Творческий проект по технологии на тему: «татарский национальный костюм»

Как связать простую тюбетейку крючком со схемами и описанием

Самый простой способ вязания тюбетейки – от макушки по кругу, прибавляя столбики, а затем, когда окружность достигнет нужного диаметра, вязать нужно без прибавлений на нужную высоту. Такой способ вязания, безусловно, очень простой.

Чтобы отойти от классического вязания, можно связать тюбетейку с орнаментом. Для вязания тюбетеек отлично подходит такая техника вязания, как жаккард или вязание гобеленом. Шапочка получится плотной и будет хорошо держать форму. Узоры можно связать какие угодно.

Рассмотрим более подробно пример вязания тюбетейки.

Принцип вязания следующий: вязание осуществляем по спирали обычными столбиками без накида, используем две нити – одна в работе, вторая находится внутри столбиков

Важно помнить, что во время вязания необходимо постоянно подтягивать ниточки, чтобы они не выглядывали сквозь столбики на изнанке изделия

Тюбетейка будет состоять из двух частей: плоское дно и боковая часть – околышек.

Размеры донышка рассчитывать нужно по формуле: обхват головы/3,14.

Вязка получится плотной, и тянуться будет плохо, при стирке изделие еще может сесть.

Околышек необходимо вязать до начала уха, желательно в процессе работы изделие примерять. Если же примерить нет возможности, то рассчитываем так, что ширина на ребенка – 4-5 см, на женщину – 5-6 см, на мужчину – 7-9 см.

Схема вязания донышка представлена ниже.

Схема вязания околышка.

В нашем примере тюбетейка будет летняя, соответственно и нитки нужно подбирать соответствующие сезону, например, хлопок, лен или шелк. Понадобится 50г 150-225 м. Крючок подбираем под нить.

Приступаем к вязанию. Провязываем 7 столбиков без накида или 4 воздушные петли замыкаем в кольцо. Далее осуществляем 7 прибавок, то есть 14 столбиков без накида.

В следующем ряду необходимо присоединить нить для орнамента. Закрываем последний столбик нитью орнамента. Провязываем один столбик без накида орнаментом, из одного столбика без накида основного цвета вяжем два. Далее прибавления осуществляем по схеме в секторе орнамента, сектор основного цвета – два столбика без накида.

Провязываем по данному принципу все необходимые ряды. Прибавление орнамента завершаем после провязывания 11 столбиков без накида. Далее осуществляем прибавление трех столбиков без накида.

Со следующего ряда необходимо вязать одно убавление в цвете орнамента и два прибавления в начале и в конце основного цвета. Так делаем до конца, пока не останется один столбик без накида орнамента.

Связав орнамент донышка, его необходимо немного увлажнить и с изнаночной стороны прогладить.

Орнамент получился 14 см. Если размера донышка не хватает – довязываем ряды основным цветом, если все соответствует размерам, приступаем к вязанию околышка.

В нашем случае, достаточно связать 6 рядов, в каждом имеется 14 прибавлений для расширения круга. Прибавления лучше делать со смещением.

Далее провязываем два ряда нитью орнамента без прибавлений. Третий ряд орнаменты – переход на околышек. Вяжется он за заднюю стенку столбика.

Теперь повязываем 3-5 рядов основным цветом, затем переходим к вязанию околышка. На донышке у нас располагаются ромбики, на околышке свяжем треугольники.

С изнаночной стороны будущая тюбетейка выглядит так.

Раппорт схемы 12 столбиков без накида. Просчитываем столбики, делим на 12 и осуществляем убавление столбиков до полного раппорта. Треугольники вяжем цветом орнамента, белые участки провязываем основным цветом.

До нужной ширины околышка довязываем 6 рядов основным цветом. Отрезаем нить орнамента и провязываем один ряд в одну нить.

Вот такая замечательная тюбетейка получилась. Связанные своими руками, они ничуть не уступят продаваемых в магазине. Порадуйте своих близких, родных или друзей необычным аксессуаром, сделанным с теплом и любовью.

В завершении мастер — класса, считаем, что начинающим рукодельницам будет полезно посмотреть видео уроки вязания тюбетеек, в которых можно более подробно проследить процесс работы, некоторые особенности вязания и секреты опытных мастериц. Приятного просмотра и успехов в творчестве!

Зимняя тюбетейка с оригинальным узором

Для вязания теплых шапочек подойдет шерсть или акрил с примесью шерсти и тонкий крючок, тогда готовое полотно получилось плотным и без мелких дырочек.

Работа начинается с макушки, провязываются круговые ряды столбиками б/н и в каждом ряду равномерно увеличивается количество петель.

Для добавления жаккардовых вкраплений понадобится контрастная ниточка, которая вводится по ходу вязания.

Донышко вывязывается до нужного диаметра, а потом переходит на прямую, боковую часть без прибавок.

По ободку проходит красивый жаккардовый узор, который делает шапочку стильной и очень плотной.

Для вдохновения рукодельницам подробный видео урок с описанием процесса вязания теплой зимней тюбетейки.

Мастер: Башкиры всегда одевались по Шариату

10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды как мужской, так и женской. Позже к его хобби, которое стало профессией, подключилась его мать. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.

Это небольшая уютная мастерская башкирского национального костюма. Повсюду здесь старинные монеты, украшения, мельчайшие детали, собранные по крупицам у коллекционеров. Работают в мастерской мать и сын. 10 лет назад Ильдар Гиндуллин заинтересовался башкирским костюмом и с тех пор начал детально изучать всю красоту национальной одежды, как мужской, так и женской. Позже к его хобби подключилась мама. В последнее время интерес к башкирскому национальному костюму значительно возрос. Порой говорят даже о возрождении древней традиции.

Ильдар Гиндуллин, дизайнер по башкирскому костюму: «Некоторые этот период называют башкирским ренессансом. Есть уже такие слоганы. Это возвращение старинных костюмов в жизнь. Сейчас идет возвращение к истокам, к корням. Это не только в Башкирии. Это общетюрское направление. У нас в течение 10 лет появились свои мастера. Много мастеров, которые шьют костюмы. Есть мастера, которые делают ювелирные украшения. Все это активно продвигается в массы. Это реконструкция, фестивали, всевозможные мероприятия, стрельба из лука. Это часть этого движения».

Заказывают национальные костюмы не только местные клиенты, заявки поступают со всей страны и даже из-за границы. В настоящее время в этностиле все чаще проводятся свадьбы и мероприятия. Традиционные нагрудники женщины надевают с вечерними платьями, например, для похода в театр. Цены на них от 5 тысяч и выше. Самые дешевые делаются благодаря технологиям 3 д печати. Получаются пластиковые украшения.

Ильдар Гиндуллин: «Среднее изделие может доходить до 15 тысяч. А наше изделие со старинными украшениями в районе от 45. Мы стараемся делать нагрудник из жетонов таких. Изначально они в таком состоянии. Мы их полностью приводим в порядок. До такого состояния. Происходит чистка, реставрация и установка. Многие не нужно чистить. Вот 19 века украшение».

Ильдар с мамой все делают вручную, в том числе и саму одежду. Практически никаких машинных швов. Помимо нагрудников, они воссоздают кашмау — это головной убор, елян — это верхняя одежда. Реставратор отмечает, что настоящий башкирский костюм всегда нес в себе и религиозный смысл.

Ильдар Гиндуллин: «Там открыты только лицо и кисти рук. Поэтому эти костюмы дошли до нашего времени. Если бы они не соответствовали мусульманским канонам, то в истории они не сохранились бы. Его надевают на свадьбы, никахи. Муж может подарить костюм».

Ильдар рассказывает, что для своей семьи они тоже делают нагрудник, который будет передаваться из поколения в поколение. Данное украшение постоянно изменяется и дополняется. По такому нагруднику можно изучать историю прошлого. Здесь есть копии царских монет времен Екатерины, есть украшения 16 века и даже средневековья.

Ильдар Гиндуллин: «Мы видим здесь золоченные украшения. Золоченное украшение 19 века. По центру мы видим печать, она принадлежала одному мулле, который записывал браки. Это его именная печать. И дети, чтобы о нем сохранилась память, они эту печать заключили в украшение. И его устанавливали на нагрудник».

Именно благодаря таким мастерам, как Ильдар, а также национальным праздникам, мастер-классам и участившимся просветительским мероприятиям, возрождение башкирской культуры вышло сегодня на новый уровень.

Алина Таюпова, Альфия Ильясова, Алиф, Башкортостан.

Тувинский головной убор: шьем самостоятельно

Тувинский головной убор

Раньше тувинцы шили свои головные уборы из войлока и кожи животных. Сейчас много современных материалов, которые позволяют создать точно такой же головной убор, который называется у этого народа «бортом». Портнихи того времени даже не пользовались иголкой и нитками для пошива костюмов и борта, они просто склеивали края специальным клеем.

По сути, такая шапка — это очелье и 5 клиньев. Все эти детали должны быть уплотнены для того, чтобы шапка хорошо держала форму. Можно ее сшить по принципу тюбетейки и сделать клин на макушке — тувинская шапка готова. Как шить тюбетейку, смотрите выше по тексту.

Тувинский головной убор из меха

Тувинский головной убор может быть пошит и из меха. Но главная особенность такого борттера — это остроконечная верхушка, несущая сакральный смысл для такого кочевого народа.

Сшить красивый головной убор своими руками — повойник в виде косынки: выкройка, инструкция, мастер-класс

Повойник — это старинный головной убор, который раньше носили крестьянки и купчихи. Соответственно, простолюдинки шили его из обычного ситца, а купеческие дамы из шелка, украшая разным декором. Сейчас в моде похожие головные уборы, который тоже можно назвать повойником. Современные красавицы делают такой головной убор, сочетая ткани разных цветов и фактур.

Повойник в виде косынки

Сшить его просто — наподобие «сороки». По сути это просто чепец с длинными завязками, которые закручиваются в жгут и оборачиваются вокруг головы, и завязываются в красивый узел. Этапы пошива современного повойника:

  • Очелье — это отрез ткани по размеру равному объему головы (например, 54 см). Ширина может быть любой — 5-10 см. Можно сделать очелье из отреза ткани, сложенного пополам. Прошейте и обработайте края, оставляя незашитыми бока, чтобы вставить завязки.
  • Платок — отрез ткани размером 50х60 см. Также обработайте края любым способом, который вам нравится: оверлоком, красивой строчкой или косой бейкой.
  • Завязки должны быть длинными по 100-150 см с каждой стороны, чтобы можно было их скрутить и красиво завязать.
  • Теперь сшейте все детали и можете надевать повойник.

Технология завязывания повойника

Вот еще один мастер-класс по пошиву повойника из ситца, который можно носить летом, например, в лес, если вы собрались за грибами или во время работы в огороде. Он удобный и комфортный.

Ситцевый повойник

Итак, вот мастер-класс по пошиву этого изделия:

Сначала сделайте выкройку. На ней все размеры даны в натуральном виде, на размер головы примерно в 52-54 см.

Выкройка повойника

  • Чтобы повойник выглядел красиво, необходимо выкроить также подкладку. Ее можно сделать из любой ткани белого или другого цвета.
  • Размер деталей для подклада такие же, как и для основной части.
  • Припусков на швы не делайте. Вот что должно у вас получиться после переноса выкройки на ткань.

Выкроите на ткани

Выкроите подкладку

Внизу подклада сделаны надсечки. Сложите основной круг и подкладочный лицевыми сторонами во внутрь, и прошейте по краю до этих надсечек.

Сделайте надсечки

  • Выверните на лицевую сторону и прогладьте место прошивания.
  • Теперь прострочите остальную часть круга двойной строчкой, чтобы можно было сделать красивую сборку.
  • Когда вы сделаете сборку, примерьте этот «чепец» на голову. Если нужно, то еще подсоберите или, наоборот, чуть расслабьте сборку.

Сделайте сборку и примерьте чепец

Теперь сшейте очелье. Разгладьте швы в разные стороны утюгом.

Сшейте очелье

  • Теперь сложите эти детали лицевыми сторонами во внутрь и прошейте снизу.
  • Выверните на лицевую сторону. Прогладьте утюгом.

Прогладьте утюгом

  • Найдите середину и отметьте.
  • Сложите донышко и очелье строго в середине, где поставлены отметки.

Сложите донышко и очелье и наметайте

  • Наметайте вручную от середины — сначала в одну сторону, затем в другую, до конца завязок.
  • Теперь прострочите на машинке и выверните изделие на лицевую сторону.
  • Прогладьте утюгом.
  • Теперь все манипуляции выполняются на лицевой стороне: приметайте очелье к донышку.

Прошейте теперь с лицевой стороны

  • Наметайте до места, где начинаются завязки. Разгладьте завязки утюгом.
  • Затем наметайте и прошейте на машинке.

Прошейте завязки на машинке

Все — повойник готов. Еще раз все прогладьте утюгом и надевайте головной убор.

Если вам нужен повойник для национального костюма, то вы можете сшить его из шелковой или другой ткани в более ярких тонах. Украсить такой головной убор можно вышивкой, бисером и любым другим декором.

Праздничные одеяния

Национальный татарский костюм в данном случае отличается обилием декора и шикарным внешним видом. Для его пошива использовались дорогостоящие материалы. Особого внимания при этом заслуживает свадебное платье. Выполнялось они в нежных голубых, бирюзовых или же зеленых, бордовых тонах. Правда, в последнее время можно встретить и белые одеяния, которые ранее считали траурными.

Длина такого платья должна быть максимальной. Кроме того, оно в обязательном порядке должно быть закрытым, прикрывающим практически все тело. Откровенные вырезы в данном случае недопустимы. Голова девушки при этом покрывается расшитым калфаком или полотном.

Жених, как правило, облачается в синий наряд. На нем отмечается обилие орнаментов, лент из атласа. Также присутствует меховой воротник. В качестве обуви молодоженов выступают сапоги. Они узорчатые. При их изготовлении применяется мозаичная техника.

На данный момент женихи все чаще надевают на торжество традиционные европейские брючные костюмы. Правда, даже в этом случае они украшаются с помощью орнаментов и лент. Пиджак при этом нередко заменяют сшитым из бархата камзолом. Рукава у него должны быть короткими.

Для танцев отлично подходят жилетки-разлетайки. Их декорируют мехом. Также уместны укороченные модели камзола. Голова танцовщика прикрывается покрывалом или же шапкой, оснащенной кисточкой

Крайне важно, чтобы наряд при этом был свободным, а низ расправлялся во время танца. Благодаря этому выполнять активные движения оказывается легко и никакого дискомфорта не возникает

Национальный татарский костюм не может остаться без внимания. Они невероятно яркие и весьма неординарные. Татары по сей день чтут традиции и трепетно относятся к народной одежде. Правда, сейчас ее увидеть в повседневной жизни крайне сложно. Чаще всего подобные наряды надевают лишь по особым случаям

В любом же случае они привлекают к себе особое внимание, поражают оригинальностью и обилием неординарного декора

История национальных костюмов татар

Одежда – наиболее значимый атрибут той или иной нации. В средние века одного беглого взгляда на человека было достаточно, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «окрас», однако по-прежнему остается одной из основных и жизненно-важных вещей в жизни человека.

Традиционная одежда татар времен средневековья — распашные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь – как у простых людей, так и у аристократов во многом совпадали.

Родовые, племенные, социальные и клановые различия в одежде выражались в основном в стоимости используемых материалов, богатстве декора, и в количестве надеваемых предметов гардероба. Одежда, создававшаяся веками, была очень красива, и более чем нарядна.

Это впечатление создавалось за счет отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и люрексом, позументными лентами.

Стоит отметить, что большое влияние на традиционную одежду татар оказал, в первую очередь, кочевой образ жизни. Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно теплой в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.

Как правило, для шитья одежды использовали такие материалы как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей, или бараньей шерсти, сукно, которые они сами же и изготовляли.

Одним словом, в качестве материала использовалось все то, что постоянно было под рукой у людей, испокон веков занимающихся скотоводством.

Детская одежда мальчиков и девочек была похожа. Не было «девчачьей» и «мальчишечьей» одежды, а различие полов проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девочек и женщин, как правило, была ярких тонов цветущей природы: красный, голубой, зеленый. Что же касается мальчиков, а также мужчин, — в их одежде в основном использовались черный и синий цвета.

Девочки с трех лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие колечки. В 15–16 же лет, то есть, достигнув брачного возраста, девушки в праздники надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца.

Выйдя же замуж, скромный девичий убор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными бляшками.

Женщины в возрасте 50–55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственникам.

Традиционным головным убором у мужчин была войлочная шляпа — «калпак». Это шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой.

Для аристократии и знати существовал же особый вид «калпака» — представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями.

Головные уборы татарских женщин, кроме основного назначения еще и  указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и кланах, а вот девичьи были однотипны.

Незамужним девушкам принято было носить «такия» — маленькую шапочку из ткани, и «бурек» — шапку с меховым околышем.

Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары применяли широкие, декорированные серебряные и золотые пряжки. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизирующей его связь с миром людей.

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала XX века. После завоевания московским княжеством татарских ханств, началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шапочки с плоским верхом – фески. Зажиточные татары носили феску, а более укороченную феску – тюбетейку, носили бедные слои населения.

На сегодняшний день современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой XVIII в. и начала XIX века, на голову — тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, убеждая людей, что они выступают в национальных татарских одеждах.

Видео про национальные костюмы татар:

Немного истории

Тюбетейка – это легкая, обычно хлопковая шапочка с заостренным или округлым верхом. Ее принято украшать национальными узорами, украшениями, даже драгоценными камнями. Сакральный смысл головного убора – небесный свод. Если приглядеться, то шапочка своей формой напоминает чашу неба в перевернутом виде.

Кроме этого неизменным символом тюбетейки являются циклы жизни, взросления. Головной убор не явно разделен на 4 части. Они символизируют детство, юность, молодость и старость. Исследователи культурного наследия народов Средней Азии также отмечают, что тюбетейка по форме напоминает древнее жилище кочевников – юрту. Таким образом, человек находится в ней, как дома.

Почти все народы Азии являются мусульманами, приверженцами религии Ислам. Мужская тюбетейка – обязательный атрибут для верующего человека. Причем они могут быть абсолютно разными для свадебных обрядов (никаха), народных гуляний, периода траура, а также во время молитвы.

Прочтите это: Танк из конфет своими руками: сладкое украшение праздника

В нашей многонациональной стране, где культуры разных народов так тесно переплетены, тюбетейка перестала быть атрибутом лишь татар, мусульман. Эта красивая, ажурная легкая шапочка одевается как мужчинами, так и женщинами по любому поводу. Она надежно прикрывает голову во время солнцепека, при этом не требует дополнительных аксессуаров. Именно поэтому вязанные легкие тюбетейки стали популярны.

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком.
Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Ткани и декор

Если раньше самым ходовым материалом в костюмах татарских народов был бархат, дополненный несколькими метрами позумента из золотых нитей, то сегодня ассортимент, безусловно, расширился. Все чаще в натуральные ткани добавляют волокна синтетики, чтобы платья становились более практичными. Свадебные наряды стандартно шьют из атласа, парчи, дюпона, жаккарда. Как и во всем мире, в тренде тончайшие кружева, подчеркивающие женственность, нежность и воздушность свадебного образа.

Многочисленные модернизированные идеи оформления венчального наряда в большинстве имеют европейские корни. Татарская вышивка – то, что осталось в свадебных платьях неизменным: колоритные золотистые орнаменты, растительные мотивы украшают рукава, подол юбки, фату или хиджаб. Эта отличительная черта придает облику невесты особого шарма, женственности, королевской неповторимости, да и выглядит подобное украшение очень дорого и утонченно.

Немного истории

Разумеется, национальный татарский костюм имеет свою историю. Она берет свое начало с 18 века, но последние изменения были внесены немного позже. Данный предмет гардероба постоянно корректировался, однако общие черты оставались нетронутыми.

Стоит уточнить, что многое зависело от местности представителей и определенной религии. Самое большое влияние оказали поволжские татары и, конечно, ислам.

У крымских татар костюм значительно отличался. Они ввели в моду широкие юбки, делающие акцент на объемных бедрах. В других регионах платья были в форме клина.

Этот народ полагал, что душа человека покидает тело через какие-то дырки и отверстия. Поэтому к порезам и порванным материалам они относились с особым трепетом. Татары считали, что они могли спасти жизнь только магическим оберегом. Для этого края или любые вырезы обрабатывались специальными узорами. Раньше это были стрелы, но они довольно скоро заменились завитками.

Наряды украшались орнаментом только в определенных местах. Зона таза считалась тайной и очень интимной, поэтому ее никогда ничем не обрабатывали. Грудь воспринималась по-другому, ведь женщины ей кормили детей. Именно поэтому данный участок всегда украшали магическими знаками в виде орнамента.

Классический национальный костюм представляет собой союз шароваров и рубахи-платья. Сверху обычно надевался халат или кафтан. Также наряд любили дополнять легкой верхней одеждой из конопли или льна. Это изделие не имело подкладки, а называли его чобой. Что касается женщин, то они чаще носили жилеты или фартуки.

Татарские наряды всегда выделялись среди других своей яркостью и обилием украшений.

Шьем головной убор из шарфа: инструкция, фото

Головной убор из шарфа

Если у вас дома есть вязаный шарф, который вы уже не носите, то вы можете сшить из него детскую шапку. Вот инструкция, как это сделать:

  • Сначала осмотрите шарф на наличие разного декора: пайетки, кисточки, бусины и так далее. Если на изделии есть какие-то подобные элементы, уберите их.
  • Теперь измерьте голову ребенка и перенесите мерку на полотно шарфа. Должен получиться прямоугольник. Оставьте припуски на швы.
  • Сшейте прямоугольный отрез из шарфа с двух сторон с изнаночной стороны. Швы будут с боков будущей шапки. Сверху получится сгиб.
  • Выверните изделие на лицевую сторону. Прошейте сверху углы, чтобы получились ушки. Можно их просто завязать декоративной тесьмой в тон шапки или нитками от шарфа.

Вариант пошива шапки из шарфа

Если шапка однотонная, то можно вышить на передней детали мордочку какого-то животного (мишки, котика). Также можно пришить другой декор.

Шапка готова, осталось пришить ленточки для завязок, если нужно. Можете надевать изделие на малыша — получилось оригинально и красиво.

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами

Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги

В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Сшить красивый головной убор своими руками — детский, в виде косынки: выкройка

То что сделано мамиными руками, выполнено с любовью. Малыш будет с удовольствием носить шапку, сшитую и декорированную мамиными руками. Вы можете украсить головной убор по своему вкусу, проявляя фантазию: кружевами, вышивкой, аппликацией и другим декором.

Шапка с бантом

Детский головной убор своими руками

Понадобятся такие материалы:

  • Трикотажная ткань размером 1,5 метра на 30 сантиметров
  • Нитки в тон ткани
  • Булавки
  • Элементы декора или немного ткани для создания банта, как на фото

Шапка будет состоять из двух слоев. Размер выкройки подойдет для ребенка 5-9 лет, на объем головы примерно 48-50 см. Вот выкройка:

Выкройка для детского головного убора своими руками

С каждой стороны прибавьте по 10 мм на швы, а на клиньях достаточно прибавить по 7 мм. Теперь вырежьте выкройку из бумаги и перенесите на ткань.

  • Накладывается выкройка и рисуется по изнанке.
  • Вырезайте с учетом припусков на швы.

Выкройте и вырежьте деталь

  • Прошейте сначала верх — соедините все клинья.
  • Затем сверните шапочку пополам и сколите булавками по бокам.

Сшейте деталь головного убора

  • Сшейте боковину получившейся детали.
  • Затем выкройте и сшейте по такому же принципу внутреннюю часть шапочки (боковину этой детали не сшивайте).
  • Внутренняя часть получится чуть меньше по размеру. Это нужно для того, чтобы она хорошо зашла в наружную часть шапки.
  • Не переживайте, что шапка будет мала, так как размер определяется по внутренней детали.

Выверните на лицевую сторону

  • Теперь вложите внутреннюю часть в первую деталь лицевой стороной друг к другу.
  • Закрепите край булавками и прострочите по изнанке.
  • Выверните сшитые детали на лицевую сторону.

Сшейте основную деталь и подклад

Зашейте шов внутренней части потайным швом. Шапка готова.

Теперь ее можно отутюжить и носить. Но можно и сделать интересный декор в виде банта, вышивки или аппликаций. Бант шьется просто:

  • Вырежьте полоску из ткани, из которой вы шили шапочку, размером 20х5 см.
  • С изнанки прошейте, оставляя один край незашитым.
  • Выверните на лицевую сторону. Прошейте оставленный край потайным швом.
  • Из этой же или другой ткани сделайте ленту и перевяжите бант.
  • Осталось только пришить бантик на место. Готово.

Головной убор на лето в виде косынки

На лето малышу можно сшить головной убор в виде косынки. Его преимущество в том, что не нужно мучиться с завязками, он хорошо сидит на голове, удобен.

Головной убор на лето в виде косынки

Выкройка такой косынки. Для ее пошива понадобится немного ситца, небольшой кусочек бельевой резинки.

Выкройка для головного убора на лето в виде косынки

Этапы выполнения работы:

  • Все детали обметайте оверлоком или другим швом.
  • Сшейте 2 выкроенных прямоугольника с изнанки по длинным краям. Выверните на лицевую сторону и проутюжьте.
  • Сделайте 2 отсека для резинки в середине: отступите от края 1 см вначале и не дострачивайте до конца 1 см. По узким краям загните по 1 см внутрь и прогладьте.
  • Вшейте резинки 2 штуки по 4 см. Чтобы было удобно пристрачивать резинки, приколите на их края по булавке.
  • Пришейте сначала резинки с одного края, потом потяните за булавки, материал будет присборенным, и пришейте со второго края. Должна получиться присборенная деталь.
  • Основные части косынки прострочите по краям. Можно просто подвернуть край, а можно использовать декоративную строчку с контрастными нитками.
  • Теперь соберите края основы и вставьте в присборенные детали с резинками. Наметайте и пришейте на машинке.

Прошейте на машинке

Косынка готова. Можно пришить еще какой-то декор или обойтись без него.

Головной убор быстро — без выкройки

Стоит отметить, что можно быстро сшить шапку для малыша и без выкройки. Для этого понадобится только материал, например, может подойти даже старая кофточка или футболка, и шапка, которую малыш уже носит. Вот этапы создания шапки:

  • Сверните ткань или изделие пополам и приложите старую шапочку крохи.
  • Вырежьте детали с припуском на швы.

Головной убор без выкройки

Также вырежьте еще и подворот.

Вырежьте детали

  • Получившуюся деталь подворота сложите пополам.
  • Затем вставьте ее внутрь шапки и прошейте боковины.

Вставьте одну деталь внутрь другой

Обновка готова, можете примерять на своего малыша.

Шапка готова

Посмотрите в видео, которое находится ниже, как еще можно сшить шапку и снуд для ребенка. Мастерица делает это за 10 минут — быстро и просто.

Татарская женская национальная одежда

В татарских семьях издревле было принято учить девочек шить. Это считалось обязательным умением, как писать и читать. Поэтому, изготавливая вещи для себя, женщина вкладывала в них все мастерство. Женский костюм был бы обычным и невзрачным, если бы его так не расшивали узорами и драгоценностями.

В него обязательно входили:

  1. Широкая длинная рубаха с рукавами;
  2. Сверху надевали распашную жилетку, сшитую из бархата;
  3. Головной убор (калфак), определяющий возраст девушки и ее семейный статус. Белый носили незамужние, другие цвета использовали в зависимости от клановой принадлежности;
  4. Платок или шаль поверх калфака.

Конечно, сегодня редко встретишь одетую таким образом женщину. Но на праздники многие татары наряжаются в национальные платья, чтобы отдать дань традициям.

Особенности

Традиционное татарское свадебное одеяние обязательно должно быть целомудренным, прикрывающим все тело новобрачной: шею, зону декольте, руки, ноги. Оставлять открытыми для взоров гостей разрешалось лишь кисти рук и лицо.

Татарские костюмы характеризуются ярким цветом, присутствием бархата и узоров, по большей части золотого цвета. Основные черты и детали национального венчального наряда:

  1. Юбка длиною в пол – основной и важный элемент образа. Она богато расшивается золотыми нитями, из которых «рисуются» красивейшие татарские орнаменты.
  2. Воротник-стойка, закрывающий зону декольте.
  3. Длинные, непрозрачные рукава – они могут быть расклешенными или прямыми.
  4. Камзол (длинный или короткий), повторяющий цветовую тональность платья.
  5. Феска – головной убор, позаимствованный у турок в начале 20 века, либо же калфак – свадебная национальная шапочка.
  6. Колоритная обувь: цветные балетки из натуральной кожи или остроносые татарские туфли, расшитые золотистыми узорами. Носились также легкие ажурные сапоги.
  7. Звенящие красивые монетки, которые татары называют солпами. Они становились обязательным дополнением образа новобрачной. В целом обилие дорогих украшений – крупных серьг, многочисленных браслетов и прочих драгоценностей – свидетельствовало о статусе невесты в обществе и богатстве ее жениха. Только вся эта «красота» должна была гармонично вписываться в общий образ и праздничный наряд.

На современных татарских свадьбах все чаще встречаются венчальные платья, стилизованные из европейских манер, но особый колорит национального костюма в них все-таки сохраняется. Традиционный головной убор надевают все реже, вместо него используют хиджаб, или просто пышную фату, подчеркивающую красоту прически. Из обуви невесты предпочитают туфли на невысоком каблуке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector