Люди в чёрном или удивительная история о костюме евреев
Содержание:
- Разновидности костюма
- Особенности
- Фрак
- Израильская музыка
- Обувь и аксессуары
- Особенности
- Женская одежда
- Одежда женщины того же времени
- Одежда женщины того же времени
- Волосы
- Историческое прошлое
- Расцвет государства и одежда
- Внешние ссылки [ править ]
- Мужская одежда
- Разновидности
- Головные уборы
- Немного истории
- Мужская одежда [ править ]
- Традиционный еврейский мужской головной убор
- Особенности еврейского костюма
- Разновидности
- Аксессуары и обувь
- Немного истории
Разновидности костюма
Мужская еврейская одежда
Мужской традиционный наряд
отличается специфичной элегантностью. Он состоит из обычного сюртука чёрного цвета, светлой рубашки, брюк и накидки, которая называется «талит катан».
Основной особенностью этого элемента еврейской одежды считается то, что хоть и выглядит накидка как верхняя одежда, надевается она не только сверху, но и непосредственно на рубашку. Кисти при этом должны быть выправлены поверх брюк.
Женская еврейская одежда
Женский традиционная еврейский наряд состоял из платья либо блузки с юбкой и передника.
Основной характеристикой этой одежды была практичность. Наряды шили из тканей преимущественно тёмных оттенков (коричневого, серого и чёрного).
Бытовало мнение, что передник помимо своей главной функции также может защитить от сглаза и проклятий. Платья, как правило, декорировали кружевом и вышивкой белого цвета
, символизировавшей чистоту.
Талию плотно обхватывал пояс из кожи.
Особенности
Говоря о национальном костюме евреев, следует упомянуть ряд нюансов, отличающий этот наряд от других.
Цвета и оттенки
В национальной еврейской одежде преобладают нейтральные тона. Основной из них – черный. Зимой также носили наряды коричневого или синего цвета. Летом в одежде доминировал белый цвет. Яркие «цветастые» наряды – это совсем не про еврейский традиционный костюм.
Ткани и крой
Еврейская культура всегда была исключительно городской. Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.
Фрак
Что еще может входить в национальный костюм евреев? В некоторых общинах (например, у литваков) сохранился и такой, старомодный по европейским понятиям, элемент гардероба, как фрак. Он тоже чёрный, длинный и не имеет карманов. Интересно, что пуговицы на фраке (и на любой мужской одежде еврея) застёгиваются так, чтобы правая пола прикрывала левую – то есть, с точки зрения не еврея, «по-женски». Фрак евреи надевают, как правило, во время праздника.
Как выглядит национальный костюм евреев?
Фото в статье ярко демонстрируют нам колоритный и необычный для простого европейца стиль одежды.
Многим это может показаться странным, но этим евреи и особенны. Они тверды в своих взглядах и верны своим обычаям.
А эти черты не помешали бы каждому народу!
Восточноевропейский еврейский женский костюм.
В России номер выходит 30 октября 2014.
Женщины старой веры одевались в длинные платья своеобразного покроя. В оформлении корсажа присутствовали кружева, оборки и складки, красивая ручная вышивка. Пышные рукава, собранные у плеча и постепенно сужающиеся, на запястье застёгивались на пуговицу. Формой они напоминали баранью ногу, за что и получили такое же название. Ворот-стойка плотно охватывал шею и был украшен кружевами. По подолу платья шли несколько рядов пышных оборок. Юбка платья была прямой спереди, а сзади собиралась складками, которые переходили в шлейф. Талия оформлялась при помощи пояса, который создавался из такой же ткани, как и платье, или из кожи. Таким был модный национальный костюм евреев в последние десятилетия 19-го века и в первые годы 20-го века.
На голове — парик, поверх которого надет кружевной чепчик и штернтихл, удерживающий головное покрывало — шлеер. На шее — жемчужное ожерелье в два ряда. На груди (цветная вставка на блузке) — брустихл из пестрой и яркой ткани.
Куклы в народных костюмах №73. Восточноевропейский еврейский женский костюм. Фото куклы. Так как еврейская культура была сугубо городской, еврейки не ткали материю на платье сами, а пользовались покупной. Ткань на юбки и кофты женщин зависела от их достатка и местной моды.
Главным украшением костюма была своеобразная манишка — брустихл.
Юбка, на которую надеты два фартука — спереди и сзади. Орнамент на тканях, как правило, был растительный, повторявший тот, что можно было увидеть на дорогих европейских тканях.
В конце XIX века, уступая влиянию городской моды, еврейки, особенно зажиточные, стали носить шляпки, а они требовали прически. Тогда в обиходе появились парики. Вначале их делали не из волос, это была примитивная имитация прически. В настоящее время парики постоянно носят женщины лишь в ультраортодоксальных еврейских общинах.
Предпочтительным цветом для летнего костюма был белый. Зимняя одежда обычно была тёмных оттенков синего или коричневого цвета. Отличались костюмы у разных возрастных категорий и в зависимости от роли женщины в семье. Очень редко можно было увидеть женщину, одетую в платье яркого цвета (например, зелёный и красный). Пожилые женщины могли выйти в одежде серо-голубого или бежевого тона.
Номера серии в продаже здесь
Кроме платьев, национальный костюм евреев также допускал ношение блузок и юбок.
Передники у женщин служили не только своей хозяйственной цели, но считались также охранительным элементом, защитой от сглаза. Праздничные передники были украшены вышивкой, тщательно крахмалились и утюжились.
Обувт — чёрные ботинки с высокими голенищами, доверху шнуровались и одевались на чулки, связанные вручную и державшиеся с помощью подвязок на уровне колен или выше.
Израильская музыка
Народная еврейская музыка
Религиозный танец евреев | Еврейский танец |
Еврейская народная музыка зародилась очень давно, видимо еще до прихода евреев в Израиль. Позднее на еврейскую музыку большое влияние оказали арабские мотивы и хасидские молитвенные напевы. Также в народной музыке Израиля встречаются музыкальные мотивы из Испании, Марокко, Восточной Европы, России и Америки.
Ставшая популярной песня «Хаванагила» появилась только в начале XX века. Написал ее композитор и собиратель фольклора Авраам Цви Идельсон, опираясь на мотив старинной песни хасидов. Название песни «Хаванагила» (הבהנגילה) переводится как «давайте радоваться». Ее исполняют на праздниках, во время народных гуляний. Песня оказалась настолько популярной, что ее считают народной, а по всему миру песня стала самым главным музыкальным символом Израиля.
Современная израильская музыка
Группа Infected Mushroom | Певица Дана Интернэшнл |
Современная музыка Израиля давно завоевала популярность за пределами страны. Наиболее известной среди россиян стала певица Дана Интернэшнл, выигравшая конкурс «Евровидение» в 1998 году.
Также в Израиле популярны такие направления как электронная музыка, известная благодаря Infected Mushroom и Skazi. Популярностью пользуется в Израиле и рок, известный в основном по группе Orphaned Land. Кроме того, в стране есть множество групп, играющих фолк, есть в стране и известные рэп-исполнители.
Обувь и аксессуары
В качестве обуви использовались комфортные чёрные ботинки с высокими голенищами
. Такая обувь надевалась летом на босые ноги плотно и шнуровалась до самого верха, а зимой — на связанные собственноручно чулки, при помощи подвязок крепившиеся на уровне колен либо немного выше. Современные женщины, как правило, носят туфли без каблуков.
В качестве аксессуаров в большинстве случаев применяются широкие пояса
, в некоторых случаях используются также галстуки соответствующего оттенка. Использование галстука вызывает массу противоречий, поскольку при его завязывании формируется узел, напоминающий по своей форме крест.
Особенности
Говоря о национальном костюме евреев, следует упомянуть ряд нюансов, отличающий этот наряд от других.
Цвета и оттенки
В национальной еврейской одежде преобладают нейтральные тона. Основной из них – черный. Зимой также носили наряды коричневого или синего цвета. Летом в одежде доминировал белый цвет. Яркие «цветастые» наряды – это совсем не про еврейский традиционный костюм.
Ткани и крой
Еврейская культура всегда была исключительно городской. Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.
Женская одежда
Еврейские йеменские женщины и дети в лагере беженцев недалеко от Адена , Йемен, в 1949 году. Согласно еврейскому религиозному закону , замужняя женщина должна
Замужние и соблюдающие еврейские женщины носят шарф ( тихель или митпахат ), снуд , шляпу, берет, а иногда и парик ( шейтель ), чтобы соответствовать требованию еврейского религиозного закона, согласно которому замужние женщины .
Еврейские женщины отличались от других женщин в западных регионах Римской империи своим обычаем публично скрывать чадру. Обычай закрывать покрывало был распространен среди евреев и других жителей восточных регионов. Этот обычай исчез среди римских женщин, но был сохранен еврейскими женщинами как знак их идентификации как евреев. Обычай сохранился и среди православных женщин. Свидетельства, взятые из Талмуда, показывают, что набожные еврейские женщины носили шали поверх головы, когда они выходили из дома, но не было практики полностью закрывать лицо. В средневековье еврейские женщины начали скрывать свои лица под влиянием исламских обществ, в которых они жили. В некоторых мусульманских регионах, таких как Багдад, еврейские женщины закрывали свои лица до 1930-х годов. В более неблагополучных еврейские женщины не закрывали лицо.
Одежда женщины того же времени
Женщины-староверы обычно одевались в платья особого покроя, при помощи которого хорошо подчеркивалась форма женского тела. Частыми элементами платья были оборки, кружева и складки. Пышные рукава в области запястья застегивались на пуговицу. По своей форме они походили на баранью ногу, поэтому получили такое название. Воротник-стойка также украшался при помощи оборок и плотно охватывал шею. Вдоль подола женского платья шло несколько рядов пышного кружева. Спереди юбка была прямой, а сзади собиралась в складчатый шлейф. Если посмотреть на женскую фигуру в традиционном платье в профиль, то снизу она будет похожа на горку, одна сторона которой – отвесная, а другая – пологая. На талии женщины носили пояс, который был изготовлен из того же материала, что и само платье.
Какой национальный костюм евреев будет полным без особой шляпки — «ермолки»? Иначе она называется «кипой». Это традиционный иудейский головной убор. Кипа в еврейской традиции символизирует скромность и послушание Всевышнему. На вид она представляет собой небольшую шапочку, которая прикрывает макушку. Ее носят как отдельно, так и под большой шляпой. Иногда кипу крепят к волосам при помощи заколок. Традиция носить ермолку уходит своими корнями в те времена, когда головные уборы были обязательным атрибутом богослужений. Тора предписывает служителям храма покрывать головы. Некоторые иудеи стали носить шапочку постоянно. С помощью этого они хотели показать, что все их поступки направлены на то, чтобы служить Всевышнему. Смысл ношения шапочки – продемонстрировать, что иудей осознает величие Бога и ценит его мудрость даже выше собственной головы.
Одежда женщины того же времени
Женщины-староверы обычно одевались в платья особого покроя, при помощи которого хорошо подчеркивалась форма женского тела. Частыми элементами платья были оборки, кружева и складки. Пышные рукава в области запястья застегивались на пуговицу. По своей форме они походили на баранью ногу, поэтому получили такое название. Воротник-стойка также украшался при помощи оборок и плотно охватывал шею. Вдоль подола женского платья шло несколько рядов пышного кружева. Спереди юбка была прямой, а сзади собиралась в складчатый шлейф. Если посмотреть на женскую фигуру в традиционном платье в профиль, то снизу она будет похожа на горку, одна сторона которой – отвесная, а другая – пологая. На талии женщины носили пояс, который был изготовлен из того же материала, что и само платье.
Волосы
Рассказ о головных уборах хорошо дополнит описание национального костюма народов. Евреи из простого народа носили на голове платки наподобие арабских или же просто перевязывали волосы шнурком. Зажиточные иудеи носили гладкие повязки в виде тюрбанов. Женщины из богатых семей носили на голове сеточки, украшенные жемчугом, поверх которых обычно набрасывалась вуаль, окутывавшая все тело. В длинные волосы нередко вплеталась нить жемчуга, драгоценные камни, золото и кораллы. Женщины всегда тщательно ухаживали за волосами – густая шевелюра очень ценилась. Косы спускались вдоль спины, а иногда обвивались вокруг головы. Богатые молодые девушки часто носили локоны.
Историческое прошлое
В Торе правила , установленные для одежды , которые, следуя позднее раввинской традиции, были интерпретированы как установление евреев , кроме общин , в которых они жили.
Классические греческие и римские источники, которые часто высмеивают многие аспекты еврейской жизни, не обращают внимания на их одежду и не подвергают ее карикатуре, как они это делают, когда касаются кельтских, германских и персидских народов, и высмеивают их различные способы одежды. Культурный антрополог Эрик Сильверман утверждает, что евреи в период поздней античности использовали одежду и прически, как и люди вокруг них. Во 2-й Маккавейской 4:12 говорится, что Маккавеи убивали еврейских юношей, виновных в эллинизации, в чепцах, типичных для греческих юношей.
Во многих исламских странах мужчины-евреи обычно носили туники вместо брюк. В одних и тех же странах появилось много разных местных правил, чтобы христианские и еврейские зимми выглядели по- разному в их публичных выступлениях. В 1198 году эмир Альмохадов Абу Юсуф Якуб аль-Мансур издал декрет, согласно которому евреи должны носить темно-синюю одежду с очень большими рукавами и гротескно огромную шляпу; его сын изменил цвет на желтый , что могло повлиять на католические таинства некоторое время спустя. Немецкий этнограф Эрих Брауэр (1895–1942) заметил, что в его время в Йемене евреям не разрешалось носить одежду любого цвета, кроме синего. Раньше, во времена Якоба Сапфира (1859 г.), они носили верхнюю одежду, которая была «совершенно черной».
Расцвет государства и одежда
В национальном костюме евреев древности есть немало элементов, которые были заимствованы у других народов. Этот факт обусловлен историческими причинами – тогда одежда евреев больше напоминала одеяния арабских кочевников. Когда евреи переселились на другой берег Иордана, они сохранили простоту в повседневных вещах. Несмотря на тот факт, что первый правитель израильтян – царь Саул – не отличался склонностью к роскоши, именно во времена его правления одежда евреев начала отличаться богатством, яркостью и разнообразием. На этот факт повлияла добыча, которую Саул приносил из военных походов. После того как царь был убит, его место занял Давид. Во время его правления национальный костюм евреев стал еще богаче и разнообразнее. Повсеместно стали использоваться украшения.
Внешние ссылки [ править ]
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеНародные костюмы | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
одежда, отождествляемая с культурой и носимая до сих пор | |||||||||||
Африка |
|
||||||||||
Азия |
|
||||||||||
Европа |
|
||||||||||
Южная Америка |
|
||||||||||
Северная Америка |
|
||||||||||
Океания |
|
Мужская одежда
Многие еврейские мужчины исторически носили тюрбаны или привычки , туники , плащи и сандалии летом. Мужчины-восточные евреи в Палестине под поздним османским и британским мандатом носили тарбуш на голове.
Йеменский еврейский старейшина в шудре с центральной шляпой
Таллит, цицит
Талит еврейская молитва шаль носили во время чтения утренней молитвы , а также в синагогу на Шаббат и праздники . В Йемене такие одежды носили не только во время молитвы, но и в течение всего дня. Во многих общинах ашкенази талит носят только после свадьбы . У талита есть особая переплетенная и завязанная узлами бахрома, известная как цицит, прикрепленная к его четырем углам. Иногда его называют арба канфот (букв. «Четыре угла»), хотя этот термин более распространен для талит катан , нижнего белья с цицит . В соответствии с библейскими заповедями , цицит должен быть присоединен к любому четырехугольный одежде, и нить с синим красителем , известным как тхолет первоначально была включена в циците , хотя отсутствует синяя нить не ухудшать validness из белых. Еврейские традиции различаются в зависимости от захоронения с талитом или без него . В то время как все умершие хоронят в тахрихим (погребальных пеленах ), некоторые общины ( йеменские евреи ) не хоронят своих умерших в талите . Однако Шулхан Арух и Тур , следуя юридическому заключению Рамбана , требуют хоронить мертвых с их талитом , и это стало общей практикой среди большинства религиозных евреев. Среди прочего, это зависит от обычаев.
Еврейская женщина молится с талитом и тфилином
Поскольку цицит считается заповедью с установленным сроком, носить их должны только мужчины. Власти разошлись во мнениях относительно того, запрещено ли женщинам носить их, разрешается или поощряется. Средневековые власти были склонны к снисхождению, и с XVI века преобладали запретительные постановления. Консервативный иудаизм считает женщин свободными от ношения цицит , а не запрещенными, а талит стал более распространенным среди консервативных женщин с 1970-х годов. Некоторые прогрессивные еврейские женщины предпочитают брать на себя обязательства цицит и тфилин , и для девушек стало обычным делом получать талит, когда она становится бат-мицвой .
Кипа
Kippah или ермолка (также называемый Каппель или ермолка ) представляет собой тонкий, слегка закругленный тюбетейке традиционно носили во все времена ортодоксальных еврейских мужчин, а иногда и мужчины , и женщины в консервативных и реформистских общин. Его использование связано с демонстрацией уважения и почтения к Богу . Евреи в арабских странах традиционно носили не ермолки, а большие округлые шляпы без полей, такие как куфи или тарбуш .
Киттель
Киттель ( идиш : קיטל ) представляет собой белый, длиной до колен, хлопок халат носили еврейские лидеры молитвенных и некоторых ортодоксальных евреев на высокие праздники . В некоторых семьях глава семьи носит котелок на пасхальном седере , в то время как в других семьях его носят все женатые мужчины. Во многих Ашкенази православных кругах, это обычное для жениха , чтобы носить Киттеля под хупой (свадебным балдахином).
Разновидности
Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки.
Отличительная черта этой накидки в том, что она, хоть и выглядит, как верхняя одежда, но носится не только поверх, но и под рубашку. Главное, чтобы кисти располагались поверх брюк.
Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника. Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.
Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.
Детский костюм для девочек практически не отличался от взрослого наряда. Платье также было достаточно закрытым, но более коротким. Мальчики до тринадцати лет не носили накидку «цитит». Ее позволялось носить только тем, кто достиг совершеннолетия, отпраздновав бармицву. Именно после этого события мальчик считался мужчиной.
Головные уборы
Неотъемлемой частью традиционного наряда еврейских мужчин являются головные уборы, к которым относятся:
-
ермолка
— вязаная ибо сшитая из ткани маленькая круглая мягкая шапочка, прикрывающая макушку; -
каскет (дашек)
— кепка старого европейского покроя, обычно надеваемая поверх ермолки; -
штраймель
— меховая шапка с бархатным верхом, иногда переходившая по наследству от предков и надеваемая в особо торжественных случаях.
В будние дни традиционный костюм еврейских мужчин дополняется лаконичной шляпой чёрного цвета
. Её размер и элементы зависят от социального статуса владельца.
Еврейские женщины также носили шляпки, надевая под них парики
. Для украшения обычно использовались изящные бусы, надеваемые в два ряда.
Немного истории
Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю.
Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободишись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс.
Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.
Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине.
В двадцатом веке, чтобы особо не выделяться, евреи позаимствовали у европейцев модные в то время черные шляпы и длинные сюртуки. В таком виде было проще слиться с местными жителями, селясь в любом городке Европы. И даже, когда во всем мире подобные вещи вышли из моды, евреи продолжали и продолжают их носить.
Мужская одежда [ править ]
Многие еврейские мужчины исторически носили тюрбаны или привычки , туники , плащи и сандалии летом. Восточные евреи в Палестине в период позднего османского и британского мандата носили тарбуш на голове.
Йеменский еврейский старейшина в шудре с центральной шляпой
Таллит, цицит
Талит еврейская молитва шаль носили во время чтения утренней молитвы , а также в синагогу на Шаббат и праздники . В Йемене такие одежды носили не только во время молитвы, но и в течение всего дня. Во многих общинах ашкенази талит носят только после свадьбы . У талита есть особая переплетенная и завязанная узлами бахрома, известная как цицит, прикрепленная к его четырем углам. Иногда это называют арба канфот (букв. «Четыре угла») хотя этот термин более распространен для талит-катана , нижнего белья с цицит . В соответствии с библейскими заповедями , цицит должен быть присоединен к любому четырехугольный одежде, и нить с синим красителем , известным как тхолет первоначально была включена в циците , хотя отсутствует синяя нить не ухудшать validness из белых. Еврейские традиции различаются в зависимости от захоронения с талитом или без него . В то время как все умершие хоронят в тахрихим (погребальных пеленах ), некоторые общины ( йеменские евреи ) не хоронят своих умерших в своих талитах.. Шульхан Арух и Tur , однако, следуя правовой позиции Рамбан , требуют захоронения мертвых с их талит , и которая стала общей практикой среди большинства религиозных евреев. Среди прочего, это зависит от обычаев.
Еврейская женщина молится с талитом и тфилином
Поскольку цицит считается заповедью с установленным сроком, носить их должны только мужчины. Власти разошлись во мнениях относительно того, запрещено ли женщинам носить их, разрешается или поощряется. Средневековые власти были склонны к снисхождению, и с 16 века преобладали запретительные постановления. Консервативный иудаизм считает женщин свободными от ношения цицит , а не запрещенными , а талит стал более распространенным среди консервативных женщин с 1970-х годов. Некоторые прогрессивные еврейские женщины предпочитают брать на себя обязанности цицит и тфилин., и стало обычным делом для девушек получать талит, когда она становится бат-мицвой .
Кипа
Kippah или ермолка (также называемый Каппель или ермолка ) представляет собой тонкий, слегка закругленный тюбетейке традиционно носили во все времена ортодоксальных еврейских мужчин, а иногда и мужчины , и женщины в консервативных и реформистских общин. Его использование связано с проявлением уважения и почтения к Богу . Евреи в арабских странах традиционно носили не ермолки, а большие округлые шляпы без полей, такие как куфи или тарбуш . [ необходима цитата ]
Киттель
Киттель ( идиш : קיטל ) представляет собой белый, длиной до колен, хлопок халат носили еврейские лидеры молитвенных и некоторых ортодоксальных евреев на высокие праздники . В некоторых семьях, глава семьи носит Киттель на Пес седере , , в то время как в других семьях все женатые мужчины носят их. Во многих Ашкенази православных кругах, это обычное для жениха , чтобы носить Киттеля под хупой (свадебным балдахином). [ необходима цитата ]
Традиционный еврейский мужской головной убор
В целом евреи в европейских странах не носили какую-либо одежду, отличающуюся от той, которую носили их христианские соседи. Единственным исключением из этого было то, что они носили различные еврейские шляпы. Хасидские мужчины тратят несколько сотен долларов на свои войлочные шляпы старой европейской линии.
Описание происхождения ермолки
Мужской еврейский головной убор называется кипа (на идише ермолка). Этот вид головного убора носится обязательно мужчинами во время молитв и становится факультативным как для женщин, так и для реформаторов и консерваторов. Еврейские традиции не требуют какого-либо определенного типа покрытия головы.
Кипу можно носить под шляпой по улице, однако в практике многих ортодоксальных мужчин носить ее в течение дня, а не только во время молитвы. (Одна традиция считает, что еврейский человек не должен ходить более чем на 4 локтя в любом направлении с непокрытой головой).
Для справки! Часто цвет и ткань ермолки могут быть признаком приверженности конкретному религиозному движению.
Традиционно ермолка, как полагают, возникла из арамейской фразы «yarei mei-elokah» (в страхе перед Господом), в соответствии с принципом, согласно которому ермолка должна отражать чей-то страх перед небом. На иврите, это слово звучит как «йерей малка».
Носят ли его в наше время?
Еврейские головные уборы могут носить не только мужчины, но и женщины. Однако в этом случае, человек не считается ортодоксальным евреем. Это относится к реформистскому или консервативному направлению. Поскольку евреи все больше интегрировались в современный мир, такая практика, как ношение кипа, регулярно становится табу.
Даже когда желание сохранить еврейскую идентичность остается важной, евреи не хотят делать ничего, что привлекло бы внимание к себе. Для некоторых, носить ермолку может означать совершенно противоположное – создание барьера между человеком и Богом
На этом головные уборы евреев мужчин не заканчиваются. Поверх кипа надевают каскет, или дашек. Чаще с этой целью надевают черную шляпу. Всего насчитывается около 34 основных видов этого головного убора. Хасиды носят черные шляпы в будние дни, как и почти все Хередим сегодня. До первой мировой войны евреи носили кепку.
Мнение эксперта
Элен Голдман
Мужский стилист-имиджмейкер
Если мужчина надевает кипу очень маленькую, которую тяжело заметить в волосах, то это говорит о том, что в его планах насовсем ее снять.
Колпик – это тип головных уборов, которые носят в семьях многих хасидских ребе. Он сделан из коричневого меха, в отличие от сподика, который носят польские хасидские династии, который делают из черного меха.
Также есть штреймель – меховая шапка, которую носят женатые ультраортодоксальные евреи, особенно члены хасидских групп, в субботу и еврейские праздники. Сидик – такая меховая шапка отличается тем, что она высокая, тонкая и цилиндрическая.
Особенности такого головного убора
Все киппоты и ермолки – это тюбетейки, каждая ермолка – это кипа, но не каждая кипа – это ермолка.
Нравится ли Вам головной убор кипа?
ДаНет
Это объясняется тем, что еврейское слово kippah, как оно используется в Израиле и все чаще в диаспоре, обозначает любую тюбетейку, которую носит еврей по религиозным соображениям, тогда как ермолка, которая исходит от идиша, обычно относится только к сшитому сатину или войлоку колпачку, обычно с хлопчатобумажной подкладкой.
Для справки! Она не обязательно должна быть черной, как когда-то, но его нельзя вязать или вышивать, как многие киппоты.
Особенности еврейского костюма
Национальному
еврейскому наряду удалось, пройдя сквозь века, сохранить свою самобытность и уникальность
, даже несмотря на то, что многое в нём было позаимствовано из одежды других народов. Традиционная одежда представителей этой нации отличается скромностью и сдержанностью. Современные, далёкие от религии люди могут даже посчитать её старомодной.
Цветовые оттенки
Многообразием и насыщенностью цветовой палитры традиционная еврейская одежда не отличается. В период расселения по небольшим европейским городам в XXI евреи старались одеваться как можно проще и сдержанней, чтобы не привлекать лишнего внимания.
Ткани и фасон
Еврейская культура всегда основывалась на городской жизни.
По этой причине крестьянских моделей национального еврейского наряда не существует
.
Еврейским девушкам никогда не доводилось прибегать к самостоятельному изготовлению ткани для пошива различных предметов гардероба. Необходимые для этого ткани в большинстве случаев покупали на рынках.
Разновидность приобретаемой для этих целей ткани зависела от достатка и особенностей местной моды.
Разновидности
Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки.
Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник черного цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.
Отличительная черта этой накидки в том, что она, хоть и выглядит, как верхняя одежда, но носится не только поверх, но и под рубашку. Главное, чтобы кисти располагались поверх брюк.
Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника. Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.
Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.
Детский костюм для девочек практически не отличался от взрослого наряда. Платье также было достаточно закрытым, но более коротким. Мальчики до тринадцати лет не носили накидку «цитит». Ее позволялось носить только тем, кто достиг совершеннолетия, отпраздновав бармицву. Именно после этого события мальчик считался мужчиной.
Аксессуары и обувь
Каждый еврей свой традиционный наряд дополняет головным убором. Иногда их бывает даже несколько сразу – ермолка и поверх нее «каскет» или же «дашек». «Каскеты» внешним видом напоминают кепки старого фасона и широко распространены среди евреев, проживающих на территории России и Польши.
В повседневной жизни частью традиционного еврейского костюма является черная шляпа. Этот лаконичный головной убор, несмотря на кажущуюся простоту, очень много может рассказать о своем владельце.
Размер шляпы, ее элементы и то, как она сидит на голове, несут в себе информацию о социальном статусе владельца и том, к какое из течений иудаизма он исповедует .
Глубокий смысл заложен в фасон и размер ермолки. Если говорить в целом, она представляет собой круглую шапочку, которая ассоциируется у нас с еврейским нарядом. Название ермолки произошло от словосочетания «йерэ малка», то есть «боящийся владыки». Этими словами принято назвать верующих людей.
Ермолки создаются не только в разных цветах и фасонах, но еще и из разных материалов. Они могут быть, как войлочными, так и шерстяными или вязанными. Но выбирают их евреи, ориентируясь не на собственный вкус. Выбор определенной модели зависит от того, что носят другие евреи из общины.
Немного истории
Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю.
Создавался он с расчетом на то, чтобы евреи могли ассимилироваться в любой стране. Причиной такого желания была нелюбовь представителей многих стран к лицам еврейской национальности.
Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободишись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс.
Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.
Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине.
В двадцатом веке, чтобы особо не выделяться, евреи позаимствовали у европейцев модные в то время черные шляпы и длинные сюртуки. В таком виде было проще слиться с местными жителями, селясь в любом городке Европы. И даже, когда во всем мире подобные вещи вышли из моды, евреи продолжали и продолжают их носить.