фриволите
Искусство вязания кружева фриволите возникло во Франции и в переводе означает «свободный», «легкомысленный». Это кружево из крученых особым способом ниток.
Плетут фриволите узелковым способом при помощи специальных челноков. При помощи этой техники вяжут салфетки, украшают им скатерти, полотенца, постельное белье.
В последнее время фриволите широко используется при создании бижутерии: колье, брошей, серег, подвесок и т. п.
Ришелье
Кружево ришелье
Этот вид ручного кружева выполняется на тончайшем полотне. В качестве основы используется батист, муслин, органза и даже сетка.
На ткани стежками различной глубины вышиваются различные узоры, а затем промежутки между ними аккуратно вырезаются.
Это создает эффект темных и светлых ниток, что придает кружеву объем. Одним из самых известных кружев ришелье является итальянская ретичелла.
Достоинства и недостатки кружев ручной работы
Какими бы техниками ни пользовались кружевницы разных стран, результат их работы отличается красотой, благородством и изысканностью.
Кроме того, кружева ручной работы, несмотря на немалую стоимость, весьма популярны благодаря следующим качествам:
- экологичность – для их изготовления используются только натуральные материалы;
- гигиеничность, воздухопроницаемость;
- безопасность для здоровья: они не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций;
- отсутствие статического электричества.
Помимо высокой цены у рукодельных кружев есть еще один недостаток – они весьма прихотливы в уходе. Стирать эти изделия нужно только руками, сушить в расправленном состоянии, разложив на горизонтальной плоскости. Утюжить кружево следует через тонкую ткань или марлю. Изделия с выпуклыми узорами не гладят.
Кружевные хитросплетения в русской глубинке
Вековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.
Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.
В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.
Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.
Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.
Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.
Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.
Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.
Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.
Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.
Ссылки по теме: Нетающий иней Вологды Оренбургский платок
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВАЛИК. Можно не покупать, а изготовить его самостоятельно. Для этого приготовьте кусок прочной ткани размером 70х50 см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке, длинные подогните на 2-3см и сшейте по лицевой стороне с двух сторон. В получившуюся кулиску продерните шнурок и с одной стороны затяните его до упора.
Внутрь чехла вложите картонный или фанерный круг диаметром 20 см, закрывающий стянутое шнурком отверстие. Затем чехол поставьте на пол и начинайте набивать будущий валик сеном до тех пор, пока он не будет набит максимально туго. Сверху на сено положите второй круг такого же размера, как первый. Затем края затяните шнурком, а кончики заправьте внутрь чехла. Готовый валик обтяните белой хлопчатобумажной тканью и закрепите её булавками. Эта ткань предохраняет валик от загрязнения. Её легко снять и постирать, если она испачкалась.
Для плетения крупных кружевных изделий (жилетов, скатертей, шалей) сделайте ещё один валик – большего размера.
ПОДСТАВКА ДЛЯ ВАЛИКА.
Чтобы сделать подставку для валика из фанеры нужно выпилить две формы с выемками, которые на 2 см меньше диаметра валика.
Валик должен входить в выемки очень плотно, так, чтобы он не прокручивался при натяжении нитей во время плетения. Детали подставки скрепите между собой палочками, их длина должны быть чуть меньше длины валика. Валик должен немного выступать с одной и с другой стороны подставки.
При изготовлении большого валика, предназначенного для плетения крупных изделий, сделайте подставку крестовидной формы, скреплённую рейками и подвижную в центре.
Для маленького учебного валика в качестве подставки можно использовать коробку из плотного картона. Ширина коробки должна быть меньше диаметра валка, чтобы нижняя половина валика плотно села в коробку.
КОКЛЮШКИ. Это деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой шейка. На шейку коклюшек наматываются нити и плетут кружева, перекидывая одну коклюшку через другую. Стучат коклюшки, ударяясь друг о друга, издают мелодичный звук – поют в умелых руках кружевниц.
Размеры коклюшек должны быть: длина 170 мм, диаметр коклюшки 10мм, диаметр шейки 40 мм.
Минимальное количество коклюшек, которое понадобиться 35 пар, то есть 70 штук.