Папаха кавказская

ЧЕЧНЯ. Чеченская папаха — «шапка для чести»

ЧЕЧНЯ. Папаха – традиционный головной убор, популярный у горских народов и русских казаков на Кавказе. Знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев даже на паспорт сфотографировался в папахе, хотя это противоречило советским законам. Однако мало кто знает, что чеченская папаха имеет отличия от меховых шапок соседних народов.

Когда и как появились папахи

Никто точно не знает, когда папахи впервые появились на Кавказе. В статье, опубликованной исследователями Академии наук Чеченской Республики, приводится интересная легенда о происхождении этого головного убора, которую рассказывали вайнахские старожилы. Согласно сюжету, ещё в VII веке чеченцы, услышавшие о проповеди Мухаммеда, отправились на Аравийский полуостров, чтобы принять ислам. Путь был неблизок, и когда горцы добрались до Медины, их ноги оказались сбиты до крови. Увидев паломников в таком плачевном состоянии, посланник Аллаха дал им каракулевые шкурки, чтобы обертывать ими ноги. Но чеченцы решили, что шкурки слишком красивы, да и уважение к Мухаммеду не позволило им воспользоваться его советом. Вместо этого кавказцы решили использовать каракуль для пошива высоких шапок, чтобы носить их с гордостью.

Особенности чеченской папахи

По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.

В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.

Папаха как символ чести и достоинства

Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.

Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.

«Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.

Горцы говорили, что «шапку носят не для тепла, а для чести». По этой же причине папаху не снимали и в помещении, даже если было жарко. Эта традиция имела определённые негативные последствия. Когда чеченцев и ингушей сослали в Казахстан, сотрудники НКВД распространяли среди местных жителей самые нелепые слухи – дескать, новые поселенцы едят людей, а на голове у них рога. Чтобы убедиться в этом, казахи порой пытались сорвать с кавказцев папахи. Это приводило к дракам и даже убийствам, поскольку считалось недопустимым посягательством на честь.

Однажды в ходе подобного конфликта от рук чеченца Жавлади Джанаралиева погиб комендант города Алга в Актюбинской области. Казах пришёл к горцам во время празднования Курбан-Байрама и начал срывать с уважаемых старейшин папахи, требуя показать ему «рога». Джанаралиев заступился за своих соотечественников и убил коменданта, за что был приговорён к 25 годам лишения свободы.

checheninfo.ru

После революции

Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.

Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине «Этно-Шоп». На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.

Читайте далее:

Уход за шерстяными изделиями. как ухаживать за шерстяным пальто, папахой и свитером

Что такое шапка кубанка? история появления кубанки. каково ее значение сегодня? образы с кубанкой для модниц.

История кроссовок: история появление обуви  «сникеры»

Что такое малахай, что это означает: история возникновения, как носят малахай в наше время

Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история

Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма

Лампасы на брюках: что это такое, история и современность детали

История рюкзака: история создания рюкзака и типы рюкзаков

Что такое треуголка? описание головного убора, история, предназначение. что означает треуголка в россии? интересные факты.

Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Бейсболка это: описание, история и особености головного убора

История валенок: когда появились на руси, кто придумал, интересные факты о валенках

Сафьяновые сапоги — что это такое: история, особенности выделки сафьяна

Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности

Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время

«Шапка из каракуля»

Есть еще одна категория людей, для которых папаха каракулевая – это стильный и дорогой элемент одежды. Модники с особым старанием изучают рисунок меха, его густоту, цвет и шелковистость.

Ведь ценность представляет шкурка, снятая на 1-3 день после появления ягненка на свет. А дальше с каждым днем мех грубеет, теряет блеск и отчетливость рисунка. Трудно представить, но завитки шерсти у каждого животного свои, неповторимые, как линии на ладони у человека. Правда, условно рисунки все же можно разделить на категории:

  • если расположение завитков хаотичное, то такой «материал» относят к разряду дешевых;
  • а вот выстроенные в своеобразные ряды завитки шерсти делают каракуль ценным, а вещь из него очень дорогой.

Итак, у настоящего каракуля строго определенная длина меха на завитках, а сами они выстроены в конкретный рисунок. Но это еще далеко не все.

Скажем откровенно: качество этого материала определяется по 20 параметрам!

Каракуль удивительным образом держит форму, ведь короткий ворс не оттягивает шкурку, поэтому материал и используют для изготовления высоких папах.

Модницы же с удовольствием носят легкие, элегантные шубки их этого материала. Модники по достоинству оценили спортивные куртки и классические пиджаки, которые смотрятся просто роскошно.

Так что купить папаху каракулевую – это одно, а вот использовать ее по назначению – это другое. Будьте внимательны!

Особые породы коз и овец

Чаще всего, для изготовления этих шапок использовали овечью шерсть, реже – шерсть особых пород коз. У нас в магазине вы можете купить папаху из козьей или овечьей шерсти. Наиболее популярными были длинношерстные папахи, из шкур особых баранов, которые давали длинное, мягкое и шелковистое волокно. Пастухи, носившие такие папахи, могли использовать их в качестве подушек, так как на них было комфортно спать. Эти шапки считались повседневным головным убором. Парадными же были длинношерстные папахи, сделанные из шерсти коз крайне дорогой ангорской породы, которая на шапки шла довольно редко.

Однако, бессменной классикой и роскошью считались, и считаются до сих пор, каракулевые папахи, которые делаются из шкур молодых ягнят. Также эти шапки называются «бухарскими». В отличие от папах с длинным ворсом, которые по большей части так и остались атрибутом горцев, каракулевые прочно вошли в обиход казаков из разных войск. Впрочем, многие из них делались из иного материала, схожего по виду с каракулем, но отличным по своему составу и происхождению. Кстати, настоящую каракулевую папаху видно сразу – шерсть на ней долго не портится если правильно за ней ухаживать, а все завитки остаются на месте, даже если очень сильно сминать и трепать шапку. При прямых солнечных лучах, шерсть на каракулевой папахе переливается и сияет, а на ощупь она мягкая, как шёлк.

Возвращение папахи после революции

Революция 1917 года ознаменовалась не только переворотом власти, но и сменой национальной одежды. Казакам запретили носить привычные папахи, заменив их буденовками.

Разрешение на ношение традиционного головного убора войска получили в 1936 году. Шапки были черными, невысокими с нашивками в форме креста. Золотые цвета полос были у офицеров, черные – у рядовых. Спереди шапку украшал знак армии – красная звезда. Спустя четыре года папаху сделали головным убором высшего офицерского состава, а после смерти В. Г. Сталина ее было принято носить и у членов политбюро.

Для казака папаха – это символ гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение и уважение остаются.

Казачьи папахи

От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.

Технически к шапке прикреплялся особый колпак, в который был вложен стальной каркас. эта конструкция называлась «тумак». Многие филологи связывают выражение «надавать тумаков» с этим видом папах. «Надавать тумаков» – значит, побить шапкой. Дело в том, что папаха с тумаком служила не только защитой, но и оружием: ею можно было отбиваться, и серьёзно ранить неприятеля, когда дело доходило до рукопашной схватки.

Цвета казацких папах в дореволюционное время могли быть разных оттенков, за исключением белого, а в период военных действий – черного цветов. Также запрещалось носить папахи ярких оттенков. По большому счёту, вид и форма папах была практически одинаковой во всех войсках – они были чаще всего цилиндрической формы, реже конусообразные. Отличался только верх – «крышка» папахи.

Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.

Мужской национальный костюм

Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.

Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи.

Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.

Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.

Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма.

Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.

Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.

Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц.

Для производства использовали только качественную овечью шерсть.

Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.

Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги. Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины. Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.

Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина.

Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.

Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.

Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия.

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Речь пойдёт о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.

Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Все дело в шляпе

18:50, 09 июня 2012

 Мужские головные уборы на Северном Кавказе, как я уже писала раньше, очень красноречивы – они не только показатели социального статуса и материального  достатка, но и послание людям о самих себе. Почти что зашифрованный в материальном предмете текст. В период социальных изменений – войн и революций – мода на мужские головные уборы изменяется по своим собственным законам; с одной стороны, стиль «милитари», и так характерный для облика кавказских мужчин, получает свое дальнейшее развитие, с другой стороны, появляются новые «гибридные» формы традиционных вещей.

В период Отечественной войны и пребывания балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев в Средней Азии в связи с депортациями на Северном Кавказе распространяется гибридная форма меховой шапки. С одной стороны – похожа на папаху, с другой – шапка-ушанка. Такая меховая шапка, действительно, была похожа на папаху, расширялась сверху, но при «виде сверху» обнаруживались уши, как у шапки-ушанки, которые никогда ни при каких условиях не опускали вниз.

Шапки – ушанки в Карачае и Балкарии были известны и ранее, в конце ХIХ в. Для этого типа шапок (для верха) использовали тщательно отделанную и окрашенную кожу. Проникали они в Карачай и Балкарию через дагестанцев и отчасти жителей казачьих станиц. Кстати, дагестанские мастера скоро стали монополистами шапочного ремесла. Перед Октябрьской революцией в Карачае и Балкарии начали носить ушанки фабричного изготовления, которые по престижности ценились ниже, а выше всех ценились изделия дагестанских мастеров. Понятие «дагестанская шапка-ушанка» стало синонимом изделия класса люкс.  В Дагестане лучшими мастерами- шапочниками считались лакцы и даргинцы, которые являлись и основными поставщиками среднеазиатского каракуля в Дагестан и в другие районы Кавказа, в том числе в Карачай и Балкарию.

Шапки-ушанки в 1970-1980-е гг. стали шить из меха норки, и это считалось особым шиком, на взрослых людях такие шапки выглядели солидно, а на молодых – немного смешно.

Традиционная для Кавказа войлочная шляпа сохранила свои позиции в 1920-х гг. и в селах, и в городах.  Войлочная шапка оказалась  консервативной как по форме, так и по технике изготовления и употребляемому сырью на протяжении длительного времени.

Балкарцы, голодающие на Манежной площади в 2011 году.. Фото с сайта http://infox.ru

Нарядные белые войлочные шляпы в предвоенные годы носили вместе с городским костюмом европейского типа. В период расцвета СССР шляпы такого типа носили на курортах, но обычно такие шляпы предпочитали старики.

Особенным спросом пользовались карачаевские и балкарские войлочные шляпы, они  изготовлялись широко и на рынок.

Войлочные шляпы с широкими полями в Карачае и Балкарии могли надевать и женщины во время сельскохозяйственных работ, чтобы уберечься от солнечных лучей. Но специально для женщин войлочных шляп не делали, они просто временно пользовались мужскими, их в каждой семье было предостаточно, поскольку для каждого мужчины в семье каждый год  готовили по нескольку шляп. 

Что касается головных уборов «некавказского типа», то они  проникали в быт медленно и с трудом. Горцы сразу признали фуражки военного типа. К кепкам, появившимся в конце 1930-х гг., отношение было настороженным и не лишено иронии – они назывались «блинчик». Однако советская и партийная номенклатура быстро адаптировала кепки, которые назывались «ленинки» — это кепки со сдвинутой назад тульей, как носил Ленин. Позже кепку стали носить обычным способом – с тульей, сдвинутой на козырек. Однако кепка считалась простым и дешевым головным убором.

Кепка-аэродром стала частью образа кавказца в 1950-1980-е гг.

Есть версия, что мода на кепки на Кавказе испытала влияние сицилийской моды и темы «крутых сицилийских парней».

В 1950-60-е гг. наступает период шляп. Фетровые, капроновые, соломенные шляпы быстро стали атрибутом мужского костюма, а фетровые шляпы  удерживают свои позиции у старшего поколения до сих пор. Во многих учреждениях на Кавказе мужчины обязательно держат на работе шляпу на случай, если внезапно нужно поехать на похороны.

Фетровая шляпа товарища Саахова из «Кавказской пленницы» не выдумка режиссера, а реальность времени..

В 1950-1950-е гг.  уже шьют громадные кепки, намного шире головы. Шутник-кавказец в кепке-аэродроме, щедрый, любвеобильный, веселый стал расхожим символом, шагнувшим из грузинского кинематографа в анекдоты и реальную жизнь.  

Кавказские традиции

И все же, никто не ценит так папаху, как горцы, для которых она является национальным атрибутом. На Северном Кавказе специально разводят овец ценных пород, шерсть ягнят которых способна конкурировать с мировыми аналогами.

Конечно, качественная папаха, каракуль для которой «выращен» в чистых высокогорных районах с соблюдением всех «правил» выпаса и кормления, заметна сразу.

Именно такую вещь стараются приобрести в качестве дорогого подарка уважаемому мужчине. Потому что для кавказца папаха – это предмет гордости! Недаром горцы говорят, что папаха носится вовсе не для тепла, а для чести. Ее даже уронить считается неприличным, а уж тем более потерять. Каждый мужчина на Северном Кавказе знает, что если голова на плечах цела, то на ней должна находиться папаха.

Интересно, что даже выкроена такая шапка по-особому. Вы заметили, что горцы ходят с гордо поднятой головой? Конечно, это во многом определяется менталитетом и все же, не последнюю роль здесь играет все та же папаха – это она «не позволяет» кланяться без причины.

Даже если кавказец пришел к другому «бить челом», то, в отличие от русского просителя, он никогда не снимет папаху. Правда, есть одно исключение – если мужчина просит прощения за кровную месть. Поэтому особой обидой считается, если в порыве спора национальную шапку сбили на землю. Вообще, на Кавказе популярна такая присказка, что потерять папаху можно только с головой.

И настоящий горец живет по такому принципу. Известный в нашей стране артист балета Махмуд Эсамбаев, будучи депутатом Верховного совета в Советском Союзе, на заседаниях всегда был в головном уборе, потому что, это была папаха!

А еще ходят слухи, что гордые кавказцы не пользуются сейфами – в качестве секретного «ящика» у них выступает опять же головной убор. И в это можно поверить, а вот проверять не стоит: помните, что сбитая шапка – это обида и унижение. А обижаться и мстить горцы умеют.

Убедительная просьба: если вы делаете подарок в виде дорогой папахи уважаемому человеку, но он «пришлый» на Кавказе, расскажите ему о традициях, научите, что эта шапка должна стать единым целым с его мудрой головой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector