Национальный удмуртский костюм (48 фото)

Содержание

  • Слайд 1

    Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова О.В МОУСОШ с. Пугачево УР

  • Слайд 2

    Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.

    Он не подвержен влиянию мимолетной моды.

    Его мода — традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.

    Л.А.Молчанова

  • Слайд 3

    Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы

    По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма

  • Слайд 4

    холста сукна овчины

    В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма

    северный южный

  • Слайд 5

    Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.

    Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.

    Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.

    Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.

    Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.

  • Слайд 6

    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью — лапти, сапоги, валенки.

    Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.

    Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

  • Слайд 7

    Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож

  • Слайд 8

    Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен

  • Слайд 9

    Шапочка могла быть и кожаной, и матерчатой с меховой опушкой

  • Слайд 10

    Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв

    Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами

  • Слайд 11

    Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца

  • Слайд 12

    Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи

  • Слайд 13

    Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.

    К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.

  • Слайд 17

    В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

    У южных удмуртов ещё в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос

  • Слайд 21

  • Слайд 22

    Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско — бодьинский).19 –

    середина 20 в.

  • Слайд 23

  • Слайд 24

  • Слайд 25

  • Слайд 26

    «Носителями традиций были многие поколения удмуртского народа, которому и принадлежит вся

    неповторимая красота его национального наряда.» Л.А. Молчанова

Посмотреть все слайды

Мировое дерево

Мировое дерево неразрывно связано с образом богини матери, обеспечивающей бессмертие рода. В орнаменте оно зашифровано в знаке треугольника, который обязательно присутствует в украшении поясов и нижней части нагрудника, а в вышитых деревьях угадываются линии молящейся женской фигуры, богини Колчин-мумы. Треугольники соединяются вершинами, образуя фигуру, похожую на бантик, символизирующие соединение неба и земли, жизни и смерти. Бантики и восьмиконечные звезды изображались не только на одежде, но и на всем имуществе удмуртов.

Если во времена возникновения удмуртского орнамента большое значение придавалось его сакральным свойствам, то со временем он становился традиционным украшением тканей, ковров, росписи.

Так как удмурты входят в семью финно-угорских народов, коллекции одежды можно встретить в зарубежных музеях. Удмурты принимают участие в различных фестивалях и выставках народного творчества финно-угорских народов, с любовью сохраняют и развивают богатое наследие, оставленное предками.

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Головной убор включал шапочки, повязки, полотенца, айшоны – шапочки с высоким лбом, платки. Южанки носили сложные головные уборы. Поверх налобной повязки, украшенной бусинами и лентами, надевали платок. На свадьбу невесте одевали айшон, а сверху – сюлык – широкий расшитый холст, украшенный бахромой. Этот комплект девушка носила до тех пор, пока не становилась матерью, также замужние женщины носили расшитое полотенце, закрепленное сверху платком.

На ногах носили чуглэс – чулки из белого или синего полотна. Поверх наматывали бинялтон –портянки белого цвета до колена. У мужчин они были шире, позже появились вязаные длинные носки с ярким орнаментом. Традиционной обувью у женщин также считались лапти, к праздникам их украшали перьями и бусинами, а позднее их заменили праздничные башмаки. Зимой надевали валенки.

Звериные орнаменты

Удмуртский народный орнамент содержит много изображений зверей. Традиционно вышивались кабаны, бараны, рыси, орлы и соколы. Начиная уже с самых ранних этапов развития культуры, удмурты изображали коня. Если он был вышит на полотенце, то этот предмет обязательно нужно было взять с собой в путешествие, а на головном уборе невесты вышивали лошадь, желая счастливого семейного пути.

Другим популярным образом является медведь. Его чаще всего изображали без одного пальца. Такая традиция берет начало с ритуалов погребения шаманов. Когда умирал уважаемый человек, у него отрезали большой палец, который хранили в семье для благословения богов.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой. Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику. Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Обувь

Повседневной обувью были лапти, которые очень похожи на русский вариант. Отличительная черта удмуртских лаптей – заостренные концы. Завязки на них были разноцветными. Когда было холодно, приходил черед валенок, а в зимние праздники те, кто побогаче, обували кожаные сапоги.

Существовал и вариант лаптей для праздничных дней: в этом случае их украшали гусиными перьями, черными клеенчатыми полосками.

Как и мужчины, женщины обували лапти из лыка, но носили их с вязаными чулками, украшенными узорами, а также носками. Обувь для праздничных дней – ботинки. Зимой удмуртки носили валенки.

Женские чулки (чуглэс) были не только вязаными: их шили из толстого холста. К таким чулкам крепились завязки, с помощью которых их можно было подвязать под коленями.

В зимнее время под чуглэс надевали обмотки, выполненные из шерсти или меха, а летом носили холстинные.

Северный костюмный комплекс[править]

Костюм северной удмуртки

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества .

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) .

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины .

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета .

Ткани и цвета

Цвета удмуртского национального костюма – белый, черный, красный, охра, индиго. На севере преобладали первые три оттенка. Полихромную расцветку предпочитали на юге. Ткани простые для повседневной одежды – холст, сукно, овчина. В XIX веке для выходных нарядов использовали шелковые и атласные ткани.

Национальный костюм удмурта – одежда добротная, яркая, многогранная, но с постоянными народными элементами. Наряды разнятся не только по типу использования (праздничная, повседневная или обрядовая), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения, будь то сдержанные северяне с русским влиянием или яркие южане, многое позаимствовавшие для национального костюма от татар и башкир.

История и особенности

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.

Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.

В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.

Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Краеведение на тему «Костюм северных и южных удмуртов»

УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ

2 класс

Тема: Костюм северных и южных удмуртов.

— Здравствуйте, дети. Сегодня мы продолжаем изучать национальный костюм удмуртов, а именно рассмотрим, как одевались южные и северные удмурты, выясним, есть ли в их одежде сходства и различия.

На предыдущих уроках мы говорили, что в одежде удмуртов выделяются два основных варианта — северный

июжный :

  • северо-удмуртский

    (нижнечепецкий, верхнечепецкий);

  • южно-удмуртский

    (собственно южный, бавлинский, арский).

Женский костюм северной удмуртки

представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов

Как вы думаете, почему? (Для ответа на этот вопрос внимательно рассмотрите карту, обратите внимание на расположение соседних регионов относительно Удмуртии)

По крою, способу оформления, одежда северных удмуртов делится на две группы: верхнечепецкую и нижнечепецкую (слободской и косинский вариант).

Летняя одежда северных удмурток состоит из:

  • распашного кафтана (шортдэрем),
  • рубахи (дэрем).
  • фартук без грудки (азькышет)
  • аппликативный нагрудник (муресазь).

Верхнечепецкий костюм

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов — Глазовский и частично Сарапульскийуезды Вятской губернии, нынеЯрский, Глазовский, Балезинский,Игринский, Красногорский,Юкаменский,

Дебесский районы УР.

Летняя одежда состоит из распашного кафтана и рубахи, дополняют их фартук без грудки и аппликативный нагрудник.

Нижнечепецкий костюмный комплекс

состоит из

  • рубахи
  • кафтана.

Косинский вариант

Манера ношения своеобразна — с большим напуском. Поверх рубахи повязывают пояс, делая напуск, затем надевают распашной кафтан и пояс и снова — напуск.

Комплекс одежды Слободского района Кировской области

состоит израспашного кафтана ирубахи . Дополняют нательную одежду вышитый съемный нагрудник, фартук, пояс, головное полотенце, шелковый платок, красный небольшой платок, белый цветной платок. Носят одежду без напуска.

Верхнюю женскую одежду, как и мужскую, шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления. Летним выходным платьем удмуртки в северных районах был надеваемый поверх рубахи шортдэрем — длинная белая распашная одежда типа халата, с короткими рукавами, украшенная вышивкой и полосками кумача.

Одежда южных удмуртов

В южных районах рубаху шили из домотканой цветной пестряди (алача);

по покрою она отличалась от северных районов. Здесьрубаха была значительно шире в подоле. Рукава — прямые, длинные. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы. Воротник — стоячий, застегивался на пуговицу или на крючок. Нагрудный разрез обшивали полосками цветного ситца, тесьмой или кружевами. Под рубахой женщина носиланагрудник (кыкрак), сшитый из кусков разноцветного ситца или бархата. Подол рубахи заканчивался одной или двумя оборками. Такие рубахи-платья, сшитые из фабричной ткани, носят и теперь. Молодые удмуртки шьют платья из ситца и сатина, сохраняя старые традиции в отделке, применяя много цветных нашивок, лент, оборок.

Под рубахой удмуртки южных районов носили штаны

, по покрою аналогичные мужскому варианту. На севере удмуртские женщины штанов не носили. В настоящее время повсеместное распространение получило мужское и женское нижнее белье, которого раньше у удмуртов не было.

Поверх рубахи или платья женщины надевали цветной передник(айшет, азъкышет). У южных удмурток верхней одеждой служил кафтан(зыбын) из цветной, обычно красной, шерстяной ткани, длиной до колен, сшитый в талию со сборами.

Более теплой верхней одеждой был суконный кафтан (сукман или дукес), по покрою аналогичный мужскому. Зимой носили шубу(пасъ) из дубленых овчин.

Задание:

1.

Прочитайте внимательно текст и рассмотрите иллюстрации и фото северных и южных удмуртов.

2.

Устно определите, в чём их сходство и различие.

3.

На листах раскраски (см. ниже) рассмотрите костюмы, выберите нужные цвета и аккуратно раскрасьте их.

4.

На обратной стороне каждого листа раскраски дайте небольшой комментарий о костюме.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Екатерина Сергеевна

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)

. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик

Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.

«Со льном у меня не очень»

Ткани дизайнер берет на ижевских базах, частенько заглядывает в магазин «Леда» или в другие специализированные точки. Не всегда купленные материалы сразу идут в ход. Иногда может пройти несколько лет, прежде чем Дарали найдет хорошее сочетание и создаст платье.

Еще девушка обожает винтажные ткани из бабушкиного сундука и даже специально покупает их на блошиных рынках

– Если мне нравится какая-то фактура и она переплетением нитей, узором, тем, как соткана вещь, напоминает мне традиционный костюм, то я беру эту ткань, она вдохновляет меня на определенный фасон. Мне близко мыслить как реставратор. Могу повторить реплику (вещь, сделанная по мотивам оригинального предмета одежды. – Прим. ред.) традиционного платья, но чтобы она была не просто традиционной, а выглядела современно. У национальной элиты считается хорошим тоном, когда есть народный костюм: платье, фартук, мониста, ботинки, гетры, повязка, платок, украшение камали. У южных удмуртов, если ты замужем, принято носить чалму. Когда есть полностью парадный образ, то это очень хорошо. Многие эстонцы, кстати, копят себе денежки на национальный костюм и постепенно одевают себя, потому что одна только юбка стоит очень дорого, это ручная работа.


Фото: Диля Ахмадишина


Фото: Диля Ахмадишина


Фото: Диля Ахмадишина


Фото: Диля Ахмадишина

Шьет Дарали из хлопковых тканей и совсем не любит лен, потому что он сильно мнется.

– Некоторые любят лен, коми-дизайнеры, например. У меня много знакомых, которые делают упор на этномоду и шьют только из экологических тканей, например, Валентина Решетникова. Но у меня со льном не очень, может, потому, что я по цветотипу темненькая. Лен редко бывает ярких оттенков. Мне кажется, что в льняном я бледная, поэтому я просто захожу в магазин, вдохновляюсь цветом, фактурой других тканей. Один материал, например, напомнил мне удмуртское ткачество манерой переплетения нитей.

Фото: Диля Ахмадишина

Цветовая гамма зависит от района. У южных удмуртов чаще всего используется красный и черный цвета, у северных – белый. У башкирских удмуртов под влиянием татар сложилась яркая цветовая гамма – в основном это красный и черный цвета, но распространены и синий, зеленый, бордовый.

– Если посмотреть на старые тканые платья, то они будут выглядеть так же, как сейчас, но с другим сочетанием тканей. У меня трикотажные платья, потому что хочу, чтобы они выглядели круто и вписывались в современный гардероб, чтобы их можно было носить, например, со спортивной обувью. Они универсальные, их можно носить и с фартуком, и это уже более традиционный вариант. Если хочется добавлять современные элементы, то с рюкзаком, ботинками на грубой подошве, и это смотрится совсем по-другому.

Я не могу сказать, что я делаю очень дерзкую одежду. Последняя коллекция достаточно спокойная. Но бывает, что платье очень яркое или этническое
Дарали Лели, дизайнер

Один из фартуков в шоу-руме Дарали несколько месяцев вручную ткала ее тетя. Делала она это на станке в 1960-70-е годы! Сама же Дарали сшить платье может за один день, но если оно с какими-то оборками, вышивками, то потребуется больше времени – дня два-три.

Тот самый фартук, который ткала тетя дизайнера, – посередине Фото: Диля Ахмадишина

– Если ткани замачиваю, отглаживаю, тогда подольше. Еще процесс зависит от скорости выбора материала, подготовки, когда пытаешься мыслить коллекцией. Хотя последнее у меня никогда не получалось. Я делаю коллекцию, и какие-то вещи не вписываются, я не могу отшивать по 20 «луков» (образов. – Прим. ред.), это очень затратно, и это определенный статус дизайнера: когда ты профессионал и этим живешь, только шьешь и продаешь

Для них важно количество, чтобы все окупалось, они арендуют студию, покупают технику, а я шью дома. У меня есть много знакомых дизайнеров, которые ткут и вышивают вручную, Татьяна Тихонова, например, или Маша Андриянова какую-то деталь может вышивать несколько лет

Жилище удмуртов

Традиционный вариант жилища удмуртов напоминает классический финно-угорский дом. На местном языке такая постройка называется “код”. Под влиянием русских в Удмуртии появляются избы славянского образца с сенями. Внутри дома обязательно выкладывали гур – глинобитную печь.

В центре комнаты располагались стол и стулья, причём самое удобное, тёплое и красивое место предназначалось гостю. Несмотря на то, что сегодня в Удмуртии немало современных домов, народ стремится сохранить обычаи своих предков. И в наши дни в удмуртском жилище часто встречаются полотенца на стенах, ковры, вышитые салфетки, украшающие сундуки, лавки, подоконники.

Жилище удмуртов, «Дом музей Лудорвай» в Удмуртской республике

История народа отражается в его творчестве

На развитие удмуртского орнамента влияли история развития торговых отношений, миграции, культуры соседних народов, в нем отражались душа и энергетика людей.

Например, удмурты торговали с хазарами шелком для вышивки, общение оставило элементы иудаики, у старообрядцев были взяты элементы хохломской росписи. В 19 веке удмуртские национальные орнаменты обогатились белорусско-украинскими растительными мотивами. С развитием пашенного земледелия появились стилизованные изображения коней.

Под влиянием русских соседей в удмуртской культуре появилось тиснение на бересте, которая украшалась цветными удмуртскими узорами и орнаментами.

Аксессуары

Женщины Удмуртии трепетно относились к разнообразным украшениям, дополнявшим их образ. Многие из них – серьги, бусы, браслеты, подвески-обереги, нагрудные украшения из монет – передавались по наследству от бабушки матери, а затем – дочери и так далее.

Основную массу декоративных украшений составляли:

  • русские и иностранные монеты, выполненные из серебра;
  • ожерелья из раковин или бусин;
  • ожерелье из серебра или монет (монисто);
  • украшенные орнаментом металлические браслеты;
  • бисерные цепочки.

Популярными были аксессуары, которые размещались на шее или груди женщины. Наиболее распространенные их виды – качек (плотно охватывающее шею украшение из мелких монет, бусин, белых ракушек), а также лага (обшитая ситцем и украшенная мелкими бусинами синего и белого цвета полоска холста).

Женщины, которые находились в бедственном финансовом положении, носили жестяные и оловянные украшения (имитировали монеты за неимением настоящих).

Женщины любого статуса могли носить в ушах серьги и подвески. Первые привычно создавали из серебряных монет небольшого размера, помещая в центре наиболее крупную и окружая ее по бокам более мелкими. Соединяла обе серьги веревочка, проходившая под подбородком.

Ушные подвески представляли собой монеты из серебра большого размера, каждая из которых крепилась к отдельной нити. На них были нанизаны разнообразные цветные бусины из стекла.

Руки женщин нередко были украшены многочисленными браслетами, сделанными из металлов. Популярностью пользовались как широкие, так и узкие аксессуары. Браслеты были оформлены вставленными в них разноцветными камнями либо узором, повторявшим изображения растений.

Браслеты часто изготавливали из крупных стеклянных бусин и раковин, нанизанных на нить.

Аксессуары, выполняющие декоративную функцию, характеризуются нанесенным на них орнаментом. Наиболее распространенными являлись:

  • геометрические формы (использовались для оберегов);
  • изображения следов лебедей или гусей (знак счастья, плодородия, единства семьи);
  • изображения лошадей (знак успешности и счастья, так как лошадь ассоциировалась с животным, приближенным к высшим небесным силам).

Накосники – аксессуар, который выполнял не только декоративные, но и практичные функции. С его помощью жены скрывали волосы, а молоденькие девушки, наоборот, украшали их. Удмуртский накосник – это узкая холстяная полоса с нашитыми на ней монетами.

Немного истории…

Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет. Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.

Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники. Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector