Шелкография в домашних условиях: наносим изображения на ткань

Оборудование и материалы для допечатной подготовки

Первый шаг – подготовка изображения на компьютере. Для его создания и редактуры используются специализированные графические пакеты, общепринятым является CorelDRAW.

Для обеспечения наиболее профессионального результата можно использовать различные специализированные тренинговые курсы по созданию изображений непосредственно для трафаретной печати, например, Corel Draw for Screen Printers DVD.

Разработка и создание изображения зачастую является трудоемким длительным  процессом. В условиях нехватки времени или необходимости новых дизайнерских идей хорошим ресурсом выступят различные библиотеки уже готовых шаблонов и проектов для шелкографии.

Готовое изображение наносится на пленку в масштабе 1:1 по отношению к итоговому результату. Пленка с изображением – фотоформа —  используется для создания трафарета. Для печати фотоформ необходимы специальные принтеры, например Epson Stylus Pro 7890. Для создания фотоформ, лучше обратиться в фирму специализирующеюся на фотовыводе.

Для изготовления трафаретной формы понадобятся экспозиционная камера, трафаретная сетка, оборудование для натяжения трафаретной сетки, трафаретная рамка,  химия и вспомогательные материалы, например, обезжириватели сетки.

Качество печати и ее разрешающая способность зависят от ячеистости сетки, используемой в трафарете – чем мельче сетка, тем выше разрешение.

Трафаретная сетка натягивается и закрепляется на рамке, которая может быть изготовлена из дерева, стали или алюминия. Наиболее популярными являются алюминиевые рамки за счет их легкости и способности выдерживать большую силу натяжения. 

Качество печати зависит от равномерности и силы натяжения сетки. Для натяжения сетки на рамку используются специальные натяжные устройства – пневматическое оборудование или механические натяжные столы. Использование натяжных устройств необходимо для качественного, равномерного и стабильного натяжения сетки.

Для более точного контроля за уровнем натяжения сетки на раме используется тензометр.

Также необходим клей для рам – он осуществляет прочное закрепление сетки на раме. Химия, которая понадобится дл изготовления трафаретной рамки:

  • трафаретная ретушь;
  • фотоэмульсия – выбирается в зависимости от типа будущего носителя изображения (фотоэмульсия для стекла, керамики, текстиля и т.д.);
  • химия для регенерации трафарета (жидкости для смыва трафаретов);
  • обезжириватели сетки (потребность в обезжиривателе определяется типом сетки – на рынке представлены некоторые виды сеток, не нуждающиеся в обезжиривании).

Для нанесения фотоэмульсии используются такие приспособления, как ракель-кюветы (бывают как для ручного, так и для автоматического нанесения) и автоматические машины для нанесения эмульсии.

Особое значение толщине и равномерности нанесенного эмульсионного слоя придается в процессе изготовления трафаретов для высоколинеатурной продукции. Автоматические системы для нанесения фотоэмульсии позволяют достигнуть наилучшего результата.

Экспозиционная камера переносит изображение с подготовленной фотоформы на трафаретную печатную форму за счет светочувствительного слоя эмульсии, который наносится на трафарет и затвердевает под воздействием ультрафиолетового излучения.

После завершения экспонирования полученный трафарет промывается и та часть эмульсии, которая осталась незасвеченной, вымывается, оставляя  требуемое изображение. В том случае, если в изображении используется несколько цветов, под каждый цвет готовят отдельный трафарет.

Для обезжиривания, очистки и промыва трафаретной формы используется специальная ванна.

При наличии копировальной рамы, УФ-лампы и УФ-сушки, ванна для обработки форм становится универсальной – в ней также можно проявлять фоточувствительный слой. Этот комплект из 4 устройств способен заменить экспозиционную камеру.

С помощью копировальной рамы  осуществляется вертикальная засветка трафаретной формы.

Экспонирующий фонарь (УФ-лампа) необходим  для непосредственно засветки трафарета.  Мощность ламп может быть различной, диапазон их работы – 300-400 нм. В данном диапазоне достигаются оптимальные условия экспонирования.

Для обеспечения максимального качества промыва трафаретных форм можно использовать мойки высокого давления. Большинство представленных на рынке моделей моек создают оптимальное давление воды, что позволяет избежать повреждения или разрыва сетки.

Область применения шелкографии

Теперь, когда мы разобрались с данным процессом, стоит узнать, где же он применяется. А область применения данного вида очень широка и каждый из нас с ней встречался.

Начнем с самого популярного круга потребления трафаретного способа нанесения — одежды. Да именно ее украшают различным картинками, которые чаще всего наносят с помощью трафарета и ракеля.

Шелкография на футболке

Также не менее популярная область — пакеты. Чаще всего там используется флексографская печать, но можно встретить и трафаретную.

Шелкография на пакетах

Если посмотреть на какой-либо домашний прибор, на нем можно заметить различные обозначение, которые, с вероятностью 90%, были нанесены нашим методом.

Шелкография на приборах

Ну и конечно же различные сувенирные вещи, типа кружек, нередко украшают именно этим способом.

Шелкография на кружка

Универсальность позволяет шелкографии проявлять себя практически в любой сфере бизнеса, за что она и ценится.

Прямая цифровая печать

Прямой печатью называют перенос изображений на запечатываемую поверхность без промежуточного носителя. При этом частицы тонера (лазерная технология) или капли  чернил (струйная) получают электрический заряд и притягиваются к печатающим областям на предварительно экспонированном барабане устройства, а затем попадают на запечатываемый материал.

Прямую печать справедливо можно назвать универсальным способом, потому что она дает возможность производства полиграфической продукции на всех носителях: бумаге, картоне, пластике, полиэтилене, металле, стекле, керамике, ткани и прочих.

Для запечатывания тканевых материалов используется специальное цифровое оборудование и чернила. Цветовой охват изображений – модель CMYK.

Широкоформатные принтеры для текстиля учитывают особенности его натяжения. Ткани необходимо специально обрабатывать, чтобы краска не впитывалась полностью.

Качество получаемых прямым способом изображений довольно высокое, изделия выдерживают до 80 стирок. Этот способ применяют для нанесения принтов на одежду, при создании эксклюзивного текстиля для интерьера, баннеров наружной рекламы, для производства бендированных сувениров и прочей полиграфической продукции. Из-за высокой стоимости чернил и необходимости частого проведения технического обслуживания этот способ выгоден только при изготовлении малых тиражей. 

Принцип технологии печати методом шелкографии

Нанесение шелкографии представляет собой способ осуществления печати, при каком краска остается на поверхности (ткани, пластмассе, картоне и т.д.) при помощи продавливания по трафарету через специальную сетку, которая имеет большое количество мельчайших ячеек. При этом, единственным требованием, предъявляемым к поверхности, на которой в дальнейшем будет находиться печать, это его максимальная толщина – до 50 мкм.

Шелкография на одежде выполняется с последовательным осуществлением таких операций (в промышленных масштабах):

  • Изготовление макета;
  • Цветовыделение;
  • Вывод пленок – таким образом изготавливают отдельный макет для нанесения каждого отдельного цвета;
  • Изготовление трафаретов, при помощи которых и будет наноситься печать на ткань, установка его на печатном станке (для каждого отдельного цвета будет отдельная форма);
  • Непосредственно сам процесс нанесения рисунка;
  • Сушка промежуточная, которая выполняет предварительную подготовку ткани к заключительному этапу;
  • Окончательная сушка, которая обезвоживает и закрепляет слой краски, после которого футболку или любую другую одежду можно использовать по назначению – носить, стирать, гладить и т.д.

Отдельно стоит отметить, что, как и к большинству изделий из ткани и, особенно, с нанесением рисунка, к готовым футболкам предъявляются некоторые требования, соблюдение которых обеспечивает долговечность нанесенной печати. О таких особенностях стоит непосредственно предупреждать покупателей, чтобы неправильная эксплуатация впоследствии не приводила к жалобам на плохое качество:

  • Стирку лучше производить руками. Если такое действие осуществлять при помощи стиральной машинки, то только на щадящем режиме;
  • Использовать одежду или стирать ее сразу после процесса пропечатывания не рекомендуется – лучшим вариантом будет выждать в течение суток, когда краска уже окончательно закрепится на ткани и опасность повредить ее исчезнет;
  • Глажку подобных изделий лучше всего производить на среднем режиме, поскольку соприкосновение со слишком горячей поверхностью может несколько испортить нанесенное изображение.

Оригиналы и фотоформы

При разработке оригиналов для последующего воспроизведения способом трафаретной печати нужно учитывать уникальные художественные характеристики:

  • высокую яркость и насыщенность оттисков ввиду большой толщины красочного слоя
  • наличие деталей изображения в высоких цветах и глубоких тенях

В качестве фотоформ в трафаретной печати применяется диапозитив, имеющий по отношению к оригиналу прямое изображение. Для изготовления диапозитивов используют высококонтрастные светочувствительные пленки.

Для воспроизведения в тонах и полутонах следует применять растровые диапозитивы, не забывая об ограничивающем влиянии сетки-основы на воспроизводимое изображение. С одной стороны, сетка-основа ограничивает линиатуру воспроизводимого изображения, с другой стороны, регулярная структура ситовой ткани в сочетании с регулярной структурой растрового изображения может вызвать муар, то есть перелив цветовых оттенков. Поэтому на практике следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • линиатура воспроизводимого изображения по отношению к числу нитей на ситовой ткани должна быть в интервале от 1:4 до 1:6
  • для уменьшения или исключения возникающего муара необходимо применять соответствующие углы поворота растра

Цены на трафаретную печать УФ-красками форматом А2 (до 70х40 см)

Стоимость руб./экз. без учета стоимости материалов

Тираж/красочность Запечатка менее 30 %, без плашек
 1+0 2+0 3+0 4+0 CMYK
100 26,23р. 49,05р. 69,25р. 92,33р. 115,41р.
200 17,35р. 32,44р. 45,80р. 61,07р. 76,34р.
500 11,90р. 22,25р. 31,41р. 41,88р. 52,35р.
1000 9,48р. 17,73р. 25,02р. 33,37р. 41,71р.
2000 8,60р. 16,09р. 22,71р. 30,28р. 37,86р.
3000 8,23р. 15,39р. 21,72р. 28,97р. 36,21р.
5000 7,90р. 14,78р. 20,87р. 27,83р. 34,78р.
10000 7,63р. 14,27р. 20,15р. 26,86р. 33,58р.
Вывод пленок (комплект) формат до (420 х 594 мм) 580,00р. 710,00р. 940,00р. 1 170,00р. 1 170,00р.
Вывод пленок (комплект) формат свыше (420 х 594 мм) 780,00р. 980,00р. 1 320,00р. 1 660,00р. 1 660,00р.
Подбор цвета по PANTONE 20 % от стоимости печати за каждый цвет, но не менее 1700 руб.

Примечания.

  1. Совмещение цветов (расстояние между различными цветами, составляющими единый рисунок, меньше или равно 2 мм) — наценка 10 % к суммарной стоимости тиража.
  2. Точность совмещения цветов при изготовлении полиэтиленовых пакетов  ± 3 мм
  3. Запечатка более 30 % на гладких сортах бумаги — наценка  20 % к суммарной стоимости тиража
  4. При трафаретной печати на «рыхлых и фактурных» сортах бумаги — наценка  25 % (включая плашку)
  5. Цена указана без стоимости материала для надпечатки
  6. Срок изготовления при наличии материала для запечатки на складе — 2 рабочих дня первые 5000 оттисков- 1 рабочий день каждые последующие 3500 оттисков
       
     — один рабочий день до 500 оттисков; тиражи до 1500 оттисков
     — два рабочих дня до 1500 оттисков;
     — 3 рабочих дня первые 3000 оттисков. тиражи свыше 1500 оттисков
     — 1 рабочий день каждые последующие 1500 оттисков.
     — при печати второго и более цветов на полиэтиленовых пакетах срок надпечатки каждого последующего цвета увеличивается в 1,5 раза;
     — сокращение сроков — по согласованию с производством; наценка до 50 %, но не более 3000 оттисков 1+0 за первые два дня.
  7. Точная цветопередача при трафаретной печати гарантируется только на гладких белых материалах. Для остальных материалов требуется цветопроба, которая оценивается по стоимости минимального тиража. При оформлении заказа на сумму более 15000 руб. стоимость цветопробы зачитывается в стоимость заказа. При отказе клиента от цветопробы в заявке делается отметка «Без гарантии точной цветопередачи»,
  8. На конвертах плашки «на вылет» не печатаются. При печати фирменных бланков поля не менее 2,5 мм. При печати «на вылет» стоимость БУМАГИ увеличивается на 30 %
  9. Для допечатки принимаются только распакованные  изделия (планинги, ежедневники, записные книжки, папки и т.п.),  имеющие гладкую обезжиренную чистую поверхность. При необходимости, очистка поверхности и распаковка осуществляются за дополнительную плату (определяется по согласованию с производством). Ориентировочная стоимость распаковки-упаковки — 2 руб. за изделие.
  10. Для нанесения изображения и лакировки изделий заказчика предоставляется дополнительно 5 % изделий для проведения приладочных работ.
  11. Стоимость трафаретной печати складывается из стоимости печати и стоимости вывода пленок.
  12. Подбор цвета осуществляется ТОЛЬКО по каталогам УФ-красок и по каталогу Pantone
  13. * Цвета по Pantone изготавливаются не выше № 732 по каталогу.
  14. Трафаретная печать на пластике и пленке ОРАКАЛ 551 — наценка 30% к стоимости печати.
  15. Прейскуранты не распространяются на изготовление визиток.
  16. Стоимость отделки «объемным» лаком:
Формат изделия Цена
А4 1200р. плюс 10р. за каждый оттиск.
А3 2000р. плюс 15р. за каждый оттиск.

Курьерская доставка*

Вы можете заказать доставку изделия с печатью с помощью курьера, который прибудет по указанному адресу в будние дни и субботу с 9.00 до 18.00. Курьерская служба, после поступления товара на склад, свяжется с вами и предложит выбрать удобное время доставки. Уточнит адрес.

Вы вскрываете упаковку при курьере, осматриваете на целостность и соответствие заказу. Если речь идёт об одежде, допустима примерка. Время осмотра и примерки ограничено 15 минутами. После вы можете отказаться частично или полностью от покупки.

Доставка бесплатна при заказе от 30 000 рублей.

*Действует ли в вашем городе курьерская служба, уточняйте у менеджера магазина.

Параметры сеток для трафаретной печати

Из всего выбора сеток для шелкографии, представленных сегодня на рынке, остановимся на монофиламентных полиэстерных (monofilament polyester) сетках, так как именно они в наибольшей степени отвечают требованиям современной трафаретной печати. Сетки описываются следующими характеристиками: номер сетки (mesh count), диаметр нити (thread diameter), размер ячейки (mesh opening) / открытое пространство (open area), толщина сетки (fabric thickness), свойства нити.

Номер сетки (mesh count)

Количество нитей на сантиметр или количество нитей на дюйм (2.54 см). Например, номер 120 нитей/см = 305 нитей/дюйм (120*2.54=305). Дюймовые размеры сеток широко используются в США. Измерения проводятся в обоих направлениях: вдоль рулона и поперек. Неправильный выбор номера сеток приводит к проблемам с оттиском: зубчатый край, муар и потеря детализации.

Диаметр нити (thread diameter)

Измеряется в микронах. Обычно фирмы производители указывают номинальный диаметр. Это означает, что диаметр измерен перед процессом плетения сетки. В результате последующей финишной обработки сетки диаметр нити может увеличиться до 5 микрон.

Открытое пространство (open area)

Процентное отношение площади открытого пространства к площади занятого нитями. Процесс плетения сетки и финальной обработке оказывает влияние на профиль открытой ячейки, которая выглядит как квадрат с слегка утолщенными сторонами, поэтому размер ячейки измеряют посередине (между параллельными нитями).

Размер ячейки (mesh opening) и открытое пространство (open area) — очень важные показатели. Например, сетка 230 нитей/дюйм с диаметром нитей 48 мкм имеет открытое пространство 32%, а сетка с таким же номером 230 нитей/дюйм, но с диаметром нитей 40 мкм имеет открытое пространство 41%, таким образом, вы можете контролировать толщину слоя краски на изделии.

Свойства нитей

Монофиламентные полиэстерные нити или волокна, как их называют производители, экструдированы из нагретой полиэфирной смолы в одиночную нить перед вытяжкой к точному диаметру нити. Процесс экструдирования приводит к молекулярному выравниванию. В конечном счете, нить становится эластичной и приобретает «память», означающее, что нить может быть растянута под воздействием усилия и вернется в статическое (нейтральное) положение после снятия усилия. Эта «эластичная память» имеет порог (предел текучести) после которого нить не способна держать натяжение. Существует еще один показатель — механическая прочность при растяжении, превысив который, сетка будет механически разрушена. Свойства эластичности или эластичная память сетки определяется в процессе производства сетки на фабрике. После плетения, процессы окончательной обработки сетки закладывают пределы эластичности сетки на растяжение в обоих направлениях.

Два вида нити получили наибольшее распространение:

  • стандарный монофиламентный полиэстер
  • LE (low-elongation) полиэстер.

Разница заключается в ограничении силы натяжения, достижения уровня натяжения и способности стабильно удерживать натяжение. Стандартные нити теряют натяжение сильнее, по сравнению с LE нитями. LE нити обеспечивают лучшую эластичную память за счет выравнивания молекулярной структуры полиэстера, в результате сетка имеет большую стойкость к натяжению и гибкость. Уровень натяжения, который можно достигнуть для LE сеток на 8-10 Н/см больше чем для обычных. LE сетки прочнее и имеют выше точку текучести. Если вы уже используете или только собираетесь использовать LE сетку, давайте рассмотрим, какой тип системы для натяжения вы используете, так как это сказывается на конечном результате. Некоторые системы имеют ограничения по возможностям и не всегда способны обеспечить должное натяжение для LE сеток.

Шелкография технология. Трафаретная печатная форма

Технология шелкографии подразумевает, прежде всего, изготовление трафаретной печатной формы. Для изготовления, как правило используют алюминиевые жёсткие рамы.

Гораздо реже используют рамы-роллеры и деревянные рамы. Первые в силу относительной дороговизны, а вторые, деревянные рамы — самый экономичный вариант, но не самый лучший.

С помощью натяжных устройств растягивается специальная сетка из полиэстра или нержавеющей стали, затем сетку в растянутом состоянии приклеивают к раме.

На видео: показан процесс натяжения сетки на высококлассном натяжном устройстве SAATI TOP12.

Существуют также более простые и более дешёвые механические натяжные устройства. Некоторые печатники используют в качестве натяжных устройств рамы-роллеры, хотя они для этого и не предназначены. Если же их использовать по прямому назначению, то отсутствует необходимость в отдельном натяжном устройстве и клее.

На видео: процесс натяжения сетки на раме-роллер

После того, как сетка натянута и приклеена к раме, используя вещества, которые попадают под общее название «химия», сетку шерохуют и обезжиривают.

Наносим фоточувствительный слой — это фотоэмульсии или капиллярные плёнки.

В ракель-кювету наливают фотоэмульсию и наносят её с двух сторон сетки.

На видео: нанесение эмульсии с помощью ракель-кюветы.

Далее сушим на стеллажах или в специализированных сушилках.

На фото: сушильный шкаф для трафаретных печатных форм

При большой загрузке трафаретного участка используют сушильные шкафы, в которых помещается несколько стеллажей.

Следующий этап технологии трафаретной печати (шелкографии)- экспонирование. Экспонирование с цветоделённых плёнок происходит в экспозиционных устройствах с вакуумным прижимом, как правило, контактным способом.

На фото: экспозиционное устройство с точечным источником света

После экспонирования — проявка. Незасвеченные участки фотослоя растворяются в воде, засвеченные остаются на сетке. Проявка происходит на стендах, имеющих подсветку и не допускающих разбрызгивания.

На видео: показан процесс подготовки сетки перед нанесением фотоэмульсии, нанесение фотоэмульсии, сушка, экспонирование и проявка.

Трафаретная печатная форма готова. Количество печатных форм = количеству плёнок = количеству красок, которыми будет печататься дизайн. Необходимо отметить, что в большинстве случаев, трафарет можно удалить с сетки и нанести фотослой заново — т.е. изготовить новый трафарет (процесс называется «регенерация»).

На фото: так выглядит трафарет при увеличении

Из-за особенностей используемого оборудования печать разделяют на текстильную и графическую.

Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать

Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.

На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках

Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.

На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках

По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.

На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати

После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).

Почему именно шелкография?

Выбирая любой вид бизнеса для возможности получения хорошего дохода, необходимо осознавать, какие положительные стороны он имеет. В предпринимательской деятельности, связанной с нанесением печати методом шелкографии, имеются такие явные плюсы:

  1. Конечная продукция, получаемая после нанесения печати, на данный момент пользуется большим спросом среди покупателей.
  2. Шелкография на футболках обеспечивает хорошее качество нанесенного рисунка, а также его долговечность по сравнению с другими видами и способами печати.
  3. Технология шелкографии достаточно проста и позволяет осуществлять нанесение рисунка даже в домашних условиях, что, как следствие, убирает такую значительную статью расходов, как на оплату аренды помещения;
  4. Подобный метод печати позволяет наносить изображения на различные ткани, в связи с чем ассортимент выпускаемой цехом продукции может постоянно расширяться и изменяться, ориентируясь на потребительский спрос и модные тенденции.
  5. Возможность нанесения на футболку или другую ткань изображения, состоящего из нескольких цветов.
  6. Высокое качество печати. Одежда, рисунок или изображение на которой нанесен таким способом, отличается более высоким спросом у клиентов, поскольку даже после большого количества стирок принт остается все таким же красочным и ярким.
  7. В процессе развития бизнеса имеется возможно выпускать продукцию в том количестве, которое вы считаете нужным, для привлечения клиентов на первых порах. В дальнейшем, по опыту уже работающих цехов, целесообразнее применять изготовление шелкографии на заказ – такой способ практически полностью убирает перерасход сырья и простои готовой продукции.
  8. Обладая достаточными средствами, можно купить оборудование для шелкографии в любой специализированной фирме, каких сейчас достаточное количество. В то же время, в самом начале работы, имея не такое уж большое количество средств, вполне реально изготовить станок своими руками в домашних условиях.
  9. Стоимость шелкографии несколько выше, по сравнению с другими типами печати, но при этом высокое качество изделий обеспечивает постоянно растущий спрос на такие изделия.
  10. Невысокая цена расходных материалов, а также их доступность для покупки практически в любой точке Российской Федерации.
  11. Сравнительно небольшой уровень конкуренции – такой вид бизнеса только набирает обороты и при достаточном количестве усилий возможно достичь хорошего уровня дохода и составить конкуренцию уже работающим фирмам и организациям.
  12. Метод шелкографии позволяет наносить рисунок на разнообразное количество материалов. В связи с таким фактом в дальнейшем, при желании расширить свое производство, можно выпускать и другую продукцию, такую как:
  • Рекламная продукция коммерческого рода (визитки, конверты, фирменные бланки);
  • Наклейки, которые печатаются на самоклеющейся пленке или бумаге (с последующей возможностью их нанесения на любые твердые поверхности из различного материала);
  • На мелкие сувенирные товары (зажигалки, брелоки и т.д.);
  • Упаковку из картонного материала;
  • Пакеты из полиэтилена.

Такой фактор еще может и являться своеобразным преимуществом в том случае, если вы решите полностью отказаться от печати на футболках и одежде и перепрофилироваться на выпуск такой продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector