Армянский национальный костюм

Женский костюм

Женский костюм состоял примерно из тех же предметов одежды, что и мужской. Нательной одеждой служили хлопчатобумажная рубаха (в Восточной Армении предпочитали красный цвет, считавшийся женским оберегом, в Западной — белый) и шаровары, стянутые по низу штанин шнурком. Их сшивали из двух видов ткани: верхнюю часть — из дешевой, так как ее скрывала верхняя одежда, а нижнюю — из более дорогой, которую украшали вышивкой.

Жители села Бржник (Западная Армения)

Верхней одеждой были различные виды архалухов и платьев, распашных и нераспашных. Их также шили из различных тканей: повседневные — из дешевого сатина, праздничные — из шелка, парчи, бархата или плюша. Традиционной одеждой армянок были короткие бархатные кафтанчики, расшитые золотым шитьем. Богатые армянки свои кафтанчики отделывали мехом куницы. На западе страны носили безрукавки.

Передникам в нарядах армянок всех областей и сословий отводилось очень важное место. В каждой местности существовали древние традиции их украшения

Передники шили из сатина, ситца, сукна, бархата. Поражают богатством цвета «ковровые» тканые фартуки мастериц из Вана (историческая область Васпуракан в Турецкой Армении), а по изяществу рисунка и тонкости исполнения «золотых» вышивок по красному бархату не было равных жительницам Карина (окрестности Эрзурума).

Головные уборы и украшения. Основой многих женских головных уборов были поши — маленькие шапочки из бархата, расшитые золотом и бисером. Девушки Сасуна (на западе Армении) украшали свои длинные косы кистями и пропускали их на спине под поясной шарф. Поверх этой прически надевали шапочку и обматывали ее шелковым платком, подобно мужчинам. В юго-восточных областях (Васпуракан, Сюник) сложный головной убор состоял из украшений с подвесками, свисающими на лоб и виски. Носили там и платки, причем в некоторых областях (Карабах), видимо по восточным обычаям, прикрывали ими не только голову, но и нижнюю часть лица. Все армянки очень любили ожерелья с подвесками, а также ручные и ножные браслеты.

Жители области Сасун (Западная Армения): девушка в переднике с нагрудником; мужчина в безрукавке кязахик

Пояса были неотъемлемой деталью и мужских, и женских костюмов. Тонкая ювелирная работа отличала серебряные наборные пояса с массивными пряжками. Их носили горожане и богатые крестьяне Восточной Армении. Жители Западной Армении дополняли свои и без того живописные и многослойные наряды длинными пестрыми шарфами, обматывая их несколько раз вокруг талии.

Обувью

Обувью женщин были кошик — кожаные туфельки на каблуках, с загнутыми носами; мужчин — кожаные сапоги. Поршни, сделанные из одного куска сыромятной кожи, мужчины и женщины носили с высокими вязаными узорчатыми чулками.

Жители Южной Армении: женщина из Зангезура, мужчина из Мегри (долина реки Аракс) в архалухах

Туристический блог об Армении

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ata-autoplay=»» data-interval=»5″ data-animation=»fade» data-show_slide_delay=»90″ class=»avia-content-slider avia-content-grid-active avia-content-slider1 avia-content-slider-odd avia-builder-el-1 el_after_av_hr avia-builder-el-last «>

https://i2.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/07/week-in-armenia-rus-2.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-07-02 13:48:352021-07-13 10:41:577 дней в Армении

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/water-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-06-25 12:28:282021-06-28 10:26:54Вода как достопримечательность Армении

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/lake-arpi-rus-1.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-06-14 12:30:102021-06-15 13:50:09Озеро Арпи

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/mountain-lakes-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-06-11 13:24:382021-06-15 14:08:21Топ-7 горных озёр Армении

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/top-5-waterfalls.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-06-04 15:25:022021-06-04 17:52:45Топ-5 водопадов в Армении

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/Артени-блог.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-06-02 12:24:582021-06-02 12:25:43Артени

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/05/Азат-2.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-05-21 16:55:592021-06-04 17:54:24Азатское водохранилище

https://i2.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/05/Треккинг.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-05-19 19:15:072021-05-20 10:17:32Треккинг по горам Армении

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/05/лето.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

2021-05-10 15:08:062021-06-23 15:14:41Лето в Армении

Обувь [ править ]

Армянин из Нагорного Карабаха в Джорабсе , открытка Макса Тильке

С давних времен обувь была неотъемлемой частью традиционной армянской одежды. Мужская и женская обувь (вязаные носки и настоящая обувь) во многом были идентичны

Вязаные носки с узором — джораб и гулпас , которые, наряду с мужскими лосинами, были известны еще в урартский период и занимали важное место в армянской обуви. В традиционной повседневной жизни мужские и женские узорные джорабы плотно вяжутся из шерсти определенного региона

Они могут быть одноцветными или разноцветными, при этом для каждой области есть свой любимый узор и цвет. В Османской империиАрмяне и евреи были обязаны носить синие или фиолетовые туфли, чтобы обозначить свой статус меньшинств. Позже армянам пришлось носить красные туфли, чтобы показать османам, что они армяне. Они широко использовались не только в быту, но и имели ритуальное значение. Носки входили в приданое девушки и были одним из основных предметов обмена подарками на свадьбах и крестинах . Они были широко распространены по всей Армении и оставались во многих регионах до 1960-х годов .

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

Особенности орнамента и цвета в армянском национальном костюме

Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века). В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина». Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия. Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.

Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости.

Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным.

Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.

Немного истории

Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.

Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.

Читайте далее:

Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма

Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский

Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.

Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.

Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.

Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.

Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь

Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.

Женский костюм крючком: схемы и описание вязания женского костюма крючком

С чем носить трикотажный брючный костюм зимой (женский и мужской)

Модные фасоны шуб 2019: описания моделей, особенности кроя и деталей. примеры оригинальных шуб с фото.

Как выбрать мужской костюм: правила при выборе мужского костюма

Угги: фото, женские, мужские и детские, описание и детали

Красота свадебного наряда

Одеяние для бракосочетания отличалось лишь тем, что верхнее платье шили из дорогостоящей материи. Особой была и расцветка вещей. Носки должны надевали только красного оттенка, поскольку он считается защитным от невзгод и нечисти.

Отдельное внимание на церемонии уделяли серебряным поясам. Их отдавали новобрачным родители в процессе венчания

Ранее важным элементом свадебного наряда был передник. Его шили из дорогой материи и декорировали золотыми нитями. Платье невесты обязательно украшают традиционной вышивкой.

Узор на костюме обычно выдержан в красно-зеленых тонах. Если алый символизировал защиту, то изумрудный – молодость и весну.

Постепенно в традиционный наряд армян стали проникать европейские нотки. Платье невесты шили более приталенным и обязательного белого цвета. Неизменным остался только серебряный пояс.

Хронология [ править ]

Древний период: 900-600 гг. До н.э.

В урартах , которые были предшественниками к армянам были платье , подобных ассирийцы , которая состояла из коротких рукавов туники носила голыми или с шалью вокруг него. Урарты украшали себя металлическими украшениями, такими как ожерелья, браслеты, серьги и булавки. На этих металлических украшениях были выгравированы головы львов, а ожерелья из каменных бус и длинных металлических булавок были переброшены на тело

Металлические пояса также были важной частью урартского костюма. Изготовление металлических поясов считалось формой искусства, на поясе выгравировали магические сцены и животных, чтобы защитить владельца

Классический период: 600 г. до н.э. — 600 г. н.э.

Традиционная одежда армян претерпела значительные изменения после появления Королевства Армения как отдельного политического образования. Армянские мужчины носили облегающие брюки и особую шляпу, известную как фригийская шапка . Позже он превратился в балшик — гибкий аксессуар, который носят как пастухи, так и религиозные лидеры.

Средневековый период: 600-1600 гг. До н.э.

Основываясь на произведениях армянских рукописей, а также изображениях, найденных на церквях, монетах и хачкарах , мы можем видеть, что армянская элита носила одежду, аналогичную одежде византийской и арабской королевской семьи, например тюрбаны . Армяне сохранили свои уникальные традиции, а также переняли у соседних обществ, например, головные уборы, ставшие обычным явлением для армянских женщин.

19 век

В ее романе 1836 года «Город султана»; и внутренние Поведение турок , Джулия Пардо описал армянских купцов , она сразу же наблюдается при высадке в порту Стамбула :

Пардо также упоминает, что они носили украшенные драгоценностями кольца и держали в руках «трубки почти бесчисленной стоимости».

В наши дни

Армянские танцоры в центре Манхэттена

Армянская традиционная одежда начала выходить из употребления в 1920-х годах и почти полностью была заменена современной одеждой к 1960-м годам. Сегодня армянская традиционная одежда в основном используется для танцевальных представлений, где девушки надевают архалиг и длинные платья, имитирующие тараз, а мальчики носят темные свободные брюки и приталенную куртку. В некоторых районах Армении и Карабаха пожилые женщины до сих пор носят короткие платки. Фотостудии в Армении позволяют новым поколениям фотографировать в традиционной одежде, и в последнее время некоторые женщины снова начали носить тараз.

Ежегодный фестиваль армянской традиционной одежды, известный как Тараз Фест, ежегодно проводится в Ереване и Степанакерте культурным центром Терьяна и состоит из демонстрации культурной одежды.

Ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме .
  1. ^ Варданян Л. М., Саркисян Г. Г., Тер-Саркисян А. Е. (2012). Армяне / отв. изд . Институт археологии и этнографии НАН РА . С. 247–274. ISBN 978-5-02-037563-5.
  2. ^ Левон Абрамян (2001). Нэнси Суизи (ред.). Армянское народное искусство, культура и самобытность . Блумингтон: Издательство Индианского университета . ISBN 978-0253337047.
  3. Костюмы «Армянские женщины» и «АРМЕНИЯ: перекресток культур» — Анаид В. Орджанян.
  4. Патрик Аракел (1967). Армянская национальная одежда. Издательство Академии наук Армянской ССР. стр.16
  5. ^ Jill Condra (2013). «Армения». . 1 . ABC-CLIO . С. 31–43. ISBN .
  6. Пардо, мисс (Юлия) (1836). Город султана; и домашние манеры турок . Издательство Кембриджского университета . п. 6. DOI . ISBN .
  7. Арменпресс (29 июля 2016). . armenpress.am . Ереван.
  8. ^ Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX — начало XX века). Ереван, 1983. Страницы 61-62.
  9. Алла Ервандовна Тер-Sarkisyanets «Армяне Нагорного Карабаха», стр. 628-629.
  10. ^ Лисицик С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЕС. 1955 Т. Я. С. 182–264
  11. Naapetyan Р. И семья и семейный ритуал армян Akhdznik. Ереван, 2004. С. 52
  12. Аракел Патрик. Армянская одежда с древних времен до наших дней. Исследования и рисунки из альбома Аракела Патрика. Ереван, 1967 г.
  13. ^ Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX — начало XX вв.). Ереван
  14. LS Gushchyan (1916). . Министерство культуры РФ; Русский этнографический музей. п. 52. ISBN 978-9939-9077-6-5. Шапка мужская Арахчи
  15. Лисициан С.Д. Армяне Зангезура. Ереван, 1969. С. 116.
  16. Авакян А. Н. Гладзорская школа армянских миниатюр. Ереван, 1971. С. 216
  17. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЕС. 1955 Т. Я. С. 224-225
  18. Н. Авагян Н.Х. Армянская народная одежда (19 — начало 20 вв.). Ереван, 1983. Стр. 19
  19. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЕС. 1955 Т. Я. С. 227-230
  20. Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX — начало XX века). Ереван, 1983. Стр. 30

Дальнейшее чтение

  • Чопурян, Грег. «Преемственность и адаптация: меняющаяся история армянской одежды». Журнал средневековой истории , 13 (сентябрь 2004 г.): 29-35
  • Дерзон, Мануг. Село Парчан Всеобщая история (1600-1937) . Бостон: Байкар Пресс, 1938.
  • Общество Хай Гуин Тегерана. Костюмы армянских женщин. Тегеран: Международные коммуникаторы, 1976.
  • Линд-Синанян, Гэри. Армянские народные костюмы, Книжка-раскраска для детей. Уотертаун, штат Массачусетс: Армянская библиотека и музей, 2004.
  • Миклуайт, Нэнси. «Османские свадебные костюмы конца XIX века как индикатор социальных изменений». Мукарнас , 6 (1989): 161-174.
  • Редко, Дженнифер. Женский костюм Ближнего и Среднего Востока. Лондон: издательство St. Edmundsbury Press, 2003.

Разновидности

Армянский национальный костюм девушек и парней отличается самобытностью, несмотря на то, что за свою долгую историю ему пришлось пережить огромное количество метаморфоз.

Женский

Повседневный комплект барышни включал: рубаху (халав), штаны (похан), верхнее платье (архалух) и фартук (гогноц). На праздничные мероприятия к нему добавляли «минтану» (дополнительное платье).

Сорочка была длинной, со вшитыми по бокам клиньями с косым покроем. Рукава рубахи имели прямую форму, а горловина круглую. На груди делали разрез. Под «халав» надевали штаны, пошитые из хлопка. Обычно они имели красную расцветку. На щиколотках «поханы» декорировали орнаментом или вышивкой.

Поверх сорочки и штанов надевали архалух, имевшее боковые разрезы. Праздничную «минтану» кроили аналогичным способом с повседневным верхним платьем. Правда, существовало одно различие.

Торжественная модель не имела по бокам разрезов. Подпоясывали его шелковым платком. Рукава «минтаны» пристегивали отдельно с помощью маленьких пуговиц в форме шариков или крепили шнурками. Края декорировали тесьмой.

Важным элементом женского костюма армянок считается фартук. Его обильно украшали яркой вышивкой и крепили сверху с помощью узкого пояска.

Отдельного внимания заслуживает головной убор. Он содержал в себе сведения о социальном статусе своей хозяйки. Девушки плели огромное количество мелких косичек с добавлением шерстяной нити такого же оттенка, как и волосы. Подобный хитрый прием визуально делал прическу пышней, а локоны длинней.

На голову надевали шапочку из войлока небольшого размера. К ней на цепочках прикрепляли разнообразные украшения (листочки, кольца и т. д.). После замужества барышня меняла головной убор.
Войлочную шапку декорировали жемчугом и драгоценностями.

Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего.

Детский

Малышей, которым не исполнилось одного года, облачали в простую рубашечку. После двенадцати месяцев к ней добавляли верхнее платье. Порой его шили слишком длинным, что мешало крохе ползать и ходить. Делали это не во вред ребёнку, а, чтобы было проще за ним уследить.

До семи лет мальчиков и девочек воспитывали вместе, затем разделяли. Национальный костюм Армении для детей практически ничем не отличается от взрослой модели. Первый «настоящий» архалук мальчишки надевают только в десять лет.

Детские наряды также декорировали обильной вышивкой, которая несла в себе особое значение. Часто применяли кресты и подобные элементы. Они выполняли роль оберега от злых сил и нечисти.

В приданном юной леди обязательно было несколько нарядов, которые называли «тараз».

Мужской

В состав одеяния парней входили: рубашка, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива сорочки брали шёлк или ситец. Изделие отличалось небольшим стоячим воротником, который имел боковую застежку. Шаровары изготавливали из хлопка или шерсти, завязывали широким поясом. На кушак крепили кинжал и кошелек.

Жители Восточной Армении по примеру женщин, облачались в «аралух». Только верхнее платье для мужчин было в несколько раз короче, длиной до колен. Армяне с запад его не носили. Вместе «аарлуха» они надевали жилет (елак), поверх которого накидывали куртку с цельнокроеными рукавами. Она не имела застежки и называлась «бачкон».

Все детали мужского костюма были декорированы изысканной вышивкой. В зимнее время года парни облачались в шубы из овчины. Если обитали в местах, где нет суровых морозов, то выбирали жилетки из козьего пуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector