Золотное шитье: история и секреты «драгоценного» рукоделия
Содержание:
- Последние статьи
- Наиболее популярные виды вышивки канителью
- Галереи
- Мастер-класс по золотной вышивке
- Необходимые материалы и подготовка к работе
- История
- Вышивка на одежде золотом
- Нужные материалы
- Фоновые узоры при золотном шитье
- Техники золотного шитья
- Как научиться вышивать
- Из монастырских мастерских
- Основные техники и швы
- Советы для работы
- Популярные мотивы шитья с золочением
- Что такое золотная вышивка
- Вышивка золотыми нитками на Руси
- История
- Основные техники
Последние статьи
-
Почему Александра Градского привозили на съемки «Голоса» на носилках и еще 5 фактов о легендарном артисте сегодня, 09:24 -
Почему единственная россиянка, живущая среди папуасов на острове Сумба, считает его похожим на СССР 28.11.2021, 23:48 -
В чём секрет сюрикэна японских ниндзя и индийской чакры: Непобедимое боевое оружие или безделушка для психологического воздействия 28.11.2021, 22:24 -
Похищение века по-советски, или Как с помощью детского зонта братья Калачян украли из Госбанка 1,5 миллиона 28.11.2021, 20:50 -
Какую тайну хранило 1400-летнее сокровище, обнаруженное недавно в Англии 28.11.2021, 18:12 -
Как появился саксофон, почему его изобретателя чуть не отдали под суд и другие факты про инструмент, который исцеляет души 28.11.2021, 16:45 -
Как кровать помогла русскому императору очаровать персидского шаха и наладить мир 28.11.2021, 14:04 -
Шедевры на опавших листьях, которые создаёт молодой художник из Казахстана 28.11.2021, 11:51 -
Как рушила судьбы «Железная леди» СССР Екатерина Фурцева и почему сама добровольно ушла из жизни 28.11.2021, 10:34 -
15 лет без Любови Полищук: Почему в раннем уходе актрисы винили Андрея Миронова, и чего о ней не знали зрители 28.11.2021, 09:20
Все статьи
Наиболее популярные виды вышивки канителью
Канитель для вышивки– это металлическая нить, скрученная в спираль. Современный ассортимент представляет огромный выбор канители, которая отличается не только цветом и толщиной. Среди всего многообразия необходимо выделить наиболее популярные виды:
- жесткая;
- мягкая;
- гладкая;
- фигурная;
- трунцал (ребристый вид, скрученный или вытянутый из плоской проволоки).
Техника вышивки «золотое шитье» напрямую зависит от того, какой вид канители был выбран для рукоделия. Стоит отметить, что при работе используются три вида крепления на поверхности изделия:
- Небольшие отрезки канители нанизывают на иглу и крепят к ткани при помощи нитей. Напоминает вышивку бисером и стеклярусом.
- Мягкая канитель также нанизывается на иглу. Крепится по краям, после чего фиксируется по всей длине нити в соответствии с контуром, нанесенном на ткани.
- Для крепления жестких видов канители используются потайные виды крепления нитями в тон. Обычно это нитки из полиэстера или лавсана.
Это памятка для начинающих, но важнее знать, что существует много различных техник. Представляем десять наиболее популярных среди рукодельниц швов.
Шов стебельчатый. Самый популярный шов, особенно среди начинающих рукодельниц. В зависимости от длины отрезков канители, может быть широким или узким. Узкие полоски используют для обозначения контура, более широкими заполняют внутреннее пространство. Выполняется прямо на ткани или по основе (шнур, полоска плотной ткани).
Корзиночки или плетенка. Простой способ, который легко освоит начинающая рукодельница
Здесь самое важное – одинаковые кусочки канители. Используется для заполнения внутреннего пространства вышивки
Если сложно выполнить шов «на глаз», можно разметить карандашом заполняемую поверхность. Оригинально смотрится корзиночка с бусинами или бисером в каждом квадратике.
Тамбурный. Простой, но достаточно оригинальный шов, который быстро освоит любая рукодельная
Особое внимание уделять длине отрезков. Они должны быть одинаковыми
Используется для вышивки контура, а также для заполнения пространства.
Цепочка. Как и основные виды швов канителью, цепочка также не представляет сложностей. В работе используются отрезки канители двух размеров. Более длинные – петельки, короткие используются в качестве перемычек.Цепочки бываю самых разнообразных видов. На фото выше представлена основа цепочки, а ниже вариации ее исполнения.
Цепочки с бисером или бусинами, которые пришиваются отдельно и только потом обводятся канителью. Такая техника золотого шитья часто встречается в царских одеждах.
Кирпичная кладка. Техника оригинально смотрится на золотой объемной вышивке. Для этого в рисунке используется предварительно пришитый, приклеенный плотный материал. Например, это может быть фетр. Обшивается по контуру, а затем аккуратными стежками заполняется внутреннее пространство.
Объемная косичка. Работа может показаться сложной, так как выполняется из канители достаточно большой длины. Если отрезка не хватит, конец спрятать и начинать плетение с нового отрезка, фиксируя каждый изгиб нитью на ткани.
Елочка. Используется для вышивки растительных мотивов. Таких, как листочек, представленный на фото. На ткань наносится контур, а затем заполняется отрезками канители. Ее можно тянуть, если отрезок окажется меньшего размера, но не сильно, чтобы этого не было заметно.
- Петли. Метод, применяемый для заполнения внутреннего пространства, создания отдельных цветочков, орнаментов. Вид получается объемный и достаточно красивый.
- Шов ягодка. Простой, но очень красивый способ. Используется для создания отдельных или многоярусных мотивов. Например, виноградные гроздья вышиваются таким способом.
Не пропусти: Как сшить пододеяльник
Золотошвейное искусство было зарождено на Руси много веков назад. По сегодняшний в городе Торжок имеется огромная коллекция шедевров того времени. Насладиться их красотой могут наши современники. Панно представлено современными мастерицами, которые с удовольствием делятся с гостями таинствами золотого шитья на мастер классах.
Но и самостоятельно освоить технику просто. Достаточно иметь огромное желание и небольшой запас свободного времени. Недорогой материал поможет создавать просто царские вышивки и украшения. Ведь канитель используют не только для вышивки, но и для изготовления бижутерии.
- https://www.livemaster.ru/topic/9989-vyshivka-zolotom-istoriya-i-tehnologiya
- https://blog.mirkrestikom.ru/dragocennoe-rukodelie-zolotoe-shite-vchera-i-segodnja/
- https://handmadefrom.ru/vishiv/vyshivka-zolotom-zolotymi-nityami.php
- https://womans.ws/2020/03/18/zolotoe-shite-10-tehnik-vyshivki-kanitelyu/
Галереи
- Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
- Босуортская Псалтирь
- Древнерусское искусство — атрибуция
- Остромирово Евангелие
- Раннехристианское искусство. Архитектура
- Эллинизм
- Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
- Эгейское искусство
- Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
- Атрибуция памятников Древнего Египта
- Греция. Древняя
- Онежские петроглифы
- Пещера Ласко
- Пещера Альтамира
- История искусств зарубежных стран в картинках
- Вавилон
- Хетты и хурриты
- Шумер-Аккад
- Раннее Двуречье
- Архитектура Древнего царства
- Раннее царство
- Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
- Изборник Святослава
Мастер-класс по золотной вышивке
Начинающим вышивальщицам лучше пошагово осваивать данную вышивку с простых схем, в которых будет применяться 2-3 техники. После того как будет полностью освоено золотное ремесло, рукодельница сумеет создавать особенно красивые и сложные узоры, в которых будет сочетаться большое количество швов, а также будут присутствовать дополнительные элементы.
Потребуется картон, который позволит нитям ложиться плотно и ровно. Из него вырезаются шаблоны, в которых заранее делаются прорези и проколы, а детали пришиваются к ткани:
Шов «в раскол»
- Начинать вышивать удобно с середины рисунка, чтобы нитки не соскальзывали. Работа ведется рабочей нитью и золотой в две нити.
- Делается прикреп.
-
Рабочая нить выводится в разрез лепестка, золотая укладывается сверху. Нужно следить, чтобы нити не перекручивались.
- Делается шов «в раскол«.
- Рабочая нить выводится с другой стороны лепестка.
- Снова делается прикреп.
- Таким образом вышивка ведется до конца.
Гладьевой шов
Работа ведется только золотой нитью. Нити выводятся с одного края картона, аккуратно, не перекручивая, укладываются на деталь, игла вводится в другого края и уходит на изнанку. И так до конца лепестка.
Контуры обшиваются золотым шнуром и получаются элементы готовой работы.
Необходимые материалы и подготовка к работе
Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.
Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше
Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.
Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.
Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.
Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.
Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.
Голос редакции
Матрёна
Фанатка вышивки и шитья
Задать вопрос
В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.
История
На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.
История торжокского золотного шитья уходит вглубь веков. В ХII-ХIII веках, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии — вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.
Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.
Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.
Вышивка на одежде золотом
Прошло мрачное Средневековье: эпоха Возрождения внесла свои коррективы. И вот вышивка гладью золотом перекочевала из церквей в дома богатых людей. Короли и императоры, князья и графы стремятся превзойти друг друга, и вышивка на одежде золотом им в этом помогает. Особенно красиво с её помощью оформляли вышивку на свадьбу: вот уж где подвенечные наряды один другого роскошнее!
С тех пор — и много веков спустя – невозможно представить себе богатый наряд без этого украшения. Музеи всего мира ломятся от камзолов и платьев, мантий и плащей, расшитых золотом.
К этому времени золотые нитки делали уже не из металла, а из позолоченных жил, волокон и плёнок.
Бархатный жакет с вышивкой золотом. Босния, примерно 1880 г.
Рукав мужского камзола, Франция, 1770-1790 гг
Платье с золотой вышивкой, 1896-1900 гг
Нужные материалы
Что пригодится для работы:
- Иглы;
- Два наперстка, так как в данной технике заняты обе руки;
- Ножницы;
- Витейка представляет собой длинную деревянную катушку для наматывания нитей, она помогает направлять нити по рисунку, сохраняет их блестящими, уменьшает трение;
Шило. Используется на плотных материалах – кожа, замша;
Пяльцы. Лучше всего со своей задачей справляются швейцарские круглые пяльцы, имеющие ручку, позволяющую фиксировать их к столу, чтобы освободить обе руки. Рисунок располагается по центру. Если лоскут материала меньше диаметра пялец, то он наращивается путем пришивания кусочков;
Данное видео продемонстрирует вам, как быстро и правильно заправить ткань:
- Ткань туго натягивается на пяльцы, работе доступен весь орнамент;
- Нитки. Используются искусственные нити золотого, серебряного, медного цвета. Также пригодится нить вышивальная крученая (ирис, шелковый гарус, шелк и др.) и нить вспомогательная – очень крепкая шелковая или синтетическая в цвет рабочей нити;
- Ткань. Значительная часть вышивки выполняется с помощью подкладной ткани так. Когда основная легкая, тонкая, подкладная выполняет функцию укрепляющего материала. Это позволяет избежать разрывов, перекосов. Кроме того, металлическая нить может порвать ткань. Для подкладки чаще используют лен, холст;
- Клей для ткани, фольга, пчелиный воск;
- Декор вышивки: бисер, стеклярус, жемчуг, бусины, пуговицы, пайетки и т. п.;
- Крючки вязальные No 1-1,5.
Фоновые узоры при золотном шитье
Для получения узора заполняемую область расчерчивают ровными параллельными линиями. Затем закрепляют золотную нить с изнаночной стороны вышивки и выводят нить (с помощью шила) на лицевую сторону, а стежки прикрепляющей нитью образуют рельеф в зависимости от выбранного узора.
Узор «рядки», или «косой ряд». В этом узоре стежки прикрепляющей нитью образуют рельеф из параллельных диагональных линий (рис. 2.4.4, а, б).
Узор «копытечко», или «городок». Стежки прикрепляющей нитью образуют узор в виде ломаной линии – зигзага (рис. 2.4.5, а, б).
Узор «денежка». Состоит из точно таких же зигзагов, что и «Копытечко>> (рис. 2.4.6, а), только они идут не параллельна друг другу, а составлены острыми углами (рис. 2.4.6, б).
Узор «ягодка». Данный узор (рис. 2.4.7, а) выглядит, как клетка из ромбов (рис. 2.4.7, б).
Техники золотного шитья
Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».
В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.
Канитель
Канитель Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.
Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.
Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,
Расположение золотой нити над тканью
поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.
Схема процесса волочения золота
На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.
До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.
Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре
Элементы узора церковного облачения
металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.
Уменьшенная копия платья Екатерины Великой
Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.
Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.
Золотое шитье на головных уборах
Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
Современное панно мастериц Торжка
В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.
Как научиться вышивать
Вышивать золотой нитью можно научиться на специальных мастер-классах. Инструкторы ознакомят с историей появления этого вида рукоделия, тонкостями выполнения работы своими руками и пошаговым руководством действий. В качестве примера такого Master Class можно вспомнить о «Вышивке от кутюр золотой нитью» Валентины Рожковой.
Существуют и онлайн-МК. Видео помогут самостоятельно освоить старинный вид творчества по урокам «От кутюр» Рожковой или других мастериц.
Схемы вышивки золотыми нитями можно найти в интернете. Для работы также понадобятся:
- тонкие нитки gold и silver под номерами 20, 30, 40;
- иглы;
- наперстки;
- ножницы;
- витейка;
- шило;
- пяльцы;
- калька.
Вот несколько мастер-классов по основным техникам.
Шов вприкреп:
Вышивка на подложке:
Вышивка по настилу:
Обучаться золотному шитью лучше на плотной хлопковой ткани. Позже можно будет показать свое мастерство на украшении сумок, одежды.
Пару веков назад позволить себе золотое шитье могли только состоятельные люди. Как только появилась техника, ее применяли для украшения одежды царской семьи и церковнослужителей. Это связано с тем, что тянули канитель из золотых и серебряных нитей, чем объясняется дороговизна подобного декора. Современная техника золотого шитья претерпела большие изменения. Да и сам материал стал многообразнее. Благодаря тому, что при производстве используются дешевые материалы, канитель не отличается высокой стоимостью.
Из монастырских мастерских
Изначально золотым шитьем вышивали церковные облачения (оплечье, епитрахиль, стихарь).
Использовались растительные орнаменты (цветы, листья), а также антропоморфные – изображались сюжеты из Библии. Мастерицы работали в монастырях, труд был тяжелый.
Затем на место золотой нити пришла металлическая нить. В результате этого вышивка стала дешевле и доступнее, ее все чаще можно было заметить на одежде зажиточных людей.
Любовью к таким вещам отличалось купеческое сословие.
После того как была изобретена швейная машина, стали возникать целые артели мастериц золотого шитья Арзамас, Городец, Лысково, Торжок – вот известные города, откуда великолепная вышивка развозилась по всей России.
Как попробовать приручить жар-птицу, расскажет этот мастер-класс. Почерпнув вдохновение из великолепных вышивок, попробуйте создать роскошь своими руками.
Поговорим немного о том, какие инструменты и материалы помогут в этом.
Основные техники и швы
В золотной вышивке применяются специфические техники, позволяющие получить узор, на котором будут яркие переливы света. Большинство этих швов использовалось еще при работе с драгоценными нитями.
Золотая нить выкладывается на нити основы или картонную форму и прошивается согласно схеме, принятой для того или иного вида шва. На иллюстрациях четко видно, по какой схеме проводится пришивание нити в каждом случае. Таким образом, в работе постоянно используется игла с шелковой ниткой под цвет металлизированной и непосредственно золотой материал, который накручен на витейку и выкладывается рядами, плотно прижатыми друг к другу. Основа из-под них, будь то нитки или картон, просматриваться не должна.
Двойной
Гусем
Волнистый Денежка Косой ряд
Городок
По шнуру
В раскол
Советы для работы
Чтобы вспомогательная нить легче проходила через толстый слой плотной ткани, ее следует натирать пчелиным воском (вощить).
Чтобы первая прокладываемая нить не соскальзывала с подложки, на ее краю можно сделать 1–2 стежка нитью или маленький мазок клея для ткани.
Чтобы скрыть небольшие огрехи при прокладке рабочей нити, следует веревочку и картон подкрашивать в цвет нити.
Край детали, заполненный тем или иным узором, лучше закрывать, проложив по нему нить с пико, шнурок (рис. 3), тонкую тесьму, канитель, нить с бисером или жемчугом.
Канитель пришивают, как бисер, продевая через пружинку иглу с тонкой нитью. Ее можно прикреплять дополнительно и по длине, стараясь положить вспомогательную нить между витками спирали (образец 21).
Окончив работу, обрежьте лишние нити на изнанке, закрепите обрезанные концы и узелки клеем для ткани. Сняв работу с пялец, срежьте лишнюю ткань и закройте изнаночную сторону подкладкой из ткани или картона – так вышивка сохранится лучше.
Популярные мотивы шитья с золочением
Искусство шитья золотом в России особенно развилось в XVII веке, когда мастерские золотошвейки занимались украшением храмов, такими мастеровыми обзаводились и бояре. Именно момент работы вышивальщицы золотом запечатлел на своей картине «Золотошвейка» В. А. Тропинин. Однако на картине мы наблюдаем только заключительный этап создания шитых золотом образцов.
Картина «Золотошвейка»
Работу начинали мужчины, именно они создавали узоры и мотивы, которые впоследствии будут вышиты золотом на плащанице. Их готовили профессиональные «знаменщики» или иконописцы. Сначала мастера выполняли рисунок на бересте или картоне, затем его переносили на ткань, «травщики» занимались прорисовкой узоров. Эти уникальные по своему совершенству мотивы и схемы дошли до наших дней.
- рыбка;
- крест;
- руно.
Самым популярными являются элементы декоративной цветочной росписи, из религиозных мотивов – крест. Из новых – руно. Символом Христианства и Христа, является, конечно же, рыбка. Эти мотивы будут отличным вариантом изысканного оформления дома или создания персонального оберега.
Дело в том, что руно относится к произведениям Гомера, древнегреческого поэта, воспевшего многие легенды, но в русской культуре не было греческого наследия. Греческие мотивы могут быть больше характерны для французского декоративного стиля Ампир, одного из направления неоклассицизма, основанного на эллинистическом искусстве. Бесплатные и авторские схемы вышивки Золотое руно помогут создать своеобразный оберег для благосостояния вашего дома, а также оформить его в одном из самых роскошных, изысканных французских стилей. Образцы и рисунки можно скачать прямо сейчас.
Вышивка Золотое руно
Чем вышивать, и как долго выполняется работа
Золоченое шитье мастерицами в «светлицах», так назывались в старину мастерские золотошвейки, могла делаться по 2-3 года. Причем речь шла о кропотливой ежедневной работе. Конечно, все зависит от техники и сложности рисунка. По этой причине мотивы для шитья представлены с разной сложностью.
Особенно красиво смотрятся золоченые нити на черном фоне, не менее торжественно – на красном, очень изысканно – на белом. Для шитья можно использовать акрил, шелк, вискозу, для переноса рисунка – картон. Конечно, можно найти и образцы с натуральным металлом, но это очень затратное и дорогое сырье. Попробуйте для начала бесплатные мотивы с невысокой сложностью, постепенно повышая свое мастерство. Далее переходите к более сложным работам, которые будут иметь высокую художественную ценность.
Из чего делаются золоченые нити
Для золототканых одежд использовались настоящие золоченые нити. Данная традиция пришла в современную культуру из Древнего Вавилона. Однако, что касается того периода, ничего не сохранилось, чтобы оценить способ производства. Ближе к нашим дням металлические нити изготавливались из тончайшей пластины золота методом обычного нарезания. Второй способ появился в IX веке и состоял в получении проволоки канители. Уже в XIII веке, используя золотые схемы вышивки крестом, золотошвейки стали применять серебряную канитель с позолотой, ею предварительно обматывали прочную шелковую нитку.
Очевидная дороговизна технологии привела к появлению различных имитаций, некоторыми из них мы можем воспользоваться и сейчас. В настоящий момент нити для шитья изготавливаются в основном из недорогого синтетического сырья, которое покрывается металлизированной краской.
Рисунки доступны бесплатно, их обычно переносят на картон, затем на ткань. Именно такой материал рекомендуем брать, чтобы вышить схемы вышивки крестом Золотое руно (смотрите фото) на черном фоне, крест и рыбки. Он максимально имитирует настоящий металл, красиво блестит на солнце, основную ценность после окончания работы составят не бесплатные мотивы и нитки, а ваша работа.
Что такое золотная вышивка
Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа. Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.
На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.
А вы уже пробовали заниматься золотной вышивкой? ДаНет
Вышивка золотыми нитками на Руси
В нашу страну вышивка золотом пришла из Византии, вместе с православием. Надо сказать, что наши мастерицы стали известны во всём мире, и до сих пор именно русское золотошвейное искусство считается одним из самых красивых в этой области. Тонкие узоры вышивки золотом завораживают вот уже много столетий.
У нас металлическую нить накладывали сверху на ткань, составляли узор, а потом пришивали поверх шёлковой ниткой в тон. Быстро додумались использовать позолоченную медь. В XV веке из монастырей золотое шитьё распространилось и на светскую жизнь.
Кафтан и камзол императора Петра II. Франция, 1727-1730; сукно — Англия
Церковная вышивка золотом из Борисоглебовского монастыря
Городецкая золотая вышивка
Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.
Особенно хороши были платки: тёмно-зелёные и вишнёвые, из бархата, расшитые узорами из роз и виноградных гроздьев. Мастерицы владели таким количеством различных техник, что и не перечесть. Их работы так ценили, что расшитые золотом вещи передавались от матери к дочери в качестве приданного – многие поколения.
В наше время это искусство возрождают: городецкая золотная вышивка снова известна и популярна.
Золотые нитки для вышивки
Городецкая золотная вышивка: выставка
Дивеевская золотошвейная мастерская
Дивеево известно нам своим женским монастырём, который основал один из любимейших русских святых – святой праведный Серафим Саровский. Дивеевский женский монастырь был создан только для девиц: вдов в него не принимали.
Чем заниматься благочестивым монахиням, как не вышивкой? Дивеевская золотошвейная мастерская известна на всю Россию и за её пределами: именно там создаются самые прекрасные золотые иконы. Кстати, мы тоже можем предложить вам вышивку икон, наши нитки для вышивки золотом идеально подходят для передачи многих оттенков.
Золотая вышивка по материи иконы: образ Богоматери Умиление, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»
Вышивка иконы: святой архангел Михаил, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»
Вышивка иконы: Казанская Богоматерь, Золотошвейная мастерская «Дивеевская икона»
Торжокская золотошвейная фабрика
Торжок так славился своими мастерицами, что со времён Екатерины II императорский дом частенько обращался именно туда со своими заказами, хотя и в столицах хватало вышивальщиц. Основным узором здесь была роза, украшенная завитками: чтобы переход от рисунка к фону был плавным.
В советские времена именно в Торжке вышивались знаки отличия для Красной армии. А мастерство фабрики было признано и за границей, свидетельствуют многочисленные награды с международных выставок.
В последние годы Торжокская золотошвейная фабрика так же возрождает былые традиции.
Торжокская вышивка золотом и серебром. Техника вышивки золотом
Вышивка золотыми нитками
История
На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.
История торжокского золотного шитья уходит вглубь веков. В ХII-ХIII веках, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии — вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.
Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.
Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.
Основные техники
Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:
- Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
- С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
- Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
- Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
- «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.
Читать Схемы узоров для филейного вязания крючком (простые и сложные)
Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.