Символы и элементы мезенской росписи, узоры

Особенности мезенской росписи

Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:

  1. Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми.
  2. Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ.
  3. На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров.
  4. Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами.
  5. На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.

На каком материале выполнялась мезенская роспись?

Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:

  • прялки;
  • ковши;
  • сундуки;
  • короба;
  • батины;
  • хлебницы и другие предметы домашней утвари;
  • фасады изб.

Мезенская роспись – элементы росписи

Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:

  1. Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
  2. Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
  3. Мезенская роспись, олень точнее олениха в которой отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
  4. Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
  5. Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
  6. Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
  7. Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.

Мезенская роспись – основные цвета

Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:

  1. Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции.
  2. Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика.
  3. Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой.

Мезенская роспись – чем рисовать?

В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:

  1. Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска.
  2. Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Основы техники

По исторически сложившейся традиции, роспись выполняют двумя цветами черным и красным. На готовое деревянное изделие наносили узоры тонкими кистями — перьями глухаря или человеческих волос, а раскрашенный предмет покрывали олифой, для закрепления краски. В древние времена роспись производили исключительно мужчины. Как уже говорилось ранее, мезенская роспись очень отличается от всех известных на то время художественных приемов рисования по деревянной утвари.

Картинки на посуде и досках, ставнях ворот и окон рассказывают о восходах и закатах солнца, о традициях народов населявших тогдашнюю землю, также несли в своих знаках значения символов плодородия и изобилия, определяли функцию оберега. Как видите, очень заметны черты шаманского наследия северных народов, которые сохранились и дошли к нам в палащельском искусстве.

Статья по теме: Ажурный снуд спицами: схемы и описание новинок 2019 года с фото и видео

Шаг 1. Создаем орнамент для тарелки

Начнем с изображения тарелки. Растягиваем круг  с обводкой красным цветом и заливкой цветом F9E2AE.

Толщину обводки подберите, как говорится, на глаз.

Добавляем еще один контур, это круг. Обводку задаем красным цветом, а вот заливку можно отменить. Толщину обводки сделайте меньше чем у внешнего круга приблизительно в три раза.

Теперь создадим орнамент между двух обводок. Очень часто в орнаментах мезенской росписи присутствуют треугольники. Так мы и поступим.

Рисуем треугольник с красной обводкой. Внутри первого треугольника нарисуйте еще один треугольник с заливкой черным цветом. Далее выравниваем оба контура и группируем Ctrl+G.

Теперь нам необходимо несколько копий этого треугольника. Точное количество нужно подобрать опытным путем. У меня получилось 27 штук. Для «размножения» используем Ctrl+C/Ctrl+V.

После создания нужного количества копий рисуем окружность радиусом меньше внешней обводки и больше внутренней. Выделяем все элементы (треугольники и окружность) и заходим в меню Объекты-расставить.

В закладке Полярные координаты указываем По последней выбранной окружности и жмем Расставить.

В результате имеем треугольники расставленные по окружности. Если необходимо увеличить или уменьшить количество треугольников, то отменяем расстановку Ctrl+Z, затем добавляем (удаляем) треугольники и опять расставляем.

Так как я буду добавлять еще элементы в орнамент,  между треугольниками я оставил свободное пространство.

Рисуем еще один элемент орнамента- елочку, ее размер сопоставим с треугольником. Для этого используем кривые Безье. Рисуем вертикальную линию, а потом добавляем ветки справа и слева.

Выделяем элементы елочки, группируем. Затем «размножаем» и опять расставляем по окружности как на предыдущем шаге. Группируем все елочки.

После группировки размещаем между треугольниками. Выравниваем. Отлично.

Рисуем еще одну окружность красного цвета внутри созданного орнамента.

Между двумя внутренними окружностями размещаем еще один простенький орнамент. Для этого рисуем два круга (на рис. слева), накладываем и применяем операцию с контурами Разность. Дублируем полученный элемент (на рис. в центре) и отражаем по горизонтали. После чего группируем оба элемента (на рис. справа).

В очередной раз «размножаем» элемент орнамента и размещаем по окружности. Выравниваем все элементы тарелки и группируем. Фу-у-у, готово.

↑ Композиция в квадрате

Композиция, которая на рисунке 15 изображена слева, заключена в квадрат. Невольно бросается в глаза ее центр с красными пятнами, и, присмотревшись, уже можно определить, что это изображены легко бегущие кони, плотно прижавшиеся друг к другу своими выгнутыми шеями. И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что красные пятна коней все вместе тоже составляют квадрат. И от этого квадрата, получившегося в центре, по всем четырем сторонам следующего большого квадрата раскинулись тонкие, стройные, фигурные ноги и хвосты-»метелочки» бегущих коней.


Между ног коней изображены елочки, спиральки, кресты, звездочки, создающие ощущение движения. И, наконец, по всем четырем сторонам самого большого квадрата изображены фризы с геометрическим орнаментом, фризы состоят из треугольников, в которых чередуются изображения волнистых линий, обозначающих воду, и маленькие стебельки с завитками, которые обозначают деревья. Всю композицию освещают четыре «солнца», которые расположены по углам большого квадрата и состоят из кружка и отходящих от него завитков.

Композиция, которая расположена справа (см. там же), в большом квадрате содержит еще несколько квадратов меньшего размера. Центральный квадрат разделен еще на четыре квадрата, в которых помещены черные крестики и скобки в углах. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большого квадрата неслышно плывут уточки.

Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.

Рисование

Для начала, нужно освоить работу с кистью

Важно отработать нажим, поскольку от него зависит толщина и ровность линий. При слабом нажиме на кисть линия получается тонкая

При более сильном нажатии линия становится более толстая.


Простые элементы мезени Ирина Антрушина, CC BY-SA 3.0

Рисовать пером тоже нужно поучиться. Необходимо понять, сколько нужно набрать туши на его кончик, чтобы не получилось кляксы. Водить пером надо плавно, не допускать, чтобы оно спружинило, упираясь в лист

Рисуя пером так же важно отработать нажим

Рисуйте различные элементы по принципу школьных прописей — построчно. Когда этот этап будет отработан, можно переходить к сочетанию элементов и соединению двух цветов.


Спирали и волны в узоре мезенской росписи Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Рассмотрите внимательно образцы элементов орнамента, попробуйте рисовать их

Важно помнить, что в палащельских росписях всегда соблюдалась семантика, поэтому лучше повторять сочетание как на старинном образце. Каждый элемент несёт в себе смысловую нагрузку, поэтому важно, обучаясь росписи, изучить её историю, разобраться в символике

Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.

Мезенская (палащельская) роспись по дереву

Мезенская прялка

Мезень

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Символизм мезенской росписи

Элементы мезенской росписи

Благодаря мезенской росписи можно проследить морфологические
воззрения народов Севера. Рисунок состоит из нескольких ярусов – краеведы и этнографы
пришли к выводу, что это отголоски шаманских традиций. Эти «этажи» изображают
миры: нижний, средний и верхний. Считается, что там, где изображены кони, олени
черного цвета – это мир мертвых, красного – живых, а птицы, которых можно увидеть
на самом верху – это мир духов.

При этом кони являются символом плодородия (не только урожая
на полях, но и деторождения).

Ярусы разделены линиями. Пряма – это земля, но при этом она
же означает и небо. Тут зависит от того, где ее нарисовали внизу или сверху.
Самые старые мифы говорят, что человека боги сотворили из глины, потому земля —
это еще и символ материнства, первородства. Может она быть изображены, в данном
случае, в виде повторяющего знака «квадрат»

Немаловажный элемент мезенской росписи – вода. Если вы
подумали, что ее изображают волнистой полосой – то не всегда. Вода рисуется
косыми чертами – это и дождь, и снег, и град.  Волнистая линия, которая может быть водой
всегда соседствует с прямой линий земли или небесной тверди. Если внизу – это реки,
а если с небом – облака. Так же часто рисуются рядом утки.

Следующий элемент – это ветер, воздух. Тут все просто – он рисуется
черточками горизонтальными, которые разбросаны по всей поверхности орнамента.
Также они могут означать духов.

Древние матер изображали и обуздание стихии ветра: черточки
наносились на две перекрещенные косые черты – как бы лопасти мельницы.

Огонь – он греет, защищает, но может быть и страшной
неистовой стихией. Его считали живым наши предки, ежегодно обновляли, «поселяя»
в печь новы огонек, полный сил. Также огонь ассоциировался с солнцем в мезенской
росписи его изображают в виде спиралей.

В мезенской росписи изображают животных: коней, оленей,
уток. Есть рисунок деревьев, особенно часто можно увидеть ели: да одинаковых и
посредине одно большое. Такие орнаменты встречают на росписи мебели, прялок.

Можно найти и бьющихся на конях всадников. По всей видимости
– это изображение духов или богов. Неземное происхождение героев таких сюжетов подтверждают
солярные знаки – спирали возле ног коней, да и их внешний вид с неестественно-тонкими
ногами, решетчатым рисунком на теле. Часто можно увидеть у таких лошадей вместо
копыт – перья. Такой знак говорит о небесном происхождении животных или о том,
что они из Прави. (Три мира: Явь, Навь, Правь)

Олени рисовались одинаково с лошадями, только у них вместо
гривы – рога.

Как перевести рисунок на поверхность

Если вы — начинающий творец и уровень ваших художественных навыков пока недостаточно высок, чтобы сразу расписывать заготовку, можно подобрать рисунок, перевести его на деревянную поверхность и раскрасить.

Основными методами перевода изображений являются:

  1. С помощью трафарета. Купленный в магазине, сделанный самостоятельно или распечатанный трафарет прикладывают к подготовленной поверхности и аккуратно обводят его мягким карандашом.
  2. По эскизам. Заранее приготовленный рисунок на бумаге переносят на деревянную поверхность с помощью копирки.
  3. Точечный способ. На рисунок-эскиз наносится множество точек, выполняющих роль ориентиров. Их надо как можно точнее скопировать на рабочую поверхность и соединить линиями.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.

Техника нанесения рисунка

Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Выбор холста для начинающих

Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей

Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.

Внимание! Мезенская роспись для начинающих – это еще и специальные прописи, которые помогают отработать навык прорисовки отдельных элементов. Если вам посчастливилось найти такое пособие в книжном магазине, оно будет отличным тренажером

Кое-какие картинки есть и в интернете, их можно распечатать и тоже использовать как прописи, но качество бумаги будет не лучшим.

Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.

Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное. Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.

В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.

Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.

Подготовка деревянной поверхности

Предмет, предназначенный для художественной обработки, нуждается в тщательной подготовке, процесс которой состоит из следующих этапов:

  1. Очистка дерева, удаление сучков и шероховатостей, если они есть.
  2. Обработка поверхности наждачной бумагой для придания ей окончательной гладкости.
  3. Покрытие грунтовкой для создания защитного слоя, чтобы рисунок ровно лег на заготовку.
  4. Подсушивание заготовки в течение нескольких часов.
  5. Нанесение цветовой основы.
  6. Полировка наждачкой.

Следующим этапом будет нанесение изображения на заготовку. Начинать работу следует с крупных деталей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector