Конспект занятия «традиционные костюмы кубанских казаков»

Обмундирование и знаки различия

Парадную форму Донского, Астраханского, Оренбургского, Уральского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Амурского, Уссурийского казачьих войск и казаков Иркутской и Енисейской губерний («степовых» казаков) составляли папаха, мундир, шаровары и сапоги. Папаха – из черного меха, с цветным суконным верхом. Мундир – синий или темно-зеленый, на крючках, со стоячим воротником, обшлагами «мыском», цветными суконными погонами и выпушками. Шаровары – серо-синие с широкими цветными суконными лампасами. Цвет мундира, выпушек, верха папахи, тульи и околыша фуражки и лампасов в каждом войске был свой.

Форменная одежда Кубанского и Терского казачьих войск («кавказских» казаков) была схожа с национальной одеждой народов Кавказа и состояла из черной меховой папахи, черкески с газырями (напатронниками), бешмета, который надевался под черкеску, шаровар и сапог. Вместо шинелей кавказские казаки использовали бурки. Цвет бешмета, выпушек, верха папахи и околыша фуражки в каждом войске также был своим.

Казаки-артиллеристы отличались от конных казаков своих войск цветом мундира или бешмета, желтым приборным металлом, изображением скрещенных пушечных стволов на пуговицах, а также цветом некоторых деталей отделки, которые были переняты у армейских артиллеристов.

Пластуны Кубанского казачьего войска в качестве приборного цвета использовали малиновый, что указывало на их «стрелковое» положение.

Повседневные погоны в каждом казачьем войске были особой расцветки; у офицеров конных полков – с серебристыми галунами, золотистыми шифровками, вензелями и звездочками по чинам, а у нижних чинов – с теми же изображениями, но нанесенными желтой или красной краской, с серебристыми или белыми нашивками по званиям. Офицеры артиллерийских и пластунских частей на своих красных или малиновых погонах имели золотистые галуны и специальные знаки.

Походные погоны были защитного (тускло-зеленого) цвета, у нижних чинов – с изображениями, нанесенными светло-синей краской.

Задачи

Конные казаки представляли собой особый род легкой конницы и в военное время входили в состав и стратегической («самостоятельной»), и войсковой кавалерии. Поэтому основными видами деятельности казачьей конницы, подобно регулярной кавалерии, являлись разведка, устройство завесы, набеги и другие формы ведения «малой» войны; особенностью конных казачьих частей являлось использование в бою особых казачьих тактических приемов (таких, например, как «лава»). К вспомогательным задачам казачьих частей относились охрана лиц высшего командного состава, обозов, транспортов, почты, коммуникаций и линий связи.

Пластунские (пешие казачьи) батальоны, как особый род легкой пехоты, своими задачами и тактикой соответствовали армейским стрелковым частям, т. е. владели навыками боя в рассыпном строю и на пересеченной местности, а кроме того участвовали в рекогносцировках, несли сторожевую и разведывательную службу.

Казачья артиллерия, как и армейская конная артиллерия, предназначалась для непосредственного содействия своим войскам при ведении ими наступательных или оборонительных боевых действий.

Головные уборы и прически кубанских казачек

Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .

кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке

Коса «в расплет»

— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»

Шлычка

Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.

«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»

«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .

В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.

«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. …

Конспект НОД “Национальная одежда кубанского казака и казачки.”

Цель: Приобщать детей к культуре кубанского народа, к традициям и любовь к народному национальному костюму.Задачи обучающие:Продолжать углублять знания детей о кубанской…

кубанских

Одежда кубанских казаков

Учитель: Журова Т.В.

В 1792 г. Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани, от Тамани до устья Лабы

«Переселение черноморских казаков на Кубань»

выставлена для всеобщего обозрения в краевом Театре Драмы

А.А. Чечин. Высадка казаков на Тамань.

Стоял мой предок на кургане,

Смотрел вокруг из-под руки.

Плескались волны на лимане

Орел чертил свои круги.

И не одной души в округе

Цикады нарушали тишь.

Земля, не тронутая плугом,

Качала травы и камыш.

Потом к воде казак спустился,

Кушак и шапку бросил в тень,

Напился и перекрестился…

И вдруг представил свой курень.

Он думал:»Добрая пшеница

Уродится на целине…

И в хатках беленьких станица

Ему явилась как во сне.

У хат — вишневые садочки…

И он увидел свой садок,

К нему бегут сыны и дочки,

Жена выходит на порог.

Луна над камышовой крышей,

Гремит уздечкой добрый конь.

Напев Украйны где то слышен,

Смех девичий. Очнулся он.

Он эту землю сердцем принял

И потом с кровью поливал,

Чтоб сын и внук ее отныне

Своей отчизной называл.

Не знаю, так ли это было,

О том спросите у могил.

Я эту землю полюбила,

Наверно так, как он любил!

В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна.

Линейные казаки носили одежду черкесского образца.

В начале 1840 года для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшихся в 1860 году Кубанского казачьего войска.

Комплект мужской одежды состоял из: черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.

У мужиков постарше к этому набору прибавляется свитка (верхняя одежда типа кафтана) или кожуха (жилет из овчины).

Мужской костюм включал в себя рубаху, шаровары, кушак (для парубков)

Шаровары

Широкие шаровары -традиционный элемент казачьей одежды — в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, движения всадника сковывать.

Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок.

Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет.

Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.

Рубахи были двух видов – русская и бешмет.

Из верхней одежды казаки предпочитали архалук — «спиногрей» — нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон из овечьей или верблюжьей шерсти с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался.

Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизи-ровала полноправную

принадлежность к станичному обществу.

Черкеска

Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывав-шем бешмет;

Рукава делали с широким отворотами. На груди нашива-ли подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра.

На талии наматывался кушак
(длинный тканный пояс) с кистями или бахромой. На пояс можно прикрепить кошель для денег или кисет с табаком и люлькой.

Основу женского костюма составляет длинная рубаха
(сорочка или кошуля). Рубаха шьется длиной либо чуть ниже колена (девки, молодухи), либо в пол (зрелые женщины). Сорочка щедро украшается вышивкой или тесьмой по груди, предплечьям, запястьям и обязательно по подолу. Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья.

Женский костюм

Праздничный костюм кубанской казачки

Для пошива юбки обычно использова-лась тонкая шерстя-ная ткань, цвета — красный, синий, зеле-ный, коричневый, черный.

Поверх юбки можно надеть небольшой прямоугольный передник из белой ткани с настроченной по краю тесьмой.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Презентация 4 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «Одежда кубанского казака. Выполнила ученица 4а класса МБОУ гимназия «Аврора» Низовцева Софья Учитель Ночевная Елена Александровна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Одежда кубанского казака. Выполнила ученица 4а класса МБОУ гимназия «Аврора» Низовцева Софья Учитель Ночевная Елена Александровна

2

Казачий костюм. » Он мог десятилетиями носиться. Бешмет, черкеска, также башлыки Красивы на Кубани мужики

У молодых – и то усы торчат, Чтоб привлечь внимание девчат..»

3

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. Штаны кочевника – конника. За столетия покрой не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Рубахи были двух видов: русская и беш- мет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили на выпуск. Шили из холста или шелка. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрёт, он не впитается в одежду и не превратится в лёд

4

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук – «спиногрей» – нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валяный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном.

5

Черкеска похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина.

6

Сапог было великое множество – без них верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики» – туфли – галоши, их надевали поверх ичиг, в которой заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. «башмак» – теленок).

7

Более всего казак ценил одежду не за ее стоимость, а за тот внутренний духовный смысл, которыми были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядовую и тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покров» – означало «войти» в волю дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского

8

В 19 веке носили высокие «папахи». В начале 20 века вошли в моду низкие «кубанки», их носили даже летом. Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике.

10

Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

11

Народный костюм превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек

Кардонка

— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.

«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»

Волосник

— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.

Оренбургская казачка в волоснике

Сорока

— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.

Сорока уральской казачки

«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».

Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.

Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.

Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей

.

Традиция казаков

Домостроение относилось к основным культурным традициям казаков, проживающих на Кубани. После завершения возведения дома хозяева всегда отмечали новоселье, приглашая на него всех людей, принимавших участие в строительных работах.

Хата обычно включала в себя две комнаты. Внутреннее убранство комнаты меньших размеров включало в себя печку, лавки и стол, сделанные из дерева. В помещении побольше стояли сундук и комод для хранения белья, посудный шкаф. В каждом доме в «красном углу» располагалась икона, украшенная рушником, висели картины и фотографии, являвшиеся реликвиями семьи.

Казаки и их семьи неукоснительно соблюдали свои обычаи. Их несоблюдение вызывало всеобщее осуждение и порицание. Организация быта, пока казаки проходили военную службу, полностью ложилась на хрупкие женские плечи.

Факты из истории

Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

Через определенное время они снова «повернулись лицом» к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Предметы одежды кубанских казаков, позаимствованные у кавказцев

Черкеска является основой мужского костюма многих горских народов. Так называется распашной кафтан, который притален, и имеет зачастую длину ниже колен. Дополнял черкеску кожаный ремень. К нему обычно цепляли оружие и другие нужные в походе и бою предметы.

Предполагала черкеска и наличие грудных карманов – газырниц. Своё название они получили из-за деревянных коробочек одинакового размера и формы. Предназначались газырницы для хранения определённой порции пороха или круглых пуль, используемых для зарядки оружия.

Некоторые коробочки использовались для хранения запасов еды. Обычно это была смесь из пшена, сушёного мяса и специй. Из неё можно было быстро приготовить сытные блюда.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевался бешмет. Так называли своего рода кафтан с высоким стоячим воротником и узкими длинными рукавами. Их было две разновидности – зимний и летний. Утепляли бешмет при помощи ваты.

Из обуви у горцев были ноговицы и чувяки. Их изготавливали из мягкой кожи буйвола или быка. Обувь была с мягкой подошвой, без каблука и закрытой пяткой.

Одним из ценных и незаменимых предметов гардероба кавказцев была бурка. Основным материалом для её изготовления служил войлок или шерсть диких животных. Для защиты от пуль и стрел, горцы расшивали бурки когтями и клыками зверей.

Использовали бурку и для защиты от ветра, дождя и солнца. Спасала она и в морозные ночи.

Из головных уборов у кавказцев были:

  • папахи. Их шили из шкур животных;
  • башлык. Он представлял собой остроконечный капюшон с длинными концами, которые обматывали вокруг шеи. Зачастую башлык использовали для защиты от солнца и зноя.

Казаки же придумали в папахи вкладывать металлические пластины. Они защищали голову во время боя от ударов клинков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector