Какие существуют разновидности швов для вышивания

Фото галерея: схемы для вышивки крестом

Все схемы узоров разделены линиями на части величиной 10 х10 крестиков.

  1. Цветная схема похожа на мозаику из квадратиков, близких по цвету к нужным ниткам. Она проста в использовании, но требует напряжения глаз. Еще цвет рисунка может меняться в зависимости от освещения. Поэтому такие схемы хороши для чтения контрастных изображений с небольшим количеством цветов.
  2. В символьной есть и цветные квадратики, и условные значки, которые подсказывают нужный тон. Эти схемы удобны для работы с полутонами и оттенками основных цветов. И при дневном свете, и при вечернем освещении вы не ошибетесь с подбором ниток.
  3. В черно — белой каждый цвет обозначен индивидуальным символом. Он обозначает один стежок и указывает на расположение будущего крестика на ткани. Это самые щадящие для зрения схемы. Сложность заключается только в том, что значки придется запоминать или часто сверяться с таблицей, которая напечатана внизу.
  4. Бесплатные схемы для вышивки на канве с рисунком можно посмотреть в интернете. Этого достаточно, чтобы научиться делать простые узоры.

ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ

Цветная (александровская) гладь

Этой гладью с узорами растительного характера украшают бельё, блузки, скатерти и другие изделия. Иногда узор выполняют только в одном цвете. Мотивы узора вышивают двусторонней гладью без настила, швами «козлик», стебельчатым, петельками с прикрепками, «узелками».

Стежки глади располагают по форме мотива: в цветочках от края к центру (рис. 11), в листьях — к середине, в направлении жилок (рис. 11а). Крупные листья вышивают краевой гладью (рис. 12), выполняя стежки разной длины, мелкие листочки — гладью с косым направлением стежков или «козликом», травку — стебельчатым швом и петельками с прикрепками, сердцевину цветов — «узелками».

Вышивая травку, надо следить за тем, чтобы листочки-петельки располагались под углом к стеблю так, как идут жилки в листьях, а концы каждой петельки сходились в одной точке (рис. 13).

Шов «козлик» в узорах цветной глади выполняют в более сложном варианте. Последовательное его выполнение показано на рис. 14. Листочки, вышитые таким способом, приобретают более чёткие и выпуклые очертания.

Ягоды рябины, черники и другие вышивают гладью с прямым направлением стежков. Для того чтобы ягоды сохранили свою форму, нужно обшить их по контуру швом «вперёд иголку». Затем выполнить стежки глади, закрывая стежки, проложенные по контуру. Начинают вышивать ягодку от середины, стежки располагают сначала вправо от середины, затем — влево.

Иногда мотивы цветов вышивают нитками двух тонов. При этом стежки одного цвета как бы вливаются в стежки другого цвета (рис. 15). Сначала выполняют стежки первого ряда, располагая их от края к центру цветка и делая их разной длины. Этот ряд должен закрывать две трети длины лепестка. Затем выполняют стежки второго ряда, укладывая их в направлении от сердцевины цветка к краю и закрывая просветы между стежками первого ряда. Для такой вышивки рекомендуется брать нитки двух тонов одного цвета, например: светло-голубой и тёмно-голубой, жёлтый и оранжевый и т. п.  

Вышивка навивкой рококо

Как известно рококо — это стилевое направление в европейском искусстве первой половины 18 века. Для этого стиля характерен уход от жизни в мир фантазии. Изысканные грациозные и причудливые орнаменты. Шов навивкой, вышов навивкой выполняют без пялец. В цветочке в форме круга с прямыми лепестками, идущими от центра круга к краю, нитку закрепить на изнаночной стороне в центре круга. Иглу с ниткой надо выкалывать на окружности, протащить нитку на лицевую сторону до конца и сделать новый прокол из центра к краю, но иглу из ткани не выкалывать (рис. 17).

Ткань с иглой нужно держать в левой руке, а правой обвивать конец иглы в направлении слева направо ниткой, идущей из ткани

Придерживая иглу с навивкой указательным и большим пальцами левой руки, правой осторожно протащить иглу с ниткой сквозь навивку. Затем уложить её к центру цветка (рис

17а) и сделать прокол из центра к краю.

Затянув нитку, сделать новый прокол для выполнения второго лепестка. Узор перевести на готовое изделие трудно. Для его выполнения намечают место на изделии и раскладывают на нём трафаретки для выполнения цветочков в виде кружочков. Трафаретки разных диаметров можно вырезать из картона. Кружочки надо обвести белым карандашом на тёмных и простым — на светлых тканях и поставить точку в центре кружочка. Лепестки цветка надо вышивать в таком порядке: сначала располагая их по вертикали и горизонтали (по двум диаметрам), затем — между ними. В центре цветка вышить один или несколько узелков. Простым карандашом провести кривую линию для выполнения стебля. Его вышивают стебельчатым швом или швом «за иголку». Листочки вышивают петельками с прикрепками, располагая их по обе стороны стебля с наклоном к нему. Иногда листочки-петельки группируют по три в виде лапок и вышивают выходящими из одной точки. Такие лапки можно расположить с двух сторон цветка. Для вышивки нужны шерстяные или синтетические объёмные нитки разных цветов и большая с длинным ушком игла.

Изящные розочки выполненные в этой технике отличаются от ромашек тем, что лепестки располагаются не во все стороны, свернуты подобно лепесткам розы. На рисунке показана последовательность укладки стежков, количество которых зависит от размера розочки и толщины нитки.

Приобрести все необходимое для вышивки Вы можете в «Магазинах для шитья и рукоделия».

Мережки

Мережкой называется узкая строчевая вышивка, в которой нити ткани выдернуты лишь в одном направлении; нити, оставшиеся невыдернутыми, соединяются в пучки. Существует несколько видов мережки.

Мережку «столбик» начинают делать с нижнего края слева направо, «на себя». На иглу набирают от 3 до 5 нитей. Протаскивают нитку и оттягивают ее в сторону ткани. Образовавшийся столбик нитей ткани снова обвивают слева направо и прошивают на том же месте, захватив 2—3 нити ткани. Когда одна сторона мережки закончена, переходят на противоположную сторону и перевивают уже полученные столбики.

Мережка «X». Сначала делается мережка «столбик». Затем ниткой посередине мережки собирают по два столбика узлом. Узелок делается следующим образом: нитка подхватывает два столбика, проходит под ними, возвращаясь, она обвивает их, чтобы выйти в образовавшуюся петлю, и затягивает ее. Чтобы узелок не сдвигался, тут же делается вторая петля.

Мережка «панка». В середине широкой мережки, края которой подшивают кисточкой, оставляют от 2 до 3 невыдернутых нитей. На них с двух сторон одновременно делают кисточки.
Выполняются они следующим образом: первым стежком нитка покрывает оставленные нити ткани снизу вверх и проходит под ними по диагонали вниз; выйдя на лицевую сторону на расстоянии трех нитей от первого стежка, нитка проходит по горизонтали справа налево, т. е. возвращается к месту начала работы; затем, направляясь по диагонали вверх, она затягивает нижнюю кисточку; верхняя же кисточка затягивается движением нитки справа налево и по диагонали вниз.
Эта мережка служит краем других мережек, в таких случаях она делается близко к краю и носит название «подстрочка».

Мережка «полотнянка» . По краям с двух сторон делается подстрочка, затем нитью объединяют одним переплетом из воздушной петли несколько столбиков.
Для выполнения воздушной петли нитку закрепляют внизу на подстройке между столбиками, обвивая сначала два столбика слева,

затем она переходит вверх, потом вправо за два столбика и снова вниз – к месту начала воздушной петли.
Чтобы перейти к выполнению второй воздушной петли, ниткой обвивают по подстрочке до пятого столбика, между четвертым и пятым столбиками делают вторую воздушную петлю и т. д.

Мережка настилом. Внешний вид таких мережек может быть самым разнообразным.
Сначала делают обычную мережку «столбик», затем, закрепив нитку, движением справа налево набирают на иголку четыре столбика следующим образом: первый под иголку, второй на иголку, третий под иголку, четвертый снова на иголку. После четвертого столбика, протащив нитку, уже обратным движением иголкой левый четвертый столбик набирают под иголку, третий на иголку и так до первого (чтобы нитка перекрыла те столбики, которые при первом ходе оказались над иголкой).
Протаскивая нитку, затяги­вать ее не нужно. Снова направляют иголку справа налево и так до середины мережки, затем с середины мережки набирают следующие четыре столбика и т. д. Но если предыдущую группу столбиков заполняли снизу вверх, то следующую надо заполнять сверху вниз.

Вышивальные швы: материалы и инструменты для работы

Цветовая палитра мулине насчитывает сотни цветов. Эти нитки производятся большим количеством фирм и у каждой из них принята своя маркировка оттенков. Готовые схемы для вышивок обычно содержат раскладку цветов для ниток одной из популярных фирм. Существуют таблицы перевода цветов мулине, для замены ниток одной фирмы нитками другой.

Кроме того, существует множество специальных ниток для вышивки с разнообразными эффектами: перламутр, блестящий люрекс и другие.

Итак, давайте рассмотрим различные вышивальные швы!

Начало и окончание вышивки

Первый способ начала вышивки

Завяжите узел на конце нити.

Вставьте иглу в ткань с лицевой стороны, отступив несколько сантиметров от места начала вышивки в ту сторону, куда будете вышивать. Протяните нитку и выведите иглу на лицевую сторону в точке начала шва.

Прошейте несколько стежков, прихватывая с изнанки нитку к узелку.

Срежьте нитку от узла близко к стежкам, остаток вытащите за узел.

Второй способ начала вышивки

Этот способ можно использовать, если Вы вышиваете нитью в два сложения.

Сложите нить пополам, так чтобы с одной стороны образовалась петля. Второй конец вденьте в иглу.

Вставьте иглу с изнаночной стороны ткани, сделайте небольшой стежок и снова выведите иглу на изнаночную сторону. Не вытягивайте нить полностью, оставьте петельку.

Проденьте иглу в петельку и затяните. Нить закреплена!

Окончание вышивки

Проведите иглу с изнаночной стороны через несколько ближайших стежков и обрежьте нить.

Шов «Назад иголку»

Шов выполняется справа налево.

Выведите иглу, отступив влево от начала шва 3 мм (длина стежка). Вставьте иглу в начало шва и выведите на лицевую сторону на 3 мм левее предыдущего входа.

Вытащите иглу и нить.

Повторите для следующего стежка.

Шов «Тамбурный»

Выведите иглу на лицевую сторону в точке начала шва. Снова введите иглу в то же отверстие, а затем выведите, отступив необходимое расстоянии (длину стежка-петельки).

Протяните иглу с ниткой через ткань и затяните петельку.

Выполняйте следующие стежки точно так же.

Шов «Крест» («Крестик»)

Сначала вышивайте одну диагональ всех крестиков в ряду.

В конце ряда делайте стежки в обратном направлении, «закрывая» каждый крестик.

Во всех последующих рядах последовательность диагоналей должна быть той же: верхние стежки все должны быть наклонены в одну сторону.

Для более достижения плавной линии вышивки используют «полукрест».

Одну из диагоналей (в соответствии с рисунком) вышивают полным стежком, а вторую только до середины крестика.

Шов «Ёлочка»

Шов выполняется справа налево. Ориентируйтесь на 4 горизонтальных линии (при необходимости можно прочертить их специальным маркером для ткани).

Выполняйте петли «Ёлочки» как показано на фото, смещая каждую петельку сначала влево и вниз, а потом влево и вверх.

Шов «Полупетельки вприкреп»

Шов выполняется слева направо.

Выведите иглу в точке начала шва на лицевой стороне ткани. Введите иглу в ткань отступив на ширину петельки и выведите в точке, расположенной на несколько миллиметров ниже середины петельки. Нитку удерживайте под кончиком иголки.

Затяните нитку и вколите снова в ту же точку, но под ниткой петельки, фиксируя её.

Выведите иголку на лицевую сторону, отступив от края первой петли желаемое расстояние, и повторите следующую петлю тем же способом.

Шов «Французский узелок»

Выведите иголку в точке узелка. Туго натяните нитку и, направив кончик иглы вниз, намотайте нить на иглу (1-3 раза, в зависимости от желаемого размера узелка).

Придерживая нить, вколите иглу рядом с входом нити, отступив минимальное расстояние.

Вытягивайте иглу, придерживая узел.

Аккуратно затяните узелок.

Шов «Козлик» («Рыбная косточка»)

Ориентируйтесь на две параллельные горизонтальные линии (при необходимости можно прочертить их специальным маркером для ткани). Шов выполняется слева направо, как показано на фото.

Ширина и длина всех стежков должна быть равномерной. Повторяйте стежки до конца ряда.

Шов «Гладь» («Атласный»)

Стежки кладут очень близко друг к другу, плотно заполняя желаемую форму.

Изнаночная сторона в данном шве повторяет лицевую.

Детали рисунка заполненные гладью часто обрамляются швом «назад иголку» или «стебельчатым» для получения красивого контура.

Шов «Стебельчатый»

Шов выполняется слева направо.

Выведите иглу на лицевую сторону в начале шва. Введите в ткань, отступив желаемую длину стежка (2-3мм) и выведите в середине будущего стежка.

Протяните нитку на лицевую сторону и повторяйте до конца.

Петельный и краеобметочный швы.

Эти швы очень похожи друг на друга и выполняются по одной технологии. Различие между ними состоит в величине расстояния между стежками. При выполнении петельного шва расстояние между стежками делают незначительное, а у краеобметочного шва оно больше. Величина стежка краеобметочного шва зависит от характера используемой в работе ткани: при обработке сыпучих тканей стежки прокладывают чаще.

Для исполнения любой вариации этого шва направление работы идет слева направо. После 1-го прокола с изнаночной стороны надо вытянуть иголку с рабочей ниткой на лицевую сторону: на наружную линию шва. Опустить рабочую нитку вниз, сделать из нее воздушную петлю и придержать ее большим пальцем левой руки. Затем сделать короткий стежок по изнаночной стороне так, чтобы нитка располагалась под острием иглы, выходящей с изнанки на лицевую сторону. После чего нужно протащить иглу для формирования петли (рис. 11).

Шов «вперед иголку»

Это шов очень прост в исполнении и внешне напоминает пунктир. Его раппорт составляют 1 лицевой и 1 изнаночный стежки (рис. 6 а). Шов полагается выполнять движением иглы справа налево. Весь шов образует последовательное чередование по прямой линии стежков, имеющих равную длину. В узорах с произвольным рисунком шов «вперед иголку» можно прокладывать и по плавной кривой линии. Для выполнения шва иголку с рабочей ниткой выводят справа в контур узора с изнаночной стороны налицо. Для лицевого стежка надо отсчитать нужное число нитей ткани, после чего вытянуть иглу на изнанку. Затем, пропустив на изнаночной стороне одинаковое число нитей, вновь вывести иголку на лицевую сторону без протягивания рабочей нитки. Этот прием следует повторять 2 или 3 раза так, чтобы на 1 см шва поместились 2–3 стежка. Шов «вперед иголку» часто используют для обводки контура рисунка при вышивании крестом или гладью. Потому этот шов можно применять в качестве дополнительного украшения при выполнении объемной вышивки крестом. Кроме того, именно этот шов используют при выполнении объемной вышивки в итальянской технике трапунто (рис. 6 б).

Крест, полукрест, гобелен

Эти три вида шва объединяет способ шитья на ткани. Привычно делать такие стежки на канве, когда четко выражены отверстия на ткани, клеточки.

Полукрест выполняется в 3 шага:

  1. Крепите нитку на изнаночной стороне. Выводите иглу на лицо в нижнем левом углу первого стежка.
  2. Прокол в обратную сторону выполняете по диагонали квадрата ткани основы, в правый верхний угол.
  3. По изнаночной стороне стежок ложится горизонтально или вертикально. То есть по кратчайшему пути до начала следующего стежка.

Начинать вышивание можете любым удобным способом. Некоторые рукодельницы предпочитают первый прокол делать в верхнем правом углу и двигаться к нижнему левому. Это когда стежки лежат под наклоном вправо. Не забывайте, что их можно наклонить влево. Тогда делаете все наоборот: нитка движется из верхнего левого угла в нижнее правое отверстие клетки.

Гобеленовый шов отличается только с изнаночной стороны. Нитка во время вышивания прокладывается не по кратчайшему пути. Иголка движется по самому длинному, чтобы на изнанке формировался еще один слой ниток. Тогда картина становится более плотной, напоминая ковер. Если вы начинаете стежок из правого угла, обратно прокалываете иглу в левом, тогда по изнаночной стороне нитка протянется в правую сторону к дальнему проколу нового витка.

Крест — два наклонных полукреста, выполненных на одном квадрате канвы. Сначала вы шьете нитками наклон в одну сторону, сверху перекрываете полукрестом в обратном направлении. В вышивании картин делается разными способами:

  • каждый крестик выполняете полностью,
  • прошиваете строчку одного цвета в одну сторону первыми полукрестами, в обратную сторону перекрываете вторыми сверху (датский крест),
  • участками, отличными от строчки, существуют методики для быстрого и аккуратного шитья.

Существуют и другие виды швов, основанные на полукресте. Например, болгарский или итальянский, удлиненный или славянский и ряд прочих. Но они не пользуются такой популярностью у вышивальщиц, как классические крестики и гобеленовые швы. Для передачи цвета или придания округлых форм дополняют картину швом четверть или три четверти креста, бэкстич.

Французский узелок

Французский узелок – декоративный стежок часто используют для придания объема узоров. Чтобы шов вышел ровненьким и аккуратным, нужно тщательно подобрать иголку тонких размеров без уплотненного ушка. Им также создают своеобразные цветы- от сирени до розочек, также французским узелком делают глазки на вышивке и целые картины.

Процесс вышивки предельно простой. На первом этапе нить или ленту прикрепляют и выводят на лицевую часть полотна. Её же берем в не рабочую руку и натягиваем участки, длина которых не больше 1-1,5 см.

Далее укладывают на конец иголки и три раза его обкручивают по направлению против часовой стрелки. Иголку вводят на некотором расстоянии от той точки, где она входила изначально. Протягивается нить либо лента на изнанку бережно, чтобы образовался узелочек нужной нам формы.

Виды глади

Гладью вышивали во многих уголках мира, поэтому сохранились различные традиции этого искусства. Удивительно красивая китайская гладь поражает точностью цветовых градиентов, заставляющей картину как бы светиться. Приёмы с градиентом цвета присутствуют и в атласной глади. Русская гладь отличается большим разнообразием швов, но при этом может быть как цветной, так и монохромной. Рельефная двусторонняя гладь – из копилки русских мастериц.

Художественная цветная гладь (объемная вышивка)

Объёмность такой вышивке придают характерные светотени. Чтобы вышить, допустим, один листок, нужно запастись тонами от светлого салатового до густого травяного оттенка зелени. Край листика, который лучше освещён, нужно вышивать более светлыми нитками. К середине тон выбирается темнее, вторая половинка листа, расположенная в тени, может быть ещё темнее, но самым густым должен быть цвет тени, отбрасываемой этим листком. Только так можно добиться объёмности.

Аналогичным образом вышиваются крылья бабочки, цветочные лепестки, перья птиц, облака на лунном небе, мокрые стволы деревьев и морозные узоры на окне. При хорошей сноровке получится даже вышить светящийся фонарь, костёр или свечу.

Китайская гладь

Один из вариантов национального китайского рукоделия – собственно художественная цветная гладь. Пока это искусство развивалось в одних провинциях страны, в других учились мастерски вышивать гладью тигров: шерстинка к шерстинке. Даже глаза хищных зверей выглядели натуральными, живыми. Зверь получался мудрым и совсем незлобным. Есть области, где традиционно вышивают гладью драконов, красивые геометрические орнаменты, но всегда это делается на высокохудожественном уровне.

Атласная гладь

Разновидность вышивки гладью, выполняемая мелкими, заходящими друг за дуга стежками, получила название атласной. Фактура этой вышивки напоминает поверхность атласа. Самый популярный предмет для атласной глади – листва. Это односторонний вариант работы, на изнанке которого видны только мелкие стежки. Такая вышивка гладью для начинающих сложна, но не настолько, как китайская и художественная гладь. Стоит вначале потренироваться на простых вариантах, после чего приступить к атласной глади.

Русская гладь

По разнообразию русская гладь может сравниться с китайской. Выросло это искусство отчасти из золотошвейных мастерских, где вышивали парчу для церковных целей. Дома мастерицы не могли использовать золотую или серебряную нить, поэтому пользовались обычными нитками, что послужило появлению знаменитой мстёрской глади, также называемой белой.

Цветная русская гладь появилась во Владимире, характерная её особенность – накладные сетки, шов «козлик», «восьмёрка» и т.д. Выделяют Александровскую гладь, всё из той же Владимирской области.

Из ручной русской глади выросло другое искусство – шитьё. Выполняемая на машинке прорезная гладь чаще выполняется мнохоромной, реже – с использованием двух или большего числа цветов. Напоминает вышивку «ришелье», но с более мелкой фактурой, повторяющейся паттернами.

Техника выполнения

Делится он на 2 вида: обыкновенный и уплотненный.

И тот, и тот, как и прочие разновидности вышивки производится слева направо. Чтобы прикрепить нить без узла на изнанке, по краю узора рисунка необходимо проделать 2 последовательных стежка. А потом отступить около 2 мм. вправо, вышить первый стежок, а под изнаночной стороной возвратить иглу влево, протянуть ее в месте предыдущего прокола. Затем, натянуть нитку, опять отступить равное расстояние, и повторно проделать вышеописанную технологию. Тщательно наблюдайте за натяжением нити, чтобы не затягивать ее туго, после протягивания ее на лицо полотна. Чтобы получить уплотненную вышивку, необходимо протягивать иглу не в начальную точку прокола, по центру предыдущего стежка. Узор, который выйдет, будет похож на миниатюрный шнурочек. Толщина же будет зависеть от толщины нитки и продолжительности стежка. Зачастую его применяют, чтобы проделать аккуратную подшивку. Эффектным же шов получится за счёт толстой нити. Стебельчатый шов затягивает материю с лицевой части полотна. Особой чертой таких стежков, есть то, что нитка с изнаночной стороны несколько меньше, чем та, которая непосредственно образовывает сам рисунок на фронтальной части работы. Из этого следует, что каждый последующий шов будет выступать вполовину длинны от предыдущего.

Ни при каких обстоятельствах, не пытайтесь произвести пару стежков в один прокол. Это приводит к затягиванию материала и перекручиванию нити. В предложенной технике, один стежок следует за другим, поэтому необходимо тщательно наблюдать, чтобы нить располагалась всегда над иглой при проделывании последующего стежка. Идеального рисунка можно добиться только, когда все стежки будут одинакового размера. Величину стежка определяют в зависимости от толщины рабочей нити. Если тонкая, то стежок короткий, если толстый – длиннее. Длину стежка также регулируют исходя из рисунка. На изгибах узора стежки должны быть мелкими. Поэтому нужно заранее посмотреть на рисунок и определить, где и в каком количестве они будут прокладываться. Когда вышивание выполняется слишком удлинёнными стежками, то это может отрицательно отразиться на качестве готового изделия из-за размытого контура. Игла выводится на лицо полотна по изгибу с той стороны, в которую он завивается.

Вышивка крестом

Вышивать крестом можно по специальной ткани (канве). Канву нашивают на материал и, считая квадратики, вышивают рисунок

Когда вышивка закончена, нити канвы осторожно выдергивают. Можно вышивать также по ткани с крупной ровной нитью, составляющей правильные квадраты, например по полотну.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. При правильном выполнении креста на изнанке должны проходить ровные прямые полосы в одном направлении – по вертикали или по горизонтали.
Соблюдение этих правил достигается следующими приемами.
Когда крест идет по одной ровной линии, горизонтально, то все стежки выполняются сначала в одну сторону, а затем они перекрываются стежками в противоположную сторону (рис. а).
Когда крест шьется по вертикали, то, сделав один стежок снизу вверх, надо на изнанке перейти прямо вверх, и, проколов иглу на лицевую сторону, сделать косой стежок вниз налево. Сделав на изнанке прямой стежок кверху, перейти к образованию третьего креста и т. д. (рис. б).
Сложнее всего работа по диагонали, так как в некоторых случаях приходится подводить второй диагональный стежок под уже выполненный первый, для того чтобы все верхние стежки на лицевой стороне ткани лежали в одном направлении, а на изнанке шли прямыми полосами (рис. в).

Крест можно вышивать и по точкам. Для этого на миллиметровке рисуется нужный узор. Он накладывается на кальку. Кальку и миллиметровку скалывают вместе. Тонкой иглой делают проколы на концах крестиков по всему рисунку. Далее поступают так же, как при переводе рисунка на ткань «припорохом».

Небольшие точки, отпечатавшиеся на ткани, указывают на места выполнения крестиков.

Двойной крест состоит из четырех перекрещивающихся стежков – двух по диагонали и двух но основе и утку. Делают каждый крестик полностью. Сначала обыкновенный крестик, затем после второго стежка иглу вкалывают на середину между двух верхних проколов, делают долевой стежок сверху вниз и также поперечный слева направо.
Последовательный ход выполнения двойного креста показан цифрами.

«Полукрест», или «роспись», представляет собой двусторонний шов, в котором лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Выполняется он в два хода.
Первый ход: слева направо прокладывают диагональные лицевые стежки но счету ниток. На изнанке получаются такие же по величине стежки, но наклоненные в другую сторону.
Второй ход: работая в обратном направлении, заполняют промежутки между лицевыми стежками, делая проколы в местах проколов первого ряда стежков.

Гладь

Первые ассоциации: огромная картина на стене, выполненная обычными стежками. Несколько десятков цветов ниток собираются на куске ткани в потрясающее изображение пейзажа или животного с четко прорисованными тенями, текстурой, глубиной и объемом. Вы видите полотно и понимаете, что хотите погладить тигра по шерсти, ведь она выглядит шелковистой и мягкой. Или фрукты такие яркие и сочные, что так и хочется их съесть.

Хватит лирического отступления, лучше технические тонкости вышивания. Гладьевые виды стежков позволяют сделать плавные переходы оттенков, передать текстуру предмета. Изображение получается реалистичным и отличается красотой.

Самый простой шов вы увидите в плоской глади. Когда каждый участок схемы заполняется короткими параллельными стежками.

Если вы перекроете контур вторым слоем перпендикулярно, то выполните гладь с настилом. Получается двойная толщина узора, рисунок становится более выпуклый, применяется для трехмерного эффекта.

Такие швы вы увидите на:

  1. Белой глади. Когда узор вышивается белыми нитками по белому полотну.
  2. Художественной глади. Ряды стежков ложатся внахлест друг на друга для перелива тонов одного цвета.
  3. Атласной глади. Стежки напоминают хаотическое расположение, чтобы поверхность казалась цельной, без видимых рядов.
  4. Китайской или русской технике.

Такой шов можно немного усложнить. Получается три варианта:

  • шов вперед иголку,
  • назад иголку,
  • шов строчка.

Исходя из названий, меняется направление движения инструмента. В первом случае, вы двигаетесь по ходу шва. В двух последних вы словно обвиваете стежком полотно с двух сторон.

Стебельчатые швы используются чаще всего в растительных орнаментах вышивания.

С их помощью удобно делать не только прямые линии, но и извивающиеся плавные «завитушки».  Ими выполняются контурные обрисовки рисунка, ветки и стебли растений, очень напоминает шнурок. Каждый первый прокол делается в конце стежка, а выводится в центре предыдущего. То есть ваши линии накладываются друг на друга примерно посередине.

Тамбурный шов называют еще цепочкой за внешнее сходство. Похож на соединенные звенья, поэтому красиво получаются маленькие листья, контур рисунка.

Выполняется вышивание несколькими действиями:

  • выводите иглу на лицевую сторону,
  • придерживая нитку, прокалываете иголкой в обратную сторону в той же точке на изнанку, а на лицо выводите в конце стежка,
  • нитка должна лежать под острием иголки,
  • когда нитку затягиваете, получается петля, напоминающая каплю,
  • иголка находится на лицевой стороне в точке следующего звена цепочки.

Вариациями вышивания цепочки считаются: петля с прикрепом, обвитый, расширенный шов, елочка.

Петельный шов вы видите каждый раз, когда выворачиваете одежду на изнанку. Им обшивают края ткани, декорируют растительные мотивы. Еще называют одеяльным или обметочным швом.

Иголка выводится с лицевой стороны внизу будущего стежка. Далее выполняете двойной прокол сверху вниз. При этом внимательно следите, чтобы нитка проходила снизу острия. Затягивая, вы получаете по нижней границе петельку. Для узоров применяют шов, изменяют длину линий, ширину стежка, получая интересные орнаменты.

Французский узелок используется не только в глади. Он стал базовым швом во французском вышивании, рококо, китайской глади. Это точечный стежок, который широко применяется для разных целей: сделать глаза, нос для животных или людей, кучерявую шерсть, украсить вышитые одежды на рисунках, заполнить фон, создать эффект воды или зашить небо. Отличный способ сделать контраст с основной композицией картины.

Выводите иголку в месте узелка. Левой рукой натягиваете мулине, этим отрезком обвиваете кончик иглы несколько раз (обычно 2-3), протыкаете ткань иголкой на изнаночную сторону. Не отпуская левой рукой нить, выводите иглу, медленно затягивая получившийся узел. В зависимости от толщины ниток, количества сложений, материала и числа навивов французские узелки получаются разной величины.

Каждый из этих швов и многих других имеют свои вариации и способы вышивания. Комбинируя и дополняя технику, стежки приобретают новый вид на готовом изделии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector