Fresher

Потеря вольностей

До конца XVI века донское казачье войско не подчинялось русскому правительству, однако не жило в отрыве от Руси. Из нее донцы получали новых бойцов, хлеб, порох, свинец и прочие припасы, необходимые для войны с турками и татарами. В 1584 году донские казаки принесли присягу на верность царю Федору Иоанновичу, а во время Смуты поддерживали самых разных самозванцев.

Впоследствии они присягнули на верность царю Михаилу Федоровичу Романову, но дела с донцами Россия вела через Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. В 1708 году большая часть донских казаков поддержала восстание Булавина и Петр I упразднил их право на независимость и вольности, дарованные Иваном Грозным. В 1718 году их церкви стали подчиняться Воронежской епархии.

Проводы донских казаков в армию

Более двух веков казаки были главной опорой императорского трона, но в начале ХХ века на территории Войска распространение получила идея отличности станичников от остальных русских.

Происхождения казаков

Вопросом происхождения казачества историки занимаются с середины XIX века. Несмотря на это четкой концепции на этот счет у ученых нет. Основными являются следующие теории:

  • миграционная – основу донского казачества составили русские люди – старообрядцы, разбойники, первопроходцы, которые бежали на Дон из-за конфликта с властью. Теорию отстаивал историк Сергей Соловьев;
  • татарская – тюркское слово «казак» означает свободного человека и разбойника. Историк Вельяминов-Зернов считал казаков татарами, принявшими христианство, Татищев предполагал, что они потомки касимовых татар, которые под давлением ногайцев переселились на Дон. Руслан Скрынников считал, что основой казачества стали татары-мишари, к которым присоединились русские переселенцы;
  • смешанная – Лев Гумилев выдвинул версию, по которой казаки сформировались в результате смешения русских переселенцев и кавказских косогов, сбежавших в донские степи с Кубани;
  • автохтонная – казаки потомки древнего праславянского населения, которое еще в середине I тысячелетия н.э. жило по берегам казачьих рек.

В последнее время развиваются теории о скифских, сарматских, готских и хазарских корнях. Дать ответ на сложный вопрос происхождения казаков, и степени их родства с русскими, историкам и антропологам помогла генетика. Наличие в казаках нерусского элемента в любом случае должно отобразится в его генетическом материале, который и был изучен учеными.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Казачки нижнего Дона

«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

Молчаливое войско

«Приведу пример. Был 2005 или 2006 год. Мы после очередной выставки выпили, пошли беседы и захотелось в реестр. Чуть ли не полночь была, звоним заместителю атамана Всевеликого войска Донского по идеологии и взаимодействию со СМИ Владимиру Васильевичу Воронину. Рассказываем, как хотим помочь с детскими секциями, творческими коллективами, какой опыт имеем. Он спокойно выслушивает и говорит – приходите завтра. Принимает нас, рассказывает о деятельности войска. Получился откровенный и открытый разговор. После этого начали работу», – рассказывает Кавказ.Реалии создатель «казачьего поп-арта», основатель рэп-группы «Атаманский Дворец» и галереи «Улей», донской казак Максим Ильинов.

Собеседник уверен, что такая доступность руководства Всевеликого войска Донского, «постоянно открытые двери, когда человек, который задавал вопросы, получал ответы», способствовали «уважительному и доброму отношению» жителей Ростовской области к казакам.

«На заседаниях президентского Совета при президенте России по делам казачества не раз озвучивали проблему – реестровое казачество сегодня стало закрытым, нет диалога с обществом и самими казаками. Доходит до смешного. Недавно вышел и наделал много шума фильм «Казаки и казаки» Пивоварова. Журналисты «Редакции» обратились в пресс-службу Кубанского казачьего войска, на которую из бюджета выделяют огромные деньги, но там просто не брали трубки, отказались общаться», – делится Ильинов.

Казак, город Михайловск Ставропольского края, архивное фото

На реестровое казачество выделяются огромные суммы, у общества возникают закономерные вопросы: куда уходят деньги? И внятного ответа от руководства войск получить не удается.

«Сами казаки не понимают направление и стратегию развития своих обществ. Не на бумаге, там все прописано, а в жизни. Если бы войско не боялось вопросов, в реестр пришли бы и многие талантливые ребята. Чтобы изменить негативное отношение к реестровому казачеству, а именно о нем говорит Баринов, нужно вступить в диалог. А для этого в войске нужны компетентные люди», – подытожил казачий художник и музыкант.

С кем вы, казаки?

В представлении СМИ казаки, как неизвестные в папахах, сорвали открытие выставки галериста Марата Гельмана в Краснодаре и выставку «актуальных икон» с группой Pussy Riot в Москве. В 2013 году в аэропорту Анапы казаки попытались задушить флагом США басиста американской рок-группы Bloodhound Gang, но полиция не увидела в этом состава преступления. Нападали казаки и на оппозиционера Алексея Навального, и на противопожарный лагерь активистов «Гринпис», безнаказанно разгромили краснодарский штаб (в России сеть штабов Навального признана экстремистской. – Прим. ред.).

Но и своим для власти казачество не стало. Чиновники с недоверием относятся к чересчур активным общественным казачьим объединениям, от которых неизвестно чего и ожидать. Потому что, демонстративно поддерживая президента Путина, они могут жестко критиковать мэров и губернаторов. В 2018 году казаки Кавказской казачьей линии провели «Гражданский форум Ставрополья», потребовав отставки губернатора Владимира Владимирова и председателя парламента Геннадия Ягубова. Казаки были среди защитников Шиеса и сторонников опального екатеринбургского схимонаха Сергия (Романова), участвовали в кубанском «тракторном марше» и земельных войнах по всему Югу России.

За 30 лет «возрождения казачества» не дан ответ на ключевой вопрос, чем оно является: этнокультурной общностью со своим языком и укладом или сословием по принципу «не служишь государству – не казак»? Надеть кубанку и даже стать атаманом может любой желающий. Но никакой градации для определения, стал ли он после этого казаком или нет, не существует.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Неказачья нагайка

«Слова Баринова – правда, и от этого никуда не уйти. Думаю, это произошло, в том числе, из-за крена по привлечению казаков к охране порядка на улицах. Общественное мнение формируется под его влиянием. Обыватель не видит казаков на военной службе, охране границы, лесов, сборах, хотя все это присутствует. Но видит полицейских и казаков с нагайками», – отмечает атаман Владимир Громов – в 1990–2008 годы атаман Кубанского казачьего общества, первый в современной России казачий генерал.

Стоявший у истоков возрождения кубанского казачества атаман Громов обращает внимание: образ казака-нагаечника сформировался в годы советской власти, когда муссировалось использование казаков для разгона протестных демонстраций первой русской революции 1905–1907 годов. «В первые годы возрождения казачества мы выступали за изменение восприятия казака обществом

Акцент тогда делался на возрождение культуры, традиций, образа мыслей казаков, а не патрулирование улиц. Сегодня же казачество чаще мелькает в СМИ в связи с разгонами оппозиционных акций, нападением на Pussy Riot, конфликтами с прохожими. Оно вернулось к искаженному образу, навязанному советской властью и не имеющему никакого отношения к казачьей традиции», – продолжает эксперт

«В первые годы возрождения казачества мы выступали за изменение восприятия казака обществом. Акцент тогда делался на возрождение культуры, традиций, образа мыслей казаков, а не патрулирование улиц. Сегодня же казачество чаще мелькает в СМИ в связи с разгонами оппозиционных акций, нападением на Pussy Riot, конфликтами с прохожими. Оно вернулось к искаженному образу, навязанному советской властью и не имеющему никакого отношения к казачьей традиции», – продолжает эксперт.

В качестве примера Владимир Громов приводит использование нагайки. В прошлом казак брал ее, только когда садился на коня, сама нагайка представляла собой небольшой хлыст. Но, зайдя в любой современный казачий магазин, увидим целый набор кнутов и плетей любой длины, расцветки и плетения.

«Сейчас казаки лошади боятся панически, многие ее видели только на картинке. Но они ходят с хлыстами, не имеющими ничего общего с традиционной казачьей нагайкой. По сути дела, у них в руках оружие. Я недавно видел казака в Москве – там не нагайка, целый арапник (длинный охотничий бич. – Прим. ред.), которым он перепоясался как матрос Железняк пулеметными лентами. Ты удиви народ не своей необразованностью, не будь пугалом! Удиви народ культурой, воспитанием», – продолжает собеседник.

Чтобы в общественном мнении переломить представление о казачестве, потребуются годы работы как самих казачьих обществ – от рядовых казаков до атаманов всех уровней, – так и государства.

Казак с нагайкой нападает на участниц группы Pussy Riot в Сочи, 2014

Нужно создавать документальные и художественные фильмы о казаках, чтобы люди видели: казаки – это не патрульные с нагайками, продолжает Владимир Громов.

«Несколько лет назад вышел документальный фильм «Сотня. Месопотамский рейд» о подвиге казаков 1-го Уманского полка, которые, в 1916 году пройдя через враждебные племена курдов и турок, соединились с англичанами. За этот рейд вся сотня награждена Георгиевскими крестами, это первый и единственный случай в Российской императорской армии, – приводит пример Громов. – Но Министерство культуры России, выделяющее деньги на низкопробные и в том числе высмеивающие казаков фильмы, не нашло средств на эту картину».

Результаты генетического исследования

По полученным данным миграционный поток в казачьи области шел с Южной и Центральной области России, а также с Украины. Генетически, с жителями этих регионов донцы практически идентичны. Полных совпадения с южнорусской популяцией обнаружено 8%, а с центральнорусской – 6%. С жителями Северной России совпадений практически нет.

Карта генетических расстояний от донских казаков. Чем темнее цвет, тем больше генетическое расстояние от казаков до данной популяции.

Больше всего переселенцев на Дон пришло с территории Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской области. Обнаружена незначительная часть татарского элемента. Видимо, это след ногайской прослойки, которая влилась в состав Донского Войска. Кавказские народы практически не связаны с казаками. Выявлено 1% совпадение с черкесами, что может быть отголоском общего потока генов между Восточной Европой и Кавказом.

Руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский говорит, что такая ситуация характерна не только для донского, но и кубанского и запорожского казачества. В их генофонде отсутствует или находится в низких частотах Y-хромосомные гаплогруппы G и J, характерные для кавказских и азиатских народов.

Гребенские казаки

Таким образом донское казачество вместе с кубанским и запорожским образовала единый южнославянский генофонд, что подтверждает миграционную теория образования казачества. Генофонд терских казаков отличается большой долей компонента горских народов Западного Кавказа. Это роднит их с адыгами, абхазами, сванами, карачаевцами, балкарцами.

Внешность донского казака

Наиболее полное исследование антропометрических данных казаков провел советский антрополог и доктор биологических наук Виктор Бунак. На основе собранных данных ученый поделил жителей донских станиц на три антропометрических группы:

1. Казаки-великороссы – самая большая категория для представителей которой характерны светлые волосы и борода. Прямой нос, большой рот, широкое лицо и разрез глаз. Высокий рост сближает их с русским населением средней Волги. В целом казаки имеют черты характерные для общерусского антропологического типа.

2. Казаки-малороссы – потомки запорожских казаков (черкас), которые переселились на Дон в разные исторические периоды. Для них характерен средний рост, темные волосы и смуглей, чем у великороссов кожа. Волосы темные, голова круглая, нос с горбинкой. Имеют короткий торс, длинные ноги и руки.

3. Смешанный тип – высокорослы имеют высокий лоб и круглую голову. Преобладают темно-русые волосы и небольшой подбородок. Часто встречаются блондины с носом, имеющем горбинку.

Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского

Свой след в антропометрии казаков оставили и соседние народы – татары (выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги), калмыки (красивые и широкие лица, чаще всего проявляются у женщин) и даже евреи (долговязость, семитский нос, темные волосы, но с рыжей бородой).

Источник — 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector