Куклы в народных костюмах 52

Ткани и крой

Издавна марийцы занимались ткачеством, предпочитая носить в зависимости от погодных условий холщовую, льняную одежду. Широко использовалось сукно – в частности, для пошива верхней одежды мужчин и женщин.

Немного позже, когда на марийскую культуру оказали сильное влияние российские традиции и взгляды, мужчины и женщины стали носить костюмы из хлопка.

Мужские и женские туники были просторными, имели трапециевидный или прямой крой. Зимние кафтаны, которые служили для надежной защиты человека от ветра, мороза и холода, были туникообразными и удлиненными. В некоторых случаях длина могла быть ниже колен.

Летние кафтаны представляли собой укороченные модели до линии талии или середины бедра, приталенного покроя. Они могли быть отрезными по талии или прямоспинными.

Крой штанов, которые носили и мужчины, и женщины, зависел непосредственно от местности, в которой проживал представитель марийского народа. Среди жителей и жительниц восточных регионов чрезвычайно популярными были приталенные или зауженные модели штанов.

Люди, проживающие в горной или луговой местности, останавливали свой выбор на более комфортных, свободных изделиях, которые не сковывают движений.

Традиционная марийская религия

Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.

Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.

Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.

К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.

Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.

Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.

После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.

О марийских головных уборах

Информация из журнала.

Марийку узнаешь по шимакшу.

Важная часть праздничного и обрядового костюма женщины — головной убор. По будням марийские девушки повязывали вокруг головы узорную ленту, а по торжественным дням надевали такию — шапочку из холста с нашитыми монетами, бусинами и ракушками. Поверх такии накидывали белый платок солык, покрытый черно-красной вышивкой, с бахромой или монетками по краям. Свои длинные волосы девушки заплетали в одну косу, на конце которой крепили декоративные подвески из бисера и бусин.

Женские марийские головные уборы отличались большим разнообразием. Самый древний из них — шурка. Упоминание о нем можно найти в книге немецкого путешественника XVII века Адама Олеария. Шурка представляла собой высокий конус из бересты, обтянутый яркой тканью и богато украшенный вышивкой, бисером и монетами. Сзади от конуса спускалась по спине длинная узорная полоса ткани, заправлявшаяся за пояс. Поскольку береза у марийцев считалась одним из священных деревьев, можно предположить, что берестяной конус служил не только для рациональных целей, но и был оберегом.

Другой традиционный убор замужних марийских женщин — шимакш. Это прямоугольный кусок полотна, одну из узких сторон которого сшивали в виде небольшого треугольного колпачка и укрепляли на берестяной или кожаной основе, а другую оставляли свободно свисать. По всей длине шимакш декорировали узором в виде ромбов, а по краям обшивали тесьмой и бахромой. Сверху нередко повязывали платок солык.

Третий вид марийского женского головного убора состоял из узорной повязки нашмак и длинного полотенца шарпан, которое оборачивали вокруг головы с напуском на затылке и вокруг шеи. Нашмак и шарпан соединяли металлическими пряжками и украшали вышивкой и бисером.

Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.

Одежда

Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Куклы в народных костюмах 52, марийский праздничный костюм. Рядом с двумя куклами первого номера серии Куклы в костюмах народов мира.

О штанах — по комментариям от Katya: Поговорила с мамой про штаны. Она жила в детстве в Сернурском районе, в русской деревне, а рядом жили марийцы. Штаны были, и интересного фасона. По бокам не было швов, (на ногах были), а были два полотна — сзади и спереди на завязках. Заднее завязывалось спереди, а переднее сзади. Тепло и удобно.

Праздничный головной убор украшали тесьмой и вышитым узором из ромбов — символов солнца. Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.

Фото куклы в журнале, сама куклы, и эскиз.Верхняя одежда в традиционном женском костюме представле­на кафтанами.

Длинная туникообразная рубаха — основа марийского народного костюма. Ворот, грудь, рукава, подол и швы отделывали вышивкой и лентами

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной час­тью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — по­вседневные и праздничные

На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвес­ки — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами.

Женский костюм также дополнялся украшениями. Прототип костюма куклы: марийский праздничный костюм.

Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники одевали покупной, фабричный платок. Платок складывался по диагонали, концы завязывались на подбородке. Замужние женщины носили головные уборы различных типов:

  • каркасные, остроконечные (шурка и шымакш);
  • лопатообраз­ные (сорока);
  • мягкие полотенчатые (шарпан);
  • платки.

Традиционный костюм шили обычно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще всего из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полу­сукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – теплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, черный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили черным, а для праздников – белым, выполняя отделку черным домотканым холстом. Шляпы валяли из черной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объемного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трех полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

Происхождение марийского народа

Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.

История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.

В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.

Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.

Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.

Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.

Изготовление обуви.

Она у марийцев также производилась в домашних условиях.
Распространены среди марийцев были лыковые лапти (йыдал, йондал, йындал), которые
всегда носили в сочетании с холщовыми и суконными онучами. Для плетения их применяли
не только лыко, но и бересту, из которой плели глубокие ступни (кумыж ката),
а иногда и сапоги (кумыж кем). Основным материалом в изготовлении обуви было
липовое лыко, которое подготавливали следующим образом: мочили в воде несколько
суток, затем счищали с лыка кожуру и разбивали на узкие полоски. Перед плетением
для придания им большей эластичности их снова мочили. Орудиями для изготовления
служили деревянные колодки (колодка) разных размеров, кочедык (сÿзлö)
с деревянной рукояткой и остро отточенный нож (кÿзö).

При изготовлении лаптей применялись способы косого и прямого плетения, что
придавало им прочность; один и тот же лапоть можно было надеть на любую ногу.
А. Ф. Риттих во второй половине XIX в. писал, что лапти у марийцев «выделываются
не только хорошо, но и щеголевато»28. Они наряду с удмуртскими,
чувашскими и татарскими
относятся к смешанному типу.

Плетение лаптей имело немаловажное значение в
хозяйстве крестьянина — их требовалось много, так как за одну неделю, особенно
в период ненастья, снашивалось до двух пар. Лапти десятками продавались на
местных рынках29

Кожаная обувь ценилась, ее старались надевать только в
праздничные дни. Она была доступна в основном зажиточной части марийцев.
Женские кожаные сапоги (кем) шили
из телячьей сыромятной кожи. Верхняя часть была толстой — двухслойной, нижняя —
однослойной, поэтому кожа собиралась в сборы. Такие сапоги были распространены
в основном среди горных и части луговых мариек юго-восточной части края.
Подобные сапожки носили и мордовки30. Кожаную обувь покупали на
рынке. Среди горных марийцев были и свои мастера, производившие кожаные сапоги
на продажу31.

Крашение. Окрашивание пряжи относилось к числу хорошо развитых домашних
промыслов марийского народа32. Это подчеркивали еще ученые — участники
академических экспедиций в XVIII в.33. Во второй половине XIX в.
пряжа для вышивания, тканья тесьмы и поясов продолжала окрашиваться красителями
домашнего изготовления.

Марийцы красили не только пряжу, но и готовые ткани,
главным образом сукно. Они использовали различные красители: растительные,
минеральные и смешанные (растительно-минеральные). Для крашения пряжи чаще
всего применяли растительные красители: цветы, листья и корни трав, а также
листья и кору деревьев. Цветовая гамма (марийских орнаментов) состояла из
четырех красок (красной, черной, зеленой и желтой). Преобладающим цветом был
красный (различных оттенков). Каждый цвет имел также разные
оттенки (в зависимости от интенсивности краски).

Растения для крашения заготавливали в основном весной.
Для закрепления красок использовались катализаторы (железо, соль, щелочь и
др.), поэтому нитки совсем не линяли. В разных районах Марийского края существовали
свои характерные и разнообразные средства и приемы крашения. Красильщицы
старались держать их в секрете. Основным способом было заквашивание ниток в
красильном растворе, поэтому пряжа, окрашенная таким образом, называлась «шуктымо шÿртö» — «квашеные
нитки»34.

Средства и методы окрашивания пряжи и тканей в различные цвета у марийцев имеют
большое сходство с соседними народами, особенно эта аналогия прослеживается
с чувашами и мордвой.

Анилиновые красители марийцами стали применяться в
конце XIX в. Это повлияло на цветовую гамму народного костюма.
Наряду с четырьмя основными цветами появляются новые — яркие: малиновый,
розовый, фиолетовый, сиреневый, ярко-желтый и другие.

Выделка шкур.

У марийцев издавна была развита выделка овчин (шорык коваште).
Процесс производства заключался в следующем: овчины промывали в воде, затем
соскабливали с них остатки сала, мяса; после чистки шкуры погружали в кислый
раствор из ржаной или овсяной муки, где они лежали 4-6 дней. Затем шкуры сушили,
мягчили, подвергали процессу мелования. Дубление сыромятных кож производили
раствором из дубовой или ивовой коры. Овчины красили в красноватый и черный
цвета25.

Из выделанных овчин шили полушубки и шубы (ужга, кÿрык, ыжга). Из шкурок
ягнят (смушки) женские и мужские шапки типа кубанки (крымский упш, ыслык), верх которых обычно делали из сукна или
плиса. Для изготовления мужских шапок, помимо мерлушки, употребляли и мех зайца
(меран), для женских — лисы (рывыж), куницы (луй) и бобра (ындыр).

С развитием капитализма появились кожевенные заводы,
куда крестьяне отдавали сырье и получали готовую продукцию. В конце XIX в. небольшие заводы по переработке овчин были
распространены по всему Среднему Поволжью26. Например, из 11
кожевенных мастерских, имевшихся в Уржумском уезде, 7 находилось у истоков р.
Буй. Каждый заводик перерабатывал от 300 до 2000 кож в год27. Сырье
приобреталось в местных селениях, затем в обработанном виде продавалось
населению.

Обувь марийцев.

Основной обувью мужчин были лапти (йыдал, йондал), сплетенные
из семи лык и с оборами (керем) из этого же материала, при помощи которых лапти
закреплялись на ноге. Их всегда носили в комбинации с онучами, летом — холщовыми,
зимой — суконными. В дождливую погоду под лапти обували кожаные мягкие сапоги
— бахилы (пакилка).

Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем), которые обычно покупали на
базарах. Восточные марийцы использовали сапоги-коты (шулышан ката) с суконными или войлочными голенищами, которые
были заимствованы у башкир112. Наиболее модными считались сапоги со
сборами в нижней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, межгем). Среди состоятельных марийцев были популярны узорные валенки. Они были распространены главным
образом у горных (сиреман мижгем) и
восточных (чувар портышкем) марийцев.
Такая обувь была обычно фабричного производства и приобреталась на рынке113.
Ее носили только по праздникам.

В целом одежда из фабричных тканей русского покроя у основной массы марийцев
в дореволюционный период считалась праздничной. Процесс замены традиционных
форм одежды на русскую в различных субэтносах мари происходил неравномерно.
Только для горных марийцев была характерна утрата многих форм мужского народного
костюма
уже к началу XX века. М. Цедровский, собиравший этнографические
экспонаты среди горных марийцев, подчеркивал, что «Козьмодемьянские мужчины-черемисы,
в особенности парни, в праздники одеваются совершенно по-русски… у редкого
парня увидишь лапти, у всех почти сапоги с набором, на голове картуз, часто
самый новомодный, у богатых парней можно увидеть часы, калоши и зонтик»114.

У луговых и восточных мари некоторые элементы национального костюма
сохранились до 40-х годов нашего столетия. В костюме марийцев-мужчин преобладали
не столько местные, сколько имущественные, а по некоторым элементам — возрастные
различия.

Молотова Т.Л.
Марийский народный костюм, — Йошкар-Ола : Марийское
книжное издательство, 1992.

Разновидности

В зимнюю пору года марийский национальный костюм дополнялся утепленным кафтаном, который носили и мужчины, и женщины, либо же овчинной шубой. Обувь была представлена теплыми валенками или сапогами. Марийские национальные костюмы, фото которых можно увидеть в интернете, подразделяются на несколько категорий:

  • будничные наряды;
  • свадебные;
  • обрядовые;
  • праздничные.

Основным элементом праздничного и повседневного костюма восточной мордвы была туника. Она представляла собой удлиненное цельнокроеное полотно из конопли или льна, которое складывали вдвое, делая разрез для горловины, затем часть ткани загибали вдоль и прошивали, создавая рукава. Детская одежда напоминала уменьшенную копию нарядов для взрослых. Рубахи для мальчиков и девочек были украшены узорами и орнаментами, несущими защитные функции. Считалось, что они оберегают ребенка от негативного влияния окружающих, злых сил и соблазнов.

Женские

Традиционный женский костюм отличался яркими, красочными расцветками, необычными вышивками, обилием декоративных элементов. Основные элементы женского наряда и их особенности:

  • удлиненная туника – основная часть одежды, щедро украшенная вышивкой в области воротника, рукавов и подола, в некоторых случаях орнамент мог украшать и спину изделия;
  • женские рубахи декорировались бусинами, бисером, красивыми пуговицами, яркими лентами разных цветов, которые демонстрировали умения марийской девушки в рукоделии;
  • как и представители сильной половины марийского народа, под одежду женщины обязательно надевали штаны. Жительницы восточных регионов предпочитали свободные модели, обитательницы горной и луговой местности выбирали более приталенные изделия.

Для холодной, ветреной погоды девушки марийского народа предпочитали кафтаны, которые подразделялись на летние и зимние. Летние изделия были укороченными и достигали талии или линии бедер, зимние модели были более просторными и удлиненными, они служили для согревания носительницы. В качестве декоративных элементов в женском национальном костюме выступал нагрудник, пояс, расшитый передник. К поясу крепились железные кольца или монеты, разноцветные ленты, полотенца. Эти части костюма украшались бисером, бусинками, монетками, яркими лентами, красивыми, пестрыми платочками. Также часто использовался перламутр из раковин, который могли себе позволить только состоятельные люди. Праздничные наряды мариек были украшены роскошными орнаментами, тесьмой, разноцветными лентами и небольшими, расшитыми платочками. Обувь женщин марийского народа мало чем отличалась от мужской и была представлена летними лаптями, а также зимними сапогами или валенками.

Мужские

Мужские костюмы жителей марийской республики состояли из нескольких обязательных элементов, к которым относятся:

  • рубаха или удлиненная туника, которую называли тувыр;
  • кафтан;
  • холщовые штаны;
  • лапти или другая обувь;
  • головной убор.

Предки марийцев отдавали свое предпочтение удлиненным рубашкам, длина которых могла быть ниже колен. Несколько столетий спустя среди мужчин приобрели популярность более укороченные изделия, едва достигающие середины линии бедра. Горловина вышивалась специальным художественным узором, оберегающим человека от злых сил, зависти и сглаза. В зависимости от региона проживания среди мужчин были популярными различные модели штанов. Горные и луговые жители предпочитали приталенный покрой, восточные марийцы выбирали более широкие и просторные фасоны штанов. В зимний холод жители марийской республики дополняли свой наряд кафтаном традиционного черного или белого цвета, изготовленного из сукна или холста.

Аксессуары и обувь

Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы

Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.

Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.

Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Это интересно: Татарский национальный костюм (88 фото) — женские модели и для девочки, костюм крымских татар, описание, свадебные, современные, стилизованные

Современные модели

До сих пор марийский национальный костюм не утрачивает своей популярности. Становясь частью свадебного или торжественного образа, он привносит самобытные ноты этой богатой культуры.

  1. Белая туника с красным жилетом, дополненная золотой вышивкой, и украшением в виде монет отличается современными формами при национальной цветовой палитре.
  2. Свадебный наряд с укороченной рубахой и туникообразным кафтаном с вышивкой и атласными лентами – яркий образ для невесты, помнящей свои корни и обычаи.
  3. Костюм, состоящий из атласного платья с воланами и передника с грудкой, станет подходящим вариантом для народного торжества. Растительный орнамент украшает праздничный передник.

Марийский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Марийская культура

Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.

Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.

Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.

Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.

Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.

Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.

Традиционный марийский костюм

Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.

Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.

Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.

Особенности

Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.

Цвета и оттенки

Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.

Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.

Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.

Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Ткани и крой

Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.

Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.

Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.

Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.

Разновидности

Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.

Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.

Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.

Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.

Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.

Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.

Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector