Единственные в мире: традиционные грузинские национальные шапки
Содержание:
- Головные уборы
- Традиционная обувь
- Мужская
- MATURELLI
- Tatuna
- История грузинского национального костюма
- Этнические грузинские мотивы в современной моде
- Мужчины
- Грузинский национальный костюм: описание
- Мужская кавказская шапка из овчины
- Праздничная национальная одежда
- Обувь
- Традиционная обувь
- Этнические грузинские мотивы в современной моде
- Чоха и символы — значение грузинской традиционной мужской одежды
- Аджарский костюм
Головные уборы
Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.
В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:
- Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
- Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
- Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
- Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
- Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.
Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.
У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.
Традиционная обувь
Обувь в Грузии тоже различалась по сословиям, географическому положению, достатку. Например, в горных районах носили читеби. Это вязаные носки с подошвой из меха. Причем мех был наружу, чтобы ноги не скользили.
В городах основной традиционной обувью у грузин были коши. Это туфли с загнутыми вверх носами без задника. Для женщин их шили из бархата, у них были высокие каблуки. Зимой надевались ичиги – сапоги на меху. Их делали из кожи, отличительной особенностью был мягкий носок. Богатые мужчины носили мести или цаги – высокие кожаные сапоги. Их часто украшали драгоценными камнями.
Среди бедного сословия были распространены ботинки каламани. Их носили женщины и мужчины. Летом их плели из полосок войлока или кожи, а зимой делали из целого куска этих материалов и перетягивали веревочками. Горожане среднего достатка носили пачули из мягкой кожи.
Мужская
Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.
Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.
А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.
В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.
Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.
В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.
В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.
Гурийские и аджарские мужчины носили “чакуру” — предмет верхнего гардероба из бархата, декорированный золотыми нитями и лентами по краям. Папанки также украшались позолотой. За расписанный узорами пояс крепились кинжалы и другое оружие, а также пороховница и кошелек из кожи. Штаны заправлялись в обувь.
На свадьбу было принято наряжаться в белую сорочку из шелковой ткани с высоким воротом. Женихи надевали чоху из белой шерсти с подкладкой из атласа. Оружие за ремень не помещали. Сапоги выбирали из черной кожи.
Традиционным для всех мужчин являлся такой набор: чоха из шерсти с закрытым воротом и карманами на груди, сверху кабалахи — шерстяной украшенный орнаментом платок. Как правило, им покрывали плечи. Также накидка могла использоваться в качестве головного убора.
Другая вариация гурийско-аджарского костюма — чакура, отличающаяся от предыдущей цветом и длинной мхедрули.
MATURELLI
Мария Матурелли – настоящий человек искусства, ее творческий путь начался с осознания собственного места в мире. Девушка очень рано поняла, что отличается от других людей, нуждается в постоянном самовыражении. По заявлению самой красавицы, в создаваемой одежде она отражает себя, своих знакомых, запечатлевает важные и волнительные жизненные моменты. Помимо продвижения грузинской моды, выведения ее на мировые арены и подиумы, Матурелли занимается фотографией. Она часто принимает участие в студийных фотосъемках, организует модныепоказы.
Успех ее бренда заключается в женственности и простоте. Очень нежные девические образы, лишенные вычурных лишних деталей, полюбились публике, в одно мгновение сделав начинающего модельера гордостью Тбилиси. Сегодня MATURELLI – это самобытный дизайнерский бренд-проект, в рамках которого выпускаются стильные дамские сумочки, элегантные платья и брючные костюмы, обувь. Приобрести модную вещь от Марии Матурелли сегодня можно как в бутиках Тбилиси, так и во многих мультибрендовых магазинах российской столицы.
Tatuna
Безупречное качество, необычный крой, ручная работа и любовь к деталям — главные козыри бренда. Все вещи шьются в маленьком особняке в центре Тбилиси. Команда ателье Tatuna — это дизайнер Татуна Николаишвили и всего десять мастериц. Все детали делаются вручную так искусно, что оценит даже самая требовательная модница.
За тканями дизайнер летает в Милан, за шерстью в Стамбул, а тончайшую экокожу для нее делают на одном заводе со Stella McСartney. Дизайн одежды всегда лаконичный, но непростой. Любителям строгой геометрии, женственных силуэтов и дорогих тканей точно понравится.
Самый минималистичный бренд Грузии уже имеет четыре магазина в Токио, а также продается в Dover Street Market, More is Love и Indexflat.
История грузинского национального костюма
Национальный костюм это не только предметы одежды, но и отражение своеобразия культуры и образа жизни определенного народа. По этнографическим особенностям костюма можно понять, в какой местности и в какой исторический период его носили, к какой социальной, семейной, религиозной нише относился его владелец.
В Грузии национальный костюм был широко распространен в повседневной жизни народа вплоть до начала XX века, пока не был вытеснен европейской одеждой. Долгое время традиционный грузинский костюм во всей его красоте можно было встретить лишь в творческих коллективах песни и танца.
В наши дни культура национального костюма возрождается, появляются ателье, мастера которых доподлинно воссоздают наряды, изучая доступные источники. Представители высших сословий использовали для пошива одежды дорогие ткани: шелк, атлас, бархат. Отделкой служили золотая или серебряная нить, жемчуг.
Широко использовали вышивку, нашивки, шелковые шнуры, мех. Бедные слои населения шили одежду из более простых материалов: сукно, лен, холст.
Цветовая гамма была простой: как правило, белый и черный цвета для мужских и женских костюмов повседневного или праздничного назначения. Зажиточные грузины шили одежду синего или красного цветов. Голубой и серый цвет использовали при отделке.
Что же представлял из себя национальный мужской костюм Грузии?
Ахалохи, сшитый из шелка или холста, перетягивался на талии узким ремнем с серебряной пряжкой. Сверху одевалась шерстяная чоха. Характерные особенности кроя чохи: узкая талия, широкие и длинные рукава, полы длиной до колена.
Одежда шилась таким образом, чтобы подчеркнуть широкие плечи мужчины. Эффекта достигали на контрасте с узкой талией. Зажиточные грузины, дабы продемонстрировать свой высокий статус, вместо чохи шили шелковую кабу.
Праздничный наряд богатых слоев населения куланджа изготавливался из бархата и меха. Головной убор папаха.
В качестве обуви выступали сапоги из мягкой кожи. Голенище сапог было узким, а носы острые. Обязательный нюанс эластичная подошва. Бедное сельское население носило лапти из сыромятной кожи каламани и голенища из грубой домотканной шерсти.
Обязательный атрибут традиционного наряда оружие, которое пристегивалось к поясу.
В основе женского национального костюма было длинное платье, плотно облегающее грудь и талию. Наиболее распространенное женское платье называлось картули-каба. Оно шилось из гладких тканей светлых тонов с бархатными вставками на рукавах и груди, обязательно туго стянутое по талии лентой или длинным, почти в пол, бархатным поясом.
Пояс особый элемент костюма, он расшивался золотыми или серебряными нитями.
Обувью служили кожаные туфли. Характерные черты: острые загнутые носы, отсутствие задника, каблук. Туфли декорировались драгоценными камнями и нитями. Простолюдинки обходились туфлями из грубой кожи.
Особое внимание уделялось головному убору женского костюма. Он был достаточно сложный
Поверх тонкой вуали белого цвета и треугольной формы лечаки одевался ватный валик, обтянутый шелковой лентой копи. Сверху голова покрывалась косынкой в темных тонах.
Чтобы такая сложная конструкция удержалась на голове, ее закрепляли узким бархатным ободком, который в свою очередь декорировали жемчугом и шелком.
Конечно, национальная одежда Грузии не была единообразной на всей территории страны, и имела свои особые черты, характерные для определенной местности. Например, мужчины, проживающие в Кахетии, носили шапочку, выполненную из войлока. Головной убор горцев папаха из овчины.
Для Сванетии характерны круглые шапочки в форме конуса с небольшими полями.
Этнические грузинские мотивы в современной моде
Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.
Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.
Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.
Мужчины
Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.
Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).
Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.
На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.
Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.
Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.
Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.
Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.
Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.
В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:
- Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
- Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
- Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
- Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
- Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
- Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.
Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.
Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.
Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.
Грузинский национальный костюм: описание
Изначально чоху изготовляли из верблюжьей, овечьей шерсти. Теперь наряд представляет собой приталенную верхнюю одежду из хлопка или искусственной ткани со свободным ниспадающим подолом.
Костюм застёгивают сверху до талии. На груди имеются декоративные вставки в виде газырей. Завершают наряд кожаный пояс, с которого свисает булат из дамасской стали, и аксессуары из серебра.
Рукава в костюме покрывают мужские руки до тыльной стороны ладони и играют больше декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, тогда получится своеобразный характерный для одеяния шарф.
Грузинский национальный костюм чоха выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают приобретать пурпурный наряд, местные жители выбирают классику — чёрный и белый. Также в продаже имеется чоха серого, бордового и синего цветов.
Мужская кавказская шапка из овчины
Речь пойдёт о папахе.
Из публикации в Большой Советской энциклопедии можно получить сведения об истории этого самобытного головного убора:
- очень долго шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, мех;
- в восемнадцатом веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеропе;
- с начала Девятнадцатого века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав собственного обмундирования;
- с середины Девятнадцатого века высокая шапка из меха официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной прерогатива носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начав с генерала и выше;
- во время войны к данному списку были добавлены полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Очень часто им являлась папаха. Мужчина в ней всегда смотрелся с гордостью и благородно.
Сырьём для производства служит шерсть барана, овцы или козы. Особенные экземпляры шились из шкуры ягнят.
Трухменки делятся на такие варианты:
- Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, мех не родившихся ягнят, и каракуля, мех новорождённых барашков. Это самый долгожданный презент для любого кавказца. Он означает статусность и почтение находящихся вокруг.
- Чабанские – популярный кавказский головной убор, называимый порой «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки её могут опускаться на лоб и прятать глаза. Удобен на выпасе (не прохладно и не жарко) и при необходимости управится с ролью подушки.
- Казачьи – донышко имеет основу ткани, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Востребованы среди кубанских и терских казаков.
Боди спицами боди для мальчика спицами
Назначение
Головной убор для мужчины всегда являлся особенной гордостью. В гардеропе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Как правило для каждого мероприятия была собственная:
- для каждого дня — тёмная или бурая;
- для свадебного празднования и праздничных дней — белая;
- для похоронного обряда — чёрная.
Несколько хороших фактов о традициях кавказских народов, которые связаны с папахой.
- Выйти из дома без головного убора считали недопустимым, а возникновение на свадьбе с ненакрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто необычным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был оставлять голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
- Трухменка не снималась даже просителем, не считая случаев просьбы прекращения родной мести или войны.
- Кинутая в пылу спора, она значила последний довод – хозяин был уверен в собственной правоте.
Праздничная национальная одежда
Наряды, которые принято надевать по праздникам, отличаются обилием декора. Даже бедные люди на свадебное торжество старались как можно лучше украсить свои предметы гардероба. Жених наряжался в белоснежную рубашку, штаны и чоху. При изготовлении такого национального костюма применялись дорогостоящие материи. Например, кашемировая, атласная или сатиновая ткань. Поверх накидывался расшитый золотыми нитями плащ. Грузинский образ при этом обязательно дополнялся с помощью пояска с кольцом для фиксации кинжала. Он обильно декорировался вышивкой.
Невеста облачалась в белоснежный наряд. При его пошиве применялась шелковая или атласная материя. Рукава при этом обязательно должны были быть длинными и широкими. Чтобы обеспечить максимальный комфорт, их делали двойными. Верхние оснащались разрезами, открывающими верхнюю часть руки. Под ними отмечалось наличие второго рукава. Обусловлено это тем, что оголение кожи для грузинок являлось недопустимым.
Грузинские национальные костюмы поражают своей изысканностью и строгостью. Они по сей день остаются актуальными на территории данного государства. Определенные их элементы можно даже увидеть на модных показах знаменитых дизайнеров.
Прочитали: 1032
Поделись записью с друзьями
Обувь
Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.
Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.
Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.
Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.
Традиционная одежда отражает особенности культуры и обычаи народности. Не является исключением грузинский национальный костюм, который был распространен на территории страны до начала XX века. Его отличает строгость и элегантность. Этот костюм – культурное наследие государства, поэтому грузины почитают его и надевают до сих пор на праздники или другие национальные торжественные мероприятия.
Традиционная обувь
Обувь у грузин также отличается в зависимости от места проживания, сословия и финансового положения. В горной местности особо востребованными были читеби. Они представляют собой вязаные носочки с меховой подошвой. Мех на них был расположен с наружной стороны. За счет этого удавалось предотвратить скольжение.
Жители грузинских городов носили коши. Это туфли, не оснащенные задниками с завернутыми вверх носами. Женские модели изготавливались из бархата. Такие изделия оснащались высокими каблучками. В зимний период использовались ичиги. Это кожаные сапоги с мехом. Характерной особенностью таких изделий является мягкий носок.
Мужчины с хорошим достатком носили цаги или мести. Это высокая модель сапог, при изготовлении которых применялась кожа. Нередко такую обувь украшали с помощью драгоценных камней.
Бедные люди отдавали предпочтение ботинкам под названием каламани. Такая обувь использовалась как мужчинами, так и женщинами. Для лета подобные изделия создавались путем сплетения кожаных или войлочных полос. Зимние модели изготавливались из цельных материалов, которые перетягивались с помощью веревок. Грузины со средним уровнем достатка носили созданные из мягкой кожи пачули.
Этнические грузинские мотивы в современной моде
Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.
Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.
Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.
Чоха и символы — значение грузинской традиционной мужской одежды
В особом представлении национальный грузинский костюм чоха не нуждается — его не только знают во всем мире, но и восхищаются им
Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.
Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.
— Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?
— В целом, чоха – это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.
Вот, например, раньше на чохе не было такой детали, как газыри. Они появились позже, когда появилось ружье. Возникла необходимость пришить к костюму такую деталь, которая помогла бы воинам легко хранить патроны. Самым хорошим местом оказалось именно вот это место — на груди, рядом с сердцем, они быстро могли достать патроны. То есть им было комфортно, во время боя им не приходилось их искать и долго возиться. Газыри — очень важная деталь, которая сделала чоху еще более красивым и неповторимым костюмом.
— Чоха была разной, так ведь?
— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета – свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.
Была и чоха с разрезанными рукавами – почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.
Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.
Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.
Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.
В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.
Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.
— У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?
— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.
Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое – это красота, а второе – практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.
Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.
— Почему вы решили заниматься именно чохами?
— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.
Аджарский костюм
Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите на фото и вы всё поймёте. Всё выглядит красиво, а главное — рационально.
Мужской костюм состоит из рубахи и скроенных особым способом шаровар из шерсти или чёрного сатина. Просторный верх и узкий низ штанов не стесняли движений джигита. Поверх рубахи надевали жилетку в тон шаровар. Самой узнаваемой и одновременно дорогой частью мужского костюма считалась чоха с воротником-стойкой и рукавами до середины локтя. Подпоясывали чоху кожаным ремнём или ярким кушаком. Завершали образ джигита патронташ, кинжал и ружья.
Невероятно красив и функционален женский костюм. Состоял он из длинной, до щиколоток, рубахи синего или красного цвета и шаровар. Поверх аджарка надевала распашное платье из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной передник. Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно отбрасывался через плечо, покрывая шею. Поверх надевали ещё один платок, скрывавший большую часть лица. С 12 лет аджарки-девочки надевали белую чадру, которой прикрывали лицо.