Пошив сценической одежды казачьи костюмы

Как сшить казачий костюм для мальчика

Работа проводится поэтапно.

Подготовка к изготовлению костюма казака

Чтобы изготовить мужской костюм, вам потребуется создать выкройку и приобрести необходимые материалы и инструменты.

Для выкройки можно использовать базовый чертеж, изменив его по своим размерам.

Вам понадобится ткань разных расцветок. Это должна быть гладкая блестящая материя: атлас или креп-сатин.

Приготовьте также ножницы, нитки в тон ткани, портняжный мелок, английские булавки, бумагу для построения выкройки и швейную машину.

Могут пригодиться некоторые декоративные элементы: атласные ленты, узорная тесьма.

Рубаха

Создать казачью рубаху для наряда можно двумя способами: задекорировав покупную белую сорочку или пошить эту вещь.

  • В первом варианте ворот и передняя часть расшиваются узорной тесьмой.
  • Для второго способа приобретается ткань и предмет шьется самостоятельно. Вам нужно снять мерки и внести по ним коррективы в базовый чертеж.

Выкройка

Выполнение работы

  • Перенести детали на ткань и раскроить ее.
  • Выполнить швы.
  • Пришить застежку (молнию или пуговицу).
  • Если надо, украсить предмет с помощью декоративной отделки.

Штаны

Данный элемент костюма также можно создать на основе готовой вещи или сшить.

В первом случае потребуются черные брюки и красная атласная лента. Ее пришиваем по бокам брюк в виде лампаса.

Для самостоятельного изготовления следуйте нижеизложенному порядку действий.

  • Приобретите ткань и снимите мерки.
  • Затем внесите изменения в базовый чертеж.

Выкройка

  • Выкроите необходимые детали.
  • Выполните швы.
  • Пришейте лампасы.

Папаха

Этот головной убор является неотъемлемым атрибутом данного наряда. Для его изготовления вам понадобится следующее.

  • Для основной части: каракуль или черная ткань. Лучше использовать бархат или замшу.
  • Для донышка: немного красной ткани.
  • Нитки в тон.

Базовая выкройка

Выкроите части папахи, сколите их булавками и выполните швы.

Организация

Организация конных казачьих полков была примерно такой же, как в регулярной кавалерии. Тактической единицей являлась сотня, а административной – полк, который состоял из 6 сотен или 3 дивизионов по 2 сотни в каждом (гвардейские полки в мирное время, а также Астраханский, Семиреченский, Амурский и часть полков Уральского и Оренбургского казачьих войск состояли из 4 сотен). Кроме полков, в составе казачьих войск были также отдельные казачьи сотни и отдельные дивизионы.

В соответствии со штатным расписанием в Донском казачьем полку мирного времени числилось 36 офицеров: командир полка (полковник), 2 помощника командира полка (войсковые старшины), заведующий хозяйством полка (войсковой старшина), 6 сотенных командиров (есаулы) и 26 младших офицеров (подъесаулы, сотники, хорунжие). В число строевых нижних чинов входили 6 вахмистров (как правило, в звании подхорунжего), 25 старших и 25 младших урядников, обозный урядник, 12 трубачей, 18 приказных и 750 рядовых казаков. Должности медицинского и ветеринарного врачей и делопроизводителя по хозяйственной части занимали чиновники военного ведомства, а фельдшеров и писарей – нестроевые нижние чины. В военное время количество офицеров сокращалось до 25 (1 штаб-офицер и 10 обер-офицеров откомандировывались в полк 2-й очереди), а также добавлялось еще 30 урядников и 6 трубачей.

Казачьи конные полки 1-й очереди входили в состав гвардии, армейских кавалерийских, казачьих и конных дивизий и бригад. Собственный Его Императорского Величества конвой находился в подчинении командующему Императорской главной квартиры, лейб-гвардии Казачий, Атаманский и Сводно-казачий полки составляли третью бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 16 казачьих полков (10 донских, 3 оренбургских, 2 уральских и 1 терский) входили в состав вторых бригад армейских кавалерийских дивизий, 22 (6 донских, 9 кубанских, 3 терских, 3 оренбургских, 1 уральский и 1 семиреченский) – 6 казачьих дивизий, 9 (2 кубанских, 2 сибирских, 4 забайкальских и 1 уссурийский) – 4 казачьих бригад; 4 казачьих полка (донской, астраханский, сибирский и амурский) и 2 дивизиона (кубанский и оренбургский) в соединения не входили.

Пешие части казачьих войск в мирное время представляла Пластунская бригада (из 6 пластунских батальонов по 4 сотни в каждом), которую формировало Кубанское казачье войско.

Казачья артиллерия состояла из 1 гвардейской (лейб-гвардии Донской) и 19 казачьих батарей, из которых 14 входили в состав 7 казачьих артиллерийских дивизионов (3 донских, 2 кавказских (кубано-терских), 1 оренбургский и 1 забайкальский), 1 – в состав армейского конно-артиллерийского дивизиона, а 4 были отдельными.

При объявлении мобилизации общее количество казачьих войск утраивалось (за счет призыва льготных казаков и запасников в казачьи части 2-й и 3-й очередей). Во время войны все казачьи войска по мобилизационному расписанию выставляли 943 конных сотен, 72 пластунских сотен, 39 артиллерийских батарей и запасные части. Казачьи полки и сотни 2-й и 3-й очередей должны были составлять казачьи дивизии 2-й очереди, а также отдельными сотнями и полками включаться в состав пехотных (стрелковых) дивизий, корпусов и армий для выполнения различных задач.

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

В бою она висела на руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

Женский и мужской казачьи костюмы


Женский костюм состоит из длинной юбки (красный габардин) с отделкой из цветной ткани и декоративной контрастной тесьмы. Пояс юбки на резинке (многоразмерный вариант). Кофта пошита из аналогичных тканей, отрезная по линии талии с баской и пышными рукавами. Отделочная ткань используется на кокетке и по верху рукавов.

Стоимость такого комплекта от 7000 руб.

Возможно изготовление головного убора, пошитого из красного габардина в виде полу-косынки с отделкой из объемной косы, выполненной из этой же ткани.

Стоимость данного головного убора – 1500 руб.

Казачий бешмет пошит из красной атласной ткани, отрезной по линии талии. Нижняя часть бешмета – слегка клешенная. Воротник-стойка отделан золотой тесьмой. Застёжка бешмета может быть выполнена на змейке или мелких пуговицах. В отделке застёжки используется золотая тесьма. Низ рукавов выполнен на широкой манжете.

Стоимость изделия 3500 рублей.

Шапка кубанка. Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.

Стоимость 2000 руб.

Казачки нижнего Дона

«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

При Александре I

Перемены в гвардейском обмундировании произошли после восшествия на престол императора Александра I. В 1801 году вместо полукафтана введена куртка (длиной до талии или чуть ниже) со стоячим скошенным воротником. Воротники и обшлага офицерских курток украшаются фигурным серебряным шитьем, а в дополнение к кушакам офицеры начинают носить серебряные пояса-шарфы с кистями.

Одновременно вводится новая форма и в казачьих войсках (за основу были взяты костюмы лейб-казаков): черные барашковые шапки, темно-синие куртки, чекмени (так стали называться прежние кафтаны), шаровары с лампасами, разноцветные кушаки и черные кожаные сапоги, в холодное время – бурки, полушубки, позже – шинели.

В 1804 году на воротники и обшлага форменной одежды офицеров и генералов Донского казачьего войска вводится особое фигурное серебряное шитье (у генералов оно через пять лет заменяется общегенеральским армейским шитьем). В том же году всем казачьим офицерам присвоили серебряные витые жгуты на плечи, а позже серебряные пояса-шарфы. Офицерским отличием стали и серебряные украшения на шапках, волосяные белые султаны черно-оранжевого цвета у основания и шпоры.

В гвардии нововведением стали: желтые эполеты из шерстяной ткани уланского типа и красные с желтым узором нашивки у нижних чинов, серебряные эполеты у офицеров. Были окончательно установлены и цвета форменной одежды, которые оставались неизменными на протяжении столетий, – красные куртки, синие чекмени и шаровары, черные шапки и сапоги. Для Черноморской сотни, зачисленной в 1811 году в состав Лейб-Гвардии казачьего полка, устанавливались те же форма и цвета, но к курткам и чекменям полагались черные плисовые воротники и обшлага с белой выпушкой, а также откидные рукава (синие, если одежда красная, и красные – если синяя), на плечах – переплетенные белые жгуты.

В 1812 году был несколько изменен покрой войсковой формы, да и сами казаки немало поработали над своим внешним видом. Барашковая шапка стала больше походить на кивер: она была высокой – более 22 см и расширялась кверху; для того, чтобы она держала правильную форму, ее внутри начали проклеивать кожей, а чтобы она прочнее сидела на голове, внизу приделали кожаный подбородный ремень, убиравшийся внутрь. Слева крепился белый султан из конского волоса (у урядника верх окрашивался в черный и оранжевый цвета). В разных войсках шапки имели свои особенности: у офицеров-уральцев – с черным лакированным козырьком и серебряным ободком, у сибирских казаков – кивер пехотного образца, но из лакированной кожи, с медной чешуей на подбородных ремнях, украшавшийся белыми (в артиллерии – красными) или серебряными (у офицеров) кутасами и этишкетами, а у артиллеристов и медным (золотым) гербом с изображением двух пушек и горящей гренады, у кавказских казаков – круглая горская папаха. В походе большинство нижних чинов носило произвольные суконные фуражки, а на шапках – черные чехлы.

Чекмень и куртка, уже с прямыми стоячими воротниками и пришивными обшлагами с выпушкой, утратили сходство со старинными кафтанами, что особенно бросалось в глаза после введения у казаков погон, а у офицеров в 1815 году эполет и петлиц. Чекмень стал несколько короче – до колен. Для артиллеристов в 1816 году установили темно-зеленый цвет форменной одежды. В этом же году для черноморцев вместо чекменя ввели куртин с пришивными на спине рукавами, белой выпушкой вокруг воротника и обшлагов в один ряд, а на спине по обе стороны от рукава до пояса в два ряда с переборкой посередине. В конных полках и конной артиллерии форма была темно-синего цвета, в пеших частях – темно-зеленого. Казаки-артиллеристы отличались от всех остальных черными воротниками с обшлагами. Все нижние чины на плечах носили жгуты из перевитого втрое красного шнурка. Штаб-офицерам (старшим) нашивались жгуты из втрое перевитой толстой золотой и серебряной канители, обер-офицерам (младшим) – жгуты только из серебряных суконных ниток. Всем офицерам присваивались серебряный прибор и специальное шитье по воротнику и обшлагам.

Шаровары, широкие и свободные, приспособили для того, чтобы в них можно было заправлять куртку. Верх их настолько удлинили, что порой они закрывали половину груди, дополнительно утепляя ее, после тугого стягивания (до образования складок) они защищали казака от ветра и переохлаждения. Для прочности наиболее трущиеся части шаровар обшивали кусками кожи.

Однако не во всех войсках казаки отправлялись на войну экипированными по форме. Например, уральцы предпочитали носить не куртки и чекмени, а яргаки (халаты) из жеребячьих шкурок и широкие овчинные тулупы шерстью вверх. Тем не менее начало распространению казачьей формы было положено.

Костюмы в русском народном стиле

Детский стилизованный костюм состоит из сарафана (материал – красный габардин). Свобода сарафана на талии фиксируется резинкой или завязкой на бант сзади. Передняя часть сарафана украшена аппликацией. Белая блузка пошита из сорочечной ткани с объемным рукавом-фонарик на резинке. Застёжка блузки выполнена сзади на пуговицу. Степень свободы предлагаемых изделий позволяет использовать их на несколько размеров.

Стоимость блузки – 1700 рублей, стоимость сарафана – 3000 рублей.

Женский костюм состоит из длинного сарафана (ткань габардин) и белой блузки. Юбка сарафана клешенная и отделана по низу рядами декоративной тесьмы.

Верх сарафана выполнен на широких бретелях с отделкой декоративной тесьмой. На линии талии использовано несколько рядов резинки для плотной посадки иделия.

Стоимость сарафана – от 4500 рублей.

Белая блузка сшита из сорочечной ткани и расшита тесьмой по рукавам. Стойка и горловина блузки выполнены из красного габардина и также расшиты тесьмой.

Стоимость блузки – от 2800 руб.

Стоимость варируется в зависимости от фактуры ткани, размеров изделия и используемой тесьмы.

Женский головной убор состоит из расшитой тесьмой плотной основы, выполненной из усиленного габардина. Для завязки использована атласная лента.

Стоимость головного убора – 800 рублей.

Мужская рубашка с декоративным поясом-кушаком.

Рубашка выполнена из молочного габардина со вставками красного цвета. Вставки отделаны декоративной тесьмой. Воротник-косоворотка с застёжкой на кнопках.

Стоимость комплект (кушак+рубашка) – от 3500 рублей.

Любой из представленных костюмов можно изменить с учетом пожеланий заказчика.

Женский русский народный костюм

Танцевальные костюмы, стилизованные под гжель и хохлому. На фото представлены танцевальные платья длиной по колено, выполненные в стиле «гжель». Это платье-сарафан пошито из белого атласа с декоративными вставками из набивной бело-синей ткани. В платье использована юбка-солнце с оборкой из отделочной ткани. Рукава-фонарик с фиксированной по низу оборкой на резинке. Отделка рукавов и горловины – синяя контрастная тесьма.

Ориентировочная стоимость такого платья – 5500 рублей.

Второе платье в стиле «хохлома» с соответствующей цветовой гаммой.

Технологически оба платья пошиты одинаково. Они отличаются подборкой цвета. Любое из этих платьев можно изменить с учетом пожеланий заказчика.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Женский русский народный костюм

Танцевальные костюмы, стилизованные под гжель и хохлому. На фото представлены танцевальные платья длиной по колено, выполненные в стиле «гжель». Это платье-сарафан пошито из белого атласа с декоративными вставками из набивной бело-синей ткани. В платье использована юбка-солнце с оборкой из отделочной ткани. Рукава-фонарик с фиксированной по низу оборкой на резинке. Отделка рукавов и горловины – синяя контрастная тесьма.

Ориентировочная стоимость такого платья – 5500 рублей.

Второе платье в стиле «хохлома» с соответствующей цветовой гаммой.

Технологически оба платья пошиты одинаково. Они отличаются подборкой цвета. Любое из этих платьев можно изменить с учетом пожеланий заказчика.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Костюмы-«парочки». Казачок. — frische_fische

Пока искала материалы по позднему костюму на Русском Севере к новому спектаклю, набрала разного материала, так что буду выкладывать с картинками, чтобы не пропал.В конце 19-начале 20 века на Русском Севере еще сохраняется традиционный комплекс, состоящий из рубахи и сарафана, однако под влиянием городской моды все более популярными становятся комплекты, состоящие из кофты и юбки, сшитых из одной ткани — так называемые «парочки». Как и все городское, парочки поначалу были праздничной одеждой, показателем «статусности» и «продвинутости» носителя/-ницы.

В принципе, как парочку можно рассматривать минимум два варианта костюма: первый — это сарафан и надевающаяся на него сверху кофта из такой же или контрастной ткани, второй — это кофта и юбка. «Парочкой» могли называть оба варианта.

Комплекс «сарафан с кофтой» появился примерно во второй половине XIX в. Именно это время в деревенской женской моде появляется казачок — приталенная кофта с застежкой спереди, скроенная точно по фигуре.

В Вологодской области (Спасская волость, Тотемский уезд) уже в начале 20 века часть крестьянок носила поверх сарафана, сообразно новой моде, приталенную кофту с глухим воротом. К середине века кофты стали обычным явлением: днём ходили в сарафанах с рубахами, а вечером надевали сверху кофту. .Вот, на мой взгляд, один из прекраснейших костюмов. Заонежский, ансамбль музея Кижи (современная реконструкция с соблюдением традиционных технологий. И бусы, про которые я недавно писала:)).

Несмотря на то, что под казачок надевалась рубаха, сидел он на фигуре довольно ладно. Есть у меня подозрение, что таким образом деревенские модницы пытались обойти отсутствие корсета в их гардеробе — хорошо скроенный казачок на подкладке способен изрядно подтянуть фигуру. То, что он сидел довольно плотно можно судить по крою передней полочки: она имеет изгиб в районе талии и уменьшенное расстояние между пуговицами, а это означает, что как раз туда приходилось наибольшее натяжение:)Вот тут на моем «тренировочном» казачке видно эти три петли близко-близко.

Поглядите, как он сидит на бабе справа:

Казачки шили из тех же тканей, что и праздничные сарафаны — из штофа, шелка, «гарнитура». Как правило, использовались покупные однотонные ткани красного, синего, коричневого, кремового, розового, голубого цвета. Особой популярностью пользовалась жаккардовая ткань с растительным орнаментом (вспомним пресловутые «рипсовые», «павлиньи» шали).На рисунке каргопольский женский костюм 19 века

Обратите внимание на рукава «баранкой» — это отражение кроя, который учитывает естественный изгиб руки. Ну и локти меньше вытягиваются

Такие казачки отделывались так же, как и сарафаны — золотым галуном, бахромой по низу рукавов и по подолу. Кстати, тут мне пришел в голову еще один плюс казачка: он удачно вписался в праздничный костюм с штофной юбкой. Дело в том, что такие юбки в традиционном праздничном девичьем комплексе носились с полушубком (этот предмет называется по-разному в разных местах), а согласитесь, намного легче сшить кофту к юбке, чем менять наряд целиком:)

И вот тут же возник вопрос: а не был ли казачок поначалу все же бабьей одеждой? (впрочем, это журнал «Чудесные мгновения» может обладать для меня такой силой убеждения)

При этом по внешнему виду трудно понять, сарафан надет или юбка. Я додумалась только до того, что сарафан подпоясывали обычными ткаными поясами (шерстяными, но чаще шелковыми), тогда как юбки — больше поясами из ткани, так что если впереди висят концы пояса, то скорее всего это сарафан.

К сожалению, в книгах не всегда приводятся «выходные данные» костюмов, поэтому приходится предполагать и додумывать. Скажем, что-то мне подсказывает, что этот наряд поздний (сатиновая кофта и штофная юбка будто из разных пар):Казачок прожил очень долгую жизнь в народном костюме, оставаясь на пике популярности даже тогда, когда в городе о нем забыли. Поэтому можно найти различные варианты его исполнения: и из тафты, и из сатина, и из ситца.П.С. Думаю, если не сильно заморачиваться, то стоит просто учитывать, что чем ближе к 19 веку, тем монотоннее, согласованнее цвета и праздничнее ткань, чем дальше — тем больше разнобоя.Материалы:Кислуха Л.В. Народный костюм Русского Севера, 2006.Лютикова Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда, 2009.Левачева Т.А. ПОморский народный костюм, 2007.Журнал «Чудесные мгновения» №№ 1/2002, 2(6)/ 2005

frische-fische.livejournal.com

Изготовление казачьего костюма для девочки

Для девочки существует своя вариация данного костюма. В ней штаны заменены на юбку, а вместо папахи могут использоваться другие головные уборы. В частности. на эту роль замечательно подойдет яркий платок или украинский венок с лентами.

Для его создания вам потребуются следующие материалы.

  • Атласные ленты разных цветов.
  • Искусственные цветы.
  • Широкая узорная тесьма.

Отрезаете тесьму по обхвату головы. Сшиваете ее в кольцо. Сверху нашиваете цветы, а с боков и задней части пришиваете ленты.

Кофта

Кофта казачки отличается от мужской рубахи. Она может быть выполнена из любой подходящей ткани яркой расцветки. При этом необязательно использовать материю однородного окраса.

Выполнение работы

Внесите в базовую выкройку изменения по вашим размерам.

Образец выкройки

  • Перенесите элементы на ткань.
  • Выполните швы.
  • Пришейте застежки.
  • Если требуется, задекорируйте изделие при помощи вышивки или декоративной тесьмы.

Юбка

При изготовлении данного элемента костюма следует быть внимательным к деталям.

Первое, на что нужно обратить внимание, это длина изделия. Она может доходить только до колена или спускаться значительно ниже

Второе — это модель. В основном используется юбка-солнце с оборкой по краю подола. Но иногда применяется клинообразный вариант.

Юбка солнце

Вариант с клиньями

Декором этот предмет не украшается.

История

В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.

При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.

После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.

К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.

Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.

В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.

Выкройка платья с баской солнце своими руками

При помощи баски обычное платье футляр, можно превратить в изящное красивое платье, которое подойдет как для повседневной носки, так и для корпоратива.

Чтобы сделать выкройку платья с баской требуется воспользоваться обычной базовой выкройкой платья. Такую выкройку можно найти в интернете или сделать самостоятельно, по своим размерам.


Платье

Построение выкройки

Как правильно это сделать, существует много информации, но в любом случае следует придерживаться некоторых рекомендаций. Лекало задней и передней части необходимо разрезать пополам. Потом требуется переходить к моделированию верхней части платья и самих оборок.

Детские танцевальные костюмы в русском народном стиле

Костюм девочки состоит из комбинированного сарафана. Длина сарафана – чуть ниже колен. Юбка выполнена в стиле «солнце». Низ юбки отделан декоративной набивной тканью и окантован контрастной тесьмой. Основной тканью юбки является красный габардин. Верхняя часть сарафана выполнена из декоративной набивной ткани. Линия талии сзади фиксируется на резинку или на завязки. Степень свободы сарафана позволяет использовать его на 2-3 размера. Под сарафан одета белая свободная блузка с пышным рукавом на резинке и отделкой красным кантом в цвет сарафана. Ткань блузки – сорочечная.

Стоимость комплекта – 5000 руб.

Комплект для мальчика из рубашки с декоративным поясом и брюк. Рубашка выполнена из красного габардина с отделкой из декоративной ткани по низу рубашки, низу рукава и горловине.

В отделке используется желтая тесьма-вьюн. Застёжка горловины рубашки выполнена на кнопках. В качестве пояса используется основная ткань, с нашитой на неё декоративной тесьмой.

Брюки пошиты из черного габардина. Пояс брюк сзади выполнен на резинке, что позволяет использовать его на 2-3 размера.

Стоимость комплекта для мальчика составляет 2500 руб. (рубашка) + 1500 руб. (брюки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector