Армянский национальный костюм
Содержание:
Женский костюм
Женский костюм состоял примерно из тех же предметов одежды, что и мужской. Нательной одеждой служили хлопчатобумажная рубаха (в Восточной Армении предпочитали красный цвет, считавшийся женским оберегом, в Западной — белый) и шаровары, стянутые по низу штанин шнурком. Их сшивали из двух видов ткани: верхнюю часть — из дешевой, так как ее скрывала верхняя одежда, а нижнюю — из более дорогой, которую украшали вышивкой.
Жители села Бржник (Западная Армения)
Верхней одеждой были различные виды архалухов и платьев, распашных и нераспашных. Их также шили из различных тканей: повседневные — из дешевого сатина, праздничные — из шелка, парчи, бархата или плюша. Традиционной одеждой армянок были короткие бархатные кафтанчики, расшитые золотым шитьем. Богатые армянки свои кафтанчики отделывали мехом куницы. На западе страны носили безрукавки.
Передникам в нарядах армянок всех областей и сословий отводилось очень важное место. В каждой местности существовали древние традиции их украшения
Передники шили из сатина, ситца, сукна, бархата. Поражают богатством цвета «ковровые» тканые фартуки мастериц из Вана (историческая область Васпуракан в Турецкой Армении), а по изяществу рисунка и тонкости исполнения «золотых» вышивок по красному бархату не было равных жительницам Карина (окрестности Эрзурума).
Головные уборы и украшения. Основой многих женских головных уборов были поши — маленькие шапочки из бархата, расшитые золотом и бисером. Девушки Сасуна (на западе Армении) украшали свои длинные косы кистями и пропускали их на спине под поясной шарф. Поверх этой прически надевали шапочку и обматывали ее шелковым платком, подобно мужчинам. В юго-восточных областях (Васпуракан, Сюник) сложный головной убор состоял из украшений с подвесками, свисающими на лоб и виски. Носили там и платки, причем в некоторых областях (Карабах), видимо по восточным обычаям, прикрывали ими не только голову, но и нижнюю часть лица. Все армянки очень любили ожерелья с подвесками, а также ручные и ножные браслеты.
Жители области Сасун (Западная Армения): девушка в переднике с нагрудником; мужчина в безрукавке кязахик
Пояса были неотъемлемой деталью и мужских, и женских костюмов. Тонкая ювелирная работа отличала серебряные наборные пояса с массивными пряжками. Их носили горожане и богатые крестьяне Восточной Армении. Жители Западной Армении дополняли свои и без того живописные и многослойные наряды длинными пестрыми шарфами, обматывая их несколько раз вокруг талии.
Обувью
Обувью женщин были кошик — кожаные туфельки на каблуках, с загнутыми носами; мужчин — кожаные сапоги. Поршни, сделанные из одного куска сыромятной кожи, мужчины и женщины носили с высокими вязаными узорчатыми чулками.
Жители Южной Армении: женщина из Зангезура, мужчина из Мегри (долина реки Аракс) в архалухах
Туристический блог об Армении
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ata-autoplay=»» data-interval=»5″ data-animation=»fade» data-show_slide_delay=»90″ class=»avia-content-slider avia-content-grid-active avia-content-slider1 avia-content-slider-odd avia-builder-el-1 el_after_av_hr avia-builder-el-last «>
https://i2.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/07/week-in-armenia-rus-2.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-07-02 13:48:352021-07-13 10:41:577 дней в Армении
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/water-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-06-25 12:28:282021-06-28 10:26:54Вода как достопримечательность Армении
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/lake-arpi-rus-1.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-06-14 12:30:102021-06-15 13:50:09Озеро Арпи
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/mountain-lakes-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-06-11 13:24:382021-06-15 14:08:21Топ-7 горных озёр Армении
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/top-5-waterfalls.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-06-04 15:25:022021-06-04 17:52:45Топ-5 водопадов в Армении
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/Артени-блог.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-06-02 12:24:582021-06-02 12:25:43Артени
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/05/Азат-2.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-05-21 16:55:592021-06-04 17:54:24Азатское водохранилище
https://i2.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/05/Треккинг.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-05-19 19:15:072021-05-20 10:17:32Треккинг по горам Армении
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/05/лето.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2021-05-10 15:08:062021-06-23 15:14:41Лето в Армении
Обувь [ править ]
Армянин из Нагорного Карабаха в Джорабсе , открытка Макса Тильке
С давних времен обувь была неотъемлемой частью традиционной армянской одежды. Мужская и женская обувь (вязаные носки и настоящая обувь) во многом были идентичны
Вязаные носки с узором — джораб и гулпас , которые, наряду с мужскими лосинами, были известны еще в урартский период и занимали важное место в армянской обуви. В традиционной повседневной жизни мужские и женские узорные джорабы плотно вяжутся из шерсти определенного региона
Они могут быть одноцветными или разноцветными, при этом для каждой области есть свой любимый узор и цвет. В Османской империиАрмяне и евреи были обязаны носить синие или фиолетовые туфли, чтобы обозначить свой статус меньшинств. Позже армянам пришлось носить красные туфли, чтобы показать османам, что они армяне. Они широко использовались не только в быту, но и имели ритуальное значение. Носки входили в приданое девушки и были одним из основных предметов обмена подарками на свадьбах и крестинах . Они были широко распространены по всей Армении и оставались во многих регионах до 1960-х годов .
Головные уборы и аксессуары
Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.
Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.
В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.
Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.
Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.
Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.
На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».
Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.
Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.
Особенности орнамента и цвета в армянском национальном костюме
Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века). В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина». Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия. Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.
Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости.
Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным.
Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.
Немного истории
Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.
Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.
Читайте далее:
Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.
Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь
Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.
Женский костюм крючком: схемы и описание вязания женского костюма крючком
С чем носить трикотажный брючный костюм зимой (женский и мужской)
Модные фасоны шуб 2019: описания моделей, особенности кроя и деталей. примеры оригинальных шуб с фото.
Как выбрать мужской костюм: правила при выборе мужского костюма
Угги: фото, женские, мужские и детские, описание и детали
Красота свадебного наряда
Одеяние для бракосочетания отличалось лишь тем, что верхнее платье шили из дорогостоящей материи. Особой была и расцветка вещей. Носки должны надевали только красного оттенка, поскольку он считается защитным от невзгод и нечисти.
Отдельное внимание на церемонии уделяли серебряным поясам. Их отдавали новобрачным родители в процессе венчания
Ранее важным элементом свадебного наряда был передник. Его шили из дорогой материи и декорировали золотыми нитями. Платье невесты обязательно украшают традиционной вышивкой.
Узор на костюме обычно выдержан в красно-зеленых тонах. Если алый символизировал защиту, то изумрудный – молодость и весну.
Постепенно в традиционный наряд армян стали проникать европейские нотки. Платье невесты шили более приталенным и обязательного белого цвета. Неизменным остался только серебряный пояс.
Хронология [ править ]
Древний период: 900-600 гг. До н.э.
В урартах , которые были предшественниками к армянам были платье , подобных ассирийцы , которая состояла из коротких рукавов туники носила голыми или с шалью вокруг него. Урарты украшали себя металлическими украшениями, такими как ожерелья, браслеты, серьги и булавки. На этих металлических украшениях были выгравированы головы львов, а ожерелья из каменных бус и длинных металлических булавок были переброшены на тело
Металлические пояса также были важной частью урартского костюма. Изготовление металлических поясов считалось формой искусства, на поясе выгравировали магические сцены и животных, чтобы защитить владельца
Классический период: 600 г. до н.э. — 600 г. н.э.
Традиционная одежда армян претерпела значительные изменения после появления Королевства Армения как отдельного политического образования. Армянские мужчины носили облегающие брюки и особую шляпу, известную как фригийская шапка . Позже он превратился в балшик — гибкий аксессуар, который носят как пастухи, так и религиозные лидеры.
Средневековый период: 600-1600 гг. До н.э.
Основываясь на произведениях армянских рукописей, а также изображениях, найденных на церквях, монетах и хачкарах , мы можем видеть, что армянская элита носила одежду, аналогичную одежде византийской и арабской королевской семьи, например тюрбаны . Армяне сохранили свои уникальные традиции, а также переняли у соседних обществ, например, головные уборы, ставшие обычным явлением для армянских женщин.
19 век
В ее романе 1836 года «Город султана»; и внутренние Поведение турок , Джулия Пардо описал армянских купцов , она сразу же наблюдается при высадке в порту Стамбула :
Пардо также упоминает, что они носили украшенные драгоценностями кольца и держали в руках «трубки почти бесчисленной стоимости».
В наши дни
Армянские танцоры в центре Манхэттена
Армянская традиционная одежда начала выходить из употребления в 1920-х годах и почти полностью была заменена современной одеждой к 1960-м годам. Сегодня армянская традиционная одежда в основном используется для танцевальных представлений, где девушки надевают архалиг и длинные платья, имитирующие тараз, а мальчики носят темные свободные брюки и приталенную куртку. В некоторых районах Армении и Карабаха пожилые женщины до сих пор носят короткие платки. Фотостудии в Армении позволяют новым поколениям фотографировать в традиционной одежде, и в последнее время некоторые женщины снова начали носить тараз.
Ежегодный фестиваль армянской традиционной одежды, известный как Тараз Фест, ежегодно проводится в Ереване и Степанакерте культурным центром Терьяна и состоит из демонстрации культурной одежды.
Ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме . |
- ^ Варданян Л. М., Саркисян Г. Г., Тер-Саркисян А. Е. (2012). Армяне / отв. изд . Институт археологии и этнографии НАН РА . С. 247–274. ISBN 978-5-02-037563-5.
- ^ Левон Абрамян (2001). Нэнси Суизи (ред.). Армянское народное искусство, культура и самобытность . Блумингтон: Издательство Индианского университета . ISBN 978-0253337047.
- Костюмы «Армянские женщины» и «АРМЕНИЯ: перекресток культур» — Анаид В. Орджанян.
- Патрик Аракел (1967). Армянская национальная одежда. Издательство Академии наук Армянской ССР. стр.16
- ^ Jill Condra (2013). «Армения». . 1 . ABC-CLIO . С. 31–43. ISBN .
- Пардо, мисс (Юлия) (1836). Город султана; и домашние манеры турок . Издательство Кембриджского университета . п. 6. DOI . ISBN .
- Арменпресс (29 июля 2016). . armenpress.am . Ереван.
- ^ Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX — начало XX века). Ереван, 1983. Страницы 61-62.
- Алла Ервандовна Тер-Sarkisyanets «Армяне Нагорного Карабаха», стр. 628-629.
- ^ Лисицик С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЕС. 1955 Т. Я. С. 182–264
- Naapetyan Р. И семья и семейный ритуал армян Akhdznik. Ереван, 2004. С. 52
- Аракел Патрик. Армянская одежда с древних времен до наших дней. Исследования и рисунки из альбома Аракела Патрика. Ереван, 1967 г.
- ^ Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX — начало XX вв.). Ереван
-
LS Gushchyan (1916). . Министерство культуры РФ; Русский этнографический музей. п. 52. ISBN 978-9939-9077-6-5.
Шапка мужская Арахчи
- Лисициан С.Д. Армяне Зангезура. Ереван, 1969. С. 116.
- Авакян А. Н. Гладзорская школа армянских миниатюр. Ереван, 1971. С. 216
- Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЕС. 1955 Т. Я. С. 224-225
- Н. Авагян Н.Х. Армянская народная одежда (19 — начало 20 вв.). Ереван, 1983. Стр. 19
- Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЕС. 1955 Т. Я. С. 227-230
- Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX — начало XX века). Ереван, 1983. Стр. 30
Дальнейшее чтение
- Чопурян, Грег. «Преемственность и адаптация: меняющаяся история армянской одежды». Журнал средневековой истории , 13 (сентябрь 2004 г.): 29-35
- Дерзон, Мануг. Село Парчан Всеобщая история (1600-1937) . Бостон: Байкар Пресс, 1938.
- Общество Хай Гуин Тегерана. Костюмы армянских женщин. Тегеран: Международные коммуникаторы, 1976.
- Линд-Синанян, Гэри. Армянские народные костюмы, Книжка-раскраска для детей. Уотертаун, штат Массачусетс: Армянская библиотека и музей, 2004.
- Миклуайт, Нэнси. «Османские свадебные костюмы конца XIX века как индикатор социальных изменений». Мукарнас , 6 (1989): 161-174.
- Редко, Дженнифер. Женский костюм Ближнего и Среднего Востока. Лондон: издательство St. Edmundsbury Press, 2003.
Разновидности
Армянский национальный костюм девушек и парней отличается самобытностью, несмотря на то, что за свою долгую историю ему пришлось пережить огромное количество метаморфоз.
Женский
Повседневный комплект барышни включал: рубаху (халав), штаны (похан), верхнее платье (архалух) и фартук (гогноц). На праздничные мероприятия к нему добавляли «минтану» (дополнительное платье).
Сорочка была длинной, со вшитыми по бокам клиньями с косым покроем. Рукава рубахи имели прямую форму, а горловина круглую. На груди делали разрез. Под «халав» надевали штаны, пошитые из хлопка. Обычно они имели красную расцветку. На щиколотках «поханы» декорировали орнаментом или вышивкой.
Поверх сорочки и штанов надевали архалух, имевшее боковые разрезы. Праздничную «минтану» кроили аналогичным способом с повседневным верхним платьем. Правда, существовало одно различие.
Торжественная модель не имела по бокам разрезов. Подпоясывали его шелковым платком. Рукава «минтаны» пристегивали отдельно с помощью маленьких пуговиц в форме шариков или крепили шнурками. Края декорировали тесьмой.
Важным элементом женского костюма армянок считается фартук. Его обильно украшали яркой вышивкой и крепили сверху с помощью узкого пояска.
Отдельного внимания заслуживает головной убор. Он содержал в себе сведения о социальном статусе своей хозяйки. Девушки плели огромное количество мелких косичек с добавлением шерстяной нити такого же оттенка, как и волосы. Подобный хитрый прием визуально делал прическу пышней, а локоны длинней.
На голову надевали шапочку из войлока небольшого размера. К ней на цепочках прикрепляли разнообразные украшения (листочки, кольца и т. д.). После замужества барышня меняла головной убор.
Войлочную шапку декорировали жемчугом и драгоценностями.
Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего. |
Детский
Малышей, которым не исполнилось одного года, облачали в простую рубашечку. После двенадцати месяцев к ней добавляли верхнее платье. Порой его шили слишком длинным, что мешало крохе ползать и ходить. Делали это не во вред ребёнку, а, чтобы было проще за ним уследить.
До семи лет мальчиков и девочек воспитывали вместе, затем разделяли. Национальный костюм Армении для детей практически ничем не отличается от взрослой модели. Первый «настоящий» архалук мальчишки надевают только в десять лет.
Детские наряды также декорировали обильной вышивкой, которая несла в себе особое значение. Часто применяли кресты и подобные элементы. Они выполняли роль оберега от злых сил и нечисти.
В приданном юной леди обязательно было несколько нарядов, которые называли «тараз».
Мужской
В состав одеяния парней входили: рубашка, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива сорочки брали шёлк или ситец. Изделие отличалось небольшим стоячим воротником, который имел боковую застежку. Шаровары изготавливали из хлопка или шерсти, завязывали широким поясом. На кушак крепили кинжал и кошелек.
Жители Восточной Армении по примеру женщин, облачались в «аралух». Только верхнее платье для мужчин было в несколько раз короче, длиной до колен. Армяне с запад его не носили. Вместе «аарлуха» они надевали жилет (елак), поверх которого накидывали куртку с цельнокроеными рукавами. Она не имела застежки и называлась «бачкон».
Все детали мужского костюма были декорированы изысканной вышивкой. В зимнее время года парни облачались в шубы из овчины. Если обитали в местах, где нет суровых морозов, то выбирали жилетки из козьего пуха.