Конспект нод «знакомство с чувашским народным костюмом»

Внешность и народный костюм

Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.

Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.

Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.

Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.

Разновидности

Женский

Женские рубахи вышивали по левой и правой стороне прорези на груди, на рукавах, по швам и подолу. Фундаментальным цветом вышивки был красный, а очертания оформлялись черными нитками. В вышивке попадались желтый, зеленый, и, реже — темно-синий цвет. Вышивка на груди выполнялась в форме розеток и ромбов.

Сложный асимметричный мотив вышивки присутствовал на рубахах женщин, состоящих в браке. Подол был вышит скромно и ритмично – на нем перемежались полосы разного размера, геометрические узоры и нашивки.

Набедренники носили в будни и праздники. При их изготовлении использовали нити из шелка и шерсти, вышивали фигуры, напоминающие деревья, листья, цветы, использовали нашивки. Набедренники украшались бахромой коричневого (или синего) цвета, которая придавала живость костюму во время движения.

Костюм девушки смотрелся скромно, в нем было немного вышивки, на рубахе отсутствовали нагрудные узоры (кеске), нарукавные узоры и наплечники. Считалось, что невзрачное, но опрятное одеяние сильнее оттеняет красоту и обаяние молодой женщины.

Головные уборы — сурпан, масмак, хушпу, пус тутри, надевали женщины в браке. Головной убор молодой женщины, назывался тухья.

Детский

В детском костюме отсутствовали статусное убранство и роскошная вышивка. Рубахи были простыми, из хлопковой или льняной ткани, штаны для маленьких детей шили с вырезом, штаны для детей постарше — без выреза. Также шили платья и тулупы.

Нарядная одежда девочек была простой, она декорировалась готовой тесьмой, пришиваемой на подол, либо незатейливым узором. На голову надевали простые украшения из бус и тесьмы. Девочки старшего возраста могли носить расшитое украшение с бисером (сара), крепившееся к поясу сзади.

Ворот рубашки мальчика украшали однотонным орнаментом.

Мужской

Мужской костюм включал в себя рубаху кепе, штаны (йем), сапоги, валенки, шляпу и шапку. Он был гораздо скромнее украшен вышивкой, нежели женский, но декор был тяжеловеснее. Знаки неба на плечах, огня на груди подчеркивали мужественность и значимость.

Халат из домотканой ткани белого цвета назывался шупар. На нем вышивали знаки огня и использовали шелковые нашивки. Вышивка располагалась на груди, плечах, спине, рукавах, подоле, но орнамент практически не копировал орнамент женского костюма. Фигуры вышивки изображали лошадей, растения, человеческие руки

Особое внимание уделялось наспинным колоритным узорам, а на рукаве вышивали знак границы миров

Мужской костюм дополнялся суконными шляпами с полями, меховыми шапками селек. Вышивка на них в основном изображала солнце и звезды.

Молодые парни носили платок на плечах, как символ того, что невеста выбрана и скоро состоится свадьба. Девушка прикладывала все свои умения к изготовлению платка и передавала его парню, принимая предложение о замужестве. Платок жених надевал во время свадьбы.

Язык и письменность

Наречие народности относится к тюркской лингвистической группе. Историки считают, что это единственный сохранившейся язык из булгарской ветви. Внутри этноса он поделен на два диалекта, который отличается в зависимости от региона проживания. Также язык подразделяют на верховой («окающий») и низовой («укающий») говор. На основе последнего сформирован литературная лингвистика.

Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.

Первым официальным языком республики считается русский, вторым – чувашский. Оба наречия входят в школьную программу и являются обязательными для изучения. Местное население бегло говорит на обоих языках.

Ход НОД:

Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу и встает в круг.

1. Художественное слово.

Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день,но для начала я вам предлагаю пожелать друг-другу хорошего настроения:

(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем).

Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.

Я желаю, чтобы глаза все видели.

Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.

Я желаю, чтобы рот говорил красиво.

Я желаю,чтобы руки рисовали аккуратно.

Я желаю,чтобы тело было здоровым.

Желаю всем счастья!

2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма

-Ребята посмотрите,пожалуйста,как необычно я сегодня одета! Как вы думаете,как называется мой наряд (чувашский национальный костюм).

Я вам хочу рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (Фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски- тухъя, платье- кепе, а фартук-саппун.

Все,что вы видите,это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета,ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка-это достояние и гордость чувашского народа. Ею занимались буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов применялись бисер, монеты.

Красивый узор на одежде называется орнамент. Самое примечательное в чувашских орнаментах, что они созданы из геометрических узоров, близких по виду треугольников, квадратов, ромбов, полос, кружочков. По цветовой гамме наиболее распространенными являются красный, желтый, зеленый, черный и синий цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Ребята, а как вы думаете что означает желтый цвет?

Подскажу я вам загадкой.

Золотое блюдечко по небу катается,

Людям улыбается. Что это? (солнышко)

Правильно,желтый цвет-это символ солнца,дающего тепло. Чуваши считают,что пока солнце восходит,мир живет,а вместе с ним живет все,что есть на земле : цветущие луга, пшеничные поля и человек.

Ребята, а что означает зеленый цвет? (растительный мир)

Синий цвет-свод неба

Черный-земля (предки в большей части занимались земледелием)

3. Ребята, сейчас я предлагаю поиграть в игру «Выполни задание»

Я буду говорить слова на чувашском языке и выполнять действия по значению этого слова, а вы повторяйте за мной движения.

Ала супар-хлопают в ладоши;

Ала секлер-поднимают руки вверх;

Весер-движения определяющие полет птиц;

Ишер-плавательные движения;

Ларар-приседают;

Тарар-встают;

Сикер-прыжки на двух ногах;

Чупар-бег на месте.

Молодцы! На чувашском языке значит маттур.

А сейчас, ребята, я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем чувашскими художниками и будем разукрашивать чувашское платье. Скажите, а какие же цвета вы будете использовать в своей работе?

4. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь

(В качестве помощника используется кукла в чувашском наряде, которая гладит детей по головке и говорит «Маттур»)

5. Совместный анализ детских работ.

-Заканчиваем рисовать,наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, маттур! Поработали на славу. Какие цвета вы использовали в своей работе и что они означают? (индивидуальное обращение к детям)

-Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы! Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите,пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку.

Посмотрите,ребята, какая красивая выставка чувашских платьев получилась.

Культура и быт чувашского народа

Основное занятие этноса – земледелие. Судя по исследованиям историков, представители нации добились хороших успехов в данном направлении и преуспели в нем намного лучше, чем татары или славяне. Это объясняется тем, что чуваши обитали в небольших деревеньках, расположенных на удалении от больших городов.

Работа с земельными участками была для людей единственным способом добыть пропитание. Поэтому от домашних дел никто не отлынивал, к тому же местные земли считались плодородными и радовали жителей богатым урожаем.

К сожалению, этого было недостаточно, чтобы полностью обеспечить чувашей и избежать голода. Народность специализировалась на выращивании таких культур, как рожь, овес, ячмень, гречиха и горох. Для работ использовали серпы, косули и т.д.

В старинные времена чуваши обитали в маленьких поселениях, которые обычно возводили неподалеку от речных долин и озер. Дома вытраивались в ряд или «кучкой».

Традиционное жилище этноса – пурт, его возводили посреди двора и считали центральной постройкой. Также можно было встретить строение под названием лась, оно исполняло роль летней кухни.

Чувашский народный костюм

В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы — хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шелкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.

Одеяние девушки составляли кeпе (рубашка без кeскe — медальонообразных нагрудных узоров) с односторонними или двусторонними сунтaх, платок, яркaч, пиcиххи, головной убор тухья (у низовых с шишечкой, у верховых без этой детали), мaй cыххи (повязка — часть тухйи), тевет, сaрка (серьги), шaрcа, cуха (шейные украшения), ceрe, сулa, шълкеме, тeкeр и др. Отличительным элементом костюма невесты служил пeркенчeк (покрывало). Костюм девочек находил сходство с одеянием девушек, кроме украшений и вышивки.

Мужчины носили кeпе, йeм, сапоги, валенки, шляпу, шапку, а жених — cулaк, кeръ тутри (наспинной наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали в костюмы, идентичные одежде взрослых, но без принадлежностей ритуального характера.

Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний должны были быть в вышитом халате шупaр. Предводители обрядов в руках держали хулa (прутик) или пилеш турачe (ветку рябины), что идентично с древнеиранским барэсманом (пучок прутьев, который жрец держал во время обрядовых действий).

Костюм вирьял относится к финно-угорскому типу одеяния, точнее, к костюму горных марийцев. Костюмы анатри и анат енчи близки друг к другу. Все три вида по своим происхождениям древние. Их параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии. Самые разные сходства встречаются в женских статуэтках древних земледельцев южных областей Средней Азии (4—3 тыс. до н.э.). Близкие параллели обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистических государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.) и особенно в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии — Тохаристана Кушанской эпохи (индо-парфянское искусство, 2 в. до н.э. — 4 в.н.э.). Одинаковые принципы орнаментирования и ношения наблюдаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.

В основе древней структуры костюма лежат космогонические представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием воззрений, миропонимания и социальной жизни постепенно стерлось в прошлых веках.

В современных условиях костюм всех трех видов, опираясь на традиции и эстетические нормы, находит свое развитие в профессиональном, самодеятельном и народном искусстве, больше всего в сценическом творчестве, выставочной деятельности.

Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (Материалы к этногенезу). Ч., 1960; Никитин Г. А., Крюкова Т. А. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 1960; Трофимов А. А. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей // Труды НИИ ЯЛИЭ. Вып. 90. Ч., 1979.

Ефимова, А. А. Методика использования народных традиций в изготовлении девичьего национального головного убора тухья / А. А. Ефимова // Народные сказки и легенды в системе технологического образования и в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары, 2011. – С. 62-68.

Максимов, Л. Одежда, обувь, головные уборы и украшения // Максимов, Л. Чуваши Восточной Сибири / Л. Максимов. – Иркутск, 2006. – С. 157-162.

Соколова, Светлана Георгиевна. Особенности эстетики изготовления головных уборов для женщин у древних чувашей / С. Г. Соколова // Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников : Учеб. пособие для психолого-пед. фак. вузов / С.Г. Соколова. — Чебоксары : Изд-во ЧГПУ, 2002. — С. 46-57.

Сергеева, Елизавета Ивановна. Девичий головной убор «Тухья для куклы» / Е. И. Сергеева // Сувениры. Как это делается : / Е. И. Сергеева. — Чебоксары : Новое Время, 2008. — С. 46-48.

Андреева, Лариса Николаевна. Техника изготовления головного убора девушек тухьи / Л. Н. Андреева // Женское рукоделие (работа с бисером) : учеб. пособие / Л. Н. Андреева. — Чебоксары : ЧГПУ, 2007. — С. 53-55.

Для современных дизайнеров обращение к традициям создания национального костюма становится источником вдохновения.

История появления

Первые упоминания народности датируются шестнадцатым веком. Существует множество разнообразных версий происхождения этноса. Вероятней всего, потомками чувашей были тюркские племена. Во втором веке до нашей эры они начали мигрировать по направлению к западу.

В поисках лучшей жизни люди добрались до территории, которая в наши дни именуется городом Чебоксары. Регион был заселен тюрками в седьмом веке и лишь спустя триста лет было организовано отдельное государство, известное в те времена под названием Волжская Булгария.

В десятом веке оно считалось одним из сильнейших поселений на территории Руси, причем точные границы республики до сих пор известны. В те времена численность нации, обитающей в Булгарии, насчитывала почти полтора миллиона человек и представляла собой смесь из разного этноса. Рядом с болгарами мирно сосуществовали мордва, армяне, славяне и т.д.

История чувашского народа могла развиваться иначе, но в 1236 году на территорию вторглись враждебно настроенные монголо-татары. Они практически до основания разрушили Булгарию. Часть люди, спасаясь от захватчиков, двинулись по направлению к северу, где образовали Казанское ханство. Оно вошло в состав Руси в 1552 году во времена похода Ивана Грозного.

С киргизского языка наименование этноса переводится как «скоромные». В соответствии с современными словарями «чуваши» – это «безобидные».

Красота свадебного наряда

Одеяние невесты расшивалось бисером, раковинами и монетами в виде геометрических узоров, особенно богато украшалась шапочка.

Вышивкой были украшены рубаха невесты, передник и верхняя одежда. Невеста надевала кольца, браслеты, шейные, нагрудные и поясные подвески, кошелек и небольшое зеркало. Все облачение имело вес около 15 кг.

Важной деталью свадебного костюма было большое белое покрывало – перкенчек, украшенное вышивкой по краям. Будущая жена на свадьбе какое-то время находилась под ним, а затем перкенчек снимали и невесту переодевали в наряд замужней женщины

Жених облачался в расшитую рубаху и кафтан, широкий синий (или зеленый) пояс, сапоги, перчатки, меховую шапку с монетой на лбу.

История чувашского национального костюма

Составная часть культуры чувашского народа – одежда и украшения – выступают в своем развитии как памятники, созданные человеческим трудом в течение тысячелетий.

Издавна возникло деление одежды на верхнюю и нижнюю (нательную). По форме она (особенно женская рубаха) подразделяется в соответствии с этнографическими группами – тури (верховые чуваши), анат енчи(средненизовые) и анатри (низовые чуваши). Хотя по набору предметов одеяния одежда всех групп однородна, имеется много локальных особенностей в покрое, орнаментации, композиции и приемах изготовления, цветовом сочетании и способах ношения.

Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Материал для одежды в основном изготовлялся в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста, а из холста среднего качества – рабочую рубаху, шаровары.

В 19 веке у низовых чувашей распространяется крашенина – окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь – холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, полоску и т.д. У верховых и средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в далеком прошлом у всех чувашей, из белого холста.

В конце 19 – начале 20 веков для пошива рабочих рубах и шуборов верховые чуваши использовали самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток. Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды.

На тело непосредственно надевали рубаху. Наиболее распространённым и, безусловно, старинным типом покроя рубахи является так называемый туникообразный покрой, когда спина и перед состоят из одного полотнища, перегнутого поперек в плечах.

Основные конструктивные элементы традиционной рубашки: переднее и заднее полотнища, боковые клинья, вырез для шеи – ворот, рукава, ластовица – клин, вшиваемый в пройму и рукав под мышкой, подол. Варианты полкроя рубашки: рубашка с цельным или отрезным остовом, разная форма воротника (без воротника, со стоячим воротником, с отложным воротником), наличие кокетки и т.д.

Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза, на концах рукавов, подоле. Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи.

Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп чувашей во время языческих молений. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали.

Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. До середины 19 века они изготовлялись из белого холста. В покрое рубашек разных этнографических групп существовали различия.

Так, нагрудная часть рубашек анатри и анат енчи часто дополнялась прямоугольной вставкой. Разными были узоры, их цветовое сочетание и техника выполнения.

Длина рубахи у всех групп доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди, края его вышивались особым швом. Вышивка рубашек низовых и средненизовых чувашей плотная, верховых – ювелирная.

Первые свои рубахи украшали медальонообразными или ромбовидными узорами, у вторых – вышитыми лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см.

Платье носили с фартуком или передником. Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева). Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорно тканым поясом. Верховые чувашки одновременно повязывали три пояса: на платье, поверх напуска платья и затем поверх фартука.

Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. В группах анатри и анат енчи носили один пояс с украшенными концами.

Особенности мужских костюмов

Летняя одежда

Мужские рубашки кепе имели разрез ворота справа. Повседневные рубахи были без украшений, праздничные и обрядовые вышивались по горловине, плечам, низу рукавов и подолу. В узоре присутствовали символы неба и огня. Еще мужчины носили штаны (йем) и безрукавку без украшений.

Теплая одежда

Мужской «демисезонной» одеждой были холщевые, суконные кафтаны или халаты. Зимой вместо полотняных надевали суконные штаны и овчинные шубы керек.

Одежда для мальчиков

Мальчиков одевали, как взрослых, только без ритуальной вышивки. Однотонный узор по вороту рубахи – единственное украшение.

Головные уборы

Мужчины носили летние шляпы ялкас из тонкого войлока и зимние шапки селек с высоким околышем и вытянутым верхом. Их не украшали.

Обувь

Летней обувью повсеместно были лыковые лапти особого плетения, с онучами или суконными чулками зимой. До XIX века валенки и сапоги были признаком богатства. В 19 веке появляются кожаные сапожки и у женщин.

Аксессуары, обувь

Женский костюм включал в себя шейные, наплечные, нагрудные и поясные украшения. Когда-то они имели функции оберегов и талисманов, но со временем стали просто обозначать возраст и социальный статус обладательницы. Например, чем тяжелее и разнообразнее была расшивка хушпу, тем зажиточнее считалась владелица.

Представительницы прекрасного пола носили серебряное украшение с бисером (шулкеме). Женщины украшали себя нагрудником ама, разновидностью которого был нагрудник пус хысе (с частью, располагающейся на спине).

Также носили декорированное серебром и бисером украшение через плечо тевет. Женщины дополняли им свадебные одеяния, а девушки — праздничный образ. Украшением девушек было ожерелье ука с основой из холста или кожи, расшитой бисером, бусами и монетами.

Убранство замужней женщины — ожерелье суха – состояло из густой сетки бус различной величины, и нашитых монеток.

В обычной жизни вирьялы носили лапти, плетенные из липового лыка (сапата) с черными онучами, а анатри — с белыми чулками (тала чалха). В праздники надевали сапоги из кожи или башмаки, а в вирьялы — высокие сапоги, собирающиеся в гармошку. В 1900 г. для женщин начали производить высокие ботинки из кожи на шнуровке. В качестве зимней обуви использовались валенки.

Особенности

Цвета и оттенки

Одним из основных цветов, используемых в костюмах, был белый, символизирующий священную чистоту. Рубаха белого цвета обязательно надевалась по праздникам. Красный цвет в сочетании с белым также считался символом чистоты, поэтому часто встречался в мотивах традиционной одежды. Красный символизировал жизнь, все швы на одежде прикрывались тесьмой этого цвета.

В XIX в. чуваши применяли в производстве одежды домотканую пестрядь — ткань из разноцветных ниток. В одеяния из нее стали облачаться на праздники и полевые работы. Это вызывало недовольство у старшего поколения и в некоторых случаях, например, во время цветения ржи, действовал строгий запрет на ношение одежды из пестряди. За несоблюдением запрета нарушителю следовало наказание – обливание 41 ведром холодной воды.

Ткани

До 1850 г. чуваши производили ткани и изготавливали растительные красители в домашних условиях. Окрашивание пряжи занимало много времени, поэтому основным цветом костюма оставался непрактичный белый. И едва у анатри появились анилиновые краски, облегчившие окрашивание пряжи, началось производство пестряди. В 1850 г. наряды из нее практически заменили белые одеяния. В костюмах вирьял пестрядь не применялась.

Крой

Белая рубаха кепе присутствовала в женском и мужском варианте костюма. Крой был простым — конопляный холст складывали вдвое, в боковины вшивались вставки и клинья, которые расширяли рубаху книзу. Узкие и прямые рукава длиной 55-60 см сшивали с рубахой под углом 90 градусов, для свободы движения в рукав вшивали квадратную ластовицу.

Женские рубахи кроили длиной около 120 см с центральной прорезью на груди, а мужские — 80 см также с прорезью на груди, но с правой стороны.

Происхождение и функции чувашского народного костюма, описание

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.

Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2–3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.

Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1–2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector