Камень как произведение искусства
Содержание:
- Сфера действия срока
- Воплощение замысла в произведении
- Изучаем резьбу по камню: от инструментов до популярных техник
- Использование камня в России
- Особенности резьбы по камню
- Оборудование и технология работы с камнями
- Необходимые инструменты
- Что должен уметь резчик по камню
- Технология процесса
- Дополнительные советы и техника безопасности
- Профессиональный инструмент — легкая резьба по камню
- Виды изображений на камне
- Мастерская начинающего резчика
Сфера действия срока
Блюдо из змеевика с инкрустированной золотой рыбкой, I век до н.э. или н.э., с креплениями IX века
Резьба по твердому камню подпадает под общую категорию глиптического искусства , которое охватывает мелкую резьбу и скульптуру из всех категорий камня. Определение в этом контексте « твердый камень » является ненаучным и не очень жестким, но исключает «мягкие» камни, такие как мыльный камень (стеатит) и минералы, такие как алебастр , которые широко используются для резьбы по дереву, а также типичные камни для строительства и монументальной скульптуры. , например, мрамор и другие виды известняка , а также песчаник . Как правило, они не подходят для чистовой обработки очень мелких резьб и изнашиваются при длительном использовании. В других контекстах, таких как архитектура, «твердый камень» и «мягкий камень» имеют разные значения, относящиеся к фактической измеренной твердости с использованием шкалы твердости минералов Мооса и других показателей. Некоторые камни, используемые в архитектуре и монументальной скульптуре, такие как гранит , по крайней мере так же тверды, как и драгоценные камни, а другие, такие как малахит , относительно мягкие, но считаются твердыми из-за их редкости и прекрасного цвета.
По сути, любой камень, который часто используется в ювелирных изделиях, может считаться твердым камнем. Включены твердые органические минералы, такие как янтарь и гагат , а также минералоидный обсидиан . Для достижения чистоты твердые камни обычно необходимо сверлить, а не обрабатывать режущими инструментами. С геологической точки зрения, большинство драгоценных камней, традиционно вырезанных на Западе, представляют собой разновидности кварца , в том числе: халцедон , агат , аметист , сард , оникс , сердолик , гелиотроп , яшму и кварц в его бесцветной и прозрачной форме, известный как горный хрусталь. Различные материалы, называемые нефритом, преобладали в резьбе в Восточной Азии и Мезоамерике . Камни, которые обычно используются для строительства зданий и больших скульптур, не часто используются для небольших объектов, таких как сосуды, хотя это случается. Например, в период Урука из шумерской культуры (четвёртое тысячелетие до н.э.) тяжелые вазы, чашки и кувшины из песчаника и известняка были найдены, но не для общего пользования, так как люди Урука имели хорошо развитую керамику .
Воплощение замысла в произведении
Работая с камнем, мастер становится творцом. Бесформенной твердой глыбе придается новая форма. Камень получает новую жизнь в произведении искусства, созданном художником. Это с одной стороны
А с другой – для мастера важно выполнить главную задачу, которая состоит в том, чтобы раскрыть созданную природой красоту и особенность минералов, а затем продемонстрировать это людям. Глядя на творение рук человека, многим хочется овладеть этим видом искусства
Обучение резьбе по камню требует большой усидчивости, терпения и времени. Но если следовать рекомендациям мастера, все получится. Конечно, будут и неудачи, но огорчаться не нужно, работу следует продолжать, а знания и квалификация придут с опытом.
Сначала оформляется замысел. Для этого на бумаге рисуется эскиз, продумываются все детали будущей композиции, прорабатывается образ. Не следует считать творческий поиск мастера потраченным зря временем. Ведь именно на этом этапе художник наделяет будущий шедевр чувствами, эмоциями.
По эскизу из мягкого материала (пластилина, например) создается задуманный образ с учетом естественной анатомии. Затем готовый прототип отливается из пластикрита, который заменяет гипс.
Следующим этапом является выбор камня, из которого будет создаваться скульптура, а также материалов для отделки
Здесь важно учитывать их «соседство» между собой.
Каменной заготовке придается первичная форма. Для этого используется крупная пила
После того как сделан набросок, осуществляется проработка деталей, в соответствии с выполненной до этого моделью. Используются мелкие пилы. Основным инструментом являются алмазные диски. Важно, чтобы к станку подавалась вода — так будет видно каждое движение. Спешить не нужно. Для обработки камня применяются мелкие, неглубокие движения. Это нужно для того, чтобы мастер мог прочувствовать малейшие изменения в структуре камня. Работа требует большой сосредоточенности, отвлечения недопустимы.
- Следующим этапом камнерез намечает необходимые для скульптуры детали: черты лица, складки одежды, мускулатуру и прочее. Этот этап работы считается самым кропотливым, здесь нужна предельная внимательность. Есть такой станок для резьбы по камню – бормашина, в состав которой входят алмазные буры с разным калибром. С ее помощью прорабатывается каждая деталь. Но перед глазами мастера должен быть макет, чтобы постоянно сверять фигурку из камня с замыслом.
- Предпоследним этапом является шлифовка скульптуры с помощью пасты и станка. Каждая деталь доводится до зеркального блеска. В результате этой операции виден рисунок и цвет камня.
- Заключительным этапом работы над созданием произведения искусства является сборка всех обработанных элементов в единую композицию. Они соединяются незаметными швами, штифтами, прочной склейкой. Здесь тоже имеется много секретов. Со временем новичок овладеет и ими, ведь от этого финального шага во многом зависит результат сложной и длительной по времени работы.
Изучаем резьбу по камню: от инструментов до популярных техник
В зависимости от вида и цели обработки этого материала, существуют различные инструменты. В резьбе по горной породе помогут кувалда, кирка, отбойный молоток, болгарка с алмазными дисками, киянки, стамески и прочее. Они нужны, главным образом, для придания формы породе. Если же речь идет о ювелирной работе, то пригодятся следующие орудия: скарпель для гравировки, чертилка для создания прямых линий, ручные и электрические фрезы для придания формы заготовке, кривые и прямые напильники и прочие мелкие вспомогательные инструменты.
Для начинающих подойдет максимально мягкая порода камня. Стеатит, мыльный, восковой камень, талькохлорит – это все названия одного и того же камня, – очень мягкий и податливый материал для работы. По нему можно вырезать даже более твердым камнем или подручными инструментами. Для работы с ним не требуется большого количества инструментов, приобрести его можно в специализированных строительных или художественных магазинах, а также заказать в интернете на многочисленных ресурсах.
Если отсутствует возможность приобрести стеатит, можно также выбрать алебастр. Он бывает разных цветов; немного тверже первого, но все же отличный материал, с ним легко работать, он легок и прочен.
С твердыми породами лучше не работать новичку. Для них понадобится много сложных специальных инструментов, процесс получится трудоемкий, а результат, возможно, не оправдает ожиданий.
Размер заготовки должен быть больше будущего изделия. Это логично, ведь в процессе работы от цельного бруска отрезаются части для придания формы. Лучше взять брусок намного больше, чтобы был запас, который необходим новичку для уверенной работы.
Выбор подходящей структуры камня для работы.
Помимо материала и размера болванки для вырезания, важно правильно выбрать структуру камня. Важно, чтобы имеющиеся трещины не были большими или проходящими через весь камень, ведь в противном случае велика вероятность раскола во время работы
Однако, если это и произошло, не следует расстраиваться: отколовшуюся деталь можно приклеить на эпоксидную смолу, которая продается в строительных отделах.
При вырезании ювелирных украшений или декораций для интерьера важно помнить об осторожности:
- Инструменты должны быть острыми и прочными, чтобы они не сломались во время работы.
- Защитные очки использовать обязательно, так как пыль и осколки от камня могут повредить глаза. Лучше иметь запасную пару, так как они могут быстро поцарапаться и прийти в негодность.
- Необходимо во время работы надевать маску или респиратор, чтобы не вдыхать тяжелую и вредную пыль
- При работе с большими глыбами лучше использовать специальные защитные перчатки во избежания травм рук и натирания мозолей. Если изделие готовится небольшое, то достаточно простых садовых перчаток.
- С большим куском породы лучше работать вне дома или обеспечить хорошую вентиляцию
- Удобно держать камень во время работы на мешке из плотной ткани с песком или кошачьим наполнителем: так глыба будет держаться в нужном положении, при этом легко поворачиваясь под руку мастера.
Во время резки по камню своими руками очень важно соблюдать технологию:
- Определить направление трещин у камня. Подобно волокну дерева, камень тоже имеет направление, по которому лучше высекать. В таком случае получатся более ровные срезы и уменьшается возможность того, что инструмент поведет не в ту сторону
- Изобразить на бумаге будущее изделие. Многим помогает не просто нарисовать, а вылепить из пластилина или другого материала, в таком случае появится лучшее представление об объеме.
- Не следует начинать со сложных форм, чтобы не разочароваться в себе и этом мастерстве. Принцип постепенности при обучении говорит о постижении от более простого к более сложному
- При высечении фигуры из породы следует вести долото от краев к центру. Так меньше вероятность ненужных сколов. Долото при этом следует держать под острым углом к камню, иначе будут не срезаться куски, а выбиваться дырки.
Использование камня в России
Проявление интереса к камню на территории России началось в XIII столетии, но упоминание как об искусстве приходится на период XVIII века. Самое знаменитое место по добыче камня было в Новгородской губернии. Неподалёку от центра располагалось старинное село Борнуково, известное своими пещерами. Местные жители продавали камень в другие города. Из него делали украшения.
Во времена правления Екатерины II каменоломню подчинили Дворцу и установили запрет на свободную торговлю материалом. Его начали использовали для отделки петербургских поместий.
В 30-х годах прошлого столетия в селе была создана фабрика «Борнуковская пещера». Этот период считается новым расцветом каменного искусства в России. Мастера передавали свои знания из поколения в поколение, перенимали опыт других резчиков, совершенствовали свои навыки. Неоднократно удостаивались высоких оценок, наград как в своей стране, так и за её пределами. Чаще всего изготавливали скульптуры и статуэтки животных, птиц. Реже — человеческие фигурки.
На сегодняшний день борнуковские резчики являются самыми востребованными. Ведь они сохранили традиции и секреты обработки камня, что делает их особенными среди других мастеров.
Особенности резьбы по камню
Резные камни с художественными изображениями называют глиптами, или геммами. Их делают из разных видов сырья – поделочных, ювелирно-поделочных, драгоценных камней.
Глипта из халцедона
На заметку! Для резьбы подходит даже кирпич и бетон. Такие поделки можно с успехом применять для декорирования интерьера.
Все глипты можно поделить на две группы:
- камеи – изделия с выпуклым изображением;
- инталии – камешки с углубленным рисунком.
К искусству резьбы по камню можно отнести также изготовление каменных скульптур, статуй. Такая задача под силу лишь профессионалам, но несложные проекты осилит и начинающий мастер.
Какой камень выбрать?
Если нет опыта в резьбе, стоит пробовать себя в работе с мягкими породами камня. Для этой цели подойдет даже обычный силикатный кирпич.
Его минус заключается в сильном крошении и растрескивании, зато он пластичен и дает возможность сделать красивейшие объемные композиции. Также можно раздобыть стеатит, или восковой камень, который еще более податлив и мягок, режется даже другим твердым камешком или простейшими инструментами.
Неплохим вариантом станет алебастр. Он продается в разных цветовых вариациях, чуть тверже стеатита, зато прочнее и легче.
Хорошо поддается обработке известняк, но он довольно ограничен в цветовой гамме. От обработки гранита и мрамора на начальном этапе стоит отказаться: даже профессионал может сутками трудиться над этими материалами.
Важно! Размер камня должен соответствовать габаритам будущего изделия и зависит только от конкретной задумки
Инструменты для работы
Начальный набор не включает дорогостоящих приспособлений. Некоторые из них уже могут быть у мастера:
- средства индивидуальной защиты – респиратор, перчатки, очки;
- подложка – мешочек с песком;
- пульверизатор с водой;
- плоское долото (простое или зубчатое);
- мягкий молоток массой 600-900 г;
- набор напильников разного размера;
- бур или гравер;
- наждачка;
- шаблоны и трафареты.
Опытные специалисты также могут использовать более сложные инструменты: гравировальные скальпели, закольники, шпунты, особые спицы и стамески, фрезы и сверла.
Оборудование и технология работы с камнями
Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.
Инструменты для резьбы на небольших камнях:
Ручные | Механические | Для начинающих |
Широкие, острые и тупые стамески | Граверы, фрезы разной формы и размеров | Молоток (мягкий) 700–900 г |
Прямые и кривые напильники | Шлифмашинка | Плоское долото |
Гравировальный скальпель | ||
Чертежный инструмент | Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла | Зубчатое долото |
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка | Шаблоны рисунков, трафареты | |
Закольники | Пневматическое зубило | Набор напильников |
Шпунты |
Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.
Технология резьбы по каменным поверхностям:
- Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
- Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
- Начинают с более простых рельефов.
- На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
- Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
- Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
- Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.
На видео смотрите как происходит работа с материалом:
Необходимые инструменты
Итак, материал выбран. Теперь необходимо подготовить инструменты.
Имейте в виду, что при работе обязательно нужно использовать пылезащитную маску. Наилучшим вариантом защиты дыхательных путей будет респиратор. Чтобы уменьшить количество пыли, перед началом резьбы смочите камень водой. Также, во избежание попадания кусочков камня в глаза, надевайте защитные очки.
Не забудьте про перчатки. Приобретите хорошие молоток, долота и напильник.
Молоток должен иметь две плоские поверхности. Таким гораздо легче наносить частые удары по зубилу. Самым главным долотом является плоское долото, с металлической поверхностью с обеих поверхностей. Зубчатое долото — не обязательный инструмент, но он может значительно облегчить процесс выпиливания тонких деталей.
Финишный вид изделию придается напильником. Камень выбран, защитные средства готовы, инструменты найдены. Следующий шаг – эскиз изделия. Далее нанесите эскиз мелом на сам камень. Отмечайте линии на всех сторонах камня. Помните, что изделие будет трехмерным.
Прочтите это: Резьба по дереву фрезером своими руками: учимся с удовольствием
Что должен уметь резчик по камню
Высококвалифицированный мастер овладеет методами иссечения мемориальных и ювелирных изделий из камня:
- Разбирается в различных породах минералов и знают их индивидуальные свойства.
- Умеет пользоваться сложным и травмоопасным инструментом, применяемым при отделке камней разной структуры.
- Мастер должен знать:
- Методы художественной резьбы для изготовления предметов по камню разных по сложности форм с использованием инкрустации и мозаики.
- Как устроено и функционирует оборудование и владеть навыками применения приспособлений и инструмента и наладки при выполнении работ по иссечению фигур из камня.
- Методы правильной заточки остро режущих приспособлений и инструмента.
- Технические нормативы на обработку декоративных минералов и как обеспечить сохранение их структурных свойств и кристаллического строения.
- Как выполнять работы по сверлению блоков, имеющих плоскую, прямоугольную и округлую форму.
Примеры возможных работ
- Настольные принадлежности: письменные комплекты прибор, массивные пепельницы, скульптуры фигур из фауны и флоры, вазы с нанесением орнамента.
- Ритуальные принадлежности: венки, могильные виньетки, доски с мемориальными портретами и надписями, резные капители и эмблемы.
- Декоративные украшения: мозаичные панно и портреты, инкрустированные пресс-бювары, сервизы и вазы из малахита, выполненные с орнаментом.
Технология процесса
Каждый мастер со временем вырабатывает свои приемы работы. Однако существует некоторая общая технология резьбы по камню: и у начинающих, и у опытных профессионалов начинается процесс обычно с картинки. Умение художника «заглянуть в камень», увидеть будущий рисунок имеет на этом этапе решающее значение.
Затем следует изготовление из скульптурного (твердого) пластилина или какого-либо другого пластического материала модели будущего изделия в натуральном или увеличенном масштабе.
Теперь наступает момент, когда мастер должен взять в руки камень и приступить к его обработке.
Работа включает следующие операции:
- Выровнять рабочую и тыльную поверхности камня до нужной толщины, нанести несмываемой краской силуэт рисунка и краевой контур, а затем обточить на планшайбе камень по этому контуру;
- Нанести по контуру уровень (плоскость) фона и с помощью отрезных дисков на обдирочном инструменте грубо сточить поверхность камня вокруг контура рисунка до глубины фона, с помощью бора уточнить окончательный рисунок контура изображения;
- При помощи обдирочных боров проработать рельеф всего изделия в общих чертах, борами меньшего размера проработать контуры крупных деталей, затем более мелких деталей, постепенно используя все более тонкие боры;
- Уточнить рисунок штихелями и тонко заточенными алмазными надфилями;
- Довести и отшлифовать изображение и фон шкурками с алмазной крошкой, неалмазными эластичными кружками, металлическими и деревянными остро заточенными стержнями с алмазной пастой;
- Окончательно отполировать всю поверхность изделия с помощью фетровых кружков окисью хрома или какими-либо другими полировочными абразивами.
При создании такого виды резьбы по камню, как инталия, получается обратное изображение, поэтому ее контуры труднее контролировать в процессе работы. В этом случае необходимо как можно чаще с помощью воска или пластилина делать отпечатки — барельефы. В остальном процесс изготовления камеи и инталии весьма близки.
Существуют и другие приемы резьбы по камню, отличающиеся от описанной выше схемы. Так, например, вполне применимы копировальные системы по принципу прибора пантографа, где с его помощью на камень в нужном масштабе с помощью боров переносится рельеф модели. Обычно такой способ применяют в серийном производстве. В любительской практике иногда для переноса крупного рисунка на небольшое изделие используют масштабный кронциркуль.
Мы коснулись в основном особенностей изготовления гемм — изделий очень популярных и любимых в прошлом и в наше время. Однако приемы обработки камня остаются общими при создании других мелких изделий и скульптур малой пластики.
Посмотрите, как красивы изделия из камня с изящной резьбой на этих фото:
Дополнительные советы и техника безопасности
При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью
Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:
- Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
- Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
- Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
- Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.
Обучение резьбе по камню — дело не из лёгких. Терпение и усердие станут лучшими союзниками в этом хобби. Чтобы немного облегчить работу, существует несколько простых советов, а именно:
- Периодически смачивайте камень водой. Она поможет сбить пыль.
- Купите мешок с наполнителем или песком. Он отлично сыграет роль подставки для крупных заготовок. Вы с лёгкостью сможете поворачивать изделие как вам удобно.
- Подготовьте эскиз. Прежде чем начнёте ваять свое творение, перенесите его на бумагу. Так будет легче представить конечный результат.
- Вместо чертилки можно использовать мелок.
Профессиональный инструмент — легкая резьба по камню
Схема производства декоративного камня
Сегодня в арсенале работы каменщика все большую популярность приобретают электрические станки. Алмазные инструменты для резьбы и обработки камня успешно используют как в промышленности, так и в бытовых условиях.
Резьба по камню станет намного легче, если использовать машинки с алмазными дисками, которые должны входить в арсенал любого профессионального мастера. Так что же это такое, алмазные диски? Это стальной диск, на поверхность которого нанесены пластины из алмазной крошки и связующего материала. Технические характеристики алмазных дисков зависят от твердости гранита, с которым предполагается работа (толщина пластин, состав связки и алмазного напыления). Пластины могут быть приварены или впрессованы в стальную поверхность диска. Связка обеспечивает целостность режущего элемента и затачивание в процессе работы. Направление движения во время работы на станке указывается стрелкой на алмазном диске.
Существуют 2 вида резьбы по камню с помощью алмазных дисков: «мокрая» или «сухая» резьба.
Схема кладки декоративного камня.
Если круг нагревается неравномерно, то это приводит к его деформации, и он приходит в негодность. Ведь вибрация и перегрев губительно сказываются на абразиве, и пластины в результате этого быстро разрушаются. Поэтому при таком виде работ инструменты для резьбы содержат специальные подушки для погашения вибрации. «Мокрая» резьба подразумевает охлаждение диска во время работы холодной водой.
Для «сухой» резьбы пластины поделены на сегменты и созданы волнообразно в целях уравновешивания температуры, избегания перегрева и распада пластин.
Одной из самых твердых горных пород является гранит. Для этого вида существует отдельное направление абразивного алмазного инструмента.
Помимо натурального камня, сегодняшний строительный рынок широко использует искусственный камень. Это творение человеческих рук зачастую невозможно отличить от натурального, так как внешний облик практически идентичен натуральному. Отличить, где натуральный камень, а где «подделка» можно лишь по весу. Производители искусственного камня всячески стремятся к тому, чтобы облегчить вес и повысить стойкость такого аналога природы.
Для работы с искусственным камнем в целом используются те же инструменты, что и при работе с натуральными известняковыми породами. Используются как обычные твердосплавные абразивы, так и абразивы алмазные. Однако производители искусственного камня рекомендуют иметь для каждого вида свой определенный инструмент, наиболее оптимально подходящий для резьбы, шлифования или полирования камня. Благодаря этому мастер может избежать дополнительных отходов в процессе работы, получаемых из-за разрушения, сколов или царапин плит.
Виды изображений на камне
С древнейших времен использовалась художественная резьба на полудрагоценных каменьях. До нас дошли уникальные фигурки и украшения, выполненные древними людьми из нефрита, бирюзы и т.д. Не менее распространена резьба в архитектуре.
Художественные изделия из камня делятся на два типа.
- Скульптура. Объемный предмет, все элементы которого можно детально рассмотреть со всех сторон.
- Рельеф. Это объемный рисунок, который высечен на каменной поверхности. В архитектуре обычно используется именно такой тип изделий.
Рельефы также бывают разных видов. Это барельеф (неглубокое изображение), горельеф (практически объемный рисунок), врезанный и живописный.
Мастерская начинающего резчика
Рабочий стол и тиски — самое минимальное, что должно быть. Резка по дереву всегда делилась на два направления:
- то, что нужно всегда;
- то, чем восхищаются вокруг.
Опытный резчик может вырезать шедевр на коленках одним богородским ножом, находясь в лесу, совершенно неожиданно для самого себя, на удивление другим. Но его мастерская будет заполнена сотней инструментов для работы по дереву.
Далеко не всегда он будет знать, как называется инструмент для резьбы по дереву, но он всегда будет знать, как им пользоваться, он будет помнить, когда он его изготовил и ради какой задачи.
Изготовление бочек — это не резьба по дереву. Это насущная необходимость. Общепринятые названия инструмента здесь:
- столярный верстак;
- фуганок;
- струг, скобель;
- зажимы для сборки остова;
- уторник и т. д.
Всего не запомнишь и многое не поймешь. Сделать бочку — это не вырезать фигурку. Однако заглянуть в мастерскую бондаря или познакомиться с бондарным ремеслом для начинающего резчика будет крайне полезно.
Есть две вещи, на которые следует обратить особое внимание: верстак и инструменты для создания плавных форм. Эти моменты редко упоминаются в рекомендациях для начинающего резчика, но, прежде чем говорить о резьбе по дереву и какой инструмент для этого нужен, следует поговорить о рабочем месте и рабочей поверхности
Рабочее место — это комфорт для мастера
Начинающий или профессионал — не важно. Рабочее место должно быть комфортным, а инструмент доступным
Рабочая поверхность — это не заготовка, это уже фигурка или изделие в сознании мастера. Просто нужно убрать все лишнее.
Бондарное дело располагает очень удобными технологиями и инструментами, которые упрощают работу резчика. «Грубый» бондарь и его изделия с гладкими поверхностями — хороший фундамент для тонкой и качественной резки.
Какой бы ни была резка — бытовой или художественной, — это творческий процесс, а любой творческий процесс основывается на знаниях и умениях. Виртуозное владение богородским ножом прекрасно дополнит знание, каким инструментом можно быстро подготовить заготовку к работе, снять с нее все лишнее и ускорить процесс.