Разновидности русских народных игрушек: поясняем все нюансы

КАК “ОЖИВАЮТ” ИГРУШКИ

Дети предпочитают в основном яркие токарные игрушки. На фабрике их можно купить за 70 – 80 рублей, в магазинах – дороже раза в три. А вот игрушки и скульптуры ручной работы стоят гораздо дороже, около тысячи рублей. Одни из них неподвижны, у других с помощью вставленной внутрь пружинки “оживает” только определенная деталь. Качает головой “русская красавица”, дрожат листья на березке и зонтики в руках “дам”… Есть и композиционные игрушки, где движется каждый персонаж.

На “Крестьянском дворе” все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Наталья объяснила, что детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка – и фигурки “оживают”. Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены “Кузнецы” и “Солдаты на разводе”.

Удивительные животные

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Древесина;
  • Наждачная бумага;
  • Эскиз по которому будет происходить резьба;
  • Инструменты для резьбы;
  • Лак;
  • Кисть для покраски;
  • Копировальная бумага;
  • Черный карандаш.

Пошаговая инструкция по изготовлению картины.

В первую очередь выравниваем древесину. Для этого берем наждачную бумагу и начинаем зашкуривать. После того как древесина полностью готова, перерисовываем рисунок. Для этого находим необходимую картинку в интернете и распечатываем. Переводим с помощью черного простого карандаша.

Начинаем резьбу. В данном случае убирается три слоя, тем самым картина приобретает объемный внешний вид.

Вот, что должно получиться.

Чтобы картина приобрела интересный внешний вид, предлагаем сделать рамку для нее, тоже из дерева. После того как рамка будет готова, вставляем нашу картину и можно вешать на стену.

Данный вид работы подойдет и для начинающих резчиков. При работе не забывайте соблюдать технику безопасности.

Особенности мастерства

Наверное, не было бы такого огромного количества изделий без богородского ножа. Богородский нож назван в честь села Богородское, является основным инструментом богородской резьбы. Это нож с прямым коротким клинком.

Сейчас в Интернете много вариантов создания ножа. Примеры схем приведены на фото:

Мастера богородского дела используют нож для обтески, резки и т.д. Он простой по форме, легко изготавливается. Если хочется вырезать мордочку зверушки, ручки или глазки, то нож поможет в таком деле.

Прочтите это: Резьба по металлу своими руками: виды и необходимые инструменты

Виды изделий не поменялись со времен древней Руси. Это все тот же народный быт и сказочные звери. Поэтому игрушка имеет свою изюминку и самобытность.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородская резьба по дереву

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее. Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева

Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там. Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада. Картинки для образца можно распечатать уже готовые.

Основные особенности

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку

Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение. В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок. Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.

Федосеевская русская народная игрушка

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В конце XIX века в Нижегородском крае игрушечное дело развивалось повсеместно. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок.

Федосеевская русская народная игрушка

Игрушки мастерят с помощью ножа и топора, используя деревянные щепки и дощечки. Щепки и дощечки сколачиваются гвоздиками и расписываются незамысловатыми узорами. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать изделие целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семенове. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семеновскому кооперативу.

Федосеевская русская народная игрушка

Основные цвета федосеевской игрушки — желтый и красный. В 1950-е годы промысел стал терять былую популярность. В настоящее время мастер Н. С. Муравьев возрождает игрушечный промысел.

ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА

Попадая на Богородскую фабрику, которая находится в одноименном поселке Сергиево-Посадского района, будто окунаешься в сказку. Волшебство начинается сразу за калиткой: резные медведи едят мед, сидя на настоящей березе, лошадь тянет воз, а из деревянного колодца с ведрами смотрит щука. Так украсили территорию работники фабрики.

В основном здании полным ходом идет ремонт – скоро все мастера будут работать в одном месте. Сейчас, чтобы познакомиться с процессом изготовления игрушек, приходится переходить из одного помещения в другое.

– Мы создаем пространство, где можно увидеть все стадии производства, это удобно в первую очередь посетителям, – поделилась планами исполнительный директор фабрики Ирина Воливецкая. – Также расширится музей: вместо трех залов будет четыре, а экспозиция пополнится уникальными изделиями.

Самое интересное происходит у резчиков: здесь деревянная заготовка под ножом или стамеской мастера превращается в медведя с гармошкой, лебедя или сову. В помещении повсюду свежие, еще не покрытые лаком скульптуры, на полу стружка, а в комнате витает запах дерева.

Из общей картины выбивается лишь местное ноу-хау, которое стоит в центре комнаты, – велотокарный станок. Устройство работает следующим образом: один человек крутит педали, тем самым приводя механизм в действие, а другой вытачивает несложную игрушку.

– Станок придумали сами, чтобы развлечь туристов, – говорит Андрей Чернов, резчик по дереву.

Этой осенью предприятие отметит юбилей – 105 лет. В ноябре 1913 года появилась артель «Богородский резчик» и открылась профессионально-техническая школа, где готовили новые кадры – мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия промысла, артель была преобразована в фабрику.

Олег Пьянков — богородская резьба в современных реалиях

Всем привет! На связи Дмитрий Дереворез. Расскажу сегодня об Олеге Пьянкове, мастере из Курска. Чем зацепил меня этот парень? В нем чувствуется огромный потенциал и перспективы. А еще надежда на то, что народный промысел – богородская резьба, не умрет, а будет расти и развиваться.

Олег Пьянков только в прошлом году окончил Богородский художественно-промышленный техникум, он самый молодой из всех, о ком шла речь на страницах этого блога. Недавно ему исполнилось 25, но он не уступает опытным мастерам. Посмотрите на скульптуры птиц: сова и ворон вот-вот расправят крылья и улетят. Какая реалистичная описка (мелкая проработка деталей режущим инструментом), шикарная форма и оригинальная отделка! Такое не купишь ни в одном магазине.

Деревянные часы со слонами «Мать и дитя». Кажется, что они вырезаны не из дерева, а из камня или кости. Собака – такса, несущаяся со скоростью гепарда, даже ветер в ушах свистит. Все четыре лапы в воздухе. В таком же динамичном прыжке лев-царь зверей бросается за жертвой. Множество скульптур и композиций на темы русских сказок. Лоси под деревом, каждый листик которого висит на тонюсенькой пружинке и трепещет на ветру, как листва осины. И медведи, медведи, медведи. Очень добрые и позитивные.

Для девушек Олег Пьянков вырезает деревянные серьги, колечки, заколки и гребни. В старину у всех были длинные косы. Гребни служили не только для украшения. Ими красавицы на ночь расчесывали волосы, избавляясь от негативной энергии, накопленной за день. Часто мужья помогали женам в этом процессе. Это был магический ритуал, способствующий их физической и духовной близости. Резной деревянный гребень обладает хорошей энергетикой и целительной силой.

А это, с мышами, думается мне дипломка….

Самое главное, что вовремя уяснил молодой резчик – жить и работать по старинке нельзя, одного мастерства мало. Время ставит новые задачи

Важно не только сделать красивую вещь, которая бы радовала людей. Надо ее продать, только тогда труд резчика имеет смысл

Чтобы было не только удовольствие от работы, но и моральное, и материальное удовлетворение. Искусство должно продвигаться, развивать вкус и причастность людей к своим корням. Иначе будет, как у писателя, который складывает свои шедевры в стол…

Вот, что думает сам мастер:

— Жизнь как река — она изменчива и нам надо меняться вместе с ней. Надо быть дерзким и ставить высокую планку во всем, чтобы чего-то добиться. Так я в учебе всегда стремился выполнять задачи намного труднее, чем нам ставили мастера и это подстегивает и дает новые силы. И всегда развиваться!

Олег Пьянков дает много мастер-классов в интернете. Вместе с единомышленниками организовал платные курсы богородской резьбы. А что еще делать, чтобы поднять этот промысел на былые высоты, возродить к жизни? Богородский ХПТ с этой задачей справляется, к сожалению, уже совсем не так, как 20 лет назад.

Чиновникам и на государственном, и на местном уровне наплевать, что загибается целая отрасль, которая могла бы приносить огромную прибыль. Вспомните иностранцев, без памяти сметающих с прилавков матрешки – сувениры. А то, что делает Олег и такие же ребята — настоящий Hand made, который сейчас в тренде, и за который люди, отличающие настоящее искусство от ширпотреба, готовы платить живые деньги.

За такими мастерами, как Олег Пьянков – наше будущее. Возрождение наших промыслов. Возрождение страны. И обретение надежды. Есть, кому перехватить эстафетную палочку, когда старые кони сойдут с дистанции…

КУРОЧКИ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Помимо статичных скульптур богородские мастера создают игрушки с движущимися конструкциями. Наиболее известные: мужик и медведь с кувалдами, «плясун» с пружиной внутри, курочки, клюющие зерно на кругу.

Сюжеты для богородских игрушек всегда брались из повседневной жизни. Например, сапожник чинит обувь, лесорубы управляются с деревьями, гусары восседают на конях. Сегодня же появились медведи в сопровождении космических спутников, футболисты и даже чистящие ковры пылесосы.

– И все равно наши курочки остаются популярными, – рассказывает расписчица Наталья Травина. – Недавно поступил корпоративный заказ на целую партию курочек, которые будут стоять на кругу с логотипом компании.

Игрушки раскрашивают гуашью, после чего покрывают лаком на масляной основе. Сохнуть изделие оставляют на ночь.

– Утром, когда все готово, счищаем остатки краски, потом игрушка попадает на стол упаковщице, после – на продажу, – говорит Травина. – В день крашу до 50 фигурок. Основные цвета – белый, красный и черный.

В советское время на Богородской фабрике художественной резьбы по дереву работали около 800 мастеров, в начале 90-х годов – 400. Сейчас здесь всего 33 сотрудника, мастера преимущественно пенсионного возраста.

– Раньше навыки передавались от отца к сыну, сегодня молодежь не хочет этим заниматься, – сетует Андрей Чернов.

ДЛЯ ЗАБАВЫ И КРАСОТЫ

Оказавшись в фабричном музее-магазине, я вновь почувствовала себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней — круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой — тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки. Я постучала молоточками кузнецов, “поклевала” курочками, “покормила” зайчика морковкой… Наш фотокорреспондент долго раскачивал баланс “кота-рыбака”, а когда деревянная лапка с удочкой начала движение, залился счастливым смехом. За развлечениями журналистов с улыбкой наблюдала методист музея Наталья Вьюнник.

У нас многие “впадают в детство”, — рассказала Наталья. — А когда приходят школьники, их невозможно оторвать от прилавка. Выбрать — проблема, хочется купить сразу все. Для маленьких детей наши игрушки — самые лучшие: приводишь игрушку в движение — развивается рука, и грызть можно — дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

РАБОТЫ МАСТЕРОВ

Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники. Эти работы я видела на фабричном складе и в творческих мастерских резчиков. Хотела купить часы, в обрамлении фигурок пингвинов — оказалось дороговато, около пяти тысяч.

Иногда “веселые” заказчики попадаются, — рассказывает резчик творческой мастерской Сергей Паутов. — Однажды пришел мужик, из крутых, и заказал резную ступу, в подарок теще. С намеком, так сказать. А работник русского музея в Германии попросил выполнить несколько скульптур в откровенных эротических позах. Я так и не понял, зачем русскому музею такие экспонаты. Заказывают резных чертей, и даже деревянные ботинки. Несколько лет назад приходилось делать панно — портрет Лужкова, такой подарок хотел преподнести столичному мэру бывший губернатор Подмосковья Тяжлов. Теперь вот поступил заказ на Путина и Громова.

Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения

Для начала стоит разобраться, что же такое матрешка, хотя для наших людей это едва ли может быть секретом. Да и за рубежом также матрешка давно стала настоящим символом русского мира, хотя происхождение этого удивительного предмета остается достаточно туманным и загадочным. Итак, матрешка – русская народная игрушка, изготовленная из дерева, полая, внутри которой помещается точно такая же, только меньшая по размеру. Чаще всего матрешки имеют яйцеообразную форму и плоское донышко, чтобы удобнее было ставить ее, к примеру, на стол.

Для удобства матрешки являются не цельной конструкцией, а состоящей из двух частей, нижней и верхней. Именно они позволяют поместить внутрь одной деревянной куколки другую, и так, вплоть до самой крохотной. Матрешки имеют в наборе от трех предметов, и так по возрастающей. Чаще всего, эта игрушки изготавливается и расписывается в виде русской девушки в платке, однако бывают также матрешки, изображающие целые семьи, героев сказок, а не так давно, вместо этого стало модно наносить портреты известных политических деятелей, артистов и так далее.

История матрешки чрезвычайно загадочна и туманна. Эта забавная толстенькая тетенька появилась приблизительно в последние десятилетия девятнадцатого века, во время экономического, а также культурного подъема в нашей стране. Возникновение такого направления в искусстве, как русский стиль и стало толчком для распространения русских народных промыслов. Считается, что первую игрушку подобного рода выточил и разрисовал как румяную девушку из деревни, художник Сергей Малютин, который вдохновился японским изображением мудреца Фукурамы, в котором было еще несколько предметов.

Малютин сделал по-своему, фигурки у него было разные, по счету их было восемь, а последняя, неразъемная, представляла собой новорожденного, спеленатого младенчика, с закрытыми глазками. Сейчас матрешка не забыта, ее изготавливают во многих местах, а в некоторых городах нашей необъятной Родины есть даже музеи, целиком и полностью посвященные матрешкам, к примеру, в Нижнем Новгороде, Москве, Сергиевом Посаде, Нолинске и во многих других местах.

Это интересно: Раменское: краткая история города

Черты игрушки

Движущиеся игрушки, народный быт, жизнь жителей леса — основные особенности богородского промысла. Мастера богородского дела — это сказочники, которые живут в вымышленном мире. Для того чтобы создавать шедевры, нужно обладать богатой фантазией и воображением, наблюдательностью и заинтересованностью в любом деле. Очень часто мастерами становились люди, выросшие на домашних сказках.

Древняя традиция русских мастеров гласит, что успех зависит от фантазии. «Маховая» резьба — это изделия без эскизов, трафаретов, без которых сейчас не обходится любой мастер.

Характерная черта — древесина. Материалом для таких художественных изделий выступают осина, ольха и липа. Эти 3 дерева с древней Руси считают мягкими и податливыми. Например, липа не оставляет зазубрин. Некоторые шутят, что работа с ней «идет как по маслу».

Прочтите это: Резьба по дереву птицы: фото интересных идей для творчества

Вся работа напоминает сказку. Не зря символом богородского промысла, гербом выступает гроза леса — медведь. Известная работа, встречающаяся в детских мультфильмах и сказках, «Кузнецы» совмещает в себе все особенности богородской резьбы. По историческим данным, этому изделию более 300 лет.

Исторические факты

В старинном селе Богородское недалеко от г. Сергиев Посад разместилось знаменитое село, где основным промыслом является производство деревянных скульптур и игрушек. Откуда мастера черпают вдохновение? Наверное, на них действует холм, на котором и расположилось село, возможно, берег реки Куньи. Крепостные Троице-Сергиева монастыря стали первооткрывателями этого искусства. Они заложили основы художественного промысла обработки дерева. Именно с тех времен село стало центром народного творчества.

Сам же город Сергиев Посад считался историческим центром игрушечного дела в России. Недаром его называют и в наши времена «столицей игрушечного царства». Такой промысел являлся крестьянским производством. Когда наступал перерыв в работе, то начинали создавать изделия. Можно сказать, что такая работа приобрела сезонный характер — с осени до ранней весны.

Известное произведение рук мастеров богородской резьбы «Пастушок» появилось именно в то время. Не менее важными стали другие представители классики — львы, львята, собаки и щенята.

Прочтите это: Резьба по книгам своими руками для начинающих: шедевр для книголюбов

По историческим сведениям, народный быт был основой всех произведений. Достаточно вспомнить игрушки «Рубка капусты», «Пряха», «Сеятель», «Дровосеки» и т.д. Некоторые работы представлены на фото.

Богородская игрушка: история

Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье. Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам. Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.

Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы. Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения. Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.

Как развивалось ремесло?

История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой. Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек. В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.

История возникновения этого промысла очень интересна

Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:

  • в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
  • с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
  • с 1960 году артель приобретает статус фабрики.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

“РОЖДЕНИЕ” ИГРУШКИ

Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще — детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые “чураки” самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике — женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами — стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров — дело привычное: заклеят пластырем ранку — и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 — 130 изделий.

Платят нам мало, — пожаловалась мне резчица Тамара, пожилая женщина, проработавшая на фабрике 42 года. — Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастер получает из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силы одно — два, хотя все от опыта зависит. От резчика изделия попадают на сборку, роспись или сразу на склад. В цехах я видела множество заготовок, будущих “медведей”, “зайцев”, “барышень” и “собачек”. Но получить представление о знаменитой богородской игрушке смогла только в музее фабрики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector