Башкирский национальный костюм

Цветовая палитра

Уж на что башкиры не скупились, так это на разнообразие оттенков в своем национальном костюме!

Повседневная одежда не могла похвастаться особой яркостью, однако взгляд от наряда оторвать просто невозможно. На первый взгляд обычные оттенки необычайно мастерски сочетаются в костюме, образуя идеальную композицию, что даже в двадцатом пером веке будоражит фантазию талантливых дизайнеров.

В будничных костюмах преобладали цвета:

Для пошива праздничных нарядов применялось множество других оттенков. Гуляния на празднике всегда значили много для башкирского народа, поэтому неудивительно, что каждому хотелось как можно сильнее выделиться среди остальных во время застолья и традиционных развлечений.

Орнамент национального костюма всегда имел символическое значение. Растительные узоры, изображения животных и другие этнические символы берегли народ от порчи и притягивали удачу.

Ход ООД:

Муз.рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас, в Башкортостане отмечается один из самых ярких и красивых праздников – День национального костюма. Сегодня мы поговорим и рассмотрим костюмы народов, проживающих на территории нашей республики, поговорим, конечно, и о башкирском национальном костюме.Но для начала я задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:

1. Что такое Родина?

Дети: Родина – это место, где мы родились.

Муз.рук: Молодцы, ребята, хороший ответ.

2. В какой республике мы живем?

Муз.рук: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.

Какая у нас республика? (красивая, богатая, многонациональная, дружелюбна и т. д.).

Муз.рук: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.

Да, Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля.

Кто сможет сказать, какой город является столицей нашей республики? — Правильно, Уфа.

Ребята, наша республика занимает большую территорию. Живут здесь народы разной национальности.

Назовите, ребята, какие национальности проживают среди нас? (башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, немцы и т. д.).

Муз.рук: Как мы знаем у каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы, и, конечно, игры.

Я сейчас предлагаю вам поиграть в башкирскую народную хороводную игру: «Юрта».

Муз.рук: Кто сможет напомнить правила игры? (делятся на юрты — платки, под музыку передвигаются танцевальными движениями вокруг платков, как только музыка заканчивается, берутся за концы своего платка — юрты и поднимают его над головой, образовав, таким образом, крышу, дом — нашу юрту). Проводится игра.

Музыкальный руководитель приглашает детей наряженныхв национальные костюмы: башкирского, татарского, русского народов. Дети с помощью ведущего описывают одежду того или иного национального костюма.

Муз.рук: А теперь перейдем на основную тему нашего занятия «Национальный костюм башкир». Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурек из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили национальную обувь — ситек.

Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукрэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были брюки, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Женщины голову прикрывали головным женским убором, который назывался – кумьяулык (платок).

Муз.рук: сейчас вы увидите национальный башкирский костюм в танце. Его исполнит Миляуша Мавлитьяновна. Исполняется башкирский танец «Бурзяночка».

Муз.рук: Очень хочется продемонстрировать в танце и русский национальный народный костюм,который состоит из: кокошника – головного убора, рубашки и сарафана. Танец исполнит Екатерина Викторовна. Исполняется русский народный танец «Калинка».

Давайте поблагодарим наших воспитателей Миляушу Мавлитьяновну и Екатерину Викторовну за их яркие музыкальные номера, поаплодируем им.

Муз.рук: Ребята, с какими народными костюмами вы сегодня познакомились? (Ответы детей). Чем они вам понравились? Какие цвета и узоры присутствуют в башкирском национальном костюме? Что они означают? (Ответы детей).

Наше занятие, ребята, какому праздничному дню было посвящено? (Ответы детей). В завершении нашего занятия предлагаю провести дефиле народных костюмов.

Муз.рук: ребята, сегодня мы с вами много узнали и закрепили свои знания о нашей малой родине — Башкортостане, познакомились с народными костюмами. Наше занятие закончилось. Спасибо всем! Вы все молодцы!

Свадебный национальный костюм

Свадьба — это знаменательное событие в жизни молодых. Для башкир оно обладало особенной торжественностью. Подготовке свадебных нарядов молодоженов уделялось не меньше внимания, чем всему празднеству.

Одежды жениха и невесты должны были поразить и ослепить присутствующих на свадьбе

. Ради этого родители готовы были платить баснословное вознаграждение местным мастерицам-вышивальщицам.

Свадебное платье украшалось лентами и богатыми оборками.

Цвет традиционного наряда молодых имел значение, он отшивался в двух цветах:

  • красном — символе дома и теплого семейного очага;
  • белом — олицетворявшем солнце и лад в делах семейных.

Голову избранницы покрывали воздушным платком. А обувью становились белые сапожки, они отшивались из тончайшей и мягкой козьей кожи.

Красную свадебную рубаху для будущего супруга невеста шила и вышивала собственноручно и непосредственно перед важным днем вручала её суженому.

Башкирские костюмы создавались на века. Современная молодежь бережно хранит эти народные традиции.

Женская одежда

До начала XX века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно-художественного оформления.

Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елян), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун) и тулупы (толоп).

Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.

Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.


Башкирка в национальном костюме. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 год.

Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.

Летом и осенью в селах Башкортостана носили лапти (сабата)

По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя

был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором былбурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носиликашмау .

Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.

На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.

Аксессуары и украшения

В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.

Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.

Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.

Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.

Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.

Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.

Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.

Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.

Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.

Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.

Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.

Башкирские народные национальные костюмы

Башкирский народ издавна славился своими мастерами, чьи изделия являлись памятниками народного творчества.

Народный костюм и является памятником народного творчества.

Традиционный башкирский костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека.

Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности типичные для общества кочевников – скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из различных волокон, кожа овчины, меха – были основными материалами для изготовления одежды. Цвета используемые в изготовлении одежды были яркие – красный, зелёный, синий, черный. Женский башкирский костюм – это народная книга.

Литература

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
  • Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
  • [https://folk-costume.com/kostyum-tatar-i-bashkir-urala/0/ Костюм татар и башкир Урала]//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.
  • Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
  • Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
  • Газета Выбор № 128-131 2020 г. Статья «на счастье к фее прикоснемся».

Мужская одежда

Башкирские мужчины были не столь привередливы по части своего одеяния, так что мужской национальный костюм чуть менее разнообразен, но не менее великолепен. Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, что заменялся камзолом. Это будничный вариант традиционного наряда.

Существует два типа башкирской рубашки:

  • В южном регионе мужчины носили рубашки с косым срезом, который скреплялся с помощью шнурка. Воротника на изделии не было.
  • Рубашки жителей северной части страны имели воротник, а срез был прямым.

Верхняя одежда представляла собой чекмени – халаты из суконного материала, всегда оформленные в насыщенном зеленом цвете, являющимся символом благородства и мужественности. Помимо халата, мужчины могли похвастаться кафтаном кэзэки с высоким воротником и расклешенным фасоном.

Качество материала давало понять, какими суммами располагает мужчина. Если халат был сделан из ткани, вытканной в домашних условиях, всем становилось ясно, что богатства башкир нажить не сумел.

В зимнее время года башкиры ходили по улицам в тулупах и шубах из шерсти баранов.

Литература[ | ]

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
  • Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
  • Костюм татар и башкир Урала//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.
  • Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
  • Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
  • Газета Выбор № 128—131 2020 г. Статья «на счастье к фее прикоснемся».

Основные сведения о национальном костюме

Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.

О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.

Многообразие нарядов

В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные. Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.

В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.

  • В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
  • Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.

Материалы

Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.

Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.

Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.

Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.

Особенности кроя

Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма.Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.

У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты. Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.

Присутствие в нём растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.

Варианты и особенности нарядов

Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.

Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.

Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.

Женский

Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:

  • изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
  • был предусмотрен широкий вырез горловины;
  • под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.

Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.

Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:

  1. В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
  2. Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
  3. Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.

В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.

Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.

Мужской

Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.

Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.

Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины  дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.

Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.

Праздничный

Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами

Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.

Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью

Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние

Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:

  • красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
  • белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.

Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.

Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.

Мастер: Башкиры всегда одевались по Шариату

10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды как мужской, так и женской. Позже к его хобби, которое стало профессией, подключилась его мать. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.

Это небольшая уютная мастерская башкирского национального костюма. Повсюду здесь старинные монеты, украшения, мельчайшие детали, собранные по крупицам у коллекционеров. Работают в мастерской мать и сын. 10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды, как мужской, так и женской. Позже к его хобби подключилась мама. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.

Ильдар Гиндуллин, дизайнер по башкирскому костюму: «Некоторые этот период называют башкирским ренессансом. Есть уже такие слоганы. Это возвращение старинных костюмов в жизнь. Сейчас идет возвращение к истокам, к корням. Это не только в Башкирии. Это общетюрское направление. У нас в течение 10 лет появились свои мастера. Много мастеров, которые шьют костюмы. Есть мастера, которые делают ювелирные украшения. Все это активно продвигается в массы. Это реконструкция, фестивали, всевозможные мероприятия, стрельба из лука. Это часть этого движения».

Заказывают национальные костюмы не только местные клиенты, заявки поступают со всей страны и даже из-за границы. В настоящее время в этностиле все чаще проводятся свадьбы и мероприятия. Традиционные нагрудники женщины надевают с вечерними платьями, например, для похода в театр. Цены на них от 5 тысяч и выше. Самые дешевые делаются благодаря технологиям 3 д печати. Получаются пластиковые украшения.

Ильдар Гиндуллин: «Среднее изделие может доходить до 15 тысяч. А наше изделие со старинными украшениями в районе от 45. Мы стараемся делать нагрудник из жетонов таких. Изначально они в таком состоянии. Мы их полностью приводим в порядок. До такого состояния. Происходит чистка, реставрация и установка. Многие не нужно чистить. Вот 19 века украшение».

Ильдар с мамой все делают вручную, в том числе и саму одежду. Практически никаких машинных швов. Помимо нагрудников, они воссоздают кашмау — это головной убор, елян — это верхняя одежда. Реставратор отмечает, что настоящий башкирский костюм всегда нес в себе и религиозный смысл.

Ильдар Гиндуллин: «Там открыты только лицо и кисти рук. Поэтому эти костюмы дошли до нашего времени. Если бы они не соответствовали мусульманским канонам, то в истории они не сохранились бы. Его надевают на свадьбы, никахи. Муж может подарить костюм».

Ильдар рассказывает, что для своей семьи они тоже делают нагрудник, который будет передаваться из поколения в поколение. Данное украшение постоянно изменяется и дополняется. По такому нагруднику можно изучать историю прошлого. Здесь есть копии царских монет времен Екатерины, есть украшения 16 века и даже средневековья.

Ильдар Гиндуллин: «Мы видим здесь золоченные украшения. Золоченное украшение 19 века. По центру мы видим печать, она принадлежала одному мулле, который записывал браки. Это его именная печать. И дети, чтобы о нем сохранилась память, они эту печать заключили в украшение. И его устанавливали на нагрудник».

Именно благодаря таким мастерам, как Ильдар, а также национальным праздникам, мастер-классам и участившимся просветительским мероприятиям, возрождение башкирской культуры вышло сегодня на новый уровень.

Алина Таюпова, Альфия Ильясова, Алиф, Башкортостан.

Женская одежда[ | ]

До начала XX века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приёмами декоративно-художественного оформления.

Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шёлковые или бархатные халаты (елян), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун) и тулупы (толоп).

Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.

Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.

Башкирка в национальном костюме. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 год.

Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.

Летом и осенью в сёлах Башкортостана носили лапти (сабата)

По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя

был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором былбурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носиликашмау .

Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.

На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector