Стиль барокко в одежде: фото, мода 17 века в современности
Содержание:
История стиля
В 16 веке на смену стилю Ренессанс, в котором главной особенностью нарядов была элегантность и соблюдение естественных пропорций, пришел стиль барокко. Он появился из-за противоречий, стремления к переменам, новшествам.
Италия стала первой страной, которая осмелилась протестовать строгим формам и классицизму. В 17 столетии этот исторический стиль распространился по европейским странам, а во Франции в эпоху правления короля «Солнце» Людовика XIV достиг своего расцвета.
Одежда этой эпохи очень яркая и выразительная. В те времена представительницы прекрасной половины человечества отдавали предпочтение пышным, изысканным платьям, нижнюю часть которых украшали каркасы, изготовленные из китового уса
Верх привлекал внимание своей расцветкой, которая имела контрастный по сравнению с низом оттенок. Благодаря таким нарядам талия выглядела очень тонкой
Вышивка, кружева, крупные замысловатые по дизайну украшения дополняли величественный и грациозный образ.
Многообразие вещей мужского гардероба этого столетия также впечатляет. У представителей сильного пола были популярны короткие брюки, длина которых доходила до колена и рубашки, сшитые из атласа, шелка, муара. Поверх одевался пурпуэн, имеющий короткую до талии спинку и удлиненный перед с мысом. Рукава его были украшены эполетами, а само изделие было декорировано изящным воротником, кружевом, бантами. Дополнял костюм парик, зрительно увеличивающий объем головы и выразительно демонстрирующий достоинства его владельца.
Обувь, как и одежда в стиле барокко, была разнообразна, преимущественно на каблуках, оформленная с помощью пряжек, бантов. Носки туфель имели форму квадрата или были заостренными. Кроме кожи, при изготовлении обуви применялись атлас и парча. Головным убором служили шляпы с широкими полями, капоры, чепцы.
Женщины пользовались всевозможными аксессуарами, особенно перчатками, муфтами, шелковыми чулками, часами, зеркалами, веерами, наклеенными на лицо мушками. А ювелирные украшения были неотъемлемыми атрибутами костюма эпохи барокко. Все это соответствовало общему стремлению выглядеть пышно, величественно.
История и описание стиля
Чтобы понять, что такое барокко, стоит хотя бы единожды послушать и посмотреть классическую оперу. В ней все — костюмы, прически, декорации — являет собой наследие барочного стиля. Это неудивительно, ведь именно в ту историческую эпоху европейский театр развивался активнее всего.
Ведущими жанрами в музыке стали оратория, опера, кантата. В изобразительном искусстве на первое место вышли бросающаяся в глаза цветистость, динамичность (пример — картины Рубенса, Рембрандта).
Неотъемлемой частью стиля были скульптуры. Архитектурные строения приобрели масштабность, размах. Еще одна их особенность — сложные формы, как правило, криволинейные. Наиболее крупные и знаменитые барочные ансамбли — Версаль, Петергоф и др.
Люди той эпохи постепенно переставали верить в предрассудки, интерьер своих жилищ делали напоказ роскошным, а свободное время проводили в театре, за карточными играми, на балах-маскарадах или совершая променад.
Появившись в конце 16 века, барокко сменило Возрождение и классицизм, для которых характерны идеальные пропорции, симметрия, гармония. Европейцы утомились от скучного и правильного единообразия, поэтому даже название новому стилю дали «говорящее»: в переводе с португальского «barroco» означает «жемчужина неправильной формы». Это основная версия, хотя есть иные варианты толкования термина.
«Странный», «пошлый» — как только не называли барокко в Италии. Но как и в некоторых других европейских странах, направление там развивалось на протяжении 17 века. Своего расцвета «неправильный» стиль достигнет во Франции, в период правления Людовика XIV.
Абсолютная монархия «короля-солнце» тоже станет приметой времени: полная, неограниченная власть и такая же роскошь во всем. Не случайно об одной из фавориток монарха говорили, что она носит «золотое золото на золотом».
Атрибутом женского наряда того времени был корсет из китового уса. Он не только делал талию более стройной (вплоть до 33 см, как при Екатерине Медичи в конце 16 века), но и по максимуму открывал декольте. Очень пышные, объемные платья состояли из нескольких юбок. Нижняя светлая должна была выглядывать из-под верхней темной. Обязательным дополнением женского костюма эпохи барокко был шлейф, а из отделки — драпировка, ленты, шнуровка, вышивка.
Придворные мужчины одевались не менее помпезно, чем дамы: кружева на рубашках, обтягивающие чулки, штаны до колена, кафтаны с жабо и т. д. Туфли украшались бантами и пряжками. В моду вошли каблуки — ведь их носил сам король, поэтому такая деталь присутствовала не только в женском, но и в мужском гардеробе. Перчатки, зонты, муфты, веера, воротник-фреза, ювелирные изделия с крупными драгоценностями тоже были важным элементом роскошного образа.
Для создания нарядов использовались бархат, атлас, парча, муар и другие ткани. Цветовая гамма — преимущественно красный, черный, золотой, лиловый, зеленый и др.
Немало времени и внимания в эпоху барокко уделялось макияжу. Кожа должна была оставаться очень белой. Для этого ее сильно пудрили, а также защищали от загара. Выходя на улицу, женщины надевали на лицо специальные маски, которые нередко держали зубами. Губы красили ярко-красным.
Если во времена барокко дама носила головной убор, то это могла быть легкая косынка или чепчик. У мужчин в обиходе были высокие шляпы с широкими полями. Уже к концу 17 века их сменили треуголки, которые сохранили популярность в дальнейшем. Хотя немыслимо высокие, объемные, щедро украшенные прически сами по себе были нарядными головными уборами, а шляпы приходилось держать в руках.
Отличия барокко и рококо
Рококо пришел на смену барокко, унаследовав некоторые его черты. Но между двумя стилями есть и существенные отличия.
Таблица 4. Отличительные черты барокко и рококо в архитектуре
Показать таблицу
Барокко | Рококо | Примеры произведений |
|
|
Барокко: Палаццо Кариньяно (Италия), дворец Мафра (Португалия), Петропавловский собор (Россия).
Рококо: дворец Келуш (Португалия), дворец Шарлоттенбург (Германия), Китайский дворец в Ораниенбауме (Россия) |
Таблица 5. Отличительные черты барокко и рококо в живописи
Показать таблицу
Барокко | Рококо | Примеры произведений |
|
|
Барокко: «Воздвижение креста» (Караваджо), «Вакх» (Рубенс), «Святое семейство» (Эль Греко) Рококо: «Паломничество на остров Киферу» (А. Ватто), «Качели» (Н. Ланкре), «Прачки» (Ж-О. Фрагонар). |
Что такое барокко и рококо?
Барокко (уже рассматривался ранее)— стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.
Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.
Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.
Рококо — стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.
Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.
Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту
Литература
- Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913.
- Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Т.2. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С.53-84.
- Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С.7-104.
- Мерцалова М. Н.. Костюм разных времен и народов. Том 2, СПб, 2001
- Огюст Расине. Иллюстрированный атлас истории моды. М.:Эксмо, 2007
- Герман Вейс. История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005
- Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005
- Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:»Современник», 1997
- Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978
- Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004, ISBN 5-17-012360-4
- Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978-5-89059-140-1.
- Gurlitt С. Geschichte des Barockstils, des Rococò und des Classicismus. Bd. I: Geschichte des Barockstils in Italien. Stuttgart, 1887.
- Maravall J.A. La cultura del Barroco. Análisis de una estructura histórica (, переизд. , ; англ. пер. )
- Schmarsow A. Barock und Rokoko. Eine kritische Auseinandersetzung über das Malerische in der Architektur. Leipzig, 1897.
История стиля
В 16 веке на смену стилю Ренессанс, в котором главной особенностью нарядов была элегантность и соблюдение естественных пропорций, пришел стиль барокко. Он появился из-за противоречий, стремления к переменам, новшествам.
Италия стала первой страной, которая осмелилась протестовать строгим формам и классицизму. В 17 столетии этот исторический стиль распространился по европейским странам, а во Франции в эпоху правления короля «Солнце» Людовика XIV достиг своего расцвета.
Одежда этой эпохи очень яркая и выразительная. В те времена представительницы прекрасной половины человечества отдавали предпочтение пышным, изысканным платьям, нижнюю часть которых украшали каркасы, изготовленные из китового уса
Верх привлекал внимание своей расцветкой, которая имела контрастный по сравнению с низом оттенок. Благодаря таким нарядам талия выглядела очень тонкой
Вышивка, кружева, крупные замысловатые по дизайну украшения дополняли величественный и грациозный образ.
Многообразие вещей мужского гардероба этого столетия также впечатляет. У представителей сильного пола были популярны короткие брюки, длина которых доходила до колена и рубашки, сшитые из атласа, шелка, муара. Поверх одевался пурпуэн, имеющий короткую до талии спинку и удлиненный перед с мысом. Рукава его были украшены эполетами, а само изделие было декорировано изящным воротником, кружевом, бантами. Дополнял костюм парик, зрительно увеличивающий объем головы и выразительно демонстрирующий достоинства его владельца.
Обувь, как и одежда в стиле барокко, была разнообразна, преимущественно на каблуках, оформленная с помощью пряжек, бантов. Носки туфель имели форму квадрата или были заостренными. Кроме кожи, при изготовлении обуви применялись атлас и парча. Головным убором служили шляпы с широкими полями, капоры, чепцы.
Женщины пользовались всевозможными аксессуарами, особенно перчатками, муфтами, шелковыми чулками, часами, зеркалами, веерами, наклеенными на лицо мушками. А ювелирные украшения были неотъемлемыми атрибутами костюма эпохи барокко. Все это соответствовало общему стремлению выглядеть пышно, величественно.
Характерные черты укладок
За презентабельным видом своих волос следили все: и мужчины, и женщины. Часто те и другие носили объемные, высокие, сильно напудренные парики. Голова в них чесалась, поэтому придворные дамы и кавалеры имели на этот случай специальные палочки, которыми можно было устранить зуд в шевелюре. Иногда в пышных париках заводились мошки и даже мелкие грызуны, которые, вероятно, считали модные объемные атрибуты уютными норками и гнездами.
Изначально мужская барочная мода на стрижки была связана … с воротниками. Первое время в фаворе были короткие волосы, которые не мешали носить воротник-фрезу — широкое, плотное, сильно накрахмаленное белое «кольцо», плотно прилегающее к шее. В 20–30 годы 17 века мужчины стали отращивать и завивать волосы. Дополнением причесок служили тонкие косички, челка. В одежде в моду вошел отложной воротник.
Уложенные волосы украшали бантами, драгоценностями. Позднее, в годы правления Людовика XIV, тенденция сохранилась, но именно в этот период на смену натуральным локонам пришли искусственные. История утверждает, что «король-солнце» ввел моду на парики, потому что сам к тому времени облысел. Пышно завитые ненатуральные волосы крепили при помощи шапочки, обтянутой тонкой сеточкой. Кроме того, в эпоху барокко мужчины гладко брили лицо дополняли свой облик усами «шевалье» (узкие полоски с закрученными кончиками), клинообразной бородкой.
Женщины тоже носили накладные волосы, но чаще всего это были отдельные пряди, которые добавляли прическе объема и длины. Подражая мужской моде, дамы завивали пышные локоны, которые струились по спине и плечам. В период барокко существовало несколько основных женских укладок, которые на протяжении всей эпохи сменяли друг друга. Основные из них:
- «Аль-анфан» (что означает «по-детски») — завитые волосы подвязывали лентой вокруг головы;
- «Гарсетт» — прическа с локонами на лбу и на висках;
- «Фейерверк» — гладко уложенные передние пряди переходили в объемный пучок сзади, а по бокам спускались локоны в виде штопора. В моду прическу ввела супруга Людовика XIII — Анна Австрийская, королева Франции и мать Людовика XIV;
- «Мария Манчини» — так звали одну из фавориток «короля-солнце», вслед за которой женщины начали завивать волосы мелкими кудрями и укладывать их по обе стороны от лица в виде двух полушарий;
- «Юрлю-берлю» — прическа, похожая на укладку а-ля Мария Манчини: локоны укладывали симметричными рядами вдоль прямого пробора и украшали лентами. Пару завитков оставляли на плечах;
- «Севинье» — из подкрученных волос формировали пучки вокруг головы.
Дамы часто делали прически, которые возвышались над макушкой на несколько десятков сантиметров (в ход шли проволочные каркасы). Такие нагромождения напоминали своей пышностью и вычурностью мужские парики в стиле барокко. Считается, что начало знаменитым высоким укладкам положила прическа «Фонтанж». У нее интересная история.
Мария-Анжелика де Фонтанж была фавориткой Людовика XIV. Однажды во время королевской охоты ее прическа растрепалась. Женщина проявила смекалку и собрала волосы в высокий пучок, перевязав его чулочной подвязкой с драгоценностями (некоторые источники утверждают, что это было кружево от рукава). Король оценил находчивость возлюбленной, и с тех пор высокие прически стали делать многие придворные дамы.
В завершающие годы правления Людовика XIV женские укладки стали более скромными. Особую популярность получил «Узел смирения». Гладко зачесанные волосы собирали в низкий пучок. Тренд задала маркиза де Ментенон — последняя любовь «короля-солнце». В 18 веке стиль барокко становится все менее популярным. На смену ему приходит иное направление — «рококо», которое считают продолжением или даже высшей стадией развития барочной эстетики.
Барокко в архитектуре
С XVIII в. в России идет активное строительство. Барокко только начинает набирать популярность и в открытом виде архитекторы применять его боятся.
Стиль зданий барокко в России имеет уникальную особенность: они отличаются друг от друга стилистически. Это объясняется тем, что все крупные постройки возводились по желанию того или другого знаменитого дворянского рода. Князья Голицыны и Нарышкины имели разное представление о прекрасном, так и получилось, что барокко стало голицынским и нарышкинским. Самые значительные постройки в этих стилях: церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Все это строилось в Москве, а как же дела обстояли в Санкт-Петербурге?
Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы с XVIII в. украшают Северную столицу. Архитектором этих зданий стал Ф. Растрелли. Нельзя не восхищаться талантом человека, который смог не только построить невероятные дворцы, но и распланировать парковый ансамбль. Именно в это время в России появляются регулярные парки, в которых архитектура и природа находятся в гармонии.
Скульптура
В эпоху барокко скульптура тесно связана с живописью и архитектурой. Меняется техника ваяния. Скульпторы отказываются от понятия пластического покоя. Наиболее знаменитым скульптором итальянского барокко признан Лоренцо Бернини, которого искусствоведы назвали «Микеланджело XVII столетия».
Джованни Лоренцо Бернини
Основатель барочного стиля в скульптуре осуществлял масштабные проекты. Джованни Лоренцо Бернини посвятил 50 лет творческой жизни украшению Собора Святого Петра в Ватикане.
Работая над статуями религиозных сюжетов, скульптор и главный архитектор Базилики (1629) использует белый мрамор, скрытый свет для усиления эффекта богослужения.
Классический пример − работа «Экстаз святой Терезы» (1645 − 1652).
Историк искусства Эрнст Гомбрих (1909 − 2001) дал оценку произведению мастера, написанному для римской церкви Санта Мария делла Витториа (Santa Maria della Vittoria): «Барочный скульптор довёл религиозное чувство до исступления. Лоренцо Бернини нагнетает эмоции до предельного накала и не опасается преступить грань дозволенного. Подобного образа ещё не было в истории искусства».
Давид
Скульптор обращается к античным сюжетам, но создаёт образы в свойственной ему манере. «Давид» Бернини (1623) не похож на героя произведений Микеланджело Буонарроти и Донателло (Donatello).
Автора интересует правдоподобный показ убийства Голиафа. Тонкие губы юного Давида упрямо сжаты, маленькие глаза наполнены злостью, гримаса на лице выдаёт явные намерения. Динамичная фигура заставляет зрителя представить траекторию броска камня.
Советую почитать про: статую Давида Микеланджело во Флоренции
Римские фонтаны
Творения Бернини − шедевры аллегории и зрелищности. Величественные фонтаны с сюжетной линией выполнены в Риме по заказу папы Урбана VIII.
Фонтан Тритона
Лоренцо Бернини завершает строительство фонтана Тритона (Fontana del Tritone) в 1642 году.
Постамент, выполненный из травертина, образуют скульптуры четырёх дельфинов, между которыми находится герб папы Римского. В огромной раковине, установленной на хвостах морских животных, помещена статуя Тритона. Сын Посейдона выдувает из раковины струю воды.
Фонтан пчёл
В 1644 году архитектор по приказу великого понтифика устанавливает фонтан пчёл (Fontana delle Api), предназначенный для нужд горожан.
По створкам раскрытой раковины к воде спускаются три пчелы − символ династии Барберини.
Фонтан четырёх рек
Период строительства фонтана четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi): 1648-1651 годы.
Расположенный в середине фонтана обелиск, демонтированный из древнего храма Исиды, окружают скульптуры мифологических богов. Фигуры символизируют главные реки четырёх частей света: Нил, Ганг, Дунай, Ла-Плата. Композиционное расположение духов, их одеяния, динамичные движения аллегорично представляют истории из древних мифов.
Советую почитать про: самые красивые фонтаны Рима
Современная одежда в стиле барокко
Стиль барокко в одежде наших дней проявляется более сдержанно. В сущности, он берет от богатого и помпезного исторического стиля лишь отдельные элементы, но даже этого достаточно, чтобы наряды получались броскими и роскошными. Самыми верными поклонниками стиля барокко в дизайне являются Dolce&Gabbana. Именно в их коллекциях можно наблюдать наиболее яркое и выразительное воплощение барокко в современной одежде.
Мода наших дней берет от стиля барокко отделку тканей под гобелен или массивные украшения, золоченую ручную вышивку или перепады объемов. Платья в этом стиле очень часто имеют лиф в виде корсета, сочетаемый с пышной юбкой. Длина рукава не критична: они могут быть длинными или короткими, нарочито пышными или вообще отсутствовать. А вот обильный и богатый декор обязателен. Наиболее часто используются золоченые элементы, вышивка или хотя бы фактурные тяжеловатые и плотные ткани. В одежде барокко немного места для женственности, характерной для викторианского стиля, не говоря уже о более популярных современных направлениях, таких как классика или casual, с которыми у барокко нет совсем ничего общего. Можно сказать, что барокко является своеобразной противоположностью и тому, и другому.
Как исторические, так и современные барочные платья редко бывают однотонными. Наиболее популярны для них цветочно-растительные орнаменты, обычно в виде отделки или фактуры тканей, реже в виде принтов. Наряду с ними используются витиеватые рисунки и спиралевидные узоры. Все орнаменты на платьях в стиле барокко, как правило, достаточно крупные.
Современная одежда в стиле барокко шьется из плотных тяжелых материалов. Излюбленный прием модельеров – сочетание сильно разнящихся по фактуре тканей, например, парчи и кружева. Для пошива вещей берутся ткани ярких и чистых цветов, самыми популярными можно считать черный, золотой, красный, темно-фиолетовый и изумрудно-зеленый.
Комплекты в стиле барокко редко создаются с брюками, обычно это сочетания жакета с юбкой или платьем. Очень часто достаточно одного предмета из комплекта в характерной барочной эстетике, чтобы передать атмосферу стиля, второй может быть лаконичным и просто дополнять. Это особенно актуально для повседневных луков, где в костюме может быть только жакет в стиле барокко, а юбка достаточно простая, но блузка или топ должны быть шелковыми или кружевными, обладать элементами активного декора, подходящими к жакету. Обязательным дополнением комплектов служат активные и крупные украшения.
пышные рукава и юбка, контраст фактур в барочном платье
современное платье в стиле барокко
цветочные орнаменты и отделка кружевом — характерные черты стиля барокко
платье в стиле барокко в коллекции Dolce&Gabbana
золотистый ремень и контраст фактур в комплекте барокко
аксессуары в стиле барокко
макияж в стиле барокко
современный образ в стиле барокко
фотосессия в стиле барокко
образ в стиле барокко с крупным воротником и атласным платьем
Главной особенностью стиля барокко становится само настроение, которое создают такие комплекты: это атмосфера роскоши, театральности и изысканной избыточности. Если вам по душе впечатление, производимое одеждой в интересном и самобытном стилевом направлении барокко, то обязательно поэкспериментируйте с подобными нарядами для своего гардероба.
Текст: Валентина Чайко- < Стиль ампир в одежде
- Викторианский стиль одежды >
Прически на свадьбу: живые и тканевые цветы
В последнее время все большее количество невест отказывается от фаты, заменяя ее цветами. Чаще всего используют розы, лилии и орхидеи, эти цветы крепят к ободку или сеточке, украшая прически для свадьбы.
Это нельзя сделать самостоятельно, так как работа с живыми цветами требует особого подхода и определенных навыков.
Для того чтобы цветы сохранили свою свежесть на все время торжества, их помещают в колбы со специальным раствором, это утяжеляет прическу и создает определенные сложности.
Отличной альтернативой живым цветам можно считать тканевые. Это практично и выгодно. Их вес в волосах практически не ощутим, они не вянут, а элегантность не уступает натуральным аналогам. К тому же это позволяет подобрать именно те цветы, которые подходят к наряду, не ориентируясь на сезон.
Стиль барокко в одежде. Жаккардовое головокружение
Ища истинное вдохновение в стиле барокко, нельзя забывать об исключительно элегантном материале – жаккарде. Для него характерны замысловатые узоры, напоминающие те, которыми украшались придворные наряды дворян и королей. Узоры могут быть однотонными, разноцветными, а сам материал многослойным. Давайте возьмем что-нибудь из жаккарда в этом сезоне.
Для элегантных женщин подойдет жаккардовая юбка, которую мы комбинируем с более легкими тканями. Шелковая блузка или рубашка – отличный выбор, особенно если вы носите бархатные высокие каблуки. Любителям стиля бохо понравятся жаккардовые жакеты и куртки, которые хорошо сочетаются с потертыми джинсами, вельветовыми шортами или кожаной юбкой. Девушки, которые сосредоточены на нежном и сладком образе, выберут жаккардовые платья с расклешенным вырезом. Однако, чтобы остаться в стиле барокко, мы выбираем более темные цвета, очень блестящие швы и интересные применения. Это действительно простой способ создания необычных стилей.