Как называется шапка у евреев на голове
Содержание:
Наряд подвенечный
В Западной, Центральной и Восточной Европе одним из традиционных еврейских ремесел было ювелирное дело и огранка драгоценных камней. Однако заповедь скромности толковалась в том смысле, что религиозные евреи не должны носить драгоценностей напоказ. Как правило, женатые мужчины носили только обручальное кольцо (по религиозному правилу оно, впрочем, обязательно только для женщины и должно быть золотым и цельнолитым, без отверстий и камней, что особо проверял раввин во время брачной церемонии — хупы) и часы, если позволял достаток. Женщины надевали несколько больше украшений, но тоже неброских, поскольку декольте обнажать не допускалось.
Еврейская идеология в одежде
Национальные костюмы народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность. На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому – желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться. Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён – так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы. Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.
Но в этом преображении есть определённый смысл – национальный, идеологический и даже религиозный. Его принцип отражён в расхожем анекдоте. Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?». Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам – в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».
Действительно, испокон веков евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы. Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).
Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда – всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое. Даже кашрут – список кулинарных (и не только) догматов – многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…
Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой. Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но это традиции другого народа, которые нужно уважать.
Разнообразие кип
Сейчас шапочка иудея представлена в разных вариациях. Изделия отличаются друг от друга материалом, формой, размером, а также декором и покроем. Среди основных разновидностей при этом можно выделить следующие:
шесктиклинка. Основа изготавливается из бархата. Для создания подкладки применяется полиэстер. Нередко край обрабатывается с помощью каймы;
четырехклинка. Изготавливается по такому же принципу, что и шестиклинка, но в данном случае клиньев всего четыре. Иногда вместо бархата при пошиве используется замша;
цветная. Шьется из бархата. Как правило, носится детьми;
бресловская. Головной убор евреев вяжется из белоснежных толстых ниток и украшается мантрой. Вышивка может быть черной и синей;
- хабад-любавич мешихит. При пошиве применяется терилиновая материя черного цвета. В качестве украшения выступает мессианский девиз;
- териленовая. Визуально схожа с бархатной, но шапочка на голове более комфортна и обладает меньшим весом;
бухарская. Обладает более внушительным размером, чем все остальные разновидности, украшается с помощью вышивки;
сатиновая. Такие головные уборы выбирают реформаторские и консервативные иудеи.
Иное употребление слова ермолка
«Ермолка» звучит более по-русски, чем «кипа», поэтому слово прижилось в Российском государстве в двух совершенно не религиозных значениях. В XIX столетии так называли аналогичную шапочку для ношения «в комнате», то есть для домашнего обихода.
Носили ее мужчины из тех слоев населения, что ходят дома в халатах и шлафроках (то есть не бедняки). И «ермолка» считалась нерусским словом — значение термина объяснялось в специальном словаре слов иностранного происхождения.
Н.В. Гоголь в тексте «Ревизора» назвал Землянику «свиньей в ермолке» (метафора означает грубого и глупого, но претенциозного человека).
Существовала особая ермолка для светлых голов — академическая, носимая учеными.
В 1964 году Святую Землю посетил Папа римский Павел VI. На встрече в Мегидо с президентом Израиля Залманом Шазаром Папа был в летней разновидности пилеолуса — дзуккетто. Репортаж о встрече был опубликован в газете The Jerusalem Post. И подпись под фото Шазара с Папой гласила: «Папа — тот, кто в кипе».
Как называются кудряшки у евреев и что они символизируют
Пейсы- обязательный атрибут для любого ортодоксального еврея. В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот — волосы на висках.-В Торе есть запрещающая заповедь: “Не закругляйте углов ваших волос головных” (Ваикра, 19:27).
По сути, любая длина волос на висках дозволена, но у многих возникает желание исполнить ее наилучшим способом и как можно явно показать отличие от нееврейского окружения.
Как и у любого вероисповедания в иудаизме есть свои особенности. В давние времена, когда евреи становились жрецами других богов, они полностью выбривали волосы на голове.
Да и в наши дни существует процедура, если верующий нарушил религиозные традиции и законы, он сбривает пейсы. Поэтому можно сказать, что длинные пряди у висков- это отличительная черта иудейского народа, имеющая мистический и сакральный смысл.
Нацистские гонения также не способ проявлениям еврейского происхождения, многим приходилось скрывать свое происхождение, вынужденно не следовать законам Торы,отказываться от символов и знаков принадлежности к вере.
Как делают пейсы
Четких указаний как именно должны выглядеть волосы у висков нет, поэтому способ укладки и ношения допускается разный. Даже в Израиле вы не найдете одинакового уложенные пейсы.
Участники консервативных иудейских общин уже традиционно оставляют длинные, слегка закрученные волосы на висках.
Разные общины определяют свое видение, как именно нужно носить пейсы. Все зависит от традиций, места проживания, толкований Торы и тому подобного. До сих пор некоторым приходится скрывать их под головным убором, кто-то убирает за уши, завязывает на макушке.
Нет единого мнения какой именно способ ношения более правильный и предпочтительней
Евреи приводят несколько вариантов происхождения этого слова: йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», где Царь- это Бог и йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».
В специализированных магазинах единообразный вариант найти невозможно. Ситуация такая же как и с пейсами, разные религиозные группы предлагают свои модификации шапочек. Разняться они по таким критериям:
- Размер.
- Цвет основной и цвет подкладки.
- Материал для изготовления.
- Фасоны.
- Форма.
- Отделка и декор.
Ермолки носят в храме, за молитвой, за чтением Торы, во время приема пищи, надевают во время похорон и в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Правоверные иудеи ее практически не снимают никогда.
Согласно цниюту – иудейскому закону о женской скромности женщина не должна появляться на людях с непокрытой головой. Верующие иудейки носят платки, полностью покрывающие голову, чтобы ни один волосок не было видно. Однако общество развивается, некотором традициям становится сложно следовать, чтобы избежать неловкостей на работе или учебе.
Относительно недавно был найден выход — вместо платка ортодоксальные иудейки стали надевать парики. Технически это соответствует закону, но парики удовольствие недешевое, и уход за ними нужен кропотливый и аккуратный.
- Рейчел Фрейер — первая судья-хасидка в штате Нью-Йорк на постоянной основе носит шейтель;
- Британская актриса Рэйчел Вайс, была воспитана в католичестве, но приняла иудаизм;
- Актриса Ева Грин не придерживается канонов религии, но считает себя еврейкой;
- Сара Львовна Манахимова, более известная под псевдонимом Жасмин, относится к субэтнической группе евреев Северного и Восточного Кавказа;
- Натали Портман, актриса имеет двойное гражданство Израиля и Америки. Ее свадьба проходила по всем правилам иудаизма.
- Шани Атиас / Shani Atias — израильская актриса и модель;
- Скарлетт Йоханссон, актриса всегда признавала свою принадлежность к еврейскому народу отмечает иудейский праздник Ханука.
- Дредлоки или дреды. Характерны для народов Северной и Западной Африки, семитских народов в Передней Азии и для других индоевропейских групп;
- Традиционные английские прически отличаются особой аккуратностью и сдержанностью. Самая классическая прическа- гладкий ровный пробор и низкий пучок из волос;
- Корейские девушки до сих пор отдают дань наследию предков и украшают свои волосы шиньонами, косами, сложным орнаментом и массивными заколками, собирающими невероятное наслоение локонов на голове;
- Самыми сложными прическами славится Япония. Традиции диктуют носить прически из нескольких элементов: пучки, валики, подушечки, гребешки, косы, цветы, шпильки, а иногда даже парики. Все это может присутствовать сразу в одной прическе.
Мир прекрасен в своем разнообразии.
Различные национальности, языки и культурные традиции создают пестрое полотно, которое не только интересно изучать, но и окунуться в другое восприятие мира крайне полезно. И каждый на этом полотне найдет кого-то свое по убеждениям.
Нравятся ли вам японские прически?
Современное разнообразие ермолок
Сегодняшние евреи носят разнообразные ермолки. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели:
- Бархатная шестиклинка. Основной материал – бархат, подкладка – полиэстер. Часто по краю присутствует сатиновая кайма.
- Бархатная четырехклинка. Аналогична предыдущей, но имеет 4 клина. Бывает выполненной из замши.
- Цветная бархатная. В основном изготавливается для детей.
- Бресловская. Связана из белой толстой пряжи с бресловской мантрой. Имеет синюю или черную вышивку.
- Хабад-Любавич Мешихит. Шьется из черной тирелиновой ткани, украшена мессианским слоганом.
- Териленовая. Похожа на бархатную, но легкая и комфортная. Встречается у приверженцев движений Хабад-Любавич, а также гурских хасидов.
- Бухарская ермолка. Значительно больше по размеру, имеет яркую вышивку.
- Сатиновая. Характерна для консервативных и реформаторских иудеев.
Бархатная шестиклинкаЧетырехклинкаДетскаяБресловскаяТериленоваяБухарская ермолкаСатиновая
Варианты расцветок
Существует деление ермолок на повседневные и праздничные, особенно для ортодоксов и либеральных евреев. Шикарны варианты из белого сатина, украшенные звездой Давида либо выполненные из бежевого атласа. Они могут иметь вышивку золотыми либо серебряными нитками, быть декорированными разноцветными полосами, вывязанными на машинке. Яркие цветные кипы носятся по религиозным праздникам, а также, например, на совершеннолетие.
Особенностью последнего времени являются ермолки камуфляжного цвета. Пересечение с армейской темой неслучайно. В обществе обсуждается вопрос пребывания религиозных евреев на военной службе. Праздничная кипа (синяя или черная бархатная) является основой для штраймла. Ее отделывают по контуру собольими либо лисьими хвостами. Несмотря на разнообразие существующих ермолок, универсальным вариантом остается черная кипа, которую чаще всего используют евреи без религиозных убеждений.
Белая с вышивкойКамуфляжнаяСиняя праздничнаяС мехом
Крой и форма
Кипы могут быть маленькими, средними и большими (в зависимости от того, какую часть головы они покрывают), быть сшитыми либо связанными. Часто изделия изготавливаются из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.
Различают остроконечные, плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные изделия. Например, современные ортодоксы выбрали для себя маленькие кипы из вязаного полотна. Хасиды – более консервативная группа евреев – носят модели, которые покрывают две, а то и три четверти головы. У них существуют и отличия в крое – кипы более плоские, часто имеют кайму.
Кипат-грушМаленькая вязаная
Внешние ссылки
Антииудаизм и антисемитизм |
|||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Определения |
|
||||||||||||||
Страна |
|
||||||||||||||
Обвинения |
|
||||||||||||||
Еврейская теория заговора |
|
||||||||||||||
Законы расы |
|
||||||||||||||
Обвинения в ритуальных преступлениях |
|
||||||||||||||
Разные |
|
||||||||||||||
Дискриминация |
|
||||||||||||||
Насилие |
|
||||||||||||||
Антисемитские публикации |
|
||||||||||||||
Публикации об антисемитизме |
|
Головной убор |
|
---|---|
Шапочки | Apex · Баки · Barretina · Басби · Dunce Cap · Swim колпачок · Шапочка · Knit Hat · Bonnet перуанский · фригийский колпак · камауро · Judenhut · KOFIA · Куфи · шляпки · Qeleshe |
Головные уборы и шапки | Барретт · Берет · Bergmütze · Двууголка · Bigoudène · Боб · бомба · Борсалино · Буденовка · Skullcap · Cap · канотье · плащ · Caracul · Cap · Cap Африка · Военные Cap · kausia · Hat пощечина · Hat ковбой · Шляпа соломенная · Ловец · Chapska · Chéchia · китайский · Белл · Coppola · войлочная · Durag · Докторская · фалуше · Fedora · Fez · галеро · Gandhi · Gapette · Glengarry · Top шляпа · Hardee · Hennin · Хомбург · Jaapi · чобави · Kalpak · камилавка · Кепка · Киппа · кокошник · Koubanka · Дыня · Митра · Montera · Montera Picoña · Растворонасосы · намбави · NON Quai Thao · ПААГ · паколь · Панама · папаха · Зонт · Petasus · Свинина пирог · Четыре бугорки · Rastacap · шайкача · salacot · Salako · Сатурн · штраймл · кивер · Sindi · скуфья · Сомбреро · Сомбреро vueltiao · spodik · Стетсонский · Tam о «Shanter · Олово фольга · Топор · шляпа · шляпа перья · Треуголка · шляпа · тирольском |
Крышки с запахом | Апостольник · attifet · башлык · Balzo · Bauta · капирот · Hood · Hood · Шарлотта · Индеец Headdress · Корнетт · Dastar · фонтанж · шарф · Keffiyeh · клобук · куколь · Mantilla · Tokin · Тюрбан · Sail |
Элементы и аксессуары | Гал · цапля · архаичным · шляпной коробки · Лента · Pin шляпа · Grosgrain · Pen · Follow Me-молодой человек · Козырек |
Шлемы | ARMET · барбют · бургиньот · Шлем «Roman» · Pickelhaube · Adrian шлем · Броуди шлем · Шлем M1 · цервельер · Helm · Морион · Салат · Stahlhelm |
Другой головной убор | Корона · Тиара · Немес · Парик · Тиаре |
- Портал еврейской культуры и иудаизма
- Портал истории
- Портал политики
- Юридический портал
Европа
Существовал издавна еврейский обычай, что мужчины должны покрывать головы, особенно на службе в синагоге и часто (хотя и не повсеместно) во время учебы. В начале современной эпохи это стало законом, и только потом распространилось на ашкеназских евреев. Затем возник обычай носить шапку постоянно, по крайней мере, на открытом воздухе. Неизвестно, когда он возник, но Ицхак бен Моше Ор заруа из Вены (около 1180—1250) уже упоминал шляпу евреев.
По данным европейской живописи, к середине XIII века евреи повсеместно ходили в шляпах. Иногда это просто мягкая шапка, но чаще жёсткий колпак с характерной точкой на вершине. Еврейский трубадур Зускинд из Тримберга говорил, что он одевался в еврейской манере в длинную мантию и остроконечную шляпу. Его изображение в иллюстрированной рукописи, содержащей песни трубадуров («Manessische Handschrift») показывает его с такой шляпе.
Четвертый Латернский собор 1215 года постановил, что во избежание греховных связей между христианами и иноверцами вследствие или под предлогом неведения, евреи и мусульмане должны носить отличительные одежды, «как то повелевает Моисей». Ссылка на библейский закон (Лев. 19:19), как и место этого постановления в ряду других постановлений, касающихся евреев, показывают, что решение было направлено, в первую очередь, против евреев.
Этот указ был подтвержден Синодом в Вене, 1267 г. Папа Павел IV в 1555 году постановил, что евреи должны носить шляпы желтого цвета. С 1567 в течение 20 лет она была обязательной в Литве.
Фигура еврея в еврейской шляпе из средневекового еврейского календаря, напоминает евреям о лулаве: пальмовой ветке, ветке мирта, ветке ивы и этроге для Суккот.
Специальное законодательство в Германии, и, вероятно, в Англии и Франции, требовало от еврейских мужчин носить такие шляпы. Эти ранние законы специально отметили, что они должны носить их вне синагоги и при принятии присяги. Рисунки в немецких юридических кодексах 13 века показывают евреев бородатыми и носящими такие шляпы.
В отличие от желтого знака, еврейская шляпа часто изображалась в иллюстрированных рукописях на иврите, а затем была включена немецкими евреями в их печати и гербы. Это позволяет предположить, что по крайней мере первоначально она расценивалась европейскими евреями как «элемент традиционной одежды, а не навязанная дискриминация».
Но как только её ношение стало обязательным, её не захотели носить. Провинциальный совет Бреслау принял положение (1267), требующее от евреев носить «рогатый шлем», который они раньше привыкли носить, но который они «видимо, по их безрассудству» прекратили носить (этот закон применяется также во всей Польше).
На некоторых изображениях видны удерживающие шляпу ремешки под подбородком (например, на печати конца 13-го века еврея Регенсбурга). Это решало проблему, что шляпа с такой большой парусностью может быть сдута ветром. Шляпы были плетённые из соломы, тканевые, даже с металлическим каркасом.
Не все европейские средневековые монархи следовали этим папским резолюциям. Король Андраш II Венгерский (1177—1235) игнорировал в ряде случаев требования папы, который отлучал его от церкви дважды. В то время многие евреи были на королевской службе. Отлучение помешало Андрашу II присутствовать на канонизации его дочери Элизаветы Венгерской в Германии.
Во Франции шляпы были самых разных форм и цветов. В Испании никогда не носили конических шляп, там «еврейской шляпой» служил мягкий колпак (капа ротонда
), откидывавшийся вбок. В Италии, при наличии отличительной одежды, не найдено изображений «еврейской шляпы».
В знак исключительного благоволения, некоторые уважаемые евреи были освобождены от еврейской шляпы; например, муниципальный совет Венеции в 1528 году позволил известному врачу и профессору Якобу Maнтино носить в течение двух месяцев обычную чёрную «шляпу врачей».
На некоторых картинах из всех частей Средневековья раввины и другие еврейские лидеры носят еврейскую шляпу, когда другие евреи этого не делают, что может отражать реальность.
Этимология
Происходит слово «ермолка» от тюркского языка и чаще всего связывается со словом «ягмурлук», которое означает «дождевик». В употребление среди евреев это слово вошло через польский язык, в котором оно означает шляпу. Другие теории возводят слово «ермолка» к еврейским или арамейским корням и придают ему значение «боящийся Бога» или «страх перед царем». А вот что касается слова «кипа», то оно означает на иврите просто «покрытие». Так же называется, к примеру, купол, как архитектурный элемент. Кстати, говоря о том, как называется еврейская шапочка на голову, не лишним будет упомянуть и то, что ударение в еврейском языке в слове «кипа» падает на последний слог, тогда как в русском – чаще всего на первый.
Почему кипы разные
Классифицируются еврейские шляпы не только по исполнению, но и по общинным правилам. Ермолка может многое «рассказать» о своем хозяине, например, о том, к какой религии он принадлежит. Сегодня можно встретить национальный головной убор евреев – кипу – самых разных видов и фасонов, имеющих разнообразный крой и отличающихся цветовой гаммой.
Объяснить разный внешний вид шапочек можно своеобразной историей народа. Длительное отсутствие единого государства привело к тому, что в каждой общине создавались свои правила, в том числе, затрагивающие мужской головной убор. Кипа стала отличительным знаком различных религиозных групп и течений внутри иудаизма. Например, американские неоортодоксы выбрали для себя черную кожаную модель, а сионисты – сругу (шапочку из вязаного полотна). Большая белая ермолка, дополненная кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов. Кипа из черного бархата характерна для представителей закрытой общины харедим.
Сруга – вязаная шапочка сионистовЧерная бархатная кипа общины харедимКипа с кисточкой – принадлежность брацлавских хасидовЧерная кожаная кипа американских неоортодоксов
Примечания и ссылки
- (de) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на немецком языке под названием .
- (En) : «элемент традиционной одежды, а не навязанная дискриминация» Франсуаза Пипонье и Перрин Мане, « Платье в средние века», стр. 138, Yale UP, 1997; ( ISBN )
- Хотя к этому времени это еще не должно было иметь силу закона. См. Roth op cit.
- (in) : Франсуаза Пипонье и Перрин Мане; Одевайтесь в средневековье ; п. 138, Yale UP, 1997; ( ISBN ) . Уплотнения из Norman Roth , цит. Также Schreckenburg p. 15 и пассив.
- (in) : Piponnier & Mane & op cit page.
- (in) : Шрекенбург, Хайнц, Евреи в христианском искусстве , стр.15, 1996, Continuum, Нью-Йорк, ( ISBN )
- Алессандро Скарселла и Дельфина ГАШЕТ , Венеция: История, Walking Dictionary , Groupe Robert Laffont,14 апреля 2016 г., 1148 с. , «Вклад иммиграции»
- Папа: в Bull Cum nimis absurdum . Литва, JE : «Желтый значок».
- Мюриэль Бенсимон, « Наполеон, евреи и 9 февраля — Le Monde Juif », Le Monde Juif ,9 февраля 2013 г.
- (ru) : Schreckenburg: 288-296
- Например , в загадочные иллюстрации к « Агада Золотой» в Дармштадте , который датируется приблизительно 1300.
- Например, как те, которые носили ветхозаветные фигурки на алтаре Клостернойбургского аббатства с 1181 года.
- Иногда добавлялись маленькие прямые «помпоны», как в Schreckenburg: 77, иллюстрация 4, ок. 1170 г.
- ↑ и (in) : Bat Ye’or (2002), стр. 91–96
- (ru) : Schreckenburg: 125-196
- (in) : Мейер Шапиро , Избранные статьи, том 3, Поздняя античность, раннее христианское и средневековое искусство , стр. 380-86, 1980, Chatto & Windus, Лондон, ( ISBN )