Чоха и символы
Содержание:
- Андская монтера
- Обувь
- История грузинского национального костюма
- Выкройка шапки
- Мужчины
- Язык
- Особенности головного убора
- Этнические грузинские мотивы в современной моде
- Головные уборы
- Мужчины
- ЧЕЧНЯ. Чеченская папаха — «шапка для чести»
- Мужская
- Этнические грузинские мотивы в современной моде
- Традиционная обувь
- Женская
- Мужчины
Андская монтера
Эта практически плоская широкополая шляпа чёрного цвета была украшена красной лентой и иногда красными помпонами, свисающими по краям головного убора. Раньше существовало огромное количество разновидностей таких шляп, но к концу 20-го века прочно утвердился базовый фасон плоской дискообразной монтеры.
Монтеры украшают красивыми узорами, чаще всего — крестом на макушке. По традициям народов Анд, если мужчина или женщина украшают монтеру цветами, то это значит, что они находятся в поиске пары, если на шляпе цветов нет — значит состоят в браке. Своеобразный вид монтеры у испанских матадоров: она представляет собой шерстяную треуголку, которую традиционно надевают на бой с быком.
Обувь
Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.
Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.
Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.
Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.
Традиционная одежда отражает особенности культуры и обычаи народности. Не является исключением грузинский национальный костюм, который был распространен на территории страны до начала XX века. Его отличает строгость и элегантность. Этот костюм – культурное наследие государства, поэтому грузины почитают его и надевают до сих пор на праздники или другие национальные торжественные мероприятия.
История грузинского национального костюма
Национальный костюм это не только предметы одежды, но и отражение своеобразия культуры и образа жизни определенного народа. По этнографическим особенностям костюма можно понять, в какой местности и в какой исторический период его носили, к какой социальной, семейной, религиозной нише относился его владелец.
В Грузии национальный костюм был широко распространен в повседневной жизни народа вплоть до начала XX века, пока не был вытеснен европейской одеждой. Долгое время традиционный грузинский костюм во всей его красоте можно было встретить лишь в творческих коллективах песни и танца.
В наши дни культура национального костюма возрождается, появляются ателье, мастера которых доподлинно воссоздают наряды, изучая доступные источники. Представители высших сословий использовали для пошива одежды дорогие ткани: шелк, атлас, бархат. Отделкой служили золотая или серебряная нить, жемчуг.
Широко использовали вышивку, нашивки, шелковые шнуры, мех. Бедные слои населения шили одежду из более простых материалов: сукно, лен, холст.
Цветовая гамма была простой: как правило, белый и черный цвета для мужских и женских костюмов повседневного или праздничного назначения. Зажиточные грузины шили одежду синего или красного цветов. Голубой и серый цвет использовали при отделке.
Что же представлял из себя национальный мужской костюм Грузии?
Ахалохи, сшитый из шелка или холста, перетягивался на талии узким ремнем с серебряной пряжкой. Сверху одевалась шерстяная чоха. Характерные особенности кроя чохи: узкая талия, широкие и длинные рукава, полы длиной до колена.
Одежда шилась таким образом, чтобы подчеркнуть широкие плечи мужчины. Эффекта достигали на контрасте с узкой талией. Зажиточные грузины, дабы продемонстрировать свой высокий статус, вместо чохи шили шелковую кабу.
Праздничный наряд богатых слоев населения куланджа изготавливался из бархата и меха. Головной убор папаха.
В качестве обуви выступали сапоги из мягкой кожи. Голенище сапог было узким, а носы острые. Обязательный нюанс эластичная подошва. Бедное сельское население носило лапти из сыромятной кожи каламани и голенища из грубой домотканной шерсти.
Обязательный атрибут традиционного наряда оружие, которое пристегивалось к поясу.
В основе женского национального костюма было длинное платье, плотно облегающее грудь и талию. Наиболее распространенное женское платье называлось картули-каба. Оно шилось из гладких тканей светлых тонов с бархатными вставками на рукавах и груди, обязательно туго стянутое по талии лентой или длинным, почти в пол, бархатным поясом.
Пояс особый элемент костюма, он расшивался золотыми или серебряными нитями.
Обувью служили кожаные туфли. Характерные черты: острые загнутые носы, отсутствие задника, каблук. Туфли декорировались драгоценными камнями и нитями. Простолюдинки обходились туфлями из грубой кожи.
Особое внимание уделялось головному убору женского костюма. Он был достаточно сложный
Поверх тонкой вуали белого цвета и треугольной формы лечаки одевался ватный валик, обтянутый шелковой лентой копи. Сверху голова покрывалась косынкой в темных тонах.
Чтобы такая сложная конструкция удержалась на голове, ее закрепляли узким бархатным ободком, который в свою очередь декорировали жемчугом и шелком.
Конечно, национальная одежда Грузии не была единообразной на всей территории страны, и имела свои особые черты, характерные для определенной местности. Например, мужчины, проживающие в Кахетии, носили шапочку, выполненную из войлока. Головной убор горцев папаха из овчины.
Для Сванетии характерны круглые шапочки в форме конуса с небольшими полями.
Выкройка шапки
Мы будем строить выкройку для 58 размера высотой 12 см. Если у вас имеется опыт шитья, вы сможете расчертить сразу на ткани. А новичкам советуем сделать её сначала на бумаге. Итак…
- Нарисуйте прямоугольник 58х14 см.
- Отложите по верхнему краю по 2 см с обеих сторон. А с нижней части по 2 см на боковых частях.
- Найдите центр, проведите линию. Соедините все точки, и у нас получится закруглённая деталь.
- В верхней части по центральной прямой вниз отступите 1,5 см и тоже соедините все точки. Это будет бортик.
- Теперь для того, чтобы сделать дно, нужно просто нарисовать окружность диаметром 16 см.
Разложите на ровной поверхности меховую ткань, так чтобы направление ворса лежало в левую сторону. Снизу у нас уже имеется припуск 2 см, а вот сверху и по бокам следует добавить по 3–5 мм. На изнаночной стороне меха обведите выкройку маркером. На красном лоскутке и деталях подкладки обведите мелом или мылом. Из подкладочной ткани вырежьте детали с припусками 1 см кроме нижнего края.
Мужчины
Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.
Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).
Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.
На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.
Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.
Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.
Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.
Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.
Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.
В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:
- Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
- Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
- Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
- Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
- Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
- Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.
Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.
Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.
Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.
Язык
Говорят сваны на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском существует ряд говоров, четыре диалекта, поделенных на 2 группы:
- верхние — нижнебальский и верхнебальский;
- нижние — лентехский, лашский.
Этот язык бесписьменный, для письма носители сванского используют письменность грузинского языка и латиницу. В 1864 году в свет вышла сванская азбука на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.
В сванском много заимствований из мегрельского, грузинского языков. Все носители сванского двуязычные и хорошо владеют грузинским.
Особенности головного убора
Кепками принято называть мягкие головные уборы с козырьком. Эта деталь выполняет важную функцию – защищает глаза от прямых солнечных лучей, не ограничивая при этом боковой обзор. Первоначально подобные головные уборы были распространены в армии. Во Франции в начале XIX века они пришли на смену высоким цилиндрическим киверам, у которых имелся козырек. Военный атрибут называли кепи (képi). В России «шапки нового образца» использовали с 1862 года. В этот же период они появляются на другом континенте, в Америке. Головной убор был комфортен, практически ничего не весил, а при необходимости легко сворачивался, занимая немного места в солдатской сумке.
В Англии кепки существовали с XVI века. Чтобы стимулировать потребление шерсти, британским парламентом в 1571 году был принят закон, по которому мужчин неблагородного происхождения подвергали штрафу за хождение в выходные дни с непокрытой головой. Кепка оказалась недорогим и удобным решением этой проблемы. Ее популярность в среде рабочих сохранялась до середины прошлого столетия. Головной убор отлично подходил для езды в автомобиле, работы в мастерской, на строительной площадке. Плоские кепки у многих до сих пор ассоциируются с рабочей униформой.
С ростом популярности американского футбола появилась бейсболка. Понадобилось почти сто лет, чтобы усовершенствовать и закрепить единый стандарт спортивного атрибута. Он отличается от классического варианта высокой круглой тульей и увеличенным козырьком.
Этнические грузинские мотивы в современной моде
Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.
Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.
Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.
Головные уборы
Головной убор является обязательной составляющей грузинского костюма. Самая известная мужская шапка – это папаха. Она делалась из овчины или каракуля. Часто в ней прятали драгоценности. Папаха была тяжелой, что не позволяло мужчине наклонять голову. Ее нельзя было снимать, а особенно позорным было потерять.
В зависимости от сословия и местности, существовали и другие головные уборы:
- Наиболее распространенными были куди – небольшие шапочки-тюбетейки, которые украшали национальным орнаментом.
- Хеврусимская шапка вяжется из шерсти, а украшается традиционными узорами.
- Сванский головной убор изготавливается из войлока. Он защищает не только от холода, но и от солнца. Его украшали тесьмой.
- Кахетинская грузинская шапка называется кахури. Она черного или белого цвета, а делается из шерсти.
- Папанаки – это круглая или прямоугольная шапочка из войлока, украшенная вышивкой и тесьмой.
Кроме того, в холодное время года мужчины носили кабалахи. Это головной убор в виде конуса. Его делают из шерсти, на конце украшают кистью. У калабахи длинные свисающие концы, закрывающие шею. Разновидностью ее является башлык – капюшон.
У женщин тоже были разные головные уборы. До начала XX века было принято также закрывать лицо. Самая легкая шапочка для девушек – чихтикопи. Это небольшой ободок, украшенный бисером и вышивкой. На него надевалась вуаль – лечаки. Такой многослойный головной убор назывался тавхурва. Иногда вуаль крепили простым ободком, а сверху повязывали косынку багдади. Она почти полностью закрывала лицо. Кроме того, при выходе на улицу женщина должна была накинуть большое покрывало, которое закрывало все ее тело.
Мужчины
Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.
Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).
Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.
На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.
Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.
Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.
Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.
Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.
ЧЕЧНЯ. Чеченская папаха — «шапка для чести»
ЧЕЧНЯ. Папаха – традиционный головной убор, популярный у горских народов и русских казаков на Кавказе. Знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев даже на паспорт сфотографировался в папахе, хотя это противоречило советским законам. Однако мало кто знает, что чеченская папаха имеет отличия от меховых шапок соседних народов.
Когда и как появились папахи
Никто точно не знает, когда папахи впервые появились на Кавказе. В статье, опубликованной исследователями Академии наук Чеченской Республики, приводится интересная легенда о происхождении этого головного убора, которую рассказывали вайнахские старожилы. Согласно сюжету, ещё в VII веке чеченцы, услышавшие о проповеди Мухаммеда, отправились на Аравийский полуостров, чтобы принять ислам. Путь был неблизок, и когда горцы добрались до Медины, их ноги оказались сбиты до крови. Увидев паломников в таком плачевном состоянии, посланник Аллаха дал им каракулевые шкурки, чтобы обертывать ими ноги. Но чеченцы решили, что шкурки слишком красивы, да и уважение к Мухаммеду не позволило им воспользоваться его советом. Вместо этого кавказцы решили использовать каракуль для пошива высоких шапок, чтобы носить их с гордостью.
Особенности чеченской папахи
По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.
В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.
Папаха как символ чести и достоинства
Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.
Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.
«Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.
Горцы говорили, что «шапку носят не для тепла, а для чести». По этой же причине папаху не снимали и в помещении, даже если было жарко. Эта традиция имела определённые негативные последствия. Когда чеченцев и ингушей сослали в Казахстан, сотрудники НКВД распространяли среди местных жителей самые нелепые слухи – дескать, новые поселенцы едят людей, а на голове у них рога. Чтобы убедиться в этом, казахи порой пытались сорвать с кавказцев папахи. Это приводило к дракам и даже убийствам, поскольку считалось недопустимым посягательством на честь.
Однажды в ходе подобного конфликта от рук чеченца Жавлади Джанаралиева погиб комендант города Алга в Актюбинской области. Казах пришёл к горцам во время празднования Курбан-Байрама и начал срывать с уважаемых старейшин папахи, требуя показать ему «рога». Джанаралиев заступился за своих соотечественников и убил коменданта, за что был приговорён к 25 годам лишения свободы.
checheninfo.ru
Мужская
Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.
Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.
А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.
В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.
Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.
В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.
В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.
Этнические грузинские мотивы в современной моде
Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.
Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.
Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.
Традиционная обувь
Обувь в Грузии тоже различалась по сословиям, географическому положению, достатку. Например, в горных районах носили читеби. Это вязаные носки с подошвой из меха. Причем мех был наружу, чтобы ноги не скользили.
В городах основной традиционной обувью у грузин были коши. Это туфли с загнутыми вверх носами без задника. Для женщин их шили из бархата, у них были высокие каблуки. Зимой надевались ичиги – сапоги на меху. Их делали из кожи, отличительной особенностью был мягкий носок. Богатые мужчины носили мести или цаги – высокие кожаные сапоги. Их часто украшали драгоценными камнями.
Среди бедного сословия были распространены ботинки каламани. Их носили женщины и мужчины. Летом их плели из полосок войлока или кожи, а зимой делали из целого куска этих материалов и перетягивали веревочками. Горожане среднего достатка носили пачули из мягкой кожи.
Женская
Костюм для девушек подчеркивает женственность, и добавляет грациозности
Неотъемлемый атрибут — внимание к деталям. Платья обычно украшаются вышивкой, золотой окантовкой, жемчужными бусинами, бисером
Акцент силуэта — на талии, а длина юбки достигает пола. Женственный крой подчеркивается с помощью бархатного или шелкового пояса, который также украшают золотой вышивкой или лентами. Какие особенности существуют в разных регионах?
В Аджарии женские традиционные вещи декорировали ручной вышивкой на нагрудной вставке и широким длинным поясом с узорами и кисточками.
В Мохеви украшениями служили золотая тесьма и вышивка, а также серебряный кушак. На голове женщины носили белую кружевную вуаль — мандили.
Для мегрельского наряда характерны рукава из бархата с разрезами и серебряные застежки.
Осетинские платья имели бархатную черную окантовку. Характерные детали: длинная белая сорочка, отложной ворот и золотой пояс.
Тушинские девушки носили чоху — приталенную удлиненную верхнюю одежду без ворота. Ее украшали серебряные застежки и расшитая нагрудная вставка. К рукавам была пришита яркая тесьма. Наряд дополнялся черной вуалью на голове и вязаными сапогами на плоской подошве.
Дворянское одеяние состояло из шелкового или атласного платья с расширяющимися книзу рукавами, накидки из бархата, белого длинного пояса — кушака. Голову городских дворянок украшали головные уборы с ручной золотой вышивкой.
Городские женщины одевались в сорочку из гипюра, отделанную бархатом и синюю вышитую вручную накидку. Образ дополнял кушак, бисерный чихти и поясная бархатная сумка — киса.
Общегрузинский костюм для женщин состоял из сорочки с пуговицами, укороченной накидки с разрезными рукавами и кушака с вышитыми традиционными узорами. Обязательным дополнением служили серебряные украшения и головной убор — полупрозрачная мандили, а сверху чихти-копи из бархата.
Свадебный наряд шился из атласной ткани. Вставка на груди украшалась узорами, рукава были разрезными. Кушак изготавливался из розового бархата. На голове невесты была прозрачная газовая накидка белого цвета. В качестве украшений использовали жемчуг: он был на кушаке, в виде нитей на лбу и на шее.
Сванские красавицы носили платье из атласа с высоким воротом. Талию подчеркивал поясок с национальным орнаментом. Сверху надевалась шерстяная чоха со вставками бархата. На голове — традиционная вуаль.
Абхазский костюм был со шлейфом и серебряной фурнитурой. Вниз надевалась ахалухи из шифона с лацканами. Обязательной составляющей образа были белоснежный мандили и серебряный венец.
Рачинский наряд отличался красной блузкой, из под которой была видна узорчатая сорочка. Рукава были короткие и объемные, юбка декорирована традиционными узорами и окантовкой. В качестве верхней одежды служила накидка без рукавов со сборками. Мандили украшалась красным кантом и орнаментом. На ноги надевали кожаные или замшевые полусапоги, напоминающие современные угги.
Зимнее мохевское одеяние включало в себя вышитую верхнюю одежду, шерстяные перчатки и платок. Ахалухи (рубашка) подпоясывалась черным бархатным кушаком.
Еще один вариант женского сванского туалета: яркое платье со сборками. Красный шерстяной верх дополняла серебряная фурнитура и вставка на груди с узорами. На голове небольшая черная шапочка и традиционная легкая накидка.
Мужчины
Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.
Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.
На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.
Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.
Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.
Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.
Воинственный гордый народ был обязан носить при себе оружие дабы суметь в любой момент защитить честь и достоинство. Даже небогатые старались приобрести кинжал, который был гордостью грузина. Более знатные дворяне в особенных случаях надевали на пояс саблю и пистолет.
Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.