Выжигание по дереву: описание технологии, мастер-классы, рисунки и картинки оформления для начинающих

Инструменты для выполнения пирографии [ править | править код ]

Во второй половине XX века, благодаря изобретению электрического пирографа — прибора для выжигания (горячей гравировки) — пирография получила развитие как самостоятельная техника не только в ДПИ, но и в художественной графике. В то же время, пирография по дереву является одним из самых популярных (наряду с вышиванием и лепкой) видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира.

Современные выжигательные приборы для контактной пирографии бывают двух видов:

  1. Трансформаторные с нихромовой насадкой и регулировкой температуры.
  2. Паяльникового типа с латунными насадками (в основном бывают без регулятора температуры, но встречаются модели и с регулировкой. Иногда мастера пирографии самостоятельно дорабатывают паяльниковые выжигатели, подключая к ним диммеры.)

Для продуктивной работы трансформаторный контактный прибор для выжигания должен иметь достаточную мощность (около 40 Вт), плавную регулировку температуры (на минимуме игла/насадка должна едва оставлять след на выжигаемой поверхности, на максимуме раскаляться до красна), на ручке пирографа должны быть винтовые зажимы, которые надёжно удерживают нихромовую иглу/насадку. Для самостоятельного изготовления игл/насадок обычно используется нихромовая проволока 0,8 – 1 мм.

Выжигать по дереву можно струёй пламени, для этого используется баллончик с газом с надетой на него газовой горелкой, например, с пьезо поджигом. При определённой сноровке можно выжигать не только чёрный фон, но и оттенки.

Кроме того, существует новосибирская тоновая пирография, при работе в этой технике, вместо раскаленной иглы, используется специальный прибор, изобретённый учёными новосибирского Академгородка. Этот прибор представляет собой духовую горелку в форме пистолета со сменными соплами разного диаметра, и с тонким шлангом, по которому пирографист пускает воздух в камеру нагревания непосредственно дуя в шланг ртом, или подключив его к компрессору. Такой бесконтактный выжигательный прибор позволяет выжигать по дереву струёй горячего воздуха, как кистью .

Пирографию можно выполнять с помощью собирающей линзы. Это делается в солнечную погоду. В качестве обрабатываемой поверхности берётся деревянная доска, фанера, пластмасса или другой подобный материал. Для выжигания линза располагается таким образом, чтобы солнечные лучи сфокусировались на обрабатываемой поверхности. Затем линзу передвигают так, чтобы яркое пятно перемещалось по поверхности, оставляя линии. Необходимый размер линзы зависит от облачности и высоты нахождения Солнца над горизонтом — чем больше линза, тем сильнее она выжигает. Обычно годится линза диаметром от 5 сантиметров. Но слишком большая неудобна, потому что может привести к возгоранию поверхности.

Декоративное выжигание по дереву — искусство, появившееся в 700 году до н. э. В том или ином виде встречалось практически у всех народов. Родина — Перу. В Россию пришло в конце XX века. Техника применялась для украшения матрешек.

Первый инструмент, предназначенный для выжигания по дереву, работал на бензине. За счет этого топлива происходило накаливание платиновой иглы. Мастер, выжигающий узор на деревянной поверхности, был вынужден постоянно обеспечивать подачу горючего, управляя ножной педалью.

На смену выжиганию пришла декоративная роспись. Полюбившаяся многим техника отошла в тень, хотя преданные своему ремеслу мастера продолжили украшать шкатулки, сундуки, кувшины, другие деревянные предметы.

Советы для начинающих

  1. Контуры нужно изображать одной линией, ведя наконечник медленно.
  2. Начало линии будет плавным, если в момент начала ее рисования немного подуть на жало.
  3. Заливку сделать быстрее всего получается при средней температуре устройства.
  4. Время от времени следует очищать наконечник от скоплений нагара.
  5. Менять наконечник нужно только плоскогубцами.
  6. Нельзя оставлять прибор в сети без присмотра.
  7. Нужно давать пирографу отдохнуть, периодически отключая его. Так он прослужит гораздо дольше.
  8. При неисправности выжигателя следует немедленно прекратить работу, дождаться его полного охлаждения и затем отнести в сервисный центр по ремонту бытовой техники.

Технология выполнения выжигания по дереву

Новичкам лучше не задумываться о технологиях, предполагающих работу горячими клише, кислотой и токарным станком. Для начала полезно освоить простейшую методику пирографии.

Процесс заключается в нанесении рисунка с использованием прибора, напоминающего обычную ручку. С его помощью на основе создают изображение, подобно обычному рисованию.

Подготовка поверхности

Для выжигания лучше использовать мягкую древесину. В таким породам дерева относятся: липа, ольха, тополь, каштан. Они еще обладают уместным для такого вида творчества светлым оттенком, отсутствием явно выраженного древесного рисунка.

Фанера отлично подойдёт для тренировок

Важно использовать ровную поверхность.
Если материалу требуется подготовка, то её обязательно проводят заранее. Для этого убирают сучки и неровности.
Поверхность лучше отциклевать, зачистить мелкой шкуркой, можно покрыть лаком для дерева.

Создание наброска

Без наброска с задачей справятся только люди, обладающие художественными способностями. В качестве основы рисунка может выступить любой шаблон. Желаемое изображение удобно распечатать на листе бумаги, вырезать по контурам.

Если рисунок представляет собой замысловатую картину из тонких линий, то его можно перенести с помощью копировальной бумаги. Картинку в распечатанном виде оставляют перед глазами для наглядности работы.

Процесс выжигания

Для начала основной работы требуется разогреть прибор для выжигания. Подготовленный инструмент берут пальцами, подобно захвату карандаша. По наброску выполняют прорисовку линий горячим металлическим стержнем. Начинают с внешних контуров картинки. Прямые линии создают быстрыми, но лёгкими движениями. Нажим здесь не нужен.

  • Если требуется сделать линию толще, то не применяют силу, а замедляют скорость продвижения.
  • Для создания точек или кривых линий инструмент держат перпендикулярно обрабатываемой поверхности.
  • Когда требуется нарисовать несколько линий в непосредственной близости, между их нанесением лучше выждать время.
  • Поверхность в месте работы сильно нагревается, полоски, созданные рядом, рискуют некрасиво слиться в одной большой опалине.
  • Всю работу над картинкой лучше выполнять по частям, перемещаясь из одной части рисунка в другую.

Через каждые 3-5 минут инструменту надо давать отдых, отключая его нагрев. Форму штрихов можно менять, наклоняя остриё прибора, можно менять силу нажима, но не делать её чрезмерно интенсивной.

Цвет линии также получится варьировать. Для этого увеличивают или уменьшают силу нагрева прибора. Если выжигатель укомплектован сменными фигурными перьями, то внести разнообразие в технику нанесения картинки станет проще.

Последующая обработка

Готовую картинку следует снова обработать мелкой наждачной бумагой. Это сделает рисунок более естественным на вид. После этого картинку можно раскрасить. Заполнение цветом легко заменить на простую обработку глянцевым или матовым лаком.

Для росписи рисунка используют акварельные или масляные краски.
Перед раскрашиванием важно с особенной тщательностью подготовить поверхность.
В этом поможет использование стеклянной бумаги

После этого выполняют травление поверхности раствором квасцов.
Подобная обработка необходима для нанесения краски ровным слоем без пятен и царапин.
Наложение цвета выполняют с особой осторожностью, используют разные кисти и палитру.

Самым простым и понятным для начинающих окажется пирография или горячее рисование по дереву. Его техника проста, не требует особых умений или затрат, а результат подобен художественному мастерству. Технологию под силу освоить как взрослым, так и детям школьного возраста.

Приступая к работе

Работать нужно в проветриваемом помещении, используя респиратор. Рабочее место и заготовка должны хорошо освещаться. Чтобы рабочая рука не уставала, можно положить мягкий валик под локтевой сустав.

Для нанесения эскиза подойдет твердый карандаш. В случае ошибки лишне линии убираются ластиком. Можно воспользоваться копировальной бумагой, что сделает рисование более простым.

Во время выжигания нужно соблюдать следующие правила:

  1. Сначала выжигаются главные линии и контуры изображения, после этого выполняется детализация и штриховка.
  2. Двигаться лучше по направлению к телу, так рука меньше устанет.
  3. Если в рисунке есть заливка или градиент, первым делом следует изобразить контуры.

После завершения процесса, наждачной бумагой (лучше использовать мелкозернистую) очищается поверхность изображения, убираются обугленные участки. Проект можно раскрасить красками. После всех манипуляций готовую картину покрывают лаком и оставляют высыхать.

Инструменты и материалы

Для пирографии потребуется специальный прибор – электровыжигатель с пером (жалом) из нихрома или латуни или паяльниковый выжигатель. Чем они отличаются?

Петельные пирографы представляют собой коробку с трансформатором и ручку с проволочной петлей.

  • Быстро накаливаются до нужной температуры, но и скоро остывают.
  • Уровень нагрева регулируется.
  • В комплекте сменные петли разных форм и размеров.
  • Удобны в работе.
  • Процесс выжигания идет относительно быстро.

​К недостаткам этого типа выжигателей относят тот факт, что насадки быстро приходят в негодность, их сложно менять, а из-за быстрого остывания петли приходится делать частые перерывы. Рисунок получается точечным, состоящим из мелких штрихов, так как непрерывную линию провести довольно тяжело.

Паяльниковые выжигатели выглядят и работают, как одноименный прибор. Устройство представляет собой толстую «ручку» с жалом на конце.

  • Медленно нагреваются, но очень долго держат рабочую температуру.
  • Большой выбор сменных насадок, надежны и долго служат.
  • Насадки можно без проблем поменять даже во время работы.
  • Позволяет делать рисунки со сплошной заливкой, тенью, переходами, проводить сплошные линии любой толщины.

Минусы: если паяльниковый пирограф сломался, то придется покупать новый. Кроме того, температура и мощность прибора фиксируется, поэтому процесс идет медленно. При желании и усердии, независимо от типа пирографа, можно научиться создавать настоящие шедевры.

Что касается материала, то лучше всего выбрать фанеру, плиту МДФ или пластины из массива тополя, осины, ольхи, липы, каштана, кедра, вишни

Важно, чтобы дерево было совершенно сухим, светлым, гладким, без сучков и «глазков»

Никогда не берите основы, которые покрыты чем-либо, например, лаком или краской. Вы можете отравиться ядовитыми испарениями или пострадать от возникшего возгорания.

Для работы также потребуются:

  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • копировальная бумага черного цвета (именно этот вариант не доставит хлопот);
  • острый твердый карандаш;
  • плоскогубцы;
  • подставка для пирографа;
  • малярный скотч;
  • краски и лак, кисти для финишной отделки;
  • сухая чистая тряпка, старое махровое полотенце.

Начинать знакомство с пирографией лучше всего с готовых наборов для творчества. Там есть все необходимое, кроме самого прибора, и главное: превосходный результат гарантирован.

​ ​

Мастер-класс по выжиганию

Если все готово к работе, можно приступать. Начинается творческий процесс с подготовки дощечки. Мастер должен зачистить ее мелкой шкуркой, после чего не лишним будет натереть ее водно-меловым раствором. Доска должна высохнуть, на сухой поверхности можно работать.

Выжигание поэтапно:

  1. Нанесите на сухую поверхность доски выбранный эскиз (воспользуйтесь копировальной бумагой или трафаретом).
  2. Включите пирограф, соблюдая все предписанные прибору правила техники безопасности. Дождитесь, пока перо прибора накалится и покраснеет.
  3. Расположите доску на рабочей поверхности так, чтобы работать пирографом вам было удобно. С одинаковым нажимом ведите пером по контуру и всем элементам картинки так, чтобы на обработанных линиях появлялась выразительная темно-коричневая полоса.
  4. Начинать выжигание лучше с внешних линий, после их проработки переключайтесь на основную часть рисунка. Второстепенные фрагменты выжигаются в последнюю очередь. Если картина сложная, мысленно разбивайте ее на фрагменты, выжигайте каждый фрагмент поэтапно, не перескакивая с одной части работы на другую.
  5. Выжигание закончится, как только прорисованными окажутся все линии и детали эскиза. Когда обработанный пирографом эскиз превратится в законченный рисунок, можно выключать прибор.
  6. Не забывайте менять насадки, если того требует рисунок. И новичкам не стоит бояться частой смены насадок: подобный опыт быстро учит выжиганию, анализу результатов, он же знакомит с возможностями пирографа.
  7. Если хочется получить комбинированную работу, можно дополнительно расписать ее акварелью или просто покрыть бесцветным лаком.

В данном видео-ролике показан процесс выжигания, начиная с перевода рисунка и заканчивая полной детализацией изображения.

Еще до начала выжигания убедитесь, что вы знаете, как работает пирограф. Паяльный элемент должен нагреться до нужной температуры (современные приборы оснащены датчиком-индикатором нагрева).

Подсказки новичку:

  • в первые же уроки выжигания пробуйте делать штрихи и линии разной толщины, регулируя интенсивность прожига;
  • чтобы линия получилась тонкой, ведите ручку пирографа быстро, но без сильного нажима;
  • для красивых толстых штрихов используется медленное выжигание;
  • насыщенность оттенка корректирует увеличение температуры пера (но большой накал чреват частым перегоранием спирали).

Для первых работ рекомендуется выбирать простые изображения Часто в учебниках по пирографии пишут, что выжигание по дереву – это нечто среднее между рисунком и гравировкой. Но все же гравировки в этом творчестве больше. Потому новички, которые быстро осваивают выжигание современными безопасными приборами, понимают, что маловесные и простые пирографы зачастую не могут реализовать все задумки мастера. И работы, которые были выполнены 20-40 лет назад, выглядят более убедительно, хоть пирографы тех времен и громоздкие, и не такие «беззубые».

Но перейти к профессиональным устройствам успеете всегда, а если выжиганию учится ребенок, то маленькие и удобные приборы точно не отобьют у него желания творить.

Приступаем к декорированию

Готовые рисунки можно расписывать красками. Подойдут акварель или акрил, а также можно использовать масло при умении с ним работать. Цвет добавит вашей работе нарядности и яркости. Также, чтобы придать картине блеск и сохранить цвета, можно использовать восковую отделку.

Особенно интересной пирография окажется для детей, ведь так много красивых и интересных картин можно сотворить с помощью этой чудесной техники! Мальчики могут выжигать животных, любимых супергероев, модели автомобилей или мотоциклов. Девочкам же больше понравится выжигать принцесс, лошадей или единорогов, милых котят или цветы. А как будет здорово придумывать собственные сюжеты для выжигания! Есть где разгуляться фантазии. Вот несколько фото для вдохновения деток:

И несколько более сложных вариантов:

Что можно изготовить, применяя лазерные технологии

Гравировка отличается по типу нанесения и делится на векторный, а также растровый. С помощью векторной гравировки луч лазера чертит равномерные тонкие линии по всей поверхности. Для растровой же характерно нанесение отдельных линий и точек при помощи лазера.

При помощи лазерного выжигания можно изготовить различные информационные и рекламные таблички, брелоки, сувениры, декорировать вещи и даже создавать портреты неимоверной красоты.

Удачная идея для подарка — это гравировка фото на дереве, также различных предметах, например, шкатулках.

Лазерное выжигание обеспечит ювелирную точность обработки, независимо от формы предмета или заготовки. Легко справится с нанесением рисунка на поверхность сувенирного бочонка, или причудливого текста на корпус любимой гитары. Заготовки могут бить разных форм, но гравировка даже таких изделий будет отличатся четкостью линий и контуров.

При изготовлении символики в массовом количестве одинаковые рисунки не будут отличаться друг от друга, за счет аккуратности выжигания.

Что понадобиться для выжигания?

Основной атрибут, который должен быть в арсенале человека, решившего попробовать себя в пирографии – это выжигательный аппарат, называемый пирографом.

Первые аппараты представляют собой небольшие по размеру паяльники с пером, похожим на канцелярскую скрепку. Современные пирографы чаще всего оснащают более прочными, твердыми перьями, которые гораздо удобнее в применении и практичнее. Сразу отметим, что у современных приборов есть ряд недостатков:

  • Продолжительное время нагрева и остывания.
  • Если выжигать картину продолжительное время, то рукоятка прибора может нагреться и мастеру придется сделать вынужденный перерыв.
  • Аппарат может не выдержать слишком долгой работы и перегореть.

Минусы имеются также и у старых пирорафов и в частности это:

  • Высокая цена;
  • Дорогостоящий ремонт;
  • Необходимость частой замены наконечника;
  • Сложности в подборе запасных частей.

Выбор прибора – это дело добровольное и индивидуальное и каждый мастер может подобрать пирограф, соответствующие его требованиям и ожиданиям

Повышенное внимание все же стоит уделить современным приборам, оснащенным множеством насадок различной толщины и положительно зарекомендовавшим себя среди пользователей. Отметим, что большинство современных устройств можно использовать для выжигания по дереву любой породы

При выборе устройства обратите внимание на его комплектацию. Качественные пирографы чаще всего продаются в специальных кейсах, что облегчает их хранение и транспортировку

В комплект обычно входят насадки и подставка. Качественный прибор станет отличным подарком как для начинающего, так и для опытного мастера.

Определившись с приобретением пирографа, можно перейти к выбору набора для выжигания. На полках магазинов в настоящее время можно найти широкий ассортимент товаров данного рода. Отметим, что купить готовый набор гораздо проще и дешевле, чем подыскивать материалы самостоятельно.

Готовые наборы для выжигания представляют собой досочки с нанесенным эскизом рисунка, который и нужно выжечь.

Разновидности выжигания

Существует несколько способов выжигания. Во время термической обработки получаются плоские или объемные изображения. Виды выжигания по дереву условно можно разделить на несколько типов:

  • при помощи пирографа;
  • альтернативные.

При плоскостной пирографии изображение и фоновая часть располагаются в одной плоскости. При глубоком – изображение находится в уровне полотна, а фон создается при помощи ножевидных штифтов.

Преимуществом хобби считается и то, что процесс можно производить на любом виде древесины. Это могут быть как обработанные дощечки, подстаканники, так и выжигание на спилах дерева. Главное требование, чтобы дерево для выжигания было сухим.

Выжигание при помощи пирографа бывает:

  • контурное;
  • силуэтное.

Контурное выжигание подходит больше для новичков, поскольку это напоминает эскиз на бумаге, для выполнения которого не нужны особые умения. Такой стиль  применяется и профессиональными мастерами для выполнения надписей или как штриховка в сложных картинах.

Силуэтное выжигание подразумевает под собой создание изображений при помощи полной их затушёвки.  Проще говоря, при такой технике, желаемый рисунок или узор остается нетронутым, а выжигается фон вокруг него.

Чаще всего, профессиональные мастера комбинируют эти две техники для создания сложных изображений, в которых появляются тени и штриховка. В такой технике мастер передает перспективу, не теряя при этом фон изображения. Чтобы хорошо работать в художественном выжигании, необходимо обладать навыками рисования карандашом. Ведь без умения делать рисунки в карандаше, вряд ли у вас получится делать качественные картины при помощи электроинструмента.

Помимо основных способов, есть и альтернативные методы нанесения рисунка на дерево. К ним относятся:

  • выжигание кислотой;
  • пиротипия;
  • выжигание при помощи электрического разряда;
  • лазером;
  • солнечным лучом;
  • трением.

Выжигание при помощи кислоты происходит за счет воздействия на дерево химических составов. На изделие наносится слой воска, либо парафина, рисунок прорисовывают прямо по защитному слою, а затем наносят кислоту.

Пиротипия представляет собой нанесение рисунка при помощи готового штампа. Четкость и яркость изображения регулируются при помощи степени нажатия.

Процесс создания рисунка с использованием электрического разряда имеет общие черты с выжигание при помощи кислоты. Только в данном случае контур рисунка наносится электролитами, а после по дощечке пропускается ток.

Искусство выжигания на дереве при помощи лазера позволяет создавать сложные и четкие узоры. Преимуществом данного метода, является то, что при помощи таких станков создается большой объем продукции. На многих станках, операторам даже не обязательно иметь художественные навыки, поскольку необходимый рисунок считывается с USB – носителя. Это позволяет создавать сложные работы.

Техника выжигания при помощи солнечного луча возможно только в ясную погоду. Для этого понадобится лупа и фанера. Это трудоемкий и долгий процесс, поскольку лупу необходимо держать так, чтобы луч солнца фокусировался на поверхности дерева. Применение такой техники станет неплохим творческим опытом, поскольку полученная картина будет уступать в качестве.

Выжигание по дереву для начинающих

Для работы потребуется электровыжигатель со специальным петельным пером или паяльниковый выжигатель.

Принцип их работы схож, за исключением нюансов:

  • Петельный наконечник быстро нагревается и быстро остывает.
  • Таким наконечником очень сложно провести прямую непрерывную линию.
  • Срок службы этого типа пера достаточно мал.

Не зависимо от типа выжигателя, добиться значимых результатов можно на любом устройстве.

В качестве материала лучше всего подойдут:

  • Лист фанеры;
  • Доски из деревянного бруса (кедр, вишня, тополь, осина). Дерево должно быть гладким, без сучков;
  • Плита МДФ.

 

В целях экономии материала, заготовки можно и нужно делить. Сделать это можно в том магазине или на рынки, где заготовки приобретены или дома самостоятельно. Для этого подойдет лобзик (для фанеры) или ножовка (для дерева).

Резать нужно с осторожностью, чтобы края заготовки не повреждались. Далее древесина обрабатывается наждачной бумагой, очищается от пыли

Простым и эффективным решением будет покупка готового набора, в комплекте которого есть все необходимое для работы. Также можно собрать набор самостоятельно.

В него чаще всего входят:

  • Наждачная бумага для обработки заготовки.
  • Простой карандаш для нанесения эскиза (твердый, заостренный).
  • Рабочий стол с подставкой для выжигателя.
  • Краски, лак на выбор.

Как правильно работать

Легко заметить, что рабочий инструмент выжигателя по дереву напоминает обычный карандаш, потому и техника работы с ним мало чем отличается от обычного рисования

Важно только не забывать, что «карандаш» очень горячий

Весь процесс работы можно представить в виде нескольких простых шагов.

Подготовка

Надо выбрать дощечку, на которую будет нанесен рисунок. Ее поверхность должна быть ровной и гладкой. Для выравнивания древесину циклюют, обрабатывают наждачной бумагой.

Хорошим материалом для выжигания, особенно начинающему мастеру, будет фанера. Она дешевле, ее поверхность практически готова к работе, достаточно только выровнять ее шкуркой.

Нанесение рисунка

Тем, кто имеет навыки рисования, справиться с подобной работой несложно, более того, мастера могут обходиться без эскиза, работая сразу выжигателем. Начинающим же можно посоветовать подобрать подходящую картинку в интернете, распечатать ее и перенести на рабочую поверхность. Тут пригодится старая проверенная временем копировальная бумага, масштабировать изображение можно методом переноса по квадратам.

Для начинающего мастера стоит выбирать простые рисунки, не изобилующие мелкими деталями. Кроме того, лучше сразу изготавливать что-то конкретное, не какую-то абстрактную дощечку, а, к примеру, фанерную подставку под микроволновку, которую можно украсить растительным орнаментом.

Выжигание

Разогретым жалом выжигателя начинают наносить рисунок по заранее обозначенным линиям. Ручку инструмента держат как обычный карандаш.

Нанесение рисунка начинают с внешних контуров. Прямые линии выполняют быстрыми движениями без нажима. Сделать акцент, провести жирную черту несложно, надо просто немного уменьшить скорость передвижения выжигателя. На криволинейных участках надо держать инструмент перпендикулярно поверхности дощечки, не допуская излишнего нажима.

Оттенок линии можно менять в достаточно широких пределах. Этого несложно добиться, меняя температуру жала, форму рабочего инструмента (в случае сменных насадок) и угол наклона.

Финальная обработка

Полностью готовое изображение обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. После покрывают слоем мебельного лака, при желании частично или полностью раскрашивают.

Правила выжигания по дереву

Гравировка изображений по нанесенным контурам – задача простая. После короткой подготовки создавать на подготовленной дощечке простые узоры сумеет даже школьник. Перечислим важнейшие основы выжигания по дереву:

  1. Прибор при нагревании или во время отдыха кладут на подставку.
  2. Гравировку начинают после разогрева пера до темно-красной окраски.
  3. Ручку выжигателя удерживают в руках, как карандаш.
  4. Рекомендуется каждые 10-15 мин. выключать устройство для остывания.
  5. Тонкие линии получаются при медленном движении пера.
  6. Для образования толстых линий инструмент ведут медленнее.
  7. В приборах с регулировкой накала можно менять температуру, влияя на интенсивность окраски линий.
  8. Запрещается сильно давить на перо.
  9. Не рекомендуется при нанесении сплошных однородных линий изменять скорость движения насадки.
  10. При желании затенить участок изображения, следует вначале обводить контуры, а затем выжигать широкой стороной пера середину.
  11. При удерживании пера на одном месте область рисунка выжигается глубже.
  12. При глубоком выжигании контуры обводят двойными линиями, а затем ножевидными штифтами «срезают» дерево, придавая ему требуемую фактуру. Оставшаяся кайма подрезается при окончательной отделке.

Что нужно для выжигания по дереву?

Для «рисования огнем» не требуется наличия сложнейших приспособлений, простенькие выжигатели стоят недорого. Если же пирография по дереву придется по душе и захочется повысить уровень работ, можно приобрести универсальные приборы со сменными насадками и широким режимом настроек. В домашний набор для художественного выжигания по дереву нужно включить следующие элементы:

  • электровыжигатель;
  • деревянные заготовки;
  • эскизы с рисунками;
  • наждачная бумага;
  • копировальная бумага;
  • карандаши;
  • ластик;
  • краски;
  • воск;
  • лак;
  • ветошь;
  • набор кистей.

Материалы для выжигания

Древесину для гравировки подбирают с учетом физико-механических свойств. Тонким и деликатным процессом является выжигание, пирография легче выполняется на светлой и в меру податливой древесине с однородной структурой. Распространенную обычную сосну редко используют в работе из-за неоднородности материала и его смолистости, дуб плохо поддается обработке по причине высокой твердости.

Для выжигания подходит следующая древесина:

  • липа;
  • вяз;
  • клен;
  • каштан;
  • груша;
  • самшит;
  • береза;
  • платан;
  • пиренейская сосна;
  • листовая фанера подходящих сортов.

Материалы и инструменты

 Прибор для выжигания

Первое, с чего нужно начать освоение нового хобби, – это подарить ребёнку электрический прибор для выжигания. В самом простом и элементарном варианте это пластиковая коробочка с маленьким паяльником внутри. Нагреваемый докрасна наконечник данного прибора выполнен в виде металлической петельки и напоминает своей формой канцелярскую скрепку.

В принципе, его вполне достаточно для создания не только простейших «детских» картин, но и настоящих шедевров данного искусства. Те, кто занимался выжиганием в детстве, ещё при Советском Союзе, не дадут соврать.

Более продвинутый вариант прибора, который прежде был редкостью, – это выжигатель с набором сменных насадок – жал (или перьев). Жала из латуни считаются самыми лучшими. Они могут быть самой разнообразной формы и толщины. Имеются жала в форма волн и зигзагов. Такими насадками очень легко и приятно выполнять разнообразные орнаменты.

Современные наборы предлагают юному мастеру до двадцати видов всевозможных насадок-перьев: от базовых, необходимых при создании любого рисунка, до фигурных, которые требуются не так уж часто (если быть точным – то совсем нечасто), но значительно расширяют круг возможностей мастера.

Толщина ручки выжигателя – той, которую ребёнок непосредственно будет брать в свою руку – должна быть не слишком большой. Чтобы творчество не доставляло дискомфорта, и к инструменту не нужно было долго приспосабливаться и привыкать, юному мастеру обязательно должно быть удобно держать инструмент в руках.

Выжигательные приборы продаются в специальных коробочках (зачастую – из твёрдого пластика), поэтому они очень удобны с точки зрения хранения транспортировки. Также в стандартный комплект часто входит подставка для паяльника, набор насадок.

Вполне логично, что следующим или одновременным приобретением должна стать древесина. Прежде всего, она должна быть абсолютно гладкой. Кроме того, к ней предъявляются и ряд других особенных требований.

 Какой должна быть древесина для выжигания

По структуре дерева – она должна быть однородной и мелкопористой, без трещин и царапин, без следов механического брака; не смолистой (чем, как известно, особенно отличаются хвойные породы); светлых оттенков – такой фон в большинстве случаев смотрится гораздо более выигрышно; изготовленной из твёрдых пород дерева; с чистой и ровной поверхностью.

Удачнее всего подходят для выжигания разной сложности следующие породы дерева: возьмите липу, ольху, тополь, берёзу, каштан, осины – с такой древесиной, качественно обработанной соответствующим образом, наилучший результат гарантирован.

Самый оптимальный выбор для начинающего мастера – это готовые наборы для выжигания. В такие комплекты нет входят гладкие доски с уже нанесёнными на них изображениями. По тому же принципу, как в бумажных детских раскрасках.

В другом варианте, в наборе могут быть чистые доски и эскизы, которые юный мастер по выжиганию будет самостоятельно переносить на деревянную основу (трафареты).

Беспроигрышный вариант для начинающих – это, разумеется, фанера. Доски же должны быть сухими, без сучковатых вкраплений, с однородной структурой поверхности.

На светлых заготовках любой рисунок будет выглядеть более выразительным, и с ним намного проще будет работать. Если речь идёт не о готовой, тщательно обработанной древесине, а о выбранной самостоятельно, то перед тем, как начинать выжигание, поверхность такой заготовки не помешает дополнительно зачистить наждачной бумагой с мелкозернистой.

Заключение

В общем, в результате долгих экспериментов и выявления подводных камней мы пришли к выводу, что они оба варианта интересны, но лазерный выжигатель по дереву совершенно не подходит для нашей основной задачи – выжиганию картин и портретов. Если лазером хорошо получаются текстовые фрагменты (для изготовления табличек), узоры или контурные рисунки, то по части портретов лазер однозначно проигрывает нихромовому ЧПУ. А с учетом его стоимости, такие недостатки как точечный рисунок без оттенков и время выжигания просто сводит на нет его преимущества. Поэтому мы остановились на станке ЧПУ с нихромовой нитью. Конечно, нихром – не идеальный вариант, но при работе достаточно не допустить сквозняков и периодически менять жало, и Вы получите портрет, который невооруженным взглядом новичок не отличит от работы художника.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога Андрея Ноака! В одной из статей я упоминал что моя племянница занимается выжиганием по дереву и довольно успешно, я писал ранее про выжигания лазером и ознакомиться с этой статьей можно тут. Данная тема мне понравилась и и я продолжаю публиковать статьи про лазерное выжигание по дереву (гравировка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector