Палехская миниатюра. народный промысел в посёлке палех

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.

История русских лаков

В России лаковая живопись существует уже более двух столетий. Ее началом принято считать конец XVIII века, когда московский купец Коробов основал фабрику по производству лакированных козырьков, предназначенных для русских армейских головных уборов. Лаковая миниатюра появилась несколько позднее, когда при российском императорском дворе в моду вошел обычай нюхать табак. Коробов сумел довольно быстро организовать изготовление миниатюрных лаковых шкатулок – табакерок. Со временем подобные вещицы стали использоваться для украшения помещений. Соответственно, требования к их художественному оформлению стали выше. В дальнейшем произведения русских мастеров стали заметно отличаться от западных образцов как по технике исполнения, так и по сюжетам, имевшим ярко выраженный национальный характер. Так, в русской лаковой миниатюре появились герои и сцены из народных былин и сказаний классической и древнерусской литературы, показывавшие русские традиции и быт, воспроизводившие красоту окружающей природы.

Палехская роспись

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех…

Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.

Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.

Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.

Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона «Всех скорбящих радости» начала 17 века.

Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

После революции 1917 года, из-за смены политической власти , данное направление в искусстве пришло в упадок и художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.

И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.

Поставец с росписью в духе «революционных агиток»

Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.

Разделочная доска с палехской росписью. Часы.

В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.

Палехская шкатулка.

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.

Шкатулка с сюжетом из сказки «Дюймовочка».

Отличительные черты палехской школы :

миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;

  • общий мягкий тон письма;
  • многообразие элементовкомпозиции и их живописность;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие радужных сияний;
  • вписание остроконечных гор;
  • деревья с натуральной листвой;
  • удлинённость фигур подобно строгановским;
  • тонко прописывались головы и обнажённые части фигур;
  • фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Рабочее место палехского художника:

По материалам интернет-сайтов.

История возникновения и развитие в России

Рождение в Палехе искусства миниатюрной росписи не случайно. Оно возникло из многовековых традиций русской живописи и народного творчества, что и является его основой. Опыт многих поколений палехских живописцев и мастеров иконописи очень многообразен и богат.

Свой собственный неповторимый стиль иконописцев Палеха сложился под влиянием соседей — новгородской, строгоновской и ярославской школ, а также поволжской живописи XVII века. Несмотря на то, что иконописный стиль придерживался строгих канонов, каждая школа старалась привнести в письмо икон свои черты и особенности, выражающиеся в подборе цветовой гаммы, деталях изображения людей, предметов, одежды или элементах пейзажа. В зависимости от времени и условий написания икон менялась манера изображения и набор элементов. На некоторых палехских иконах можно встретить детали из повседневной жизни людей того времени: посуду, предметы интерьера, оружие или одежду. Встречаются изображения палат, повозок, пейзажи и архитектурные элементы.

Первое упоминание о Палехе встречается в летописях, относящихся к началу XVII века. В исторических документах того времени встречаются описания Палеха, как места с хорошо развитым иконописным промыслом — к тому времени в селе насчитывается около двадцати иконописных мастерских. Однако свой собственный стиль, отличающийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий и большим количеством красок золотых оттенков, применяющихся для написания одеяний святых, сложился только ближе к середине XVIII века.

Помимо написания икон, палешане занимались и живописью монументальной, принимая участие в росписи храмов и церквей, создавая на стенах настоящие шедевры, без которых мы не можем представить убранство даже самых скромных церковных интерьеров. К примеру, с 1762 по 1774 год в самом центре Палеха был возведен Крестовоздвиженский храм, роспись которого целиком выполнена местными художниками.

Уже к середине XVII века народная молва разнесла вести о великолепных работах живописцев Палеха и достигла крупных городов России, в том числе и Москвы. Палехских мастеров стали приглашать в стольный град для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант иконописцев села, расположенного на речке Палешке, можно оценить и сегодня, посетив такие знаменитые исторические памятники России, как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадская Лавра.

Палехские иконы были весьма дорогим удовольствием, так как они писались долго и тщательно, по образцам сохранившихся старинным работам мастеров прошлого, и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, в спросе на иконы, написанные в Палехе, недостатка не было, и с XVIII века Палех становится центром иконописи, сохранившем лучшие традиции русской живописной школы XV–XVII веков. Палехская школа прославилась на всю страну, иконописный промысел процветал, а работы мастеров раскупали очень охотно.

Однако к концу XIX века создание икон в России приняло практически производственные масштабы, что привело к ухудшению качества произведений. В погоне за скоростью создания иконописных композиций, за увеличением числа работ, потерялось всё то, что так ценилось в русской живописи — прорисовка деталей, создание воздушности, прозрачности изображения, наполнение объема различными элементами, передача тончайших эмоций на ликах святых. Иконы становились дешевле, а их качество все хуже и хуже. Особо тяжелым ударом по традициям рукописной живописи стало изобретение и распространение массовой печати, вследствие чего появились очень дешевые и доступные печатные иконы. Однако последний и самый сокрушительный удар по русской, в том числе и палехской, иконописи нанесла социалистическая революция 1917 года. После тех событий палехские мастера остались практически без работы, так как при новой власти создание икон стало не только невыгодным, но и просто опасным делом. Таким образом, для палехской живописи обозначился крутой поворот, когда потребовалось весь накопленный веками опыт использовать в другой сфере творчества. Ну а иконописный промысел прекратил свое существование.

Центры русской лаковой миниатюры

В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой росписи храмов. Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

Техника палехской росписи

Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

Маленький мир, где добро побеждает

Лаковой миниатюрой в Палехе сейчас занимаются в основном женщины, хотя изначально это ремесло, как и иконописание, напротив, считалось мужским. Евгения занимается миниатюрой уже около 20 лет. Как и другие, она четыре года училась в Палехском художественном училище имени М. Горького, после чего пришла в мастерскую – под крыло опытных художников.

«У нас все так же, как было в советское время, когда учились четыре года в училище, потом приходили в мастерскую и там еще лет пять набирались опыта. В дореволюционных иконописных мастерских это только так и работало: тебя подсаживают к мастеру и ты у него учишься. Он тебе что-то подсказывает, ты смотришь, пробуешь, копируешь. Мы сейчас развиваемся, набираем новых мастеров, к нам приходит молодежь. Конечно, сразу у них не получается выдать тот уровень качества, который необходим. Это нормально, как и в любом деле», – говорит Евгений Лакеев. Каждый год палехское училище выпускает 15-16 молодых художников, которые в дальнейшем занимаются лаковой миниатюрой или иконописью. В Палехе это до сих пор одна из самых популярных профессий.

И в самом деле, атмосфера в этом месте царит творческая, сказочная и по-настоящему добрая. Это в полной мере раскрывается как в нраве местных жителей, так и в искусстве. А если сказать точнее, их нрав находит отражение в творчестве, которым они себя окружают. Недаром в лаковых миниатюрах и иконах палешане всегда использовали золото. Оно здесь не просто для украшения. Золото в палехской миниатюре – не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом божественной благодати.

В 1920-е годы это даже порождало конфликты художников с властью. Тогда лаковая миниатюра только начинала развиваться, и, пытаясь встроиться в новую реальность, палехские мастера экспериментировали с актуальными сюжетами. Помимо привычных им бытовых, песенных и сказочных образов начали появляться и другие –идеологические. «Встреча Ленина на Финляндском вокзале», «Новая деревня», «Изба-читальня», «На страже революции», «Приезд специалиста на село», «Мандат на продразверстку», «Селькор Дуняша» и прочий так называемый «агитлак» – все эти сюжеты палешанам диктовала жизнь. «Конечно, палехских художников 20-х-30-х годов, бывало, ругали: «Как-то у вас красноармеец слишком на апостола похож!» – смеется Евгений. И в самом деле: палехская лаковая миниатюра всегда несет в себе что-то доброе и светлое – в этом ее предназначение.

«Поскольку новый палехский стиль – это продолжение и развитие иконописных традиций, искусство это все равно духовное. Лаковая миниатюра не состоится, если что-то будет изображено слишком реалистично или будет очевидно, что произошла победа зла, какой-то страшный сюжет. Каждая миниатюра – это такой маленький мир, в котором добро побеждает, в котором светло и хорошо. Добро и какое-то любопытство по отношению к жизни, к миру – в этом сама философия лаковой миниатюры. Как и настоящая иконопись, палехская миниатюра – это высокое духовное искусство», – заключил Евгений Лакеев. Мы уезжали из Палеха с полными пакетами сувениров. Конечно, на настоящую лаковую шкатулку еще копить и копить, но, думаю, прикоснуться к волшебству этого светлого искусства нам все-таки удалось.

Общие черты палехской росписи

Как и любое народно-прикладное искусство, относящееся к определенной местности, палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт, основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальниками искусства палехской миниатюры были бывшие иконописцы, то этот факт не мог не отразиться на стиле написания художественных композиций, создаваемых палехскими живописцами. Палехские мастера иконописи отличались безупречным чувством цвета и тончайшей прорисовкой каждой детали, что и привнесли в рисунки на шкатулках, портсигарах и прочих предметах народного промысла. Можно сказать, что вся палехская лаковая миниатюра основана на иконописной живописи, её традициях и приемах.

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха — это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • общий мягкий тон написания композиции;
  • орнаментальная изысканность рисунка;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистичной листвой;
  • строгановская удлинённость и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнажённых частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • пробелы;
  • фоны темных тонов.

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.

Особенности технологии вы можете видеть на картинках.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.

Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.

Элементы палехской росписи

Палех – это роспись, которая имеет свои композиционные особенности. Она отличается тонкой прорисовкой мелких элементов, из которых складывается картинка. Наиболее часто в изделиях мастеров прослеживаются мотивы былин, басен, сказаний, а также сценки из народного быта.

Отличие техники от хохломы или гжели прослеживается в цветовой гамме. Фон зачастую выбирается черный, на нем отчетливо видны мельчайшие детали сюжета. По всему полю сияют золотые элементы. Эта традиция идет из глубины веков. Во время написания икон, этот цвет символизировал близость к солнцу.

К основным особенностям палехского рисунка относятся:

  • многослойность в прокраске контуров и создании тени;
  • слегка вытянутое изображение фигур персонажей;
  • натуралистичность в прорисовке мелких деталей;
  • множество выделенных элементов небольшого размера.

Производство изделий народного промысла продолжается в настоящее время. В качестве основы под роспись используется дерево. Удивителен тот факт, что гравюры для оформления классических произведений в книгах также выполнены в запоминающейся палехской технике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector