Варианты средневековой одежды и различные детали образа

Как создать средневековый лук

Если вы хотите выглядеть ярко и выразительно, следовать средневековому стилю, то должны знать его особенности и характерные черты:

  • Определенные материалы. Обычно дизайнеры создают свои коллекции, используя грубые ткани, кожу, металлические детали (например, клепки), различные плетеные и вязаные элементы.
  • Определенные формы. Стиль Gothic предполагает, что одежда создается несколько мешковатой, не стесняющей движений. В средневековый лук отлично вписываются вещи с капюшонами разных форм, худи, сумки-мешки, джемпера, укороченные брюки, удлиненные футболки, мешковатые пиджаки, джинсы с низким швом сидения, шапки-шлемы и так далее. Главный тренд – многослойность. Сочетать можно что угодно с чем угодно.
  • Определенные цвета. Главные тона, к которым обращаются дизайнеры, это черный, серый, коричневый, синий, болотный, любые их оттенки. Допускается разбавление яркими пятнами: оранжевый, золотой.

Примечания[править]

  1. Строго говоря, называть сапоги указанного времени ботфортами несколько неправильно.
  2. Есть мнение, что в некоторых случаях даже не труселя, а набедренная повязка наподобие индийского дхоти — хитро завернутое полотнище, образующее подобие штанов.
  3. Аутентичное название сего девайса не знает никто.
  4. Готический — потому что не романский, т. е. «варварский».
  5. В современном английском слово обозначает женское платье (парадное, «dress» обозначает более-менее повседневное) или мантию. Помимо этого, от него образованы слова «dressing/bathing gown» (халат) и «nightgown» (женская ночная рубашка)
  6. На XV—XVI века пришёлся расцвет этого предмета одежды (и доспехов, кстати, тоже): их делали самых разных форм и размеров, неизменным оставалось лишь назначение — подчёркивать социальный статус владельца через фаллометрию
  7. Так французы называли государства крестоносцев на Ближнем Востоке

Ядрена вошь

Микролитические орудия из раскопок около села Костёнки.

Первыми материалами, из которых изготавливалась одежда наших предков, были меха, кожа, листья и трава, которые обертывались вокруг тела для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Естественно, эти недолговечные наряды до нашего времени не сохранились, однако археологи располагают сведениями, что технология шитья появилась как минимум 30000 лет назад — именно таков возраст игл и проколок для шкур, обнаруженных в 1988 году на раскопках близ села Костёнки (Воронежская область).

Неандерталец: летне-зимняя коллекция мехов от «Обезьяна-Габана».

По некоторым косвенным данным можно определить и приблизительное время, когда, образно выражаясь, Адам и Ева начали стесняться своей наготы. Одним из наиболее оригинальных методов подобного исследования стал генетический анализ… человеческой нательной вши, которая, в отличие от головной или лобковой вши, приспособлена к паразитарному существованию на голой коже только под одеждой.

Было установлено, что это насекомое появилось примерно 100 тысяч лет тому назад (другие исследователи называют еще более далекую цифру — 540 тысяч лет). К тому времени волосяной покров на теле наших предков уже изрядно поредел. Вошь вряд ли могла заразить голого человека, и это свидетельствует о том, что первые образцы одежды были изобретены еще неандертальцами.

В некоторых регионах технологии производства одежды сохранились практически на первоначальном уровне даже сегодня (например, практичные и надежные изделия из шкур на Крайнем Севере). В других (Древнем Египте, Шумере) шерстяные изделия стали дополняться либо даже вовсе вытесняться ткаными материалами. Парадоксально, но факт — вплоть до индустриальной революции 18-19 веков заметных прорывов в моде не было. Сырье и технологии практически не эволюционировали, а виды предметов одежды, ее аксессуары и украшения менялись крайне медленно.

Средневековый гардероб уходит корнями в греческий, римский и арабский. Однако их мы рассматривать не будем — это отдельная, очень объемистая тема для совершенно другой статьи. Герой сегодняшнего дня — Его Величество западноевропейский костюм.

Индустриальная революция обошла этих индусов стороной — они по прежнему пользуются ткацким «станком», изобретенным сотни лет назад.

Разновидности

Средневековое платье обладало прямым кроем. Уместны были распашные варианты нарядов. До одиннадцатого века при этом даже не отмечалось особых отличий в мужской и женской одежде. В зависимости же от периода, мода обладала рядом характерных особенностей:

  • с 12 по 14 век. Красивые средневековые платья обладали максимальной длиной и облегали силуэт. Лиф при этом был плотным. Расширение отмечалось с линии талии. С этой целью использовались клинья. Пояс в данном случае никаких функций не выполнял и выступал исключительно элементом декора;
  • вторая половина 14 – начало 15 века. Отмечается активное развитие искусства шитья и кроя. Появляется готическая одежда, которая по сей день обладает популярностью в кругу представителей субкультуры готов. Средневековое платье начинает украшаться с помощью различного декора. Кроме того, наблюдаются две характерные тенденции. В связи с христианскими канонами тело полностью закрывается. С целью же демонстрации его достоинств, фигура максимально утягивается;
  • со второй четверти 15 столетия. Акцент делается на величии и могущественности аристократии, которая навеивается франко-бургундской модой. Одежда шьется тесная, на ней присутствуют тянущиеся вниз фалды. В качестве дополнения при этом выступали объемные головные уборы.

Женские наряды средневековья призваны были подчеркнуть хрупкость модницы. С их помощью указывалось на благочестие девушки, смирение пред тяготами жизни.

В ранний период средневековья одеяние женщин состояло из пары туник. Нижняя при этом была в пол и оснащалась длинными рукавами. Верхняя туника использовалась более короткая. Рукава на ней были широкими. Декором выступала отделка по рукавам, горловине и подолу.

Популярностью среди девушек средневековья обладало блио. Это длинное платье, оснащенное шнуровкой в области боков и зауженными рукавами. Поверх такого наряда накидывался плащ. Подкладка на нем могла изготавливаться из меха и ткани. В более поздний период одежда становится еще более многослойной. До линии талии при этом силуэт продолжает облегать, но в нижней части расширяется. Помимо туник, женщины начинают использовать сюрко, плащ, котт и камиза.

В качестве нижней одежды в период средневековья выступали камиза и туника. Верхним платьем выступал котт. При выборе сюрко, создавался акцент под грудью. На юбке сзади создавался шлейф. Его длина могла достигать нескольких метров. Под одеждой в области живота фиксировалась подушечка, с помощью которой создавалась имитация беременности. Зона декольте прикрывалась вставками. Для их изготовления применялась прозрачная ткань или кружево.

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

  1. «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  2. Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  3. Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  4. Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  5. Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  6. Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Изменения в женском костюме в романский период

В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Верхняя одежда домонгольского периода (IX—XIII века)[править]

Понёва состояла из трёх кусков домотканной клетчатой ткани

В принципе — то же, что и в остальных Европах, в особенности у викингов, так как они образовывали циркумбалтийский регион, куда помимо них и викингов, входили прибалты и финно-угры. На рубаху и мужчины, и женщины надевали свиту/свитку — лёгкий кафтан длиной до колен, сохранившуюся в украинском и белорусском народным костюмах; хотя, выходя на улицу, мужчины могли не носить свиту и вполне обходиться верхней рубахой. По состоянию на XIV век существовало два фасона свиты — полностью распашную, и с обрезом до середины груди и своеобразной юбкой (могла быть плиссированной), из-за чего по покрою свита напомниала рубаху. Вообще кафтан — одна из самых распространённых предметов верхней одежды, хотя само слово «кафтан» появилось лишь в XV веке.

Замужние женщины надевали на рубаху понёву, куски которой могли сшиваться или просто соединяться поясом-гашником. Могли носить её и девки, но чаще уже имеющие жениха, хотя существовал обряд «вскакивания» в понёву, означавший условное совершеннолетие девочки и готовность к сватовству.

Княжеская одеждаправить

После крещения Руси княжеская одежда оказалась под очень сильным византийским влиянием. На кафтан с помощью фибулы крепилось корзно — украшенный мехом плащ-мантия, причём таким образом, чтобы на одном плече была видна фибула. Одним из главных княжеских регалий была шапка — округлой формы и с меховой опушкой.

Какую обувь носили мужчины в Средние века?

Примечательной особенностью обуви XIII и до середины XIV веков были длинные носки туфель из кожи или бархата без каблуков. Такая обувь получила название пулены, что в переводе с французского означает нос корабля. Моду на такие туфли ввел граф Анжуйский, желавший скрыть уродливую форму своей стопы.

Фото 5

Пустой носок забивали паклей, загибали кверху, а самые длинные носы подвязывали под коленями при помощи лент и цепочек. Щеголи дополнительно украшали такую обувь колокольчиком или погремушкой. По форме обувь не имела различия для правой и левой ноги. В то время пулены были символом флирта. На званых вечерах, кавалер, касаясь под столом носком обуви ножки дамы, сидящей напротив, мог довести ее до оргазма.

Фото 6

Длина носов пулен была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни, родовитым дворянам — в две ступни, рыцарям — в полторы ступни, горожанам — в одну ступню.

Простолюдины носили сапоги с очень короткими голенищами — ботт, с длиной носка обуви не больше половины ступни.

Фото 6а

Неизменные спутники рыцарей

Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.

Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.

К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.

Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:

  • круппер – для защиты туловища;
  • критнет – для шеи;
  • шанфрон – для головы;
  • пейтраль – для груди;
  • фланшард – для боков.

Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.

Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.

Рыцарский костюм как показатель статуса

Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.

В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.

Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.

Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Примечания[править]

  1. Имевшую такое название, как «срака» или «срачица» — неполногласный вариант слова «соро(ч)ка», а не то, что вы подумали…
  2. Помните выражение «распоясаться» в значении «вести себя некультурно»? Также пояс считался оберегом от нечисти, так что «распоясался» можно понимать как «бес вселился».
  3. Правда, такой фасон встречается лишь с XIV в.
  4. Что характерно, в это же самое время каблук появился и в Западной Европе, также под восточным влиянием.
  5. Хотя периодически мода на бритые лица всё же появлялась, например, при Василии III, отце Ивана Грозного, поскольку вторая жена, Елена Глинская, жаловалась, что борода колет. По другой версии, Василий сбрил бороду по настоянию Елены, поскольку на её родине — Великом княжестве Литовском бороду было не принято отращивать; и таким образом, Василий своим видом напоминал обычаи родины Глинской.
  6. Смотри описание Святослава Игоревича. Но скорее всего это просто подражание степной моде половцев и печенегов (а Любор Нидерле, отметивший наличие этого обычая у древних мораван, предполагает, что он мог быть заимствован вообще у древних мадьяр), так как именно у тюрков право на ношение усов без бороды имели только воины — этому придавалось столь большое значение, что усы обязательно изображались на личинах шлемов и каменных изваяниях. Даже Тамерлан вопреки любым реконструкциям и иллюстрациям при эксгумации обнаружил только усы без бороды. Даже позже только воинское сословие Османской империи особое право носить усы без бороды.
  7. Самым известным примером является деревянная скамья (называемой Рижской, так как по «сюжету» новгородцы продают свой товар именно там) в церкви Святого Николая в немецком Штральзунде
  8. Хотя аналогично брили голову и поляки того же времени, следовавшие «сарматской» моде.
  9. За одну из таких приняли крышку из-под сосуда, найденную в Новгороде.
  10. Хотя головные уборы с фасоном, аналогичным ушанке, существовали в автомобильных частях инженерных войск РИА во время Первой мировой войны (конкретно шапка образца 1911 года) и у белофиннов во время Гражданской войны в Финляндии. Тогда же, в гражданскую войну, колчаковцы носили шапки-нансеновки, практически идентичные современным ушанкам, и которые в качестве трофея, вероятно, могли доставаться и красным дальневосточным партизанам. Кроме того, бока и зад армейской папахи образца 1910 года не зашивались, а застёгивались с передом на пуговицу, так что их можно было опустить, и в таком виде папаха отдалённо напоминала современную ушанку.

Отличия костюмов бедных и богатых

Крой и фасон одежды бедных крестьян и зажиточных горожан не имели различий. В Средневековье куски ткани соединялись между собой единственно возможным способом: шнуровкой. Швы скрывали накладными лоскутами.

Основные отличия касались качества тканей и отделки и богатства декора. Вышивки, украшения и аксессуары могли себе позволить только состоятельные люди. Даже если крестьянин разбогател и мог себе позволить более качественные материалы и выделяющуюся отделку, он не мог пойти против устава и сменить костюм.

Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.

Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.

Современная интерпретация

Платье в средневековом стиле продолжает оставаться востребованным по сей день. Его основные элементы переняли готы. Правда, наряды уже стали при этом более изысканными и вычурными. С их помощью представители готической субкультуры указывают на смертную тоску и безысходность.

Детали средневековых нарядов приспосабливаются в современной моде. Среди основных вариаций при этом можно выделить следующие:

  • акцент в области декольте;
  • платья из кружева, отличающиеся уровнем пышности и длиной;
  • корсеты, которые надеваются на голое тело или блузку, подчеркивают женственные изгибы;
  • укороченные пиджаки в тандеме с юбками фасона карандаш;
  • многочисленные вставки кружева, сетка или же шнуровка;
  • многообразие предметов гардероба из кожи;
  • майки и футболки черного цвета с принтами в виде птиц, пауков и костей;
  • плащи, оснащенные капюшонами;
  • массивные туфли и ботинки, оснащенные грубой платформой.

Модельеры постоянно возвращаются к средневековой моде, пытаясь адаптировать под популярный на сегодняшний день готический стиль. В коллекциях можно увидеть массу интересных решений. Например, свитера, которые визуально схожи с кольчугой рыцарей. Повсеместно используются такие изображения, как лики королей, соборов и базилик. Чтобы наряд соответствовал такому стилю, предпочтение отдается темным материям, которые сочетаются с яркими тонами. Уместны многочисленные воланы и кружевные элементы. Макияж при этом делается достаточно броским.

Платья, которые были популярны в Средневековья, выглядят невероятно загадочно и привлекательно. Не удивительно, что даже сейчас многие модницы проявляют к ним немалый интерес. Действительно, определенные элементы моды того времени вполне уместны даже сейчас. Главное, подобрать все детали образа таким образом, чтобы они гармонично сочетались друг с другом и соответствовали данному стилистическому направлению, а не вызывали дисбаланс.

Разновидности

В одежде раннего Средневековья господствовал прямой покрой, делался акцент на распашные наряды. Вплоть до XI века не существовало особых различий между женскими и мужскими одеяниями, особенности средневековой моды выделяются по периодам:

  1. От XII до начала XIV века. Длинные наряды в пол, облегающие фигуру. При помощи боковых швов плотно шьют лиф, а с талии начинают расширять юбку специальными клиньями. Пояс не имеет функциональной нагрузки, а служит декоративным элементом;
  2. Со второй половины XIV до начала XV века. Бурное развитие архитектуры Средневековья приводит к расцвету искусства кроя и шитья. Период дает начало формированию готической одежды, популярной среди определенных молодежных направлений до сих пор. Мужской средневековый костюм укорачивается, женский обогащается декоративными элементами. Параллельно развиваются две тенденции – максимально закрыть тело во имя христианских норм или утянуть фигуру, показав достоинства;
  3. Со второй четверти XV века. В массы попадает франко-бургундская мода, показавшая величие аристократии. Наряды стали шить тесными, их фалды тянулись по земле, а дополняли великолепие громоздкие головные уборы.

Женская одежда подчеркивала хрупкость владелиц, мужские костюмы демонстрировали богатство и статус. Людей, нежелающих носить наряды, соответствующие их полу, отлучали от церкви, провозглашали еретиками. Одежда в Средние века олицетворяла благочестие владельца, смирение перед мирскими тяготами.

Средневековая одежда

Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.

Основные тенденции:

  • Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  • Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  • Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  • Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  • В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  • Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  • Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  • Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

Это интересно: Ламе ткань: характеристики, особенности, советы по ухожу

Дизайнеры диктуют моду

На протяжении нескольких сезонов на модных подиумах появляются коллекции, взявшие основной темой – средневековье, готику, варварскую и грубую, но притягательную. Именитые дизайнеры и модельеры расстарались на славу.

John Galliano в своем репертуаре. Предлагая в мужской коллекции одежду в средневековом стиле, представил комплекты из туник, толстовок, курток, брюк, вымазанных краской и вываренных. Модели с низким швом сидения подчеркивают расхлябанность современной трактовки готического стиля, как и шапки-шлемы, яркие акценты и детали.

Средневековый стиль Джона Гальяно в коллекции осень-зима 2008-2009:

Модели из коллекции John Galliano осень-зима 2007-2008:

Dolce & Gabbana углубились в историю, как никто другой. Представленная ими мужская коллекция осень-зима 2014-2015 изобиловала средневековой готикой. Модели украшены принтами в виде кафедральных соборов, базилик, средневековых ключей, норманнских королей, которые вторглись в Сицилию в XI веке. Свитера вызывают четкую ассоциацию с кольчугой, а головы моделей венчают королевские короны, вязаные шлемы. Впрочем, есть в коллекции и классические формы – пальто, двубортные костюмы, брюки в полоску, с принтами, бархатные смокинги. В любом случае впечатление от нее остается величественное.

Nicholas K тоже выказали свою приверженность готическому стилю, не так явно, как остальные, но общее впечатление от осенне-зимней коллекции 2013-2014 года связывает ее со средневековым историческим периодом. Дизайнерский бренд из Нью-Йорка (брат и сестра Nicholas и Christopher Kunz) представил модели трикотажных вещей, капюшоны-шапероны, капюшоны-трубы, модели с длинными рукавами с отверстиями для больших пальцев, длинные куртки-парки с подвернутыми рукавами, ботинки со шнуровкой. Предпочтение отдавалось многослойности.

Средневековый стиль не собирается сдавать позиции. А это значит, что возможность подчеркнуть свою мужественность и силу останется у мужчин надолго.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Гупелянд

Поистине королевское одеяние, которое нужно нам здесь и сейчас. Это очень длинный халат или, если хотите, кейп, чей шлейф мог тянуться по земле. К нему прилагались такие же длинные рукава, расширяющиеся к ладоням, как крылья. Из-за обилия ткани образовывалось множество складок, а материалы, кстати, использовались самые роскошные: шёлк, парча и бархат. Кромку украшали узорами; она могла быть прямой или же в форме листьев и языков пламени (самого актуального принта, между прочим). Если мечтаете о похожем элегантном наряде, воплотить его в общем-то несложно: просто добавьте к очень длинному пальто или кейпу роскошный пояс и непременно отделку — тесьму, кисточки, строчки, ленты — в общем всё, на что пойдёт ваше чувство меры.

Апостольник

Возможно, этот головной убор напомнит апостольники современных монахинь — и не случайно: средневековая христианская культура считала неприличным непокрытые головы женщин. Так, волосы прятали за множеством ткани, а для уверенности завязывали получившийся убор под подбородком. Конечно, закрывать голову или нет, дело ваше — мы же предложим современную и нестрогую альтернативу апостольнику: например, у Andreas Kronthaler такой убор сочетается с кепкой. Возможно, в будущем он подрастеряет все коннотации с религией и станет более привычным.

Воротник-фрез

Если роскошные гофрированные воротники вас восхищают так же, как и нас, то вы наверняка хотели бы его однажды примерить. Сложно представить, как адаптировать такой аксессуар к современному гардеробу, даже закрыв глаза на его неудобство. Но мы бы действовали по примеру нашей героини: не слишком пышный воротник запросто можно надевать к деловому костюму или белой блузке, чтобы добавлять драматичности. К слову, в Европе XVI века любили фрезы самых разных размеров: чем они больше, тем меньше кажется голова. К счастью, сегодня доступно и любое кружево. Богатеи же того времени шили воротники преимущественно из роскошного венецианского.

Койф

Казалось бы, такой простой головной убор, но с такой длинной историей. Если увидите на улице или подиуме колпаки и повязки, как у Creatures Of Comfort и Matty Bovan, знайте, что это отголоски шляпки Средневековья — её носили аж с X века и до XIV, а в Англии и Шотландии и вовсе до XVII. Как самостоятельный головной убор или же подкладка под шляпу, колпак может быть выполнен из шерсти или хлопка. Не видим причин, чтобы не носить его сегодня.

Сюрко

Вещь, прообразы которой можно видеть на показах ,  и , — это верхняя одежда (хотя больше напоминает простой сарафан) без рукавов. Иногда проймы у этого предмета гардероба делали нарочито большими, благодаря чему получался интересный фасон и  часть нижнего платья.   

Чулки

Согласны, что чулки есть и в женском гардеробе, но в Средневековье мужские модели интересно отличались: часто каждая нога была разного цвета или рисунка. А ещё их надевали под пышные бриджи и пристёгивали причудливым образом. Сегодня подобные образы встречаются скорее в историческом кино, чем на модных показах, а мужчины ограничиваются чёрными легинсами под шортами или высокими носками. 

Доспехи

Платья богатых особ часто дополняли твёрдыми корсетами и жилетами, которые напоминали настоящую броню. Для знатных мужчин и военных доспехи были частью повседневной одежды, но споры о том, носили ли их женщины, ведутся до сих пор. Прообразы громоздких платьев, длинных корсетов и «панцирей» можно увидеть в последних коллекциях ,  и Chanel. 

Геннин

Одна из самых сложных вещей, которой можно было бы найти применение, — это «шляпка феи», или геннин. Если не говорить про костюмированные вечеринки и Хэллоуин, то головной убор высотой до 80 сантиметров будет смотреться сегодня как минимум необычно. Примечательно, что носили такие «конусы», с которых также могла спадать лёгкая ткань, женщины-дворянки позднего Средневековья — иногда, чтобы поднять линию волос специально для этой шляпки, они брили лоб. Встречались геннины и меньшего размера, около тридцати сантиметров — их напоминают острые капюшоны, которые сохраняют прямую форму, даже если их надеть на голову, а также восточные головные уборы. На самом деле сегодня тоже встречаются очень высокие шляпы — посмотрите хотя бы на эту соломенную финской марки . 

Фотографии: InShade, Andreas Kronthaler, Samuji, Y’s, A.W.A.K.E., Lanvin, EGO MUST DIE, Yeezy, 3.1 Phillip Lim, Alexander McQueen 

Костюм рыцаря

Основой костюма средневекового рыцаря являлась кольчуга, которая надевалась сверху кафтана из войлока. Кольчуга состояла из тесно сплетенных стальных колец. Перчатки и чулки рыцаря также делались из стальных колец.

Чтобы защититься от солнца и непогоды, рыцари надевали поверх кольчуги сюрко. Меч и щит были неотъемлемыми частями рыцарского костюма, благодаря которым рыцарь мог отражать удары в бою. Голову защитника венчал круглый шлем.

Снаружи щита был изображен герб владельца, это могло быть животное или мистический персонаж. В конце двенадцатого века на щиты стали наносить феодальные гербы, которые затем становились фамильными.

Также неизменным атрибутом рыцаря была его борода, она была разделена на несколько прядей, которые иногда были обвиты золотым шнурком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector