Открытое интегрированное занятие на тему «городецкая роспись. элементы городецкой росписи»
Содержание:
- Ход ОДД:
- Технология городецкой росписи
- Символ коня в городецкой росписи
- Этапы рисования
- Как создаётся городецкая роспись
- История промысла
- Мастер-класс по отрисовке розана
- Городецкая роспись, узоры — Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»
- История городецкой росписи
- Чем отличается городецкая роспись?
- Городецкая роспись, узоры — Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»
- Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
- Что нужно приобрести для уроков
- Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц
- Обучение детей в детсаду и младшей школе
Ход ОДД:
Вводная часть
Чтение стихотворения:
Нарисуем мы цветы,
Небывалой красоты
И «розаны» и «бутоны».
Что бы ожили цветы,
Нарисуй оживку ты.
Да добавь еще листочки
Ведь без листьев нет цветочка.
Вот тогда-то Городец
Ты не спутаешь вовек.
— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?
(Городецкая роспись).
— Кто знаком с городецкой росписью?
Основная часть
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)
Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.
Был промысел прялок (слайд 5)
Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.
Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.
В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).
В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:
детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)
шкатулки, чашки (слайд 9)
разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Существует несколько видов композиций
1. Цветочная роспись
2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица
(слайд 13,14).
— Элементы городецкой росписи:
— бутон;
— розан;
— купавка или роза;
— ромашка.
(слайд 15).
— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).
Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенёвка.
Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.
Когда вся композиция намечена
Третий этап – оживка.
Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.
Практическая работа.
Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.
Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Технология городецкой росписи
Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:
- Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
- Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
- Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
- Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
- На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
- После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.
Символ коня в городецкой росписи
Изображение нарядных городецких коней Если говорить о самых красивых элементах промысла, то это, вне сомнений, будет городецкая лошадка. Умение нарисовать ее – это уже виртуозное владение кистью, выдерживание канона. Ни один профессиональный городецкий мастер не мог признаваться таковым, пока не покажет искусный рисунок с конем в центре изображения.
Многие века художники обращались к образу коня. Он считался символом света, возрождения солнечного тепла, самой жизни. Конь был добрым и верным помощником пахаря, без которого на селе прожить было почти невозможно. Оттого такое почитание животного, стремление изобразить его как сильного, благородного и красивого героя; существо даже наделялось некоторыми сказочными, мистическими чертами.
Изображение лошади использовалось и в других видах росписи. Об этом в данной статье : «Символика и элементы мезенской росписи».
По характеру изображения конь в городецкой росписи всегда величав, всегда торжественен. Художники рисуют не усталое от тяжкого труда животного, а сказочную Сивку-Бурку, под которой земля горит, которая гордо бьет копытом о землю. У скакуна изящные тонкие ноги, на нем богатая упряжка, а пышный его хвост струится водопадом. Не животное, а картинка!
Изображались городецкие кони часто по бокам от большого дерева, могла окружать лошадок и цветочная гирлянда. Мастера с большой любовью, терпеливо и тщательно украшали героя, стремясь изобразить его максимально эстетично, ярко, филигранно.
Традиционно в городецкой росписи лошадь черная. Этот канон обращен еще к тем временам, когда местные прялки украшала не роспись, а резьба. Вырезанный из черного (или, как его называли, мореного) дуба конь врезался в светлое прялочное донце. А так как работа эта была физически тяжелой, умельцы принялись закрашивать лошадку на прялке черным цветом, так и дешевле было. Так конь и остался строго черным: и на расписных деревянных досках, и на других изделиях городецкого промысла.
Этапы рисования
Роспись традиционно используют по дереву, поверхность можно загрунтовать желтым, красным или черным цветом краски. Но чаще всего оставляют натуральный фон дерева с прожилками, добавляя лишь рамки.
Для замалевок основных деталей используют красный, розовый, синий, голубой цвета, иногда коричневый, бордовый. Используют широкую кисть и мазки круговыми движениями. На этом этапе рисуют основные тела объектов. Для цветов это круги.
На теневку всегда берут краску на тон темнее или же черную. Наносят более тонкими кистями легкими мазками. А белой или желтой краской делают так называемую оживку, линии и точки, блики, чтобы сделать рисунку завершенный вид. На каждом этапе краске нужно обязательно дать просохнуть. В конце работы наносится лак распылителем.
Для элементов городецкой росписи характерны определенные шаблоны рисования. Рассмотрите инструкции, как рисовать листики и цветы, предложенные на фото ниже:
Городецких павлинов, петухов, вороных коней рисовать можно с нанесением предварительного эскиза карандашом. На ранних этапах получения навыков рисования можно использовать готовые шаблоны рисунков.
Люди в городецкой росписи с белыми лицами и черными волосами, обычно изображаются в пышных одеждах. На картинках преобладают праздничные и дружелюбные сюжеты. Парни на резвых конях, в танцующих позах с девушками.
Городецкая роспись самая простая в освоении, используя определенные готовые трафареты можно без труда повторить рисунок. Декоративные узоры используют в наши дни на досках и других деревянных поверхностях, в качестве декора дома и в подарок хозяйкам. Выполняют роспись на матрешках, солонках, посуде, ложках.
Как создаётся городецкая роспись
Городецкая роспись – это роспись по дереву. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. Для росписи используется большое количество кистей (беличьих, колонковых, плоских из мягкого волоса для подмалёвка и других) разных размеров – для разных видов работ, а работа над сложным городецким изделием может продолжаться несколько дней. Кисти для работы размещают на специальных деревянных подставках.
Кисть художник держит строго вертикально, упираясь мизинцем в поверхность изделия.
В городецкой росписи существуют свои особые приемы изображения цветов, гирлянд, букетов, вазонов с цветами, животных и птиц, человеческих фигур и др. Городецкий художник обычно пишет без предварительного рисунка, его мазок всегда точен.
Роспись выполняется в два этапа: «подмалевок» и «оживки». Цветы – в три этапа.
Сначала на изделие наносится фон (одновременно это и грунтовка). Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна – «подмалёвок». Для «подмалёвка» используются широкие плоские кисти — флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов). Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком (краска тёмно-красного цвета) – хвосты птиц, голубым и розовым – подмалёвки цветов, зеленым – крылья птиц и листья.
Выполнение подмалёвка – простой прием, он доступен любому человеку даже без опыта. Главное в этом процессе – размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов или наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.
После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.
Второй этап – «оживки». Это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.
Для оживок используются художественные кисти. «Оживки» выполняет мастер. Этот приём сразу же преображает роспись: оживают птицы, кони и цветы. В этом процессе существует канон: определённые «оживки» делаются на конях, на цветах и т.д., и этот канон нарушать нельзя.
В «оживках» белые мазки бывают нескольких видов: дуги, капельки, штрихи и точки. От «оживок» зависит вся красота городецкой работы.
«Оживки»
История промысла
Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.
Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.
Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.
Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.
Мастер-класс по отрисовке розана
Для замалевки розана подберите нужный цвет: красный, розовый (малиновый), охра или голубой.
Нарисовать розан можно так:
- В идеале круг изображается одним мазком, но чаще их все же два – один идет по часовой стрелке, другой – против, дополняя круг.
- Для теневки берется черный или коричневый, второй вариант сделает цветок более нежным. Теневка на голубом выполняется темно-синим цветом. Серповидные элементы и середина цветка прорисовываются более тонкими кистями.
- Оживка или разживка пишется белым, реже встречается желтый цвет. Белый цвет наносится вплотную к темному цвету теневки, за счет чего достигается контрастность. Это могут быть каплевидные элементы, устремляющие в центре. А в самой сердцевине цветка будет серповидный элемент и точка.
Малый розан, как и городецкие розы, как и бутон, рисуется в три слоя – замалевка, теневка, разживка (оживка).
Городецкая роспись, узоры — Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»
Статья «Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Городецкая…»
На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний под названием – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных…
Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи для детей подготовительной группы «Шарфик для мамы»
Цель: Продолжить знакомить детей с городецкой росписью. Учить детей составлять узор из элементов городецкой росписи: бутонов, и листьев (изображать узор в указанной последовательности от…
Детский мастер-класс по декоративному рисованию «Ромашки для мамы» по мотивам городецкой росписи
Назначение: прекрасный ромашковый букет в стиле городецкой росписи можно подарить мамам на День Матери или 8 Марта; на день рождение; можно оформить городецкую выставку творческих работ к…
История городецкой росписи
Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства.
Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы. В то время данный вид искусства называли русским народным художественным промыслом. Старинные традиции до сих пор сохраняют современные мастера, которые трудятся на фабрике «Городецкая роспись». Их умения оценены по заслугам настолько высоко, что некоторые получили награду лауреата Репинской премии.
Чем отличается городецкая роспись?
Спутать городецкое мастерство с другим трудно, ведь именно эта роспись изобилует яркими гирляндами и пышными букетами. Только здесь вы увидите всю помпезность сюжетов вместе с искренностью простого народа.
Стоит только взглянуть на расписанные в городецком стиле предметы, и вы тут же очутитесь:
- на прогулке в качестве всадника на коне;
- за столом во время чаепития в окружении богатого убранства;
- вместе с охотниками в лесу;
- в кругу весёлых и беззаботных городских людей;
- или за прялкой.
Помимо расписанного быта крестьян и купцов городецкие мастера могли изображать мистических животных. Но какая бы тема в рисовании не присутствовала, она всегда украшалась гирляндами из цветов.
С самого начала городецкая роспись наносилась яичными красками в виде больших пятен, без контуров. Мастера могли делать мазки в свободной форме, обводя потом элементы чёрной или белой линией. Любимые оттенки фонов:
- зелёный;
- яркий красный;
- чёрный;
- сочный синий.
Сегодня мастера на фабриках пользуются масляными красками, что даёт им большее разнообразие колорита, но особенности мотивов городецкой росписи сохранились. Прежней осталась и технология росписи по дереву.
Городецкая роспись, узоры — Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»
Публикация «Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе…»
На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний под названием – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи для детей подготовительной группы «Шарфик для мамы»
Цель: Продолжить знакомить детей с городецкой росписью. Учить детей составлять узор из элементов городецкой росписи: бутонов, и листьев (изображать узор в указанной последовательности от центра к краям) . Задачи: Обучающие: — закреплять знания детей о характерных особенностях…
Детский мастер-класс по декоративному рисованию «Ромашки для мамы» по мотивам городецкой росписи
Назначение: прекрасный ромашковый букет в стиле городецкой росписи можно подарить мамам на День Матери или 8 Марта; на день рождение; можно оформить городецкую выставку творческих работ к празднику или просто украсить интерьер своего дома, детского сада. Цель: создание…
Детский мастер-класс по декоративному рисованию «Розаны и птица счастья для мамы» по мотивам городецкой росписи
Назначение: мастер-класс предназначен — букет из городецких розан с бутонами — в подарок мамам и бабушкам на праздник День Матери; можно оформить городецкую выставку творческих работ к празднику или просто украсить интерьер своего дома, детского сада. Цель: создание…
Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
Как правило, попадаются на произведениях:
- цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
- птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
- «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.
Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.
Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.
Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).
-
Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)
- Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
-
Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка
Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.
Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.
Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.
Что нужно приобрести для уроков
Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.
Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.
Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
(function(w,n){w=w||[];w.push(]);})(window,’adfoxAsyncParamsScroll’);
Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.
- Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
- Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
- Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.
Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц
Цветочная роспись.
Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.
Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.
«Букет».
Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.
«Гирлянда».
Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.
«Ромб».
По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.
«Цветочная полоса».
Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке. Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.
«Венок».
Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.
Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.
Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».
Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка). Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.
Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.
Сюжетная городецкая роспись.
Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.
Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.
Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.
Обучение детей в детсаду и младшей школе
Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.
Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:
- бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
- потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
- мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.
В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:
- набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
- Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
- прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
- покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.
Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.
Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.
Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.