Конспект занятия «знакомство детей с одеждой донских казаков»
Содержание:
- Кого звали — госпожа Пенициллин?
- История донских казаков
- Казачки нижнего Дона
- Зарождение донского казачества
- С чем рождается казак?
- История
- Ранняя история
- Кто из казаков создавал оружие на Тульском оружейном заводе в 1921-1941 годах?
- Суеверия и практика
- 15-17 вв
- В каком литературном произведении XV в. о Куликовской битве описано участие казаков?
- Ритуальная пища
- Символика донского казачества
- Форма и одежда казаков с Дона
- Как называется орган по делам казачества в России, созданный в 2009 году?
- Кому в ноги кланялась жена казака, провожая на войну?
- Этапы развития донского казачества
- Внешность донского казака
- Этимология и происхождение
- Что произошло 24 июня 1945 года с участием казаков?
Кого звали — госпожа Пенициллин?
В развитие медицины и микробиологии внесла значительный вклад донская казачка с хутора Фролов Усть-Медведицкого округа. Занималась научной работой на кафедре микробиологии медицинского факультета Северо-Кавказского университета в Ростове-на-Дону. Первая научная работа называлась «К биологии холерного вибриона». Во время Великой отечественной войны в 1942 году вместе с группой учёных получила первый отечественный пенициллин. В 1963 году стала действительным членом АМН СССР. Назовите имя знаменитой казачки — «госпожи Пенициллин»:
Какой один верный ответ из списка:
- Наталья Малышева
- Пелагея Шайн
- Зинаида Ермольева
- Ольга Ладыженская
По мнению Кулответа: Зинаида Ермольева
Флори назвал Ермольеву «Госпожой Пенициллин», впоследствии это прозвище закрепилось за ней в научных кругах.
История донских казаков
Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.
Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.
Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.
Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.
Казачки нижнего Дона
«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)
Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.
Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.
Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели
Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).
После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.
Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.
На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.
Зарождение донского казачества
В. И. Суриков, «Покорение Сибири Ермаком»
Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска. Поводом для празднования стала грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам. Безусловно, 1570 год — это важная дата в истории донского казачества. Этим временем датируются старейшие донские станицы (Раздорская).
Однако, донское казачество значительно древнее этой даты. Ещё в 1502 году московский князь Иван III знал о своеобразной моде рязанцев «пойти самодурью на Дон в молодечество». В 1552 годузафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. В результате благодарный Иван Грозный пожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками. Спустя 4 года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимают участие в ликвидации Астраханского ханства.
Крах татарских государств на востоке создает условия для казацкой экспансии. В 1557 год атаман Андрей Шадра с тремя сотнями донцов уходит на Терек, положив начало Терскому казачеству. В 1581 году донской казак Ермак Тимофеевич кладет начало освоению Сибири.
До конца XVI века Донское казачье войско было абсолютно независимым. В 1584 Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу. В 1612−1615 годах войско переходило из ведения Разряда в Посольский приказ и присягало на верность Михаилу Федоровичу Романову. В результате, сношения Русского царства с донскими казаками, вплоть до начала XVIII века, шло через «посольский приказ» (то есть, фактически, через «министерство иностранных дел»).
С чем рождается казак?
Самым главным событием в казачьей семье было рождение ребенка. Если рождался сын, то этому радовался и отец, и вся его родня. Появление на свет младенца приветствовалось выстрелами из ружей. Казаку, у которого родился сын, добавляли надел земли. Ведь казаки за собственные средства покупали форму, оружие и коня. Справу покупал сыну отец. Единственное, что не покупалось, — кинжал. Он либо передавался по наследству, либо добывался в бою. Стоило все это не дешево. В 70-80-е годы XIX века снаряжение, включая строевого коня, обходилось в 120-130 рублей. По тем временам это были большие деньги. Про казаков говорили, что они рождаются…
Какой один верный ответ из списка:
- нагайкой
- с шашкой
- в седле
- на коне
По мнению Кулответа: в седле
История
В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.
При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.
После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.
К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.
Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.
В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.
Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.
Ранняя история
Более двух тысяч лет назад скифы жили на берегах реки Дон. Много скифских гробниц было найдено в этой области. Впоследствии область была заселена хазар и половцев. Степи реки Дон назывались «Диким полем». Район находился под общим контролем Золотой Орды, и там бродили многочисленные татарские вооруженные формирования, нападая на русских и иностранных торговцев.
Первыми христианами, обосновавшимися на территориях вокруг Дона, были племена ясси и косоги. После падения Золотой Орды в 1480 году, больше русских колонистов начали экспансию на эту землю из Новгородской республики после битвы при Шелоне и из соседнего Рязанского княжества. До конца XVI века донские казаки населяли независимые свободные территории.
Кто из казаков создавал оружие на Тульском оружейном заводе в 1921-1941 годах?
Великий ученый, конструктор, потомственный донской казак родился 14 июня 1871 года в станице Мечетинской черкасского округа области Войска Донского. С 1921 по 1941 год в течение 20 лет жил и работал на Тульском оружейном заводе конструктором-оружейником и начальником опытной оружейной мастерской. Это были годы расцвета его творчества, именно тогда он стал выдающимся конструктором и создал свои лучшие образцы стрелкового оружия. Владея в совершенстве знаниями и навыками во всех видах металлообработки, он все создаваемые им образцы стрелкового оружия изготавливал собственными руками – на различных металлорежущих станках и за слесарным верстаком. Оружие, созданное конструктором, широко применялось советскими воинами в боевых действиях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в финской войне 1939—1940 годов и в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Только одних винтовок было изготовлено свыше 4 миллионов, а пистолетов свыше 3 миллионов. Всего за годы конструкторской деятельности ученый создал свыше 150 образцов стрелкового вооружения.
Какой один верный ответ из списка:
- Фёдор Токарев
- Михаил Калашников
- Сергей Мосин
- Игорь Стечкин
По мнению Кулответа: Фёдор Токарев
Потомственный донской казак Федор Васильевич Токарев родился 14 июня 1871 года в станице Мечетинской Черкасской области войска Донского. Как и все казачата, он с самого раннего детства пристрастился к оружию. Школьное обучение было до неприличия коротким.
Суеверия и практика
Немало обычаев было связано и с суевериями, происхождение которых трудно объяснить. Так, не полагалось солить сало в четверг («в нём черви заведутся») или варить квас в пятницу («в нём чёрт будет купать младенца»). Немало предписаний относилось к остаткам праздничных пиршеств.
Так, после масленичной трапезы ничего не убирали со столов. Наутро остатки еды тщательно собирали, выносили и скармливали скоту. В нижнедонских станицах недоеденное в первый день Масленицы отдавали татарам и калмыкам, которые специально приходили за этим. Недоеденные калачи и ритуальные хлебцы («жаворонки» и т. д.) масленичных пиров сохраняли до начала весны, после чего крошили и смешивали с зерном для посева. Этот обычай восходит к древнейшей аграрной магии.
Возбранялось приступать к трапезе, не помыв руки и не помолившись. Сигнал к началу еды давал глава семьи. Интересно, что обычай мыть руки перед едой, имеющий очевидную гигиеническую ценность, также возник у многих народов первоначально из магической, ритуальной практики.
15-17 вв
Рязанские казаки упоминаются в 1444 году как защитники Переславль-Залесского против частей Золотой Орды и в письме Ивана III Руси с 1502 года. После падения Золотой Орды в 1480 году территория вокруг Дона была поделена между крымскими. западная сторона и ногайская восточная сторона. На их границе с 14-го века обширная степная зона Дона была населена теми людьми, которые не были удовлетворены существующим общественным порядком, теми, кто не признавал власть землевладельцев, сбежавшими крепостными, теми, кто жаждал свободы. Со временем они превратились в единое сообщество и стали называться «казаками». Сначала основным занятием этих небольших вооруженных отрядов была охота и рыболовство, а также постоянная борьба с турками и нападающими на них татарами. Только позже они начали расселяться и работать на суше.
Воспитание
Воспитывали мальчиков очень сурово. Юные казаки учились драться, как только произносили первые слова. С 3-х лет изучали хитрости рукопашной схватки, получали навыки наездника. Стрельбе учили с 7 лет, а владеть холодным оружием – с 10.
Донские казаки были не только бойцы, но и хорошие земледельцы. 5-летние дети наравне со старшими выходили в поле – смотрели за овцами, подгоняли волов на пашне. Атаман и старшины заботились, чтобы «не ездили» на парнишке, чтобы не лишался развлечений. Будущий воин обучался работе или военному делу даже в игре.
Сын офицера с 5 лет уезжал с отцом в полк, участвовал в схватках. Знания, полученные в детстве, позволяли станичнику занять достойное место среди земляков. Лучший в военном ремесле – задача рождённых для почетной службы.
В каком литературном произведении XV в. о Куликовской битве описано участие казаков?
Литературное произведение XV в. о Куликовской битве, в которой по преданию приняли участие казаки, называется:
Какой один верный ответ из списка:
- Куликовская летопись
- Сказание о битве на поле Куликовом
- Сказание о Мамаевом побоище
- Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
По мнению Кулответа: Сказание о Мамаевом побоище
Несмотря на то, что в «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь» Илью называют казак, ответ другой.
И приезжает к нему старый казак Илья Муромец,
Отпирает он двери тые нá пяту,
Входи он в палату белокаменну,
Крест он кладет по-писаному,
Поклон-от ведет по-ученому,
На вси да на четыре стороны поклоняется,
Еще Владимиру-князю стольно-киевскому,
Владимиру-князю со княгиною в особину.
Ритуальная пища
Особенно тщательные предписания касались приготовления и употребления пищи, носившей ритуальный характер, связанной с православными праздниками и с культом умерших предков.
На поминальной трапезе не должно было быть ни ножей, ни вилок. Хлеб не резали, а ломали руками. Острые предметы на столе могли навредить душе умершего. Пищу подобало поглощать медленно и размеренно. Внимательно следили за тем, чтобы число кушаний на поминках всегда было нечётным. Иначе, считали казаки, не миновать смерти ещё кому-нибудь из близких людей.
В зависимости от праздника обычай предписывал тот или иной характер стола. Так, на Масленицу полагалось обильное угощение. В Рождество и на Новый год варили густой и жирный борщ, который должен был символизировать изобилие и сытость в наступающем году. «Родительский суп» же, приготовляемый на «родительские» дни православного церковного календаря, должен был быть постным.
Ритуальные предписания касались и других блюд в определённые дни. Так, в храмовые праздники мужики сообща варили уху обязательно в большом чугунном котле на костре, причём добавляли в неё немного водки. Женщины к приготовлению этой еды не допускались. У казаков на Хопре таким же образом делали баранину на поминки. А на второй день Рождества только повитухи готовили «бабью кашу» из продуктов, принесённых женщинами, у которых они в своей жизни принимали роды. На Троицу было принято жарить сообща большую яичницу из яиц, принесённых каждым участником праздничной трапезы.
Символика донского казачества
Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые. Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно. Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.
Не менее интересен и флаг донского казачества. Он представляет собой полотнище, на котором последовательно расположены три полосы одинаковой ширины – синяя, желтая, красная. Почему именно эти цвета выбраны в качестве войскового объединения? Здесь также существует несколько версий. Согласно одной из них, эти три цвета обозначают три категории населения Дона – казаков (синий), калмыков (желтый), крестьян (красный). По крайней мере именно так они указывались в одном из официальных казачьих законов начала ХХ века.
Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.
Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.
Форма и одежда казаков с Дона
В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.
Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.
Как называется орган по делам казачества в России, созданный в 2009 году?
Высший государственный совещательный и консультативный орган России по делам казачества, созданный в 2009 году:
Какой один верный ответ из списка:
- Союз казаков России
- Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
- Всероссийское казачье общество
- Федеральное агентство по делам национальностей
По мнению Кулответа: Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
Совет при Президенте РФ по делам казачества создан в январе 2009 года как совещательный и консультативный орган для реализации государственной политики в отношении российского казачества.
Кому в ноги кланялась жена казака, провожая на войну?
В казачьем обществе женщинам всегда отдавалась своя особая роль – роль матери, жены и сестры. Казачка в древние времена объединяла в себе неукротимый нрав и преданность семейному очагу. Женщина-казачка являлась верной женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности. В нелегкое время войн и захвата территорий казачка могла встать рядом с мужчинами из своей общины с оружием в руках на защиту своего домашнего очага и семьи. По традиции провожая мужа на войну, казачка кланялась в ноги…
Какой один верный ответ из списка:
- самому казаку
- атаману
- коню
- свёкру и свекрови (родителям мужа)
По мнению Кулответа: коню
Этапы развития донского казачества
Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.
История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:
- восстание Болотникова;
- поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
- Азовский поход Петра Первого;
- русско-шведская война;
- восстание Булавина;
- Персидский поход Петра Первого;
- Семилетняя война;
- русско-турецкие войны;
- восстание Пугачева и его подавление;v
- взятие Измаила;v
- Итальянский поход Суворова;
- Отечественная война 1812 года;
- Первая мировая война;
- Гражданская война на Дону.
Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.
После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.
Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.
Внешность донского казака
Наиболее полное исследование антропометрических данных казаков провел советский антрополог и доктор биологических наук Виктор Бунак. На основе собранных данных ученый поделил жителей донских станиц на три антропометрических группы:
1. Казаки-великороссы – самая большая категория для представителей которой характерны светлые волосы и борода. Прямой нос, большой рот, широкое лицо и разрез глаз. Высокий рост сближает их с русским населением средней Волги. В целом казаки имеют черты характерные для общерусского антропологического типа.
2. Казаки-малороссы – потомки запорожских казаков (черкас), которые переселились на Дон в разные исторические периоды. Для них характерен средний рост, темные волосы и смуглей, чем у великороссов кожа. Волосы темные, голова круглая, нос с горбинкой. Имеют короткий торс, длинные ноги и руки.
3. Смешанный тип – высокорослы имеют высокий лоб и круглую голову. Преобладают темно-русые волосы и небольшой подбородок. Часто встречаются блондины с носом, имеющем горбинку.
Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского
Свой след в антропометрии казаков оставили и соседние народы – татары (выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги), калмыки (красивые и широкие лица, чаще всего проявляются у женщин) и даже евреи (долговязость, семитский нос, темные волосы, но с рыжей бородой).
Источник —
Этимология и происхождение
Название «казак» (казак, козак) широко использовалось для описания «свободных людей» в отличие от других людей с различным положением в феодальном обществе (то есть крестьяне, дворяне, духовенство и т. Д.). Слово «казак» также применялось к мигрантам, бустерам и бандитам.
Точное происхождение казаков неизвестно. По современным представлениям, донские казаки являются потомками славян, пришедших из Приднепровья, Новгородской Республики и Рязанского княжества, и готами — аланами, выходцами из западной части Северного Кавказа.
Как становились казаками
Казаки неизменно испытывали гордость за свое происхождение. Доблестью признавали послужить Родине. Почитали и трудовую, и культурную деятельность людей.
Настоящий казак рождался на Дону, обладал родословной и историей казацкого рода. Развитие донского сообщества прочно связано с русским государством. Предопределено это единством нации и православной верой, доминирующей на южных окраинах России. В казаках значились украинцы, русские, поляки, татары и другие национальности, обитавшие на берегах Дона.
Ровней станичникам мог стать ребенок, чей прадед на общем войсковом совете был принят в казаки и обзавелся собственной семьей. Детей прибывших поселенцев посвящали в казачество с 3–7 лет. Обряд посвящения для станичных детей совершали с 10-летнего возраста. Мальчики должны были:
• показать отличное знание традиций; • прочитать христианские молитвы; • поцеловать казачью шашку; • присягнуть на верность Войску Донскому; • получить свою первую фуражку; • принять в подарок евангелие.
Ребята полноправно становились казаками и несли военную службу.
Это интересно: 3251,ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1848: 1849 гг. ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ
Что произошло 24 июня 1945 года с участием казаков?
Какое знаменательное событие для современной истории России произошло 24 июня 1945 года?
Какой один верный ответ из списка:
- Казаки начали участие в войне с милитаристской Японией
- Казаки приняли участие в Параде Победы на Красной площади
- Казачеству была объявлена благодарность И.В. Сталина
- Массовые аресты казаков
По мнению Кулответа: Казаки приняли участие в Параде Победы на Красной площади
Казачья гвардия принимала участие в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, около 100 тысяч казаков-кавалеристов награждены государственными орденами и медалями.