Русский сарафан: история и выкройка сарафана

Виды сарафанов

Есть несколько основных разновидностей.

Сарафан в виде туники с косыми клиньями

Эта модель изделия будет самой старинной. Она существовала вплоть до конца 18 века и называлась «шушун» или «саян». Главной особенностью такого изделия было его цельное переднее полотно.

Дополнение образа кокошником

Самый древняя его модель — глухой сарафан в виде туники — изготавливался из одного загнутого пополам куска материала, образующего обе части изделия. С боков были широкие клинья.

Изделие распашного типа

Такой сарафан производили из трех кусков материала — двух полочек и одной спинки. В подоле изделия в его боковые швы вставлялось два косых коротких клина это придавало зрительное расширение платья. Спереди сарафан застегивался на пуговицы. Бретели шились широкими либо узкими, вырезались вместе с задней частью из одного куска материи.

Круглая модель сарафана

Самым распространённым и широко применяемым почти на всей Руси в 19 веке был именно московский вид изделия. Отличается своей нежность и воздушностью при ходьбе, хоть и кажется увесистым костюмом.

Косоклинное платье

Сарафан с лифом

Это будет подвид круглого сарафана только с лифом. Его делали из двух частей: пышного сосбореного низа и лифа, который плотно охватывал грудь. Застегивался на середине груди на пуговицах или петлях. Такие платья были популярны в центральной Руси. Такой костюм больше подходит девушкам с большой грудью, лиф будет плотно удерживать бюст и подчеркивать его форму. Под линией груди необходимо вшить резинке, чтобы ткань не давила на тело.

Русская женская рубашка под сарафан делается по выкройке, представленной на рисунке 2.

Считалось, чем пышнее и длиннее костюм, тем очаровательнее и невиннее его обладательница.

Вам это будет интересно Шитье стеганного покрывала для кровати собственноручно

Вариант №2

На протяжении многих веков на Руси складывались определённые традиции в одежде. Русский национальный костюм – это не просто одежда, но и способ рассказать кое-что о себе. Так, по наряду девушки можно было понять, замужем ли она либо готовится стать невестой. Даже самые бедные крестьяне уделяли много внимания своей одежде.

Главным элементов русского народного костюма испокон веков была рубаха из натуральных материалов. В зависимости от региона и достатка семьи её делали из хлопка, льна, конопли или шёлка. Рукава и воротник рубахи непременно были украшены узором, орнаментом, который говорил о том, из какой губернии, а иногда и местности, происходит человек. Например, в Смоленской губернии женщины предпочитали орнамент чёрного, жёлтого и красного цвета, который обычно располагался по всей длине рукава горизонтальными линиями. Центральные губернии жили в большем достатке, поэтому на рубахах преобладали красный, жёлтый и даже золотой цвет.

Женский русский костюм невозможно представить без сарафана или понёвы – широкой юбки, затягивающейся специальным поясом на талии. Причём пояс был очень важным элементом одежды. Они различались у молодой девушки и замужней женщины, а выходить из дома без пояса было неприлично. Сарафан и понёва надевались поверх рубахи. Для повседневной носки их шили из ситца, конопляной или льняной ткани, а иногда понёву шили из шерсти. Цвет этой одежды мог быть различным, и у каждого цвета было своё значение. К праздникам или свадьбе сарафаны шились из дорогих тканей – шёлка или парчи. Поверх сарафана, понёвы и рубахи носится передник – предмет особой гордости каждой русской женщины. Она украшала его особым узором, который рассказывал о её жизни, семье, истории рода.

По головному убору можно было узнать, замужем ли девушка или нет. Молодые девушки оставляли часть головы непокрытой. После свадьбы, когда ей «расплели косу», она не должна показываться на людях без забранных волос. Если замужняя женщина покажет свои волосы кому-то постороннему, это считалось позором. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

Мужчины также подвязывали рубаху поясом, причём рубаха могла доходить до середины бедра. Порты (штаны) были неширокими, чтобы зимой их можно было заправить в сапоги, а летом не мешали работать.

Традиции русского народного костюма закладывались именно в крестьянской и купеческой среде, поскольку дворяне в большинстве своём следовали французской и английской моде. Одежда русского народа отличается своей многослойностью, красотой, а также тем, что каждый элемент узора имел свой особенный смысл.

2, 3, 5 класс

Моделируем летний вариант

Первый шаг – выбор материала для пошива обновки своими руками. Для легкого летнего платья-сарафана подойдет ситец, шифон, шелк, тонкий трикотаж, лен, атлас, хлопок. Кроме ткани понадобятся инструменты, элементы декора:

  • швейная машинка с функцией «зигзаг»;
  • ножницы, портновский метр, булавки;
  • выкройка, карандаш или мыло (тонкий обмылок);
  • пуговицы, тесьма, застежки-молнии;
  • косая бейка для обработки пройм, горловины.

Если на швейной машинки нет функции «зигзаг», срезы нужно будет обработать вручную, косым обметочным или петельным стежком.

Вариант 1

Сделать выкройки можно на основе базового чертежа. Глубину декольте определяют, подворачивая верх деталей и «примеряя» их к телу.

Форму «юбки» раскраивают сразу на ткани. Если модель будет прямой, то в области бедер ее расширяют из расчета ОБ (обхват бедер) + 10-15 см.

Для расклешенной модели из-под линии проймы отпускают «лучики» влево для спинки, вправо для полочки. Главное – угол их уклона должен быть одинаковым.

Длину бретелек определяют при примерке собранной (сметанной ручным швом) основы. Верх и проймы обрабатывают косой бейкой. Ее можно купить или выкроить своими руками.

Выкраивается такая обтачка не по долевой нити, а под углом 45˚.

Соединять полученные кусочки нужно, складывая их лицевой стороной внутрь таким образом, чтобы получилась буква Л.

Заутюживаем бейку, складывая строго пополам, подворачиваем срезы, еще раз проутюживаем, пришиваем к пройме, верхнему срезу.

Вариант 2

Можно пошить сарафан из прямоугольного полотна. Высота отреза должна быть равна длине изделия от уровня декольте, ширина – ОБ + 10-25 см.

Важно: такой сарафан должен быть свободным, не прилегать плотно на груди и бедрах, иначе он будет «сборить», что выглядит не очень хорошо. Выкройка не нужна

Полотно просто сшивают по высоте, в верхней части делают подгиб под резинку, застрачивают, оставив «окно» для продевания. Можно сформировать несколько рядов резинок, чтобы получить эффект топа на груди

Выкройка не нужна. Полотно просто сшивают по высоте, в верхней части делают подгиб под резинку, застрачивают, оставив «окно» для продевания. Можно сформировать несколько рядов резинок, чтобы получить эффект топа на груди.

Вдеваем резинку(ки), примеряем, определяем длину, местоположение бретелек.

Бретельки можно сделать своими руками из тесьмы или сшить из того же материала. Тесьма продается в специализированных магазинах. Главное – ее цвет должен совпадать с цветом основного материала или удачно с ним «перекликаться».

Еще один простой вариант – обработка верха модели планками контрастного оттенка. Из ткани выкраивают полоски. Их ширина – высота планки, умноженная на 2 + 2 см на подгиб срезов.

Потребуется мерка – ОГ1 – ее замеряют над выступающими точками груди. Она будет определять ширину модели в области груди.

Верх изделия сосбариваем до необходимой длины – прошиваем ручным сметочным швом, стягиваем, затем пристрачиваем планку, равномерно распределяя сборку.

Сзади оформляем проем с застежкой – пуговицей или «молнией». Пришиваем бретельки, обрабатываем низ, срезы швов. Обновка готова.

Вариант 3

Еще проще сшить сарафан по своей старой майке.

Основа такой выкройки обычная майка, подходящая по размеру, не обязательно своя – подойдет даже вещь мужа. Кроить можно сразу по ткани, но если нет опыта, лучше предварительно сделать детали на бумаге.

Для раскроя спинки майку раскладывают на материале задней частью вверх, обводят карандашом или мылом проймы, горловину. С помощью длинной линейки оформляют подол – прямой или слегка расклешенный.

Переднюю часть выкраивают по тому же принципу, но горловину делают глубже. Кроме этого, если грудь высокая, больше 3-го размера, то подол переда делают длиннее в средней части.

При раскрое необходимо добавить припуски на швы. Их ширина зависит от типа ткани и может составлять от 1 до 1,5 см (если край сильно осыпается).

Детали сметывают, выполняют примерку, чтобы оценить ширину горловины, пройм, качество посадки изделия.

После внесения изменений детали сшивают на машинке, обрабатывают швы «зигзагом» или вручную, обтачивают горловину, проймы тесьмой или косой бейкой, подшивают подол. Если ткань не осыпается, можно просто подвернуть припуски по пройме, горловине и подолу, прострочить обычным швом.

Разновидности

В простых на первый взгляд сарафанах есть масса отличий. Во-первых, разновидности, из которых можно выделить самые известные косоклинные и туникообразные сарафаны. Во-вторых, материал, вышивка и оформление.

На нижегородской земле носили сарафан косоклинный. Его шили из китайки или из черного сатина с применением застежки спереди. Цельное полотно сшивали с двумя элементами, прямыми передними полосками и косыми клиньями сбоку. Наплечный атрибут отличался небольшой проймой на спине и широкими лямками. У наряда всегда была подкладка и декоративные пуговицы. Украшали изделие петельками, которые имитировали застежку, пришитую по всей длине.

Сшить русский сарафан можно было и другим способом, внешне напоминающим тунику. Одеяние прозвали глухим из-за сплошного полотна, соединенного спереди железными пуговицами. Часто модели выполняли с разрезом, который украшали завязками и другими декоративными элементами. Сегодня модель шьют из двух половин, соединенную боковыми швами.

Сегодня в интернете можно найти выкройки и советы по пошиву русских сарафанов. Из них можно встретить модель прямого кроя и модель с лифом. Его часто называют московский, ведь прилегающая пройма на кокетке делает изделие более привлекательным.

Пошаговый пошив

Готовый чертеж нужно приложить на полотно и зафиксировать булавками. Их нужно обвести мелом или текстильным маркером, при это не забывая добавлять припуски в 2 см. Далее работа выполняется пошагово:

  • Для начала необходимо сметать боковые срезы кокеток. Верхнюю часть желательно сразу обработать тесемкой. Это один из самых легких вариантов. Посередине передней части пришить атласную ленту;
  • Далее нужно сровнять боковые срезы, зафиксировать их булавками и прошить на швейной машинке;

Классическое изделие из ситца

  • Край сарафана желательно прошить цветной лентой и сделать так до конца изделия;
  • Верх изделия нужно прошить средней строчкой для комфортной сборки, которая должна быть одинаковой по ширине кокетки;
  • Теперь необходимо сшить кокетку с нижней частью сарафана;
  • Бретели сложить пополам, сделать на них тесьму и пришить к платью;
  • Украсить изделие по желанию.

Русский сарафан выкройка на взрослого человека может быть нарисована как самостоятельно, так и просто скачана с интернета. При самостоятельном построении рисунка, можно придать изделию оригинальности.

Как сшить русский народный сарафан: пошаговое руководство

Смастерить самостоятельно сарафан не составит особого труда, т. к. в пошиве применяются несложные ткани. Гораздо труднее сделать декоративные украшения.

Шьем сарафан на девочку своими руками

Когда все детали готовы, можно начать пошив изделия на швейной машинке. Это можно сделать, соблюдая определенную последовательность:

  1. Юбки следует сложить плотно пополам, изнаночной стороной наружу. Затем прокладывается шов с отступом от края примерно 1,5 сантиметра. Вверху следует оставить небольшое пространство, чтобы пришить в дальнейшем застежку. Его длина равна длине молнии с небольших запасов в 2–3 см.
  2. Далее вшивают молнию и обметывают края шва, защищая ткань от осыпания. После этого швы следует прогладить и разутюжить.
  3. Верх ткани прострачивается плотными стежками, чтобы можно было стянуть полотно до размера, соответствующего длине кокетки без припусков.
  4. Далее пришиваем юбку к верхней части изделия. Для этого сгибаем кокетку на две части лицевой стороной внутрь и затем сшиваем боковые срезы. Выворачиваем сарафан.
  5. Далее приметываем внутреннюю сторону верхней части изделия к подолу и снова прострачиваем.
  6. Сшиваем полученные лямки и выворачиваем их налицо. Далее пристрачиваем их к месту стачивания юбочной части и полочки с внутренней части вещи и регулируем их на девочке в ходе примерки. Нужно прислушиваться к пожеланиям будущего обладателя вещи, т. к. она в первую очередь должна быть удобной.
  7. Обрабатываем открытые срезы каймой и украшаем изделие кружевом, оборками или бисером.

Как сшить русский сарафан для взрослого

Полученные лекала укладываем на выбранной ткани и скалываем булавками. Их следует обвести мелом или кусочком мыла и обязательно прибавить до 1,5 см на дальнейшую обработку. Данные элементы вырезаем и начинаем сборку в следующей последовательности:

  1. Сначала следует сшить боковые срезы кокеток. Верхнюю часть лучше сразу обработать тесьмой. Это один из самых простых способов. На центральной части переднего полотнища пришиваем яркую ленточку.
  2. Затем уравнивают боковые срезы, скалывают их булавками и прошивают на машинке.
  3. Край изделия рекомендуется прошить яркой ленточной из цветного материала и также проложить вдоль него тесемку.
  4. Верх полотнища прострачивают крупной строчкой для удобства сборки, которая должна равняться по ширине кокетке.
  5. Далее сшиваем кокетку с нижней частью изделия.
  6. Лямки складывают пополам, отстраивают и прокладывают тесемку по краю. После примерки их можно пришивать к полочке.

Пошаговый пошив

Готовый чертеж нужно приложить на полотно и зафиксировать булавками. Их нужно обвести мелом или текстильным маркером, при это не забывая добавлять припуски в 2 см. Далее работа выполняется пошагово:

  • Для начала необходимо сметать боковые срезы кокеток. Верхнюю часть желательно сразу обработать тесемкой. Это один из самых легких вариантов. Посередине передней части пришить атласную ленту;
  • Далее нужно сровнять боковые срезы, зафиксировать их булавками и прошить на швейной машинке;


Классическое изделие из ситца

  • Край сарафана желательно прошить цветной лентой и сделать так до конца изделия;
  • Верх изделия нужно прошить средней строчкой для комфортной сборки, которая должна быть одинаковой по ширине кокетки;
  • Теперь необходимо сшить кокетку с нижней частью сарафана;
  • Бретели сложить пополам, сделать на них тесьму и пришить к платью;
  • Украсить изделие по желанию.

Русский сарафан выкройка на взрослого человека может быть нарисована как самостоятельно, так и просто скачана с интернета. При самостоятельном построении рисунка, можно придать изделию оригинальности.

Как снимать мерки

Чтобы правильно нарисовать выкройку, нужно знать мерки — объём груди и спины. Сделать это самостоятельно не получится, поэтому можно позвать на помощь маму или подругу. Во время замеров девушка должна стоять неподвижно и не горбиться. Объём груди измеряется по самой выпуклой точке на ней и выступу лопаток на спинке. Сантиметр не должен сильно облегать тело.

Детская модель платья

По желанию можно замерить ширину груди и ширину спины. В таком случае нужно измерить расстояние от подмышек по самому широкому выступу груди. Потом точно так же от подмышек, но уже по линии лопаток. Мерки нужно снимать два раза, чтобы убедиться в их правильности.

Например, на рост 165 см, необходим один отрез ткани в 2 метра, всегда лучше брать с запасом в 0,5 метра. Потому что при работе в любом случае могут быть погрешности, лучше обрезать лишнее, чем полностью переделывать изделие и добавлять ткань.

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию.

Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».

Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

Украшения народного костюма для женщин

Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.

В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.

На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:

  • Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
  • Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
  • Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
  • Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.

Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:

  • Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
  • Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
  • Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
  • Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.

Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Богатые женщины из купеческого сословия заказывали элементы своего наряда в разных уголках России.

Гость южан и московитов

Если на севере у сарафана конкурентов не было, то от Москвы до Смоленска он имел куда меньшую славу, уступая место панёвам – поясной женской шерстяной одежде традиционных чёрно-красных тонов. Историки полагают, что и завезён он был вместе с потоком переселенцев-северян. Чаще всего в этих регионах сарафан воспринимался как часть девичьего костюма, которая после свадьбы постепенно покидала гардероб молодой жены.

В этих и более южных губерниях (Рязань, Воронеж) бытовал сарафан без разреза спереди, в отличие от традиционных северных распашных и ложнораспашных, которые застёгивались на множество пуговиц. Отсюда и пошло выражение «осрамиться до девятой пуговицы», т.е. предстать в крайне непотребном виде, как в расстёгнутом до бёдер сарафане.

Ткань часто использовали чёрного цвета, отделывая её полосами барановских ситцев, разнообразными галунами и даже вышивкой. Образ получался яркий, выразительный, его дополняли белым или богато вышитым передником, широким кушаком из разноцветных нитей.

Фасоны

Русский стиль отличается сдержанностью и скромностью. Именно это и осталось с прошлого в современных моделях этого национального наряда. Наряд в русском стиле можно легко подобрать в зависимости от поры года. Зимние модели платья шьются из более плотной натуральной ткани, летние фасоны – из тонкой, и они также разнообразны и обладают широким выбором.

Марыся

Платье «Марыся» характеризуется тем, что выполняется оно исключительно из штапеля. Это «дышащая» ткань, поэтому этот фасон платья очень популярен, особенно в жаркую пору года.

Широкое разнообразие фасонов позволяет подобрать наряд по желанию. Яркая отделка платья, вариация длины не оставляет вариантов любительницам эффектных нарядов, как только приобрести эту красоту.

Подвенечное

На данное время очень креативным и модным считается выходить замуж в платье, созданным по русским национальным мотивам. В какой-то мере это уже не дань моде, а признание своих корней, предков, почитание традиций. Идея русского национального платья – целомудрие и скромность. Современные подвенечные платья сохранили такое же направление.

Русское подвенечное платье очень женственное, интригующее, открывающее лишь малую часть женского тела. Свадебные платья длинные и достаточно закрытые

Особое внимание уделяется отделке. Она чрезвычайно богатая и снова начала носить смысловой характер

Платья украшают бисером, драгоценными камнями, шелком.

Платье-рубаха

Русское платье-рубаха на современный лад выглядит очень просто за счет незамысловатого кроя. Однако, утонченная и изысканная отделка такого платья выглядит очень эффектно и нарядно.

Неотъемлемой деталью этого наряда выступает пояс. По цвету он должен гармонировать с основным цветом отделки платья. Длина платья-рубахи в современной моде варьируется от мини до макси.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Источник

Современный вариант

Модные платья в русском стиле достаточно далеки от традиционного русского костюма. Они представлены в огромном разнообразии фасонов. На фото с модных показов можно увидеть и платья полуприлегающего силуэта, и модели с широкой юбкой в пол.

Но при всем разнообразии вариантов можно выделить некоторые общие черты платьев в русском стиле:

Используемые ткани. Для создания одежды используются натуральные ткани, платья шьют из льна, хлопка. В последнее время стали очень популярными штапельные платья в русском стиле. Разумеется, можно использовать и смесовые ткани, так как за ними проще ухаживать, но процент синтетических добавок должен быть небольшим.

Фасоны. Для русского костюма характерна сдержанность. Платья не должны иметь разрезов, большого декольте. А вот с длиной современные модельеры любят эксперементировать. На подиумах можно увидеть и традиционные длинные платья и модели средней длины. Иногда можно увидеть и модели мини, но такая длина для русского платья нехарактерна.

Популярные цвета

Для русского атрибута характерным цветом является яркий колор. У изделия есть этнический орнамент, который украшает наряд спереди вдоль линии пуговиц. Для дополнительного декора можно использовать ленту из цветной ткани, затянутую под грудью. Любимым цветом стал красный, он роскошно смотрится с золотыми узорами и рисунками.

Черный сарафан использовали для повседневного ношения. Его надевали женщины, трудившиеся по хозяйству. В качестве декора использовали различный цветочный принт, расположенный по всему периметру изделия. К такому наряду применяли декоративный шнурок в виде косы, сплетенный из нескольких нитей.

Красные и синие вышивки на модели прекрасно подходили для празднования вечеров, Ивана Купала и других славянских праздников. Девицы шили наряды с применением орнамента в данном цвете, который имел некую смысловую нагрузку.

Прямой покрой, лиф и кокетка

Самой распространенной и полюбившейся моделью был сарафан прямого пошива. Он изготавливался из полотна с одним швом или из нескольких прямоугольных полотнищ. Сверху, по обхвату груди, наряд собирался, образуя складочки. Подол юбки украшался кружевом, само же платье держалось на плечевых лямках. Такой русский сарафан своими руками скроить совсем несложно.

С изменениями в моде преображалась и конструкция сарафана. Ее дополнили облегающим лифом с пришитыми к нему прямыми полотнищами. Нередко для верха и нижней юбки использовались разные ткани. Также для создания более изящного силуэта к лифу добавляли кокетку.

История появления сарафанов

Но где впервые появился этот уникальный фасон летнего платья?

Сарафан на Руси появился в далеком XIV столетии – самое первое воспоминание о нем историки датируют 1376 годом. Смешно, но в то время их носили не только женщины, а и мужчины. Сарафан был одеждой для всех, независимо от положения на социальной лестнице – носить такой наряд было положено и обычным крестьянам, и князям. Понадобилось три века для того, чтобы сарафан стал только женским элементом гардероба. Хотя существует противоположное мнение – лингвисты предполагают, что изначально понятие «сарафан» затрагивало только мужскую одежду, похожую на кафтан с длинными полами, потом захватило и женский гардероб, а затем лишь полностью ушло из мужского.

Конечно, при всей богатой истории сарафан не зародился на Руси, его корни уходят гораздо дальше. Само название предмета одежды – персидского происхождения. На персидском языке «сарапа» значит «с головы до ног» и также обозначает длинную одежду. Распространилось понятие через тюркские или греческий языки. Но многие ученые сомневаются, что для обозначения народной одежды в русском языке заимствовали иностранное понятие. Над выяснением этого вопроса работают и до сих пор.

На Руси существовало несколько видов сарафанов. Например, «косоклинный распашной», который сшивали из косых клиньев, вставленных по бокам к двум полотнищам спереди. А сзади такие клинья приделывались по бокам к одному из центральных спинных полотнищ. Для того, чтобы надевать такой сарафан, спереди были пуговицы, а для того, чтобы он не спадал, на плечи надевались широкие лямки.

Это был сложный фасон, более простой же шился из прямых полотнищ, просто собранных под обшивку на груди. Решающую роль в нем играли лямки – благодаря ним сарафан держался, а нужды в застежках не было. Такой фасон прозвали «прямым» или «круглым».

Состоятельные люди шили сарафаны из шелка, украшали золотой тесьмой, позолоченными пуговицами вдоль декоративного шва, металлическим кружевом. Рубашка под сарафан должна была быть белой, обязательно из тончайшего льняного батиста, расшитого белыми нитками тамбурным швом. Сами сарафаны также, естественно, украшали вышивкой. Женщины старались выразить таким образом свою индивидуальность и продемонстрировать окружающим, что они – мастерицы. Сарафаны были огромной частью жизни русского народа.

Но в современную моду принесли сарафаны не они. Популярным трендом эта одежда стала благодаря известному модельеру Пьеру Кардену в 1965 году. Он был тем человеком, кто изобрел мини-сарафаны из шерсти и на широких бретельках. В те годы носить их с водолазками не считалось моветоном. И подобные укороченные модели классического наряда пользовались успехом. Таким, что сейчас трудно представить себе модную коллекцию без участия в ней сарафана. Как и летние улицы – без представительниц прекрасной половины человечества, носящих эту легкую, открытую и чрезвычайно удобную одежду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector